СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА
Н. А. ЩЕПОЧКИНА
В настоящей статье рассматриваются актуальные проблемы реформирования системы регулирования мирового финансового рынка. В частности, автором предлагается расширить институциональную структуру мирового финансового рынка с точки зрения деления институтов на участников и регуляторов, объектов и субъектов регулирования. В качестве иллюстрации проводится анализ современного мирового опыта в области модернизации практики надзора и регулирования финансовых рынков.
Ключевые слова: финансиализация, институциональная структура мирового финансового рынка, наднациональное регулирование.
Эмпирический анализ современной ситуации в мировой экономике позволяет нам утверждать, что глобализация, характерная для всех секторов мировой экономики, проявилась наивысшим образом именно в сфере международных финансов.
Вот уже нескольких десятков лет мировой экономике присуща четко выраженная тенденция к постоянному возрастанию потоков международного капитала. На рубеже веков международные финансовые операции стали динамичной силой, преобразующей финансовые системы отдельных стран и связи между ними. Национальные и региональные финансовые системы перестали существовать обособленно, и процесс их интеграции в мировой финансовый рынок стал неизбежен.
В связи с тем, что система финансовых рынков стала функционировать на глобальном уровне, возникла мировая финансовая сеть и стало очевидным формирование глобального интегрированного финансового рынка, рост масштабов которого качественно изменил сложившуюся в конце ХХ -начале XXI в. структуру мировой экономики. Иными словами, международные финансовые отношения из ранга «обслуживающих» мировую торговлю переросли в самостоятельные, задающие тон всей мировой экономической среде.
Для обоснования данного утверждения перечислим предпосылки перехода мировой экономики в новую стадию - стадию финансиализации:
- глобальное присутствие финансовых институтов;
- быстрое развитие финансовых инструментов и финансовых инноваций;
- отсутствие географических границ и временных рамок для проведения финансовых операций;
- дерегулирование рынков и сокращение контроля со стороны государства;
- либерализация международного движения капитала.
Термины «финансиализация» и «финансиали-зированная экономика» широко используются в современной научной литературе.
Американский экономист Дж. А. Эпштейн в своей монографии «Финансиализация и мировая экономика» (2005 г.) исследует взгляды экономистов на современное состояние экономики и объясняет феномен финансиализации возрастающей ролью финансовых мотивов, финансовых рынков и финансовых институтов в национальных и международных экономических отношениях.
Мы предлагаем следующее определение термина «финансиализация» - форма функционирования глобальной экономики, которая характеризуется преобладанием международных финансовых сделок (т. е. сделок с капиталом) в общей структуре международных отношений и подчинением реального сектора экономики финансовому.
Как известно, функционирование мировой экономики носит проциклический характер: периоды экономического роста сменяются рецес-сиями. Поэтому, с одной стороны, кризисы тормозят поступательное развитие экономики, а с другой - выявляют ее уязвимые области и способствуют ее переходу на качественно новый этап своего развития. То же самое относится и к мировому финансовому рынку, который в настоящий
период времени составляет ядро глобальной экономической системы.
В настоящей статье предлагается рассмотреть актуальные изменения в системе регулирования мирового финансового рынка. В этих целях автор ставит перед собой следующие задачи:
1. Определить концепцию регулирования мирового финансового рынка с институциональной точки зрения.
2. Изучить современный мировой опыт в области регулирования финансовых рынков.
3. Выявить актуальные направления посткризисного реформирования органов надзора и регулирования мирового финансового рынка.
Институциональная структура мирового финансового рынка
Мировой финансовый рынок отличается высокой степенью монополизации, его активными участниками являются первоклассные, обладающие солидной репутацией и предлагающие надежные гарантии институты: транснациональные корпорации, транснациональные банки, правительственные и муниципальные институты, международные экономические организации.
А. Г. Грязнова подразделяет институты мирового финансового рынка на две группы:
1. Реализующие финансовую политику (государственные и международные учреждения, которые выполняют такие функции, как установле-
ние и контроль за выполнением правил деятельности финансовых посредников, а также регулируют некоторые аспекты межгосударственных финансовых отношений).
В развитых странах институты этой группы, как правило, представлены такими учреждениями, как центральный (национальный) банк, министерство финансов или казначейство, а также организациями, регулирующими рынок ценных бумаг или рынок страховых услуг.
