УДК 658.7.01 DOI 10.25257/FE.2021.2.87-94
АРИСТАРХОВ Владимир Анатольевич Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ КАТЕГОРИРОВАНИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ ОБРАЗЦОВ ПОЖАРНОЙ И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
Рассмотрено действующее распределение пожарной и аварийно-спасательной техники по категориям по техническому состоянию и обоснована необходимость его уточнения. Разработаны предложения по уточнению категорирова-ния по техническому состоянию образцов пожарной и аварийно-спасательной техники и блок-схема алгоритма определения категории по техническому состоянию.
Ключевые слова: технический ресурс, автомобильный парк, пожарный автомобиль, аварийно-спасательный автомобиль, срок службы, эксплуатация, обслуживание, ремонт.
Принятие управленческих решений в процессе материально-технического обеспечения базируется на сведениях об образцах пожарной и аварийно-спасательной техники (идентификационные данные, тактико-технические характеристики, эксплуатационные параметры и т. д.). Наиболее важной является информация о техническом состоянии образца техники. Под образцом техники в рамках данной статьи мы будем подразумевать пожарный или аварийно-спасательный автомобиль.
Для обеспечения качества и оперативности обработки информации о состоянии имеющихся в подразделении образцов техники, необходимой органам материально-технического обеспечения для подготовки управленческих решений по обеспечению подразделений техникой, материальными и финансовыми средствами, планирования капитального ремонта техники, в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 01.10.2020 г. № 737 «Об утверждении Руководства по организации материально-
технического обеспечения МЧС России» (далее Руководство по МТО), производится категорирование техники, то есть отнесение образца техники или имущества в зависимости от его технического состояния к одной из установленных категорий.
В соответствии с Руководством по МТО для образцов пожарной и аварийно-спасательной техники установлено пять категорий технического состояния, которые характеризуют состояние образца по мере его изменения от I категории (образец исправен, новый) до V категории (образец неработоспособен, требует списания). Указанные категории представлены в таблице 1.
Категории по техническому состоянию образцов техники определяются в течение всего срока их службы, в том числе в ходе мониторинга технического состояния. Подходы к определению технического состояния транспортных средств, а также построение различных систем контроля технического состояния, в рамках которых возможно использование категорий по техническому состоянию,
Таблица 1
Категории по техническому состоянию
Table 1
Categories by technical condition
Категории по техническому состоянию Состояние образца Описание состояния
I Исправное Новые образцы, в пределах гарантийных сроков использования по назначению (хранению)
II Работоспособные образцы, находящиеся или находившиеся в использовании, а также прошедшие ремонт
III Образцы, требующие текущего ремонта (с заменой или капитальным ремонтом основного агрегата) или среднего ремонта
IV Неисправное Образцы, требующие регламентированного или капитального ремонта
V Образцы, восстановление которых технически невозможно или экономически нецелесообразно
© Аристархов В. А., 2021
87
подробно исследовались в работах [1-4]. Категориями по техническому состоянию можно оперировать при решении различных управленческих задач:
- расчёт ресурсной потребности пожарно-спасательных подразделений [5, 6];
- переоснащение парка пожарных автомобилей [7, 8];
- управление материально-техническим обеспечением пожарно-спасательных подразделений [9, 10].
Кроме того, категории по техническому состоянию техники могут быть применены в рамках создания систем управления технической готовностью [11, 12], в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций [13].
В идеальном случае переход образца техники из одного качественного состояния в другое (соответственно из одной категории по техническому состоянию в другую) осуществляется в известное время - при достижении определённого значения нормы наработки или определённого срока службы (рис. 1).
Можно описать срок службы образца То следующей формулой:
То = t + 1, + ',„ + ^
(1)
где tI, tn, tni, tIV - время пребывания образца техники в I, il, ill и IV категориях и по техническому состоянию соответственно. Время пребывания образца в V категории tV находится вне пределов сроков службы образца и им, в данном случае, можно пренебречь.
Время пребывания образца в готовности к использованию T зависит исключительно от времени его пребывания в i и ii категориях по техническому состоянию:
T = t + V
Подставляя данное значение в формулу (1) получим:
T = T - tm - t,V.
