Научная статья на тему 'Современные аспекты обеспечения материальными ресурсами учреждений уголовно-исполнительной системы'

Современные аспекты обеспечения материальными ресурсами учреждений уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
564
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уголовно-исполнительная система / служба тылового обеспечения / продовольственная безопасность / самообеспечение / penitentiary system / logistics service / food security / self-sufficiency

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галина Зиновьевна Цибульская, Нина Михайловна Томина

В статье анализируются вопросы организации материального обеспечения учреждений уголовно-исполнительной системы, дается оценка задачам, выполняемым тыловыми службами учреждений в этой сфере в сложившихся экономических условиях. Предлагается вариант совершенствования структуры тыловых служб, штатного расписания отделений, обосновывается возможность материального стимулирования работников, выполняющих в нынешних условиях наряду со своими обязанностями отдельные функции тыловых подразделений. Представленная информация может быть интересна руководителям и практикам, занимающимся обеспечением уголовно-исполнительной системы материальными ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Галина Зиновьевна Цибульская, Нина Михайловна Томина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern aspects of providing institutions with material resources of the penitentiary system

The article analyzes the issues of organizing the material support of institutions of the penitentiary system, assesses the tasks performed by the rear services of institutions in this area in the current economic conditions. A variant of improving the structure of rear services, the staffing of departments is proposed, the possibility of material incentives for employees who, in the current conditions, perform, along with their duties, certain functions of rear divisions, is substantiated. The information presented may be of interest to managers and practitioners involved in providing the penal system with material resources.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты обеспечения материальными ресурсами учреждений уголовно-исполнительной системы»

УДК 332.05

DOI: 10.51522/2307-0382-2022-241-6-70-80

ГАЛИНА ЗИНОВЬЕВНА ЦИБУЛЬСКАЯ

доцент кафедры тылового обеспечения уголовно-исполнительной системы Академии ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный работник ФСИН России

И 89155933846@mail.ru Рязань

НИНА МИХАЙЛОВНА ТОМИНА

доцент Института Академии ФСИН России по кафедре бухгалтерского учета, анализа, финансов и налогообложения, кандидат экономических наук, доцент, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации И nineliya@list.ru, https://orcid.org/0000-0003-1020-603X Рязань

Современные аспекты обеспечения материальными ресурсами учреждений уголовно-исполнительной системы

Аннотация. В статье анализируются вопросы организации материального обеспечения учреждений уголовно-исполнительной системы, дается оценка задачам, выполняемым тыловыми службами учреждений в этой сфере в сложившихся экономических условиях. Предлагается вариант совершенствования структуры тыловых служб, штатного расписания отделений, обосновывается возможность материального стимулирования работников, выполняющих в нынешних условиях наряду со своими обязанностями отдельные функции тыловых подразделений. Представленная информация может быть интересна руководителям и практикам, занимающимся обеспечением уголовно-исполнительной системы материальными ресурсами.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, служба тылового обеспечения, продовольственная безопасность, самообеспечение

Для цитирования

Цибульская Г. З., Томина Н. М. Современные аспекты обеспечения материальными ресурсами учреждений уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 6. С. 70-80. https://doi.org/10.51522/2307-0382-2022-241-6-70-80.

08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (экономические науки)

В последнее десятилетие в системе, призванной исполнять уголовные наказания, проделана огромная социально ориентированная работа по качественному преобразованию осуществляемой деятельности. Решено много сложных задач, связанных с либе-

© Цибульская Г. З., Томина Н. М., 2022_

рализацией пенитенциарной политики и гуманизацией осуществления наказаний. Например, Россия - практически единственная страна в мире, где осужденным предоставлено право получать среднее и даже высшее образование, улучшать качество питания за счет про-

GALINA Z. TSYBULSKAYA

Assistant Professor of the Logistics Support Department of the Penitentiary System of the Academy of the FPS of Russia, Candidate of Law, Associate Professor, Honored Worker of the FPS of Russia

89155933846@mail.ru Ryazan

NINA M. TOMINA

Assistant Professor at the Institute of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia in the Department of Accounting, Analysis, Finance and Taxation, Candidate of Economics, Associate Professor, Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation nineliya@list.ru, https://orcid.org/0000-0003-1020-603X Ryazan

Modern aspects of providing institutions with material resources of the penitentiary system

Abstract. The article analyzes the issues of organizing the material support of institutions of the penitentiary system, assesses the tasks performed by the rear services of institutions in this area in the current economic conditions. A variant of improving the structure of rear services, the staffing of departments is proposed, the possibility of material incentives for employees who, in the current conditions, perform, along with their duties, certain functions of rear divisions, is substantiated. The information presented may be of interest to managers and practitioners involved in providing the penal system with material resources.