2. Финансовые посредники (совокупность финансовых институтов, основная функция которых заключается в аккумулировании денежных средств физических и юридических лиц и последующем предоставлении этих средств в виде кредитов хозяйствующим субъектам и другим заемщикам) [2].
К финансовым посредникам относятся коммерческие банки, инвестиционные банки, финансовые компании, страховые организации, взаимные фонды денежного рынка и др.
Опираясь на представленную институциональную структуру мирового финансового рынка, представляется целесообразным ее расширить, исходя из оказываемого финансовыми институтами влияния на процесс регулирования мирового финансового рынка, а также выявить объекты и субъекты регулирования.
Исходя из выполняемых финансовыми институтами функций, представим структуру мирового финансового рынка в следующем виде (рис. 1).
Регулятор
1 J
Базельский комитет по банковскому надзору, IOSCO, Совет по финансовой стабильности и др.
Национальные органы надзора и регулирования (Федеральная служба по финансовым рынкам, Financial Services
Саморегулируемые организации (Ассоциация российских банков, НАУФОР и др.)
Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.
Центральные банки, Министерства финансов / Казначейства
Регулятор + Участник
Транснациональные банки, инвестиционные фонды, страховые компании и др.
Участник
Рис. 1. Институциональная структура МФР с точки зрения процесса регулирования1
1 Составлено автором.
Из приведенной схемы можно сделать вывод, что институты на мировом финансовом рынке в процессе своей деятельности выполняют функции регуляторов и/или участников рыночных отношений. Иными словами, можно выделить следующие группы институтов на финансовом рынке: 1. Регуляторы финансового рынка. Международные организации разрабатывают универсальные стандарты в области осуществления деятельности участников мирового финансового рынка (например, банков, как это делает Ба-зельский комитет по банковскому надзору) или выделяют наиболее рекомендованные к использованию инструменты (примером служат рекомендации Международной организации комиссий по ценным бумагам). Выполняя эти функции, такие организации выступают регуляторами мирового финансового рынка на наднациональном уровне.
Такие органы надзора и регулирования, как, к примеру, Федеральная служба по финансовым рынкам в России, Комиссия по ценным бумагам в США, Управление финансовых услуг в Великобритании, следят за функционированием национальных финансовых систем и являются активными регуляторами на национальном уровне.
Саморегулируемые организации, представленные различными профессиональными ассоциациями, выполняют функции по содействию кооперации с национальными органами надзора и регулирования в целях защиты своих членов в процессе осуществлении профессиональной деятельности.
Следовательно, институты данной группы целесообразно классифицировать как субъекты регулирования на мировом финансовом рынке.
2. Участники мирового финансового рынка представлены различными финансовыми посредниками, осуществляющими свою деятельность на глобальном уровне, т. е. являющимися транснациональными. Их деятельность поддается контролю со стороны органов надзора и регулирования (как национальных, так и международных). Иными словами, финансовые посредники как участники мирового финансового рынка выступают объектами регулирования.
3. Интересна третья группа институтов, совмещающих в рамках своей деятельности на мировом финансовом рынке функции по непосредственному участию в рыночных отношениях с функциями регуляторов рынка. Примерами таких институтов служат Международный валютный фонд на наднациональном уровне и центральные банки или министерства финансов на национальном уровне. В данном случае такие организации являются как субъектами, так и объектами регулирования одновременно.
Определив функции институтов на мировом финансовом рынке с точки зрения их вовлеченности в процесс регулирования, выявим некоторые взаимосвязи.
Основываясь на используемой нами структуре (рис. 1), проанализируем этапы процесса регулирования мирового финансового рынка (рис. 2).
Универсальные стандарты в _ч форме «мягко-
Международные организации
ч_У
го» права -►
Национальные правительства
Жесткое законодательное регулирование
С \
Финансовые посредники
Рис. 2. Структура регулирования мирового финансового рынка1
Структура регулирования мирового финансового рынка с институциональной точки зрения представляет собой двухуровневую модель: наднациональное регулирование и регулирование, осуществляемое на национальном уровне.
В силу того, что международные организации не принадлежат юрисдикции ни одной из стран мира, они не имеют полномочий вводить какие-либо правила на законодательной (обязательной к исполнению) основе. Таким образом, их разра-
1 Составлено автором.
