Научная статья на тему 'Современные аспекты инфокоммуникационных технологий в системе профессионального образования'

Современные аспекты инфокоммуникационных технологий в системе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Синергия
Область наук
Ключевые слова
ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЫНОК ТРУДА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВА И СПОРТА / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ВНЕУЧЕБНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТАПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / LABOR MARKET / COMPETITIVENESS / PRACTICE-ORIENTED EDUCATION / THE INTEGRATION OF ARTS AND SPORTS / SOCIAL PROJECTS AND EXTRACURRICULAR EDUCATIONAL ACTIVITIES / METAPROFESSIONAL QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлев А.Н., Яковлева С.А.

В данной статье рассматриваются современные аспекты инфокоммуникационных технологий в образовательном пространстве учебных заведений для подготовки к профессиональной деятельности. Концепция модернизации образования согласуется с интеграцией культуры и спорта в условиях формирования конкурентоспособного рынка труда, где высокий уровень профессиональных компетенций предполагает единение социальной и профессиональной мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлев А.Н., Яковлева С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ASPECTS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN VOCATIONAL EDUCATION

This article discusses modern aspects of information and communication technologies in the educational environment of educational institutions to prepare for the professional activity. The concept of modernization of education in line with the integration of culture and sports in the conditions of formation of a competitive labor market, where a high level of professional competence involves the unification of social and professional mobility.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты инфокоммуникационных технологий в системе профессионального образования»

УДК 378.14; 371

А.Н. Яковлев, С.А. Яковлева

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Полесский государственный университет, Пинский государственный колледж искусств

Аннотация: В данной статье рассматриваются современные аспекты инфокоммуникационных технологий в образовательном пространстве учебных заведений для подготовки к профессиональной деятельности.

Концепция модернизации образования согласуется с интеграцией культуры и спорта в условиях формирования конкурентоспособного рынка труда, где высокий уровень профессиональных компетенций предполагает единение социальной и профессиональной мобильности.

Ключевые слова: инфокоммуникационные технологии, рынок труда, конкурентоспособность, практико-ориентированное обучение, интеграция искусства и спорта, социальное проектирование и внеучебная воспитательная деятельность, метапрофессиональные качества.

UDC 378.14; 371

A.N. Yakovlev, S.A. Yakovleva

MODERN ASPECTS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN VOCATIONAL EDUCATION

Polesie State University, Pinsk State College of Arts

Abstract: This article discusses modern aspects of information and communication technologies in the educational environment of educational institutions to prepare for the professional activity.

The concept of modernization of education in line with the integration of culture and sports in the conditions of formation of a competitive labor market, where a high level of professional competence involves the unification of social and professional mobility.

Keywords: information and communication technologies, labor market, competitiveness, practice-oriented education, the integration of arts and sports, social projects and extracurricular educational activities, metaprofessional quality.

Актуальность. Система многоуровневого образования в Республике Беларусь отражает социальные функции, одной из которых является должный уровень личности, которая выдержит конкуренцию в условия постоянно меняющейся обстановки, одного образовательного потенциала недостаточно, необходима подготовка практико-ориентированных специалистов.

В контексте изучаемой проблемы, по мнению ученых [1-4] успешная интеграция теоретического потенциала и других компонентов деятельности в образовательном пространстве возможна в многоуровневой системе отечественного образования.

Ключевая потребность в применении инфокоммуникационных технологий обусловлена особенностями развития постиндустриального общества, при функционировании которого наиболее ярко отражены позиции приобщения и реализация межкультурных коммуникаций [5-6].

Такой процесс сопряжен с потребностью личности и общества в непрерывном самообразовании (поиске) рациональных путей для системной, а не стрессовой адаптации в условиях информационного общества [7-8].