Keywords: penitentiary system, logistics service, food security, self-sufficiency

For citation

Tsybulskaya G. Z., Tomina N. M. Modern aspects of providing material resources to the institutions of the penitentiary system // Vedomosti of the penal system. 2022. No. 6. P. 70-80. https://doi.org/10.51522/2307-0382-2022-241-6-70-80.

08.00.05 Economics and management of the national economy (economic sciences)

дукции подсобного хозяйства и ряд других дополнительных привилегий.

Рыночные условия хозяйствования, упразднившие многое из накопленного опыта снабжения материальными ресурсами учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС) - новые об-

щественно-экономические отношения, вызванные изменениями в законодательстве, пандемией, вводом обусловленных временем особых условий в исправительных учреждениях и многими другими ситуациями в стране, отражаются на деятельности тыловых служб

ФСИН России. Так, разрыв существовавших многие годы горизонтальных экономических связей поставил перед тыловыми подразделениями десятки новых непривычных задач. Особенно это касается работы в области закупок материальных ресурсов необходимых учреждениям, которая вследствие резко возросшей конкуренции самостоятельности поставщиков продовольствия, техники и имущества для уголовно-исполнительной системы привнесла в сферу тыловых служб новые виды деятельности, требующие особых знаний и практики применения новой нормативно-правовой базы. Принятый в 2013 году Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) [1] потребовал согласования потребностей учреждений в материальных ресурсах с весьма ограниченными финансовыми возможностями. Решить эти сложные вопросы возможно лишь при наличии кадров, владеющих современной методикой закупок с учетом обеспечения полноты требований по удовлетворению материальных потребностей учреждений.

Новая Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 № 1138-р, предусматривает внедрение ряда неотложных мер в сфере материального обеспечения подразделений УИС [2]. Во многом это связано с тем, что материально-бытовые вопросы осужденных, заключающиеся в создании им необходимых вещественных, жилищ-но-бытовых и санитарно-гигиенических условий для жизни и организации полноценного качественного питания, которые существенно содействуют поддержанию жизнедеятельности, предупреждению и лечению заболеваний, а также процессу

перевоспитания, являются наиболее приоритетными и ощутимыми. Как известно, количество обращений осужденных к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации по этим вопросам имеет растущий тренд: на 24,8 % (1 234 обращения) в 2019 году и на 7,5 % (2 396 обращений) в 2020 году [3].

Названные обстоятельства в условиях системных финансовых ограничений вызывают потребность аналитического изучения вопросов материального обеспечения тыловыми службами учреждений и поиска мер, которые могли бы привести к позитивному изменению их функционирования. Объектом исследования явились проблемные вопросы организации материального обеспечения учреждений УИС в современных условиях. Цель исследования заключается в определении ориентиров решения названной проблемы и поиске направлений ее нивелирования с позиции обеспечения жизнедеятельности осужденных, подозреваемых и обвиняемых, повышения уровня работоспособности личного состава. В качестве информационной базы выступили как собственные наблюдения, так и работы исследователей и практиков по обозначенной проблеме и статистические данные. Методами исследования послужили наблюдения и системный анализ.

Служба тылового обеспечения учреждений исполнения наказаний включает ряд взаимосвязанных видов деятельности [4], которые в соответствии с проводимыми мероприятиями по внедрению рыночных отношений и механизмов, гуманизации пенитенциарной политики, Концепции развития уголовно-исполнительной системы претерпели в последнее десятилетие некоторые изменения.

Состав и функциональное содержание видов деятельности тыловой службы учреждений приведены в таблице.