г о ,,, IV
(2)
Как видно из формулы (2), время пребывания образца техники в готовности к использованию будет напрямую зависеть от времени его пребывания в III и IV категориях по техническому состоянию.
Соответственно, задача должностных лиц заключается в своевременном определении качественного состояния образца и сведению к минимуму времени tra и tIV:
tIII ^ min и tIV ^ min.
Таким образом, своевременное выявление образцов техники, относящихся к III и IV категориям по техническому состоянию, позволяет сократить время нахождения образца в состоянии неготовности к использованию.
Таблица 1 показывает, что при категориро-вании по техническому состоянию рассматривается нахождение образца в одном из двух состояний («исправное» и «неисправное»), установленных в Руководстве по МТО.
Можно отобразить пребывание образца в том или ином состоянии в виде матрицы (табл. 2), которая явно показывает, что любое неисправное состояние образца фактически будет свидетельствовать о невозможности выполнения подразделением-экс-плуатантом возложенных задач и, соответственно, требовать внимания вышестоящего органа. В данном случае информация о техническом состоянии образца будет не совсем объективна для выводов о технической готовности подразделения и необходимости выделения дополнительных материальных и финансовых ресурсов.
Приказом МЧС России от 25.11.2016 г. № 624 «Об утверждении Положения об организации ремонта, нормах наработки (сроках службы) до ремонта и списания техники, вооружения, агрегатов, специального оборудования и имущества в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» помимо исправного и неисправного состояния предусматриваются
Категория по ' ' техническому состоянию
V 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ! ! ! ! И
IV 1 1 1 1 il 1 1 1 1 1
III 1 1 1 1 Hi I m
II I II II II II
3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
0 20 40 60 80 100 Срок службы, %
Рисунок 1. Зависимость качественного состояния образца техники от срока службы Figure 1. Dependence of the qualitative state of an appliance sample on the service life
Таблица 2
Зависимость категории от состояния образца
Table 2
Dependence of the category on the state of a sample
Описание состояния
Состояние образца Гарантийный срок использования по назначению (хранения) Не истёк Истёк Требует текущего ремонта (с заменой или капитальным ремонтом основного агрегата) или среднего ремонта Требует регламентированного или капитального ремонта Восстановление технически невозможно или экономически нецелесообразно, требует списания
Исправное I II - - -
Неисправное III III III IV V
и иные виды технического состояния образца, к которым относятся:
- работоспособное состояние;
- неработоспособное состояние;
- предельное состояние.
Виды технического состояния образца и их взаимосвязь приведены на рисунке 2.
Предельное техническое состояние сигнализирует о недопустимости дальнейшей эксплуатации образца или невозможности восстановления его технического состояния. Принимая во внимание, что при
Рисунок 2. Виды технического состояния образца Figure 2. Types of technical condition of a sample
достижении предельного для эксплуатации состояния образец может потребовать ремонта или реализации (списания), его возможные состояния можно определить в соответствии с матрицей, представленной в таблице 3. Из таблицы следует, что образец может находиться в пяти возможных вариантах технического состояния.
С точки зрения специалистов органа управления материально-техническим обеспечением, для подготовки соответствующих управленческих решений необходима информация о количестве:
- новых образцов техники, находящихся в пределах гарантийных сроков использования по назначению (хранения) - в целях планирования финансовых средств для оплаты услуг официальных станций технического обслуживания;
- образцов техники, требующих капитального ремонта - для планирования объёмов капитального ремонта техники, в том числе в рамках государственного оборонного заказа;
- образцов техники, достигших предельного для производства ремонта состояния и подлежащих реализации или списанию - для планирования объёмов поставки новых образцов;
- образцов техники, требующих текущего, среднего ремонта или доукомплектования за счёт
Матрица состояний образца техники
Таблица 3 Table 3
Matrix of states of an appliance samplet
Описание состояния
Состояние образца Работоспособное Неработоспособное Требуется ремонт Требуется реализация (списание)
Исправное + - - -
Неисправное + + + +
выделения дополнительных материально-технических или финансовых ресурсов (собственными силами восстановление работоспособного или исправного состояния не представляется возможным);
- прочих образцов техники - для планирования объёмов материально-технических и финансовых ресурсов на текущее содержание.