ботки носят рекомендательный характер (т. е. образуют так называемое мягкое право).
В свою очередь, национальные органы надзора и регулирования, действующие в рамках общемировой тенденции к унификации применяемых методов и способов регулирования финансовых рынков, адаптируют пригодные к применению международные рекомендации в зависимости от особенностей национального рынка.
Современный процесс регулирования мирового финансового рынка может быть охарактеризован следующими этапами:
1. Разработка международными организациями универсальных стандартов на наднациональном уровне в форме «мягкого» права.
2. Гармонизация национальных практик надзора и регулирования в соответствии с международными рекомендациями в русле общемировой тенденции к унификации.
3. Адаптация и внедрение в национальное законодательство пригодных к применению лучших мировых практик.
Мировой опыт регулирования финансовых рынков в условиях преодоление последствий глобального финансового кризиса
В условиях глобализации мирового финансового рынка целесообразно определить, какое воздействие на рынок и, в частности, на его участников оказывают международные и национальные регуляторы.
Цель регулирования мирового финансового рынка заключается в обеспечении глобальной финансовой стабильности, которая складывается из стабильности национальных финансовых систем.
Наднациональное регулирование мирового финансового рынка
В этих целях Международным валютным фондом совместно со Всемирным банком по инициативе стран группы G-7 была разработана Программа оценки финансового сектора (Financial Sector Assessment Programme, FSAP) и, в частности, ее модуль «Оценка стабильности финансового сектора» (Financial Sector Stability Assessment, FSSA), в которой учитываются микро- и макроиндикаторы деятельности финансовых институтов, правительств, корпораций и физических лиц. Важность такого подхода заключается в комплексном анализе запаса прочности финансовой системы страны.
В рамках выполнения программы FSAP национальный регулятор осуществляет стресс-тесты финансового сектора для определения эластичности системы (т. е. ее способности к восстановлению) при различных сценариях.
Однако глобальный кризис конца 2000-х гг. поставил под вопрос эффективность и адекватность существующих методов надзора и регулирования на современном этапе, что заставило мировое сообщество искать новые эффективные пути реформирования системы регулирования мирового финансового рынка.
В рамках решения этого вопроса представителями международных организаций и объединений было решено, что наиболее эффективным
шагом в области отслеживания степени устойчивости глобальной экономики перед кризисами будет служить развитие макропруденциального подхода к анализу состояния мирового финансового рынка.
Так, МВФ и Всемирный банк обновили FSAP, приняв во внимание выявленные кризисом недостатки прежней версии программы:
1. Оценка финансовой стабильности в рамках FSAP стала обязательной для проведения один раз в пять лет для 25 стран, финансовый сектор которых является системно значимым, учитывая его размер и интегрированность в мировую экономику (включая Россию) [3].
2. Введен ряд новых характеристик:
более прозрачные оценки при помощи введения матрицы оценки риска;
- усовершенствованный аналитический инструментарий, позволяющий лучше выявлять связи между экономикой в целом и финансовым сектором в частности и охватить более разнообразные источники риска;
- более гибкие оценки по модулям с учетом потребностей стран;
- усовершенствованный межстрановой сравнительный анализ;
- усиление адресности оценки соблюдения стандартов [1].
Эти новые характеристики, а также более частое проведение оценки финансового сектора, по мнению экспертов Фонда, будут способствовать усилению сопоставимости данных между странами и более адекватному отслеживанию вероятного наступления кризисных явлений.
В свою очередь, специализированные глобальные регуляторы осуществляют свою деятельность, главным образом, в отношении деятельности конкретных групп участников мирового финансового рынка (банков, страховых компаний, инвестиционных фондов и др.).
Особое место среди международных стандартов регулирования финансовых отношений занимают рекомендации в отношении регулирования банковского сектора финансовой системы. Банковский сектор финансового рынка является системообразующим, поэтому разработка рекомендаций в области банковского надзора и регулирования имеет большое значение в системе регулирования мирового финансового рынка в целом.
Так, созданный при Банке международных расчетов Базельский комитет по банковскому надзору (БКБН, Комитет) разрабатывает рамочные стандарты в области ведения и регулирования банковской деятельности.
Основополагающими изданиями Комитета являются Основные принципы эффективного банковского надзора (Принципы) и Соглашения о достаточности капитала (Базель I, Базель II и Базель III).