Как видно из таблицы, служба тылового обеспечения УИС, выполняя

Таблица

Организация тылового обеспечения в УИС

№ п/п Виды деятельности Содержание деятельности

1. Обеспечение коммунально-бытовыми услугами Создание необходимых жилищных, бытовых и санитарно-гигиенических условий жизнедеятельности осужденных

2. Продовольственное обеспечение Обеспечение и организация приготовления питания; организация хлебопечения; обеспечение необходимой техникой и имуществом

3. Вещевое обеспечение Определение потребности в имуществе; оптимизация закупок; учет имущества, находящегося на складах и в пользовании; создание нормативных запасов вещевого имущества и условий его правильного хранения; распределение, выдача, организация эксплуатации и своевременного ремонта вещевого имущества, организация хранения личных вещей осужденных, отбывающих наказания

4. Контрактная система обеспечения материальными ресурсами Осуществление закупок согласно требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

5. Обеспечение топливно-энергетическими ресурсами Организация своевременного обеспечения учреждений электроэнергией, тепловой энергией, водоснабжением

6. Самообеспечение Планомерное развитие подсобных хозяйств, производящих продукцию для учреждений, увеличение колоний-поселений и закупка продовольствия у частных хозяйств

7. Транспортное обеспечение Организация централизованного автотранспортного участка и создание ремонтно-транспортных мастерских

8. Торговое обеспечение Обеспечение осужденных предметами первой необходимости и продуктами питания за счет собственных средств через торговые сети ФСИН России, через интернет, по почте

9. Медицинское обеспечение Организация медицинского обеспечения осужденных, заключение контрактов с медицинскими учреждениями территориального органа для лечения лиц со сложными заболеваниями

10. Финансовое обеспечение Бюджетное и внебюджетное ассигнование

многообразные функции, поддерживает жизнедеятельность учреждений на предопределенном уровне, именно от нее зависит жизнеспособность системы в целом, качество выполнения задач пенитенциарной политики. Учитывая функциональное разнообразие тыловой службы, остановимся в рамках настоящей статьи на аналитическом рассмотрении отдельных направлений ее деятельности, заинтересованности работников тыловых служб в выполнении регламентирующих ее деятельность положений нормативных правовых актов и соблюдении установленных норм и нормативов в полной мере.

Тыловое обеспечение учреждений УИС реализуется в соответствии с федеральными законами, регулирующими эту сферу, приказами Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний и другими нормативными актами. Российская пенитенциарная система руководствуется также важнейшим источником общепризнанных прав человека в пенитенциарной сфере - Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными (далее - Правила), принятыми в 1955 году на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций [5], которые предусматривают важнейшие принципы руководства пенитенциарными учреждениями и отношения к осужденным в них. Значение Правил трудно переоценить. Они были положены в основу принятия многих международных стандартов, в числе которых акты Совета Европы, учреждающие международные стандарты обращения с заключенными. Полувековая история их действия оказала большое влияние на цивилизацию мест лишения свободы во многих государствах, в том числе в России.

В Правилах по минимальным стандартам отмечено, что заключенные должны быть обеспечены отдельной камерой или комнатой. Все помещения, которые им предоставляются, особенно спальные места, должны отвечать общим санитарно-гигиеническим требованиям, климатическим условиям, нормам по кубатуре помещений, минимальным нормам по площади, освещенности, отоплению, вентиляции. В соответствии со статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) [6] норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее 2 квадратных метров, в тюрьмах - не менее 2,5 квадратных метров и так далее. В тоже время размер санитарной площади, приходящейся в среднем на одного человека в камере в СИЗО в 2020 году, уже доведен до 4,7 квадратных метров, что соответствует установленным нормам [7].

В статье 25 Всеобщей декларации прав человека [8] и статье 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах [9] закреплено право каждого человека на достойный уровень жизни, включая обеспечение питанием, одеждой, жилищем, медицинским обслуживанием. Для лишенных свободы лиц эти права приобретают особую значимость и потребность, поэтому государство, изолируя преступника от общества, вынуждено одновременно возлагать на себя обязанность соблюдения этих прав и устанавливать полномочия в этой сфере службам, которые смогут изыскать направления и средства для соблюдения учрежденных норм.