Таким образом, можно сделать вывод о достаточности применения для образцов пожарной и аварийно-спасательной техники пяти категорий по техническому состоянию.
Вместе с тем, как показывает практика, наибольшее затруднение вызывает определение категорий для образцов техники, требующих текущего ремонта или в целом исправных, но требующих доукомплектования [14].
Рассмотрим пример. В подразделении имеются две пожарных автоцистерны. Одна пожарная автоцистерна находится в исправном состоянии, полностью укомплектована пожарно-техническим вооружением. Вторая пожарная автоцистерна -в работоспособном состоянии, ремонта не требует, однако часть пожарно-технического вооружения на данной пожарной автоцистерне отсутствует. При этом в подразделении не имеется необходимых ресурсов для её доукомплектования. Следовательно, вторая пожарная автоцистерна может лишь частично выполнять свои функции, и может определяться как неисправная. Но исходя из требований
действующих руководящих документов, обе пожарных автоцистерны относятся ко II категории по техническому состоянию. В данном случае для органа управления оба автомобиля исправны - никаких решений от органа управления для обеспечения приведения второй пожарной автоцистерны в исправное состояние принимать не требуется. Фактически же вторая пожарная автоцистерна просто простаивает. Следовательно, в подобных ситуациях целесообразно заявлять образец как неисправный, и относить его к III категории, что послужит сигналом должностным лицам органа управления о необходимости принятия мер по приведению образца в исправное состояние, минимизации f и увеличению времени пребывания образца в готовности к использованию T.
На основании проведённого анализа разработаны предложения по уточнению критериев для отнесения образцов техники к категориям по техническому состоянию. Предлагаемое распределение образцов техники по категориям технического состояния приведено в таблице 4, где показано, что относить образцы техники ко II и III категориям по техническому состоянию следует исходя из возможностей по восстановлению работоспособного состояния образца подразделения, непосредственно эксплуатирующего технику.
Для практического применения разработана блок-схема алгоритма определения категории по техническому состоянию образца техники (рис. 3).
Таблица 4
Предлагаемое распределение образцов техники по категориям технического состояния
Table 4
Proposed distribution of appliance samples by categories of technical condition
Категории по техническому состоянию Состояние образца Описание состояния
i Исправное Новые образцы, в пределах гарантийных сроков использования по назначению (хранению)
I' Исправное Работоспособные образцы, находящиеся или находившиеся в использовании, а также прошедшие ремонт
Неисправное Работоспособные образцы или неработоспособные образцы, требующие текущего ремонта, доукомплектования, восстановление которых планируется и возможно без привлечения дополнительных средств
. Неработоспособные образцы, требующие среднего ремонта или текущего ремонта, доукомплектования за счёт выделения дополнительных средств
IV Неисправное Неработоспособные образцы, требующие регламентированного или капитального ремонта
V Неработоспособные образцы, восстановление которых технически невозможно или экономически нецелесообразно, требуют списания
Рисунок 3. Алгоритм определения категории по техническому состоянию образца техники Figure 3. Algorithm for determining the category according to the technical condition of an appliance sample
Можно сделать вывод, что применение предложенного подхода к категорированию образцов техники по техническому состоянию позволит повысить качество и обеспечить своевременность принятия управленческих решений, направленных на увеличение времени пребывания образца в готовности
к использованию Т. При этом использование понятия «категории по техническому состоянию» делает возможным создание единого подхода к оценке состояния образцов пожарной и аварийно-спасательной техники, а также к расчёту обеспеченности пожарно-спасательных подразделений [15].
ЛИТЕРАТУРА
1. Гайдар С. М., Заяц Ю. А., Заяц Т. М., Власов А. О. Подходы к определению технического состояния транспортных средств [Электронный ресурс] // Грузовик: транспортный комплекс, спецтехника. 2015. № 5. Режим доступа: https://www.niashin.ru/ files/2015/gz515_web.pdf (дата обращения 12.04.2021).