Согласно Принципам БКБН рекомендует странам проводить оценку национальной системы банковского надзора и регулирования и выявлять существующие недостатки. В связи с этой рекомендацией обновленная система Принципов была введена в программу FSAP для более комплексной оценки финансовой стабильности национального финансового сектора той или иной страны.
С точки зрения Комитета следование Принципам - желательная перспектива для всех стран в области регламентации деятельности банков [4].
Другой специализированный регулятор, регламентирующий деятельность участников на фондовых рынках, - Международная организация комиссий по ценным бумагам (International Organisation of Securities Commissions, IOSCO), которая в своем программном документе «Цели и принципы регулирования фондового рынка» определила три основные цели их регулирования:
- защита инвесторов;
- обеспечение прозрачности и эффективности рынка и честных правил торговли;
- снижение уровня систематического риска [5].
Проведенный нами всесторонний анализ наднациональных рекомендаций в области регулирования мирового финансового рынка позволяет нам утверждать о комплексном характере охвата различных аспектов регулирования международных организаций.
Не менее существенное влияние в этой области оказал опыт регулирования финансовых отношений ряда государств, главным образом, наиболее крупных и развитых.
В связи с этим проведем анализ систем регулирования финансовых рынков в США и на территории Европейского союза.
Опыт регулирования финансового рынка США
Современная система регулирования фондового рынка в США в добавление к Комиссии по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission, SEC), которая осуществляет регулирование финансового рынка в США на федеральном уровне, дополнена, в частности, следующими надзорно-регулирующими органами, созданными в рамках имплементации реформы Wall Street Додда-Франка (Dodd-Frank Wall Street
Reform) и закона о защите потребителей (Consumer Protection Act) 2010 г.:
- Наблюдательным советом по финансовой стабильности (Financial Stability Oversight Council, FSOC), осуществляющим мониторинг системных рисков на финансовых рынках, угрожающих финансовой стабильности.
- Ведомством по финансовым исследованиям (Office of Financial Research, OFR), в функции которого будет входить ведение базы применяемых типов финансовых инструментов и базы институтов, осуществляющих деятельность на американском финансовом рынке.
- Бюро по защите потребителей финансовых услуг (Consumer Financial Protection Bureau, CFPB).
Американский опыт регулирования финансового рынка оказывает существенное влияние на процесс создания и реформирования системы регулирования финансовых отношений на мировом уровне. Главным образом это проявилось в практике обеспечения беспрецедентно высокого уровня прозрачности финансового рынка США и в усиленном внимании к защите потребителей.
Опыт регулирования финансового рынка Европейского союза
В силу масштабов финансового рынка Европейского союза и степени его влияния на мировой финансовый рынок рассмотрим функции надзор-но-регулирующих органов ЕС.
Современная структура органов надзора и регулирования на европейском финансовом рынке (European System of Financial Supervision, ESFS) призвана обеспечивать надзор и регулирование по двум направлениям: макро- и микропруденциальному. В целях анализа макропруденциального (или, иными словами, системного) риска был создан Европейский совет по системному риску (European Systemic Risk Board, ESRB).
Для осуществления микропруденциального надзора в рамках ESFS образована новая структура, состоящая из трех организаций (European Supervisory Authorities, ESAs) во главе с Объединенным комитетом ESAs (Joint Committee of European Supervisory Authorities).
Согласно новой структуре ESAs надзор в банковском секторе осуществляет Европейское банковское ведомство (European Banking Authority, EBA), на фондовом рынке - Европейское ведомство по ценным бумагам и рынкам (European Securities and Markets Authority, ESMA), а на рынке страхования и пенсионных накоплений - Европейское ведомство по страхованию и
трудовым пенсиям (European Insurance and Occupational Pensions Authority, EIOPA).
Опыт регулирования финансового рынка Великобритании
В рамках европейских преобразований Великобритания активно проводит реформирование своей национальной системы надзора и регулирования финансового рынка в русле гармонизации национальных механизмов с наднациональными.
В настоящее время функции надзора и регулирования финансового сектора Великобритании распределены между следующими регуляторами:
1. Комитет по финансовой политике (Financial Policy Committee, FPC), входящий в структуру Банка Англии и осуществляющий мак-ропруденциальный надзор финансового сектора.