Внедрение современных технологий в деятельность СПО и ВПО, (соединение не соединяемого - по теории хаоса) в настоящее время не всегда согласуется с действительностью и характеризуется рядом противоречий между:

- высокими требованиями современного информационного общества и степенью готовности личности к жизнедеятельности в этом обществе;

- реальными, т.е. потенциальными возможностями инфокоммуникацион-ных технологий и уровнем их реализации в образовательном пространстве учебных заведений на практике (работодатель, как правило, не желает вести процесс обучения - нужны квалифицированные кадры сегодня и сейчас);

- разработка и содержание базисных учебных планов в учебных заведениях

не всегда отвечают требованиям (предприятия или опережают средний уровень развития социальных систем или медленно «уходят» от старого стиля работы, ориентируясь строго на административный ресурс), поэтому в последнем случае применение информационной подготовки и телекоммуникационных технологий может и не понадобится в этот промежуток времени.

Состояние вопроса. По мнению Е.В. Головневой, А.Л. Фатыховой

«.. .компетентностный подход усиливает собственно практико-ориентированность образования, его прагматический, предметно-профессиональный аспект...» [ 1;

4].

В этой связи методология науки четко просматривается в аспекте логики обучения и развития обучающихся, но необходимо выполнение следующих условий, т.е. если применяются: модульное обучение; обучение case-study, посредством пакета ситуаций для принятия решений; проектное обучение (по А.Л. Фатыховой) «.модульный подход, развитие критического мышления, рефлексивное обучение, проектное обучение, педагогическое сопровождение.» [4].

Заключая основные положения ученых можно констатировать, что высокий уровень конкуренции и профессиональных качеств на рынке труда будут основными векторами развития: это способность проявлять должный уровень мышления на основе системного анализа индукции и дедукции, которые можно правильно, т.е. рационально применить в результате переработки большого потока информации, исключая «ложный» путь развития событий, при котором необходимо быстрое переключение сенсорных систем и прогнозирование новых идей, трансформация общих знаний в других областях путем интеграции и т.д.

Поэтому умение систематизировать знания и перевести их в разряд коммуникативных навыков проявляется в организаторских способностях личности, что позволяет осуществлять не только локально планирование, но и мыслить пер-

спективно, выити на уровень стратегического мышления. В таких условиях разноаспектного мышления возможны построения различных алгоритмов деИ-ствии, что позволят ориентироваться в экстремальных ситуациях.

Проявление психологических характеристик личности (активность, инициативность, ответственность, исполнительность, мобильность, умение работать под давлением, в ситуации стресса, таим-менеджмент, творческии подход) отражает уровень стрессо-устоИчивости к сбивающим факторам, которых великое множество.

Применение вышеназванных технологий не ограничивается учебноИ программой, но и предполагает творческое развитие, где широко применяется проектирование, что открывает огромное количество форм, приемов и методов организации внеучебноИ деятельности («...студенты - это инициаторы нововведениИ, авторы нетрадиционных и прогрессивных подходов в изменении социальных процессов), разработка компонентов информационноИ среды учебного заведения, техническая основа мероприятий: создание игр, художественных номеров на основе технических средств и т.д.....»)[9].

В контексте изучаемой проблемы следует отметить интегративный характер функционирования спортивных практик и искусства, отличительной особенностью такого сопряженного воздействие является проявление пластики в спорте и танцевальных упражнениях. На рубеже столетий спорт становится все более технологичным, и возможностей человека все чаще не хватает для того, чтобы не оставить без внимания некоторые важные детали. Сейчас практически невозможно говорить о полноценном изучении, освещении или занятии спортом без использования тех широких возможностей, которые представляют современные компьютеры и техника.

Одним из направлений, по нашему мнению, в этом процессе является про-

гнозирование и системный контроль за развитием физических качеств, которые необходимо воспитывать на определенных этапах онтогенеза.

Следует отметить как в спорте, так и при выполнении танцевальных программ требуется соответствующий уровень развития скоростно-силовых качеств, гибкости и специальной выносливости [10-11].