2. Черняев И. О. О необходимости и механизме формирования систем технической эксплуатации автотранспортных средств на основе непрерывного контроля их технического состояния [Электронный ресурс] // Известия СПбГАУ. 2019.№ 57. С. 167-172. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp7icN42463219 (дата обращения 14.02.2021). D01:10.24411/2078-1318-2019-14167
3. Шульга Е. Ф., Щукина В. Н. Мониторинг качества движения и технического состояния транспортных средств // Arpo инженерия. 2017. № 4 (80). С. 43-48. Режим доступа: https://cyberleninka. ru/art icle/n/monitoring-kachestva-dvizheniya-i-tehnicheskogo-sostoyaniya-transportnyh-sredstv (дата обращения: 12.04.2021 ).
4. Бурьянов О. Н., ВеселовскийА. П., ВинограденкоА. М. Оперативный контроль технического состояния подвижных электротехнических объектов // Современные проблемы создания и эксплуатации вооружения, военной и специальной техники. 2016. С. 178-184.
5. Порошин А. А., Харин В. В., Бобринев Е. В., Удавцова Е. Ю., Кондашов А. А. Разработка методики оценки ресурсной потребности
пожарно-спасательных подразделений моногородов Российской Федерации // Актуальные проблемы пожарной безопасности: материалы XXVIII международной научно-практической конференции. В 2 ч. Балашиха: ВНИИПО МЧС России, 2016. С. 44-57.
6. Брушлинский Н. Н., Соколов С. В. К вопросу о нормативах положенности основной и специальной пожарной техники для городов и населённых пунктов России // Пожарное дело. 2009. № 1. С. 38-40.
7. Шкунов С. А. Информационно-аналитическая поддержка управления переоснащением парка пожарных автомобилей: дис. ... канд. техн. наук: 05.13.10 / Шкунов Сергей Александрович. М.: Академия ГПС МЧС России, 2018. 143 с.
8. Роенко В. В., Тараканов Д. В., Шкунов С. А. Критерии оценки вариантов переоснащения подразделений МЧС России [Электронный ресурс] // Технологии техносферной безопасности. 2014. Вып. 5 (57). Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_23104543_69787270.pdf (дата обращения 14.02.2021).
9. Сатин А. П. Оптимизационные методы управления ресурсами пожарных подразделений. Монография. М.: Академия ГПС МЧС России, 2014.155 с.
10. Топольский Н. Г., Сатин А. П., Масалева М. В., Ставис-ский А. В. Некоторые особенности поддержки принятия решений
при материально-техническом обеспечении подразделений федеральной противопожарной службы ГПС МЧС России // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2018. № 3. С. 88-93. Э01:10.25257/РЕ.2018.3.88-93
11. Заяц Ю. А, Шабанов А. В. Концептуальная информационная модель системы управления технической готовностью военной автомобильной техники воинской части // Оборонный комплекс - научно-техническому прогрессу России. 2021. № 1. С. 13-17.
12. Кузнецов С. В., Винограденко А. М. Модель единой централизованной автоматизированной системы управления техническим состоянием вооружения, военной и специальной техники // Наукоёмкие технологии в космических исследованиях Земли. 2018. Т. 10. № 4. С. 48-54. Э01:10.24411/2409-5419-2018-10096
13. Информационно-управляющие системы в условиях чрезвычайных ситуаций: проблемы и перспективы // Вестник
Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2019. № 2. Режим доступа: ИИрз:// cyber1eninka.ru/artic1e/n/informatsionno-uprav1yayuschie-sistemy-у-и81оу1уаЬ-сЬге2уусЬаупуЬ-8К^81у-ргоЫету-ьрег8рекНуу (дата обращения 12.04.2021).
14. Аристархов В. А, Шигорин С. А. Совершенствование процесса категорирования пожарной и аварийно-спасательной техники в зависимости от технического состояния. Пожаротушение: проблемы, технологии, инновации: материалы 7-й международной научно-практической конференции. М.: Академия ГПС МЧС России, 2020. С. 112-115.
