«ШуШшшум-Шигмак» #2и©Ш, 2021 а ECONOMIC sciences
45
ECONOMIC SCIENCES
УДК 658.5.011
Луценко А. И.
Киевский национальный экономический университет им. Вадима Гетьмана
DOI: 10.24412/2520-6990-2021-21108-45-47 СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Lutsenko A. I.
Kyiv National Economic University named after Vadym Hetman MODERN ASPECTS OF BUSINESS PROCESS MANAGEMENT OF THE ENTERPRISE
Аннотация.
В статье рассматривается современный подход к управлению бизнес-процессами предприятия. Целью статьи является выделение перспективного направления развития системы управления бизнес-процессами - использование информационных технологий в этой сфере. Кроме того, рассматривается классификация бизнес-процессов на основные, вспомогательные, а также бизнес-процессы управления и развития. Подчеркивается, что управление бизнес-процессами предприятия связано с внедрением новых подходов к повышению эффективности работы предприятия, ростом результативности, производительности за счет совершенствования деятельности. От применения новейших технологий и использования современных знаний зависит, как будет сформирована система управления бизнес-процессами, и, следовательно, как будет функционировать предприятие.
Abstract.
The article discusses a modern approach to the management of business processes of an enterprise. The purpose of the article is to highlight a promising direction for the development of a business process management system - the use of information technology in this area. In addition, the article considers the classification of business processes into main, auxiliary, as well as business processes of management and development. It is emphasized that the management of business processes of an enterprise is associated with the introduction of new approaches to improving the efficiency of the enterprise, increasing efficiency, productivity through improving activities. The application of the latest technologies and the use of modern knowledge determines how the business process management system will be formed, and, therefore, how the enterprise will function.
Ключевые слова: бизнес-процесс, предприятие, инновация, информационные технологии, хозяйственная деятельность.
Keywords: business process, enterprise, innovation, information technology, economic activity.
В современных условиях различные предприятия функционируют как сложные социально-экономические системы в достаточно меняющихся условиях. В первую очередь, это может способствовать возникновению различных угроз эффективности их функционирования. Но, кроме этого, изменчивость внешних условий функционирования предприятий также может свидетельствовать о наличии широкого круга возможностей для их дальнейшего развития. Это свидетельствует о том, что существующие стабильные правила, методы и технологии управления бизнес-процессами предприятий, которые использовались ранее, требуют постоянного мониторинга, анализа и оценки для того, чтобы быть способными обеспечивать эффективное развитие бизнеса.
Концепция управления бизнес-процессами сегодня является одним из перспективных решений проблемы улучшения результативности функционирования субъектов хозяйствования. Термин «бизнес-процессы» уже достаточно давно закрепился в отечественной науке, и в первую очередь его применение ученые связывают со сферой реин-
жиниринга деятельности организаций и стандартами, которые устанавливают правила разработки компьютеризированных систем управления.
Ярко выраженный управленческий смысл целенаправленной трансформации ресурсов в удовлетворение потребностей потребителей в продуктах (товарах, услугах, ресурсах), создание социально -экономической ценности, и неограниченность рамками предприятия, начиная с изучения рыночной потребности и заканчивая удовлетворением спроса потребителей, следует считать отличительными чертами бизнес-процесса. Однако процесс в кросс-функциональном понимании - микроэкономическом - представляет собой последовательность набора действий, осуществляемых во всех / нескольких подразделениях предприятия для решения одной из его задач; в монофункциональном понимании - последовательность «функциональных операций (работ), отдельных исполнителей потока работ, направленных на достижение определенного результата в рамках управленческой ответственности». Он, как и бизнес-процесс, горизонтально моделируется в форме последовательного связи «по-
46
ECONOMIC SCIENCES / «Шуушшшум-шугмау» #2и©ш, 2021
ставщик процесса ^ выработки процесса ^ потребитель процесса», однако не отражает синтеза функций менеджмента и не обязательно осуществляется на предприятии. Л.И. Галькив, Д.В. Грищук предлагают определять бизнес-процесс как управляемую, скоординированную, целенаправленную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процедур (операций, задач, функций, работ, видов деятельности, действий, подпроцессов, мероприятий, этапов и т.д.), которые имеют своих поставщиков и потребителей, оперируют определенными ресурсами - технологическими, временными, человеческими, информационными, финансовыми и т.д. - и, трансформируя входы в выходы, производят социально-экономические эффекты. Отдельный бизнес-процесс характеризуется: во-первых, имманентностью системообразующих связей между окружающей средой и между иерархизиро-ванными внутренними элементами с соответствующими рациональному управлению коммуникациями; во-вторых, поликритериальностью оценки результатов функционирования; в-третьих, способностью совершенствоваться (развиваться). Он может быть внешним, реализуя основную деятельность предприятия, и внутренним, способствуя организации и / или поддержанию основной деятельности; происходить по сценарию унитарного процесса или интегрированного процесса, состоять из консеквентных операций, которые являются совместимыми (комплементарными) и взаимодополняемыми (компатибильными). В качестве потребителя может выступать другой бизнес-процесс [1, с. 87]. Таким образом, управление бизнес-процессами предприятия всегда связано с внедрением новых подходов к повышению эффективности работы предприятия, ростом результативности, производительности за счет совершенствования деятельности, ресурсосбережением, сокращением расходов во всех видах деятельности предприятия и тому подобное. Вышесказанное обуславливает научный и практический интерес к различным аспектам совершенствования управления бизнес-процессами предприятия.