В этой связи применение технологических новинок в спорте и культуре фиксирует действия спортсменов и артистов (перемещения, взаимодействия с партнерами и со спортивными снарядами и т.д.) и выполняет определенные аналитические операции с полученными данными [12-14].

Основу системы составляет набор высокоскоростных камер. Они расположены по углам поля и охватывают его полностью, не оставляя «мертвых зон». Камеры снимают заданный участок поля, после чего полученные видеоданные прогоняются через специальный софт. На выходе на экран выводятся статистические и аналитические выкладки, которые можно детализировать и сравнивать между собой.

Таким образом, применение современных технологий позволит увеличить эффективность тренировочного процесса, эффективность селекционной работы в искусстве и в спорте, так как необходима селекционная работа (отбор или поиск перспективных учащихся, спортсменов) для воспитания высококвалифицированных специалистов, повышения социального статуса личности и учебного заведения.

Результаты исследований и их обсуждение. Рассматривая условия внедрения современных инфокоммуникационных технологий в образовательное пространство учебных заведений можно констатировать, что положительной динамики можно достичь при рациональном использовании ресурсов Полесского государственного университета и Пинского государственного колледжа искусств.

Общие тенденции в функционировании учебных заведений позволяют использо-

вать эти условия для выявления и подготовки талантливых спортсменов и артистов, где наблюдается единство интересов -укрепление социального статуса личности и образовательного заведения в республике и за рубежом.

Имея ограниченные возможности, СПО может предложить на альтернативной основе вузу свой культурный потенциал (профессиональный коллектив в сфере культуры) для осуществления воспитательной работы в вузе во второй половине дня.

Так, библиотека учебного заведения «Пинский государственный колледж искусств содержит книжный фонд, который составляет 19517 экземпляров и укомплектован по разным отраслям знаний: искусству, музыке, общественно-политическому компоненту, естествознанию и математике, медицине, религии, психологии, педагогике, литературоведению, языкознанию, истории, географии. Имеется художественная, справочная литература.

Кроме книжного фонда в библиотеке находится и фонотека колледжа: грампластинки, аудиокассеты, компакт-диски, которые являются звуковым сопроводительным материалом к учебникам.

Фонд периодических изданий составляет 21 название, в т.ч. 11 наименований газет, 9 журналов и 1 сборник нормативных документов. По материалом периодических изданий ежемесячно готовится информация на тему: «Новые правовые документы в образовании и культуре».

При библиотеке колледжа создано литературное объединение «Вдохновение», целью которого является популяризация родного языка и литературы. Проводятся массовые мероприятия с учащимися учебных групп, посвященные знаменательным датам и событиям. На протяжении года в библиотеке организуются тематические книжные выставки, а также оформлены постоянно действующие выставки «Человек.

Жизнь. Здоровье.», «Жыву у Беларус i тым ганаруся».

Однако в новых условия функционирования образования этого явно недостаточно и если исходить из условий экономической целесообразности необходима интеграция на уровне поиска общих интересов и реализация коллективами СПО и ВПО.

Выводы. Современные Интернет-ресурсы не могут не развиваться, они зависят от влияний внешней среды, которая требует постоянного расширения знаний и обновления информации, поэтому в этом сложном процессе одним из элементов внеучебной среды в образовательном пространстве СПО и ВПО вышеназванных образовательных учреждений г. Пинска может осуществляться техническая поддержка проектов (разработка концертно-презентационного комплекса и медиа-ориентированных мероприятий, создание конкурсных проектов для ежегодных культурных и спортивных мероприятий).

Одним из важных направлений в работе образовательных учреждений является включение студентов в самостоятельную разработку необходимых ресурсов (тесты, информатизация библиотеки, виртуальные лабораторные работы, поддержка работоспособности точек доступа, локальных сетей, интернет-конференций и т.д.), что способствует развитию проектного мышления кадрового потенциала в спорте и культуре и характеризует личность с позиций компетенций высшего порядка.