15. Аристархов В. А. Оценка обеспеченности подразделений МЧС России пожарной и аварийно-спасательной техникой // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2020. № 2. С. 66-71. Э01:10.25257/РЕ.2020.2.66-71
Материал поступил в редакцию 15 февраля 2021 года.
Vladimir ARISTARKHOV
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
MODERN ASPECTS OF CATEGORIZING SAMPLES OF FIRE AND EMERGENCY RESCUE APPLIANCES BY THEIR TECHNICAL CONDITION
ABSTRACT
Purpose. To ensure the quality and efficiency of processing information on the state of the samples of appliances available in the department, categorizing is implemented, that is, an appliance or property sample, depending on its technical condition, is assigned to one of the established categories. The article examines the existing approach to categorizing according to the technical state of fire and emergency rescue appliances. Types of technical state of a sample, in addition to non-faulty and faulty state, also include operable, inoperable and limiting state. The author substantiates the necessity to correct the applied approach in order to reduce the period of faulty (inoperable) state of appliances samples.
Methods. Using the method of mathematical modeling, the author described technical state of a fire and emergency rescue appliance sample depending on the service life. Analysis of the existing criteria for categorizing samples by technical condition made it possible to draft proposals for their specification.
Findings. Experience shows that the most challenging issue is to define categories for appliances samples requiring maintenance or generally operable but requiring additional supply of missing parts. The author proposed to clarify the criteria for classifying appliances samples into categories by technical condition and add the categories "Operable condition. Operable samples that are or have been in use as well as those that have been repaired" and "Faulty condition. Samples requiring current maintenance
(with replacement or full repair of the main unit) or medium maintenance".
The author comes to the conclusion that referring the appliance samples to the indicated categories should be based on the possibilities for restoring the operational state of a sample of the unit using these appliances. In order to make defining the category convenient, a block diagram of the algorithm for determining the category according to the technical condition of an appliance sample was developed.
Research application field. The obtained results can be used in practical activities of EMERCOM divisions of Russia.
Conclusions. The approach proposed in the article to determining the category according to the technical condition of samples of fire and emergency rescue appliances is aimed at increasing the efficiency of making managerial decisions related to ensuring the readiness of EMERCOM of Russia units to act as intended. It can be implemented by making changes to the current legal acts of EMERCOM of Russia regulating the issues of categorizing fire and emergency rescue appliances samples by their technical condition.
Key words: technical resource, vehicle fleet, fire engine, rescue vehicle, service life, operation, maintenance, repair.
REFERENCES
1. Gaidar S.M., Zayats Yu.A., Zayats T.M., Vlasov A.O. Approaches for estimating technical state of transport vehicles. Gruzovik: transportnyi kompleks, spetstekhnika (Truck: transport complex, special equipment). 2015. No 5. Available at: https://www.mashin.ru/ files/2015/gz515_web.pdf (accessed April 12. 2021) (in Russ.).
2. Cherniaev I.O. On the necessity and mechanism of forming systems of technical operation of motor vehicles on the basis of continuous monitoring of their technical condition. Izvestiia SPbGAU (Izvestiya SPbGAU). 2019. No 57. Pp. 167-172. Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=42463219 (accessed February 14. 2021). (in Russ.). DOI: 10.24411/2078-1318-2019-14167
3. Shulga Ye. F. Shchukina V. N. Monitoring driving quality and technical condition of vehicles. Vestnik FGOU VPO «Moskovskiy gosudarstvenniy agroinzhenerniy universitet imeni V.P. Goryachkina». 2017. No 4 (80). Pp. 43-48. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/monitoring-kachestva-dvizheniya-i-tehnicheskogo-sostoyaniya-transportnyh-sredstv (accessed April 12. 2021) (in Russ.).
4. Burianov O.N., Veselovskii A.P., Vinogradenko A.M. Operational control of the technical condition of mobile electrotechnical
objects. Sovremennye problemy sozdaniia i ekspluatatsii vooruzheniia, voennoi i spetsialnoi tekhniki (Modern problems of creation and operation of weapons, military and special equipment). 2016. Pp. 178-184.