2. Орган пруденциального регулирования (Prudential Regulation Authority, PRA), входящий в структуру Банка Англии и выполняющий функции микропруденциального надзора за деятельностью кредитных организаций (deposit-taking institutions), страховых компаний и инвестиционных банков.
3. Управление по защите прав потребителей (Financial Conduct Authority, FCA), в функции которого будет входить гарантия того, что предоставление финансовых услуг и деятельность на финансовом рынке полностью удовлетворяют интересам потребителей, а также повышение доверия к финансовым рынкам в целом.
На основе проведенного анализа современного мирового опыта устройства системы регулирования финансовых рынков выявим следующие тенденции:
1. Активно проводится адаптация международных рекомендаций не только в области применяемых стандартов и индикаторов, но и в части структурных изменений в национальных системах надзорно-регулирующих органов на основе мирового опыта.
2. Расширена деятельность регуляторов в области макропруденциального надзора (European Systemic Risk Board в Европейском союзе, Financial Policy Committee в Великобритании).
3. Усилена защита потребителей финансового рынка на национальном уровне благодаря созданию таких ведомств, как Financial Conduct Authority в Великобритании, Consumer Financial Protection Bureau в США.
Правительства, надзорные органы и международные учреждения играют важную роль в процессе функционирования мирового финансо-
вого рынка, давая обществу возможность воспользоваться потенциальными выгодами рыночной системы с разумной долей вмешательства со стороны. По нашему мнению, в условиях преодоления негативных последствий глобального кризиса 2007-2009 гг. необходима активизация усилий по разработке новых глобальных институциональных механизмов, поддерживаемых всеми участниками мирового финансового рынка. В условиях глобализованной экономики очевидна необходимость сотрудничества и координации действий национальных учреждений со специализированными учреждениями с многосторонним мандатом по наблюдению за действиями стран.
Однако до сих пор единообразие в подходах к регулированию финансовых рынков не достигнуто: перед национальными правительствами и регуляторами остро стоит вопрос о целесообразности и эффективности того или иного преобразования.
С точки зрения реформирования организационного каркаса финансового рынка автором предлагается универсальная модель системы надзор-но-регулирующих органов, основанная на следующих аспектах:
- защита потребителей финансовых услуг на мировом финансовом рынке;
- микропруденциальное регулирование и надзор за деятельностью участников финансового рынка;
- комплексное макропруденциальное регулирование финансового рынка;
- получение данных от органов микро- и макропруденциального регулирования, разработка мер по обеспечению финансовой стабильности на основе комплексного анализа предоставленных данных;
- мониторинг актуального мирового опыта и ответственность за его адаптацию в национальную практику.
По нашему мнению, подобное распределение функций в области надзора и регулирования финансовых рынков способно обеспечить наиболее комплексную оценку состояния финансовых систем на национальном и региональном уровне, а значит и способствовать поддержанию глобальной финансовой стабильности и недопущению глубоких системных кризисов в будущем.
Литература
1. Содействие сбалансированному мировому объему: годовой отчет МВФ 2010 [Электронный ресурс]. МВФ 2010.
2. Грязнова А. Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ. ред. А. Г. Грязновой. М., 2007.
3. Заявление по завершении миссии МВФ по оценке финансовой стабильности в рамках Программы МВФ по оценке финансового сектора (ФСАП) [Электронный ресурс]. URL: http://www.imf.org/external/ russian/np/sec/pr/2011/pr11132r.pdf
4. Симановский А. Ю. Базельские принципы эффективного банковского надзора. 2-е изд. // Деньги и кредит. 2007. № 1. С. 21.
5. Objectives and Principles of Securities Regulation. [Электронный ресурс] URL: http:// www.iosco.org/ library/pubdocs/pdf/IOSCOPD265.pdf.
* * *
REGULATORY FRAMEWORK OF THE GLOBAL FINANCIAL MARKET: THEORY AND PRACTICE
N. A. Schepochkina
In the present article actual problems of reforming of regulation system of the world financial market are considered. In particular, the author offers to expand institutional structure of the world financial market from the point of view of institutes division into participants and regulators, objects and subjects of regulation. The analysis of modern world experience in area of modernization of practice of supervision and regulation of the financial markets is carried out as illustration.
Key words: financialization, institutional structure of the global financial market, supranational regulation.