Многие зарубежные государства намного раньше осваивают новинки информационного общества. Очевидны замедленные темпы развития и применения информационных технологий в сравнении с некоторыми зарубежными странами.

В этой связи внедрение современных инфокоммуникационных технологий должно являться одним из ключевых пунктов в деятельности учреждений образования, не зависимо от ведомственной принадлежности.

Рынок труда ждет конкурентоспособные трудовые ресурсы, подготовленные на основе практико-ориентированного обучения, социаль-

ного проектирования и внеучебной воспитательной деятельности которые в полной мере позволят проявить личности мета-профессиональные качества.

Список литературы

1. Головнева Е.В. Оптимизация процесса формирования личности студента в системе подготовки учителя: Монография. - Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой. 2010. - 244 с.

2. Завиваев Н.С., Шамин Е.А. Государственная поддержка как фактор эффективного развития информационного общества // Известия Нижневолжского агроуниверситетско-го комплекса: Наука и высшее профессиональное образование. 2015. № 4 (40). С. 247252.

3. Смольянинова И.В., Ахмедов А.Э., Шаталов М.А. Повышение конкурентоспособности профессионального образования на основе интеграции с бизнес-средой // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности. Материалы II-ой международной научно-практической конференции : в 2-х частях. под ред. Э. П. Комаровой. Воронеж, 2015. С. 201-203.

4. Фатыхова А.Л. Теоретические и методические основы формирования социально-перцептивной компетентности педагогов. - М.: Высшая школа, 2005. - 132 с.

5. Горбатенко С.А., Даценко Н.В. Применение адаптивной автоматизированной системы обучения гуманитарным дисциплинам для повышения качества подготовки специалистов // Территория науки. 2016. № 4. С. 33-38.

6. Завиваев Н.С., Шамин Е.А. Определение оценки конкурентоспособности в сфере инфокоммуникационных услуг // Вестник НГИЭИ. 2013. № 3 (22). С. 41-51.

7. Маховицкая Н.Е. Эффективность применения новых информационных технологий на уроках математики // Территория науки. 2016. № 4. С. 49-54.

8. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Проведение онлайн-лекций (вебинаров) в рамках стратегии инновационного развития образования // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2016. № 1 (3). С. 1189-1193.

9. Ягафарова Г.А., Мунасыпов А.М. Проблема человеческой сущности: культурологический подход: Монография / под общей ред. проф. О.И. Кирикова. Кн. 1. - Воронеж: ВГПУ, 2010. С.120-130.

10. Реутова О.В., Бурханова И.Ю. Современные тенденции подготовки специалиста в сфере физической культуры // Успехи современной науки и образования. 2015. № 3. С. 53-55.

11. Скитневский В.Л., Бурханова И.Ю. К вопросу психодиагностики неблагоприятных состояний в спортивной деятельности // Успехи современной науки и образования. Т. 3. № 4. С. 56-58.

12. Авдошин А.С., Долинин И.С. Применение информационных технологий в спорте // В сборнике «Актуальные проблемы науки, экономики и образования XXI века». 2012. С. 244-246.

13. Булгакова Е.Т. Подготовка студентов гуманитарных специальностей к использованию инфокоммуникационных технологий в профессиональной деятельности: дисс... канд. пед. наук. - Ставрополь. 2005. - 198 с.

14. Виноградов П.А., Моченов В.П. Новый этап в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учащейся молодежи // Теория и практика физической культуры. 1998. № 7. С. 24-26.

Информация об авторах:

Information about authors:

Яковлев Анатолий Николаевич,

кандидат педагогических наук, доцент, Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

Yakovlev Anatoly Nikolaevich,

Ph.D., Associate Professor, Polesie State University, Pinsk, Republic of Belarus

Яковлева Светлана Анатольевна,

библиотекарь, Пинский государственный колледж искусств, г. Пинск, Республика Беларусь

Yakovleva Svetlana Anatolievna,

the librarian, Pinsk State College of Arts, Pinsk, Republic of Belarus,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.