5. Poroshin A.A., Kharin V.V., Bobrinev E.V., Udavtsova E.Yu., Kondashov A.A. Razrabotka metodiki ocenki resursnoj potrebnosti pozharno-spasatelnyh podrazdelenij monogorodov Rossijskoj Federacii. Mat-ly XXVIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Aktualnye problemy pozharnoj bezopasnost!' [Development of methods for assessing the resource needs of fire and rescue units of single-industry towns of the Russian Federation. Proceedings of XXVIII International scientific and practical conference "Actual problems of fire safety"]. Moscow, 2016. Pp. 44-57 (in Russ.).
6. Brushlinsky N.N., Sokolov S.V. On the question of the standards of the basic and special fire equipment for cities and localities of Russia. Pozharnoe delo (Fire business). 2009, no. 1, pp. 38-40 (in Russ.).
7. Shkunov S.A. Informacionno-analiticheskaja podderzhka upravlenija pereosnashheniem parka pozharnyh avtomobilej
© Aristarkhov V., 2021
93
[Information and analytical support for the management of re-equipment of the fire truck fleet. PhD in Engin. Sci. diss.]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2018. 143 p.
8. Roenko V.V., Tarakanov D.V., Shkunov S.A. Criteria for evaluating options reequipment units of EMERCOM of Russia. Tehnologii tehnosfernoj bezopasnosti (Technology of technosphere safety). 2014, iss. 5 (57). Available at: http://academygps.ucoz.ru/ ttb/2014-5/2014-5.html (accessed February14, 2021) (in Russ.).
9. Satin A.P. Optimizacionnye metody upravlenija resursami pozharnyh podrazdelenij [Optimization methods of resource management of fire departments]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2014. 155 p.
10. Topolsky N.N., Satin A.P., Masaleva M. V, Stavissky A.V. some of the features of decision support in logistics of federal fire service units of Emercom of Russia. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya (Fire and Emergencies: Prevention, Elimination). 2018, no. 3, pp. 88-93 (in Russ.) DOI:10.25257/FE.2018.3.88-93.
11. Zayats Yu. A., Shabanov A.V. Conceptual information model of the management system technical readiness of military automotive equipment of the military unit. Oboronnyi kompleks - nauchno-tekhnicheskomu progressu Rossii. (Scientific Editions of FSUE "S&T Center of the defense complex "Kompas"). 2021. No 1. Pp. 13-17. (in Russ.). DOI:10.52190/1729-6552_2021_1_13
12. Kuznetsov S.V., Vinogradenko A.M. Model of a single centralized automated system for controlling technical condition of armaments, military and special equipment. Naukoemkie tekhnologii v kosmicheskikh issledovaniiakh Zemli. (H&ES Research). 2018. Vol. 10. No. 4. Pp. 48-54. (In Russ.) DOI: 10.24411/2409-5419-2018-10096
13. Sokolova A.A. Information management systems in emergency situations: challenges and prospects. Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universiteta (Bulletin of the Polesie state University. Social Scinces and Humanities series). 2019. No 2. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-upravlyayuschie-sistemy-v-usloviyah-chrezvychaynyh-situatsiy-problemy-i-perspektivy (accessed April 12. 2021) (in Russ.).
14. Aristarkhov V.A. Shigorin S.A. Improving the process of categorizing fire and rescue appliances depending on the technical condition. Mat-Iy 7-y mezhdunar. nauchn.-tekhn.konf. «Pozharotushenie: problemy, tekhnologii, innovatsii» [Proceedings of 7th International Scientific-Technical Conference "Fire fighting: problems, technologies, innovations"]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia. 2020. Pp. 112-115.
15. Aristarkhov V.A. Evaluation of Emercom of Russia divisions provision with fire and emergency rescue appliances. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, Iikvidatsiya (Fire and Emergencies: Prevention, Elimination). 2020, no. 2, pp. 66-71 (in Russ.) DOI: 10.25257/FE.2020.2.66-71