Перед отечественными предприятиями особенно остро стоит проблема разработки и практического использования механизмов управления эффективностью их хозяйственной деятельности в зависимости от стратегических целей предприятия, а также в зависимости от влияния факторов внутренней и внешней среды, в которой они осуществляют свою деятельность. Целесообразно обратить внимание на обоснование сущности и процесса формирования организационно-экономического механизма управления бизнес-процессами на предприятии. Ю.А. Силкина отмечает, что бизнес-процессы предприятия можно классифицировать на основные, вспомогательные, бизнес-процессы управления и развития. Сущность основных бизнес-процессов предприятия заключается в том, что они непосредственно ориентированы на производство продукции, являются ценными для потребителей и обеспечивают доход предприятию. В то время, вспомогательные бизнес-процессы предназначены
для обеспечения выполнения основных. Бизнес-процессы управления - те, которые предусматривают действенность всех функций управления и бизнес-системы в целом. Кроме того, выделяют бизнес-процессы, связанные с развитием, совершенствованием деятельности предприятия, например освоением новых направлений и технологий, внедрением разного рода нововведений на предприятии. Таким образом, организационно-экономический механизм управления бизнес-процессами предприятия следует рассматривать как совокупность всех его составляющих элементов с учетом конечного результата. Элементами организационно-экономического механизма управления бизнес-процессами на предприятии есть принципы, методы, средства и формы его реализации (которые являются элементами форм реализации организационно-экономического механизма управления предприятием). Если в этом механизме какой-то элемент окажется малоэффективным, то влияние несовершенства этого элемента будет чувствовать весь механизм управления и, соответственно, он будет менее результативным. Поэтому очень важно периодически сверять степень соответствия друг другу элементов механизма управления и в случае необходимости вносить коррективы [2, с. 575]. В этом контексте важным является использование информационных технологий в управлении бизнес-процессами. Прежде всего, это касается применения инновационных форм и способов развития бизнес-процессов предприятия, позволяют обеспечить повышение их эффективности. Инновации в управлении бизнес-процессами предусматривают применение передовых методов и инструментов управления и научных знаний.
Важной технологией в управлении бизнес-процессами предприятий промышленности является автоматизация производственной деятельности, что позволяет обеспечить комплексный подход к развитию и совершенствованию бизнеса в целом, в частности снижение рискового профиля. Это интеграция программных продуктов, таких как «Парус», 1С, Oracle E-business suite, ERP, SAP и др., которые позволяют повышать надежность и достоверность информационного поля. Безусловно, система автоматизации управления бизнес-процессами предприятий является лишь инструментом, который обеспечивает оперативное получение управленческой, финансовой и иной информации, в конечном итоге позволяет принимать правильные решения. Следует отметить, что на предприятиях смежных отраслей существуют принципиальные различия в организации и управлении бизнес-процессами, часто делает непригодным для использования стандартных технологий типа ERP-систем, поэтому каждое предприятие выдвигает различные требования к информационной поддержке процессов. Подобные задачи можно решить на базе использования и разработок собственных информационных модулей на основе интеграции программного обеспечения и использования инструментария для создания дополнительных приложений. Выше-
«шушетим-лшигмау» #2и©Ш, 2021 / ECONOMIC sciences
47
сказанное позволяет сделать вывод о том, что использование 1Т-технологий как инновационного инструмента в управлении бизнес-процессами с использованием процессного подхода, системы сбалансированных показателей, 1ТГЬ позволит решить ряд стратегических задач и повысить эффективность деятельности предприятия [3, с. 132]. Использование инновационных информационных технологий в управлении бизнес-процессами предприятия обеспечивает мобильность, гибкость, соответствие современным реалиям. Кроме того, на сегодняшний день инновационные технологии в управлении бизнес-процессами предприятия обеспечивают формирование целостной системы управления предприятием.