Рассмотрим вопрос, связанный с питанием, продовольственной безопасностью в учреждениях УИС, основываясь на обстоятельствах обеспеченности страны продовольствием в целом.

В статье 7 Конституции Российской Федерации отмечается, что Россия - социальное государство, его политика обращена на создание условий, формирующих достойную жизнь и полноценное развитие человека [10]. К этим условиям в полной мере относится обеспечение всех слоев населения продуктами питания в должном количестве и соответствующего качества. Приведенное сочетание «количество и качество продуктов питания» соответствует понятию «продовольственная безопасность страны» [11], стратегической целью которой является обеспечение страны безопасной и качественной сельскохозяйственной и рыбной продукцией, сырьем и продовольствием, а гарантией достижения этого служат стабильность внутреннего производства продуктов питания, наличие необходимых резервов и запасов.

Бесспорно, решение продовольственной проблемы в стране связано не только с увеличением производства продуктов питания, но и с разработкой стратегий рационального использования продовольственных ресурсов, в основе которых должно лежать понимание качественных и количественных аспектов потребности человека в питании. Пища в организме человека обеспечивает энергетику происходящих там процессов. В данном аспекте продовольственная безопасность выступает важнейшей основой жизнеобеспечения осужденных к лишению свободы, тем более при режиме особых условий [12], которая усугубляется экономическими и физическими аспектами доступности осужденным продовольствия [13]. И именно эта сторона вопроса является наиболее важной и существенной в отношении лишенных свободы лиц. Финансовые лимиты, ограничения аграрного потенциала и возможностей в создании и хранении продовольственных резервов и так далее проводят границу между разноречивы-

ми подходами к анализу проблематики продовольственной безопасности учреждений УИС [14]. Уточнение содержания приведенной категории применительно к пенитенциарной системе и обозначение контуров ее некой приближенной к идеалу модели, к реализации которой нужно стремиться, позволит, на наш взгляд, оперативно выявлять актуальные проблемы в обозначенной сфере, определять перечень и взаимосвязи недостаточно активно развиваемых направлений и используемых инструментов обеспечения необходимой степени продовольственной безопасности УИС.

В настоящий период времени для России актуально несколько отличное от вышеприведенной дефиниции понимание продовольственной безопасности, оно определяется как продовольственное самообеспечение и импортозамещение [15], что, безусловно, вполне соответствует политике, проводимой Федеральной службой исполнения наказаний в отношении подведомственных учреждений. Подразделениями системы проводился и проводится значительный по объему комплекс работ, направленных на углубление самообеспеченности продовольственной продукцией. При этом следует учитывать факт, что продовольственная продукция, производимая учреждениями, находясь среди товаров первой необходимости, востребована не только в местах лишения свободы, но и жителями региона, в которых учреждения находятся и часто являются градообразующими. Производственным подразделениям системы существенно легче обеспечивать рыночную конкурентоспособность продовольственной продукции по сравнению с промышленными, технологически более сложными изделиями.

Экономисты рекомендуют оценивать уровень самообеспечения продовольствием коэффициентом самообеспече-

ния (КСОП), для УИС он выглядит следующим образом:

КСОП=СППсп х 100, СВП

где СППсп - стоимость потребленных продовольственных продуктов собственного производства;

СВП - стоимость всех потребленных продуктов питания.

В настоящее время коэффициент самообеспечения УИС продукцией собственного производства существенно превысил уровень 50 %. В системе функционируют около 900 сельскохозяйственных подразделений, 15 ФГУПов, преобразуемых в акционерные общества, и свыше 800 подсобных хозяйств, занимающихся производством, переработкой и поставкой продовольствия для нужд УИС [16, 4]. При подведении итогов работы ФСИН России в 2020 году в выступлениях руководителей службы было подчеркнуто, что в связи с необходимостью сокращения бюджетных расходов уголовно-исполнительная система должна быть полностью переведена на самообеспечение. Практически во всех учреждениях уже есть участки сельскохозяйственного производства, на которых содержатся крупный рогатый скот, свиньи, овцы, лошади, куры-несушки, кролики. Здесь производится мясо птицы, яйца, овощи. В отдельных подразделениях уровень самообеспеченности молоком превысил 88 %, мясом -33 %, капустой - 52 %, картофелем, огурцами, морковью, свеклой - 100 % [7].

