Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ТОВАРООБОРОТА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ'

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ТОВАРООБОРОТА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВНЯ КАЧЕСТВА / ОБЪЁМА ЗАКУПОК / УРОВНЯ ЦЕН И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / QUALITY LEVEL / VOLUME OF PURCHASES / PRICE LEVEL AND COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бершакова Ж. Г.

Одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия является товарооборот. Товарооборот характеризует процесс движения товаров посредством актов купли-продажи. Данный показатель классифицируется на розничный и оптовый товарооборот. Особенности его роста и обеспечение системы этого роста являются целью рассмотрения данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ASPECTS OF THE ANALYSIS OF THE TRADE AND ENHANCE ITS EFFICIENCY

One of the main economic indicators of economic activity of the trade enterprise is the turnover. Commodity turnover characterizes the process of movement of goods through acts of purchase and sale. This indicator is classified into retail and wholesale trade. Features of its growth and ensuring the system of this growth are the purpose of this article.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ТОВАРООБОРОТА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ»

УДК 33

Бершакова Ж. Г. студент магистратуры г. Белгород, Россия Белгородский государственный национальный исследовательский университет СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ТОВАРООБОРОТА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ Аннотация: Одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия является товарооборот. Товарооборот характеризует процесс движения товаров посредством актов купли-продажи. Данный показатель классифицируется на розничный и оптовый товарооборот. Особенности его роста и обеспечение системы этого роста являются целью рассмотрения данной статьи.

Ключевые слова: методика оценки повышения