Проблема формирования эффективного управления бизнес-процессами предприятия была и остается одной из важнейших в теории и на практике. Именно от применения новейших технологий и использования современных знаний зависит, как будет сформирована система управления бизнес-про-
цессами, и, следовательно, как будет функционировать предприятие. Для повышения эффективности работы предприятия следует обязательно использовать комплексный подход к развитию и совершенствованию бизнес-процессов. Кроме того, важным является внедрение инновационных технологий в управление бизнес-процессами предприятия, что позволит развиваться предприятию и улучшить его конкурентные позиции на рынке.
Список литературы
1. Гальшв Л.1., Грищук Д.В. До питання генезису поняття «б1знес-процес» // М1жнародний нау-ково-виробничий журнал «Сталий розвиток еконо-мки» - №3 (32) - 2016 - С. 86-91.
2. Силшна Ю.О. Формування оргашзацшно-економ1чного мехашзму управлшня б1знес-проце-сами тдприемства // Молодий вчений - № 5 (69) -2019 - С. 574-578.
3. Харченко Т.О., Бондарук Ю.С. 1нновацшш технологи в управлшш б1знес-процесами тдпри-емств // Держава та репони. Сер1я: Економжа та тдприемництва - № 4 (109) - 2019 - С. 130-133.
удк 334.72
Остова С. К.,
викладач кафедри мгжнародного бизнесу та фшанЫв, Нацюнальний техтчний унгверситет «Хартвський полтехнгчний тститут»
Попкова С. О.,
здобувач, Одеська нацюнальна академ1я харчових технологт
Миколенко I. Г.,
кандидат економ1чних наук, доцент, Полтавський державний аграрний унгверситет
DOI: 10.24412/2520-6990-2021-21108-47-51 РОЗВИТОК СОЦ1АЛЬНОГО ПЩПРИеМНИЦТВА ЯК 1НСТРУМЕНТУ ВИР1ШЕННЯ
СУСПШЬНИХ ПРОБЛЕМ
Osypova S.,
teacher of department of international business and finances National technical university is the "Kharkov polytechnic institute"
Popkova S. O.,
applicant, Odessa National Academy of Food Technologies
Mykolenko I .H.
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Poltava State Agrarian University
DEVELOPMENT OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AS A TOOL FOR SOLVING SOCIAL
PROBLEMS
Анотацш.
В статтг розглянуто передумови становлення сощального тдприемництва, визначено його суспшьне значення та окреслено напрями його розвитку. Проанал1зовано фактори розвитку сощального тдприем-ництва в мгнливому середовищ1. З метою активгзацИ сфери сощального тдприемництва запропоновано розробку стратеги розвитку сощального тдприемництва в кра'ш, яка надасть можливкть виргшити економ1чт проблеми та допоможе у виконант сощальног Midi. Визначено що сощальне тдприемництво стане дieвим механiзмом вирiшення суспшьних проблем в Укра'т, коли тдприемництво охоплюе рiзнi со-щально незахищенi верстви населення.
Abstract.
The article considers the preconditions for the formation of social entrepreneurship, determines its social significance and outlines the directions of its development. Factors of social entrepreneurship development in a changing environment are analyzed. In order to intensify the sphere of social entrepreneurship, it is proposed to develop a strategyfor the development of social entrepreneurship in the country, which will provide an opportunity to solve economic problems and help fulfill the social mission. It is determined that social entrepreneurship will become an effective mechanism for solving social problems in Ukraine, when entrepreneurship covers various socially vulnerable segments of the population.