Продовольственная безопасность учреждений системы, даже с учетом самообеспеченности продовольствием, может сильно различаться как по регионам, так и исправительным учреждениям, в силу возможных последствий резкого сокращения наличия товаров на рынке или их ощутимого удорожания. Угрозу продовольственной безопасности учреждений системы представляет не только закупка и производство продуктов питания, но

и способность государства и руководства УИС обеспечивать своим работникам, осужденным к лишению свободы, достойный уровень потребления продовольственных товаров, используя все имеющиеся в распоряжении производственные, финансовые ресурсы, политические и иные возможности.

Необходимо рассматривать такой фактор продовольственной независимости, как самообеспечение требующимися для производства продовольствия ресурсами: семенами, кормами, племенным материалом, современными орудиями труда. Серьезные опасения, учитывая трансформацию производственного сектора УИС, вызывает динамика его способности поставлять необходимое оборудование и прочие средства производства для нужд ведомственного агропромышленного сектора. Отмеченная критическая зависимость производителей продовольственной продукции от импортных поставок не только в УИС, но и в целом по России, вынуждает вновь и вновь поднимать вопрос о целесообразности разработки специальных программ по развитию собственных импортозамещающих производств или интеграции производственных подразделений УИС с семеноводческими и племенными хозяйствами страны [17].

Учитывая вышеприведенные обстоятельства, значимость материально-технического обеспечения подразделений УИС в текущих условиях, безусловно, велика, и задачи, стоящие перед тыловыми службами, усложняются. От своевременного их решения в значительной мере зависит выполнение оперативно-служебных задач, боевая и мобилизационная готовность личного состава, соблюдение требований режима содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, обеспечение финансовыми и материально-техническими ресурсами.

Как известно, тыловые службы во всех учреждениях УИС до 1997 года включа-

ли отделы тылового и коммунально-бытового обеспечения. В их состав входили вещевое, продовольственное и коммунально-бытовое отделения. Однако в последние годы в тыловых службах учреждений либо осуществлено упразднение, либо сокращение штатных единиц до 1-2 человек. В настоящее время, по нашему мнению, необходимо пересмотреть существующую структуру тылового обеспечения и включить следующие отделения:

- отделение государственных закупок;

- отделение продовольственного обеспечения;

- коммунально-бытовое отделение;

- отделение вещевого обеспечения, включив склад личных гражданских вещей.

Предлагаем к рассмотрению структуру службы тылового обеспечения учреждений УИС, представленную на рисунке.

Необходимо обратить внимание на то, что в настоящее время тыловые службы не укомплектованы специалистами, имеющими профильное образование (специалист по тыловому обеспечению УИС). Должности в учреждениях в основном

заняты юристами, педагогами, психологами, которые не владеют компетенциями в сфере обеспечения материальными ресурсами. Решение многогранных вопросов материального обеспечения на местах в основном выполняют немногочисленные работники тыловых служб, при этом разъяснительная работа среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых по поводу недостатков и необеспеченности материальными ресурсами ложится на плечи начальников отрядов, осуществляющих воспитательные функции. В этой связи полагаем необходимым при подготовке специалистов для системы исполнения наказаний включить в учебные планы изучение основ тылового обеспечения не только на экономическом, но и на юридическом, психологическом факультетах.

Учитывая многообразный поток материально-технических ценностей, проходящих через отряды осужденных, целесообразно ввести в штаты отрядов ставку старшины по надзору, контролю и охране имущества отряда. Эти обязанности в на-

Рисунок. Структура тылового обеспечения

стоящее время сняты с начальников отрядов, а ответственность за сохранность всего имущества учреждения, в том числе в отрядах, возложена на начальника отдела интендантского и хозяйственного обеспечения.

Федеральным законом № 44-ФЗ в УИС введена контрактная служба, сотрудники которой обязаны владеть новыми компетенциями в сфере тылового обеспечения. При ограниченном числе сотрудников к ее функционированию привлекают работников других подразделений, в связи с этим для лиц, участвующих в закупках товаров, должен быть разработан перечень обязанностей, который стал бы дополнением к основным должностным инструкциям.

В названном выше законе сформулирован принцип материального стимулирования качественного исполнения обязанностей, поэтому полагаем целесообразным в целях материальной заинтересованности специалистов, занимающихся закупками, разработать Положение по стимулированию сотрудников, выполняющих обязанности по реализации контрактной системы закупок. На поощрение специалистов, занимающихся закупками, предлагаем использовать экономию средств, полученных от осуществления закупок. Это позволит устранить дисбаланс в трудовой нагрузке по выполнению положений контрактной системы и станет мотивом к расширению трудовых функций.

В Федеральный закон № 44-ФЗ с момента опубликования внесено значительное количество поправок. Однако до настоящего времени федеральное законодательство по размещению заказов требует доработки и конкретизации отдельных вопросов. Так, весьма востребованы инструкция и единые требования по поставке товаров в зарубежные страны, решению вопросов по размещению заказов при проведении аукционов по топливно-энергетическим ресурсам,

отработке вопросов по приобретению медикаментов для учреждений УИС и по однотипным предметам размещения заказов. Важным является вопрос качественной оценки внутренней экспертной комиссией больших партий товаров, поступающих в учреждения. Полагаем, что положение может быть исправлено при включении в Инструкцию о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденную постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 № П-7 [18], тезиса: «Приемку поступающего большой партией товара оценивать с качественной стороны в размере 10 % от всей партии».

Цифровая экономика ныне позволяет оптимизировать систему закупок для нужд системы, поэтому переход на повсеместное использование электронных торгов по закупкам товаров, работ и услуг; пересмотр системы учета; использование электронно-цифровой подписи; унификация и электронный анализ выданных документов [19] позволят повысить прозрачность, экономичность и эффективность материального обеспечения системы УИС.

Таким образом, вопросы организации материального обеспечения учреждений уголовно-исполнительной системы всегда актуальны и требуют перманентного анализа в связи с их направленностью на обеспечение жизнедеятельности осужденных, подозреваемых и обвиняемых и повышение уровня работоспособности личного состава. Тыловые службы учреждений УИС после их оптимизации в сторону сокращения штатов испытывают большие трудности в качественном выполнении новых задач в сфере вышеназванных нормативных правовых актов и нуждаются в обновлении профессиональных компетенций. В этой связи важным представляется совершенствование структуры тыловых служб и штатного расписания ее отделений, внедрение ма-

териального стимулирования работников, выполняющих в нынешних условиях наряду со своими обязанностями отдельные функции тыловых подразделений. Особого внимания, как показывает анализ, в учреждениях требуют вопросы продовольственной безопасности, которые разрешаются наряду с общероссийскими посредством импортозамещения и самообеспечения.

Полагаем, что сформулированная цель исследования, заключающаяся в определении ориентиров решения проблем обеспечения материальными ресурсами УИС, достигнута. Теоретико-прак-

тические результаты изысканий могут быть применены на практике для решения достаточно значимых научно-практических задач организации материального обеспечения учреждений УИС, обоснования структуры тыловых служб и штатного расписания ее отделений, оценки уровня самообеспечения продовольствием.

Полное и своевременное материально-техническое и коммунально-бытовое обеспечение учреждений УИС однозначно способствует выполнению возложенных на уголовно-исполнительную систему задач.

1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федер. закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (последняя редакция). Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».

2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 29.04.2021 № 1138-р. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год // Российская газета, 2021. 1 апреля.

4. Цибульская Г. З. Организация тылового обеспечения уголовно-исполнительной системы : учебное пособие. Рязань : Академия ФСИН России, 2020. С. 12.

5. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными // Организация Объединенных Наций : [сайт]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/prison.shtml (дата обращения: 11.05.2022).

6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 21.12.2021). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. ФСИН РФ переводит все учреждения системы на самообеспечение продовольствием // Новости и аналитика молочного рынка : [сайт]. 26.01.2017 URL: https://milknews.ru/index/novosti-moloko_8993.html (дата обращения: 17.12.2021).

8. Всеобщая декларация прав человека // Организация Объединенных Наций : [сайт]. URL: https://www. un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 11.05.2022).

9. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Организация Объединенных Наций : [сайт]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml (дата обращения: 11.05.2022).

10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Ломакин П. Н. Обеспечение продовольственной безопасности России: внутренние и международные аспекты : дис. ... канд. экон. наук. М, 2017. С. 20.

12. Юсупова А. Н. Материально-бытовое обеспечение осужденных при режиме особых условий в исправительных учреждениях // Уголовно-исполнительное право. 2021. Т. 16 (1-4). № 3. С. 318.

13. Ломакин П. Н. Указ. соч. С. 3.

14. Там же. С. 4.

15. Там же. С. 21.

16. Клочков Д. С. Продовольственная безопасность учреждений уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. № 11. С. 4.

17. Цибульская Г. З. Стратегия продовольственного обеспечения в УИС // Материально-техническое обеспечение учреждений уголовно-исполнительной системы: современное состояние и перспективы развития : сборник материалов Всерос. науч.-практ. круглого стола (14 декабря 2016 г.). Рязань, 2017. С. 7-14.

18. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров на-

родного потребления по качеству (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 № П-7) (ред. от 23.07.1975, с изм. от 22.10.1997). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

19. Айтпаева А. А. Научное обоснование прогнозных сценариев обеспечения региональной продовольственной безопасности : монография. М. : КноРус, 2016. С. 9.

1. On the contract system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs : feder. Law No. 44-FZ dated April 5, 2013 (last edition). Access from LRS "ConsultantPlus".

2. The concept of development of the penitentiary system of the Russian Federation for the period up to 2030 : approved. thrust. Government of Ros. Federation dated April 29, 2021 No. 1138-r. Access from LRS "ConsultantPlus".

3. Report on the activities of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation for 2020 // Russian Newspapaer, 2021. April 1.

4. Tsibulskaya G. Z. Organization of logistic support of the penitentiary system : textbook. Ryazan : Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2020. p. 12.

5. Standard Minimum Rules for the Treatment of Prisoners // United Nations : [website]. URL: https://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/prison.shtml (date of access: 05/11/2022).

6. Penal Code of the Russian Federation of January 8, 1997 No. 1-FZ (as amended on December 21, 2021). Access from LRS "ConsultantPlus".

7. The Federal Penitentiary Service of the Russian Federation transfers all institutions of the system to self-sufficiency in food // News and Analytics of the dairy market : [website]. 01/26/2017 URL: https://milknews.ru/ index/novosti-moloko_8993.html (date of access: 12/17/2021).

8. Universal Declaration of Human Rights // United Nations : [website]. URL: https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/declhr.shtml (Accessed 11.05.2022).

9. International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights // United Nations : [website]. URL: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml (accessed 05/11/2022).

10. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12/12/1993 with amendments approved during the nationwide vote on 07/01/2020). Access from LRS "ConsultantPlus".

11. Lomakin P. N. Ensuring food security in Russia: internal and international aspects : dis. ... cand. economy Sciences. M, 2017. p. 20.

12. Yusupova A. N. Material and welfare provision of convicts under the regime of special conditions in correctional institutions // Criminal Executive Law 2021. T. 16 (1-4), No. 3. P. 318.

13. Lomakin P. N. Decree. op. p. 3.

14. In the same ref. p. 4.

15. In the same ref. p. 21.

16. Klochkov D. S. Food safety of institutions of the penitentiary system // Gazette of the penitentiary system. 2011. No. 11. p. 4.

17. Tsibulskaya G. Z. The strategy of food supply in the penal system // Logistics of institutions of the penitentiary system: the current state and development prospects : a collection of materials of All-Russia. scientific-practical. round table (December 14, 2016). Ryazan, 2017, pp. 7-14.

18. Instructions on the procedure for accepting products for industrial purposes and consumer goods in terms of quality (approved by the Decree of the State Arbitration of the USSR dated 04/25/1966 N P-7) (as amended on 07/23/1975, as amended on 10/22/1997). Access from LRS "ConsultantPlus".

19. Aitpaeva A. A. Scientific substantiation of forecast scenarios for ensuring regional food security : monograph. M. : KnoRus, 2016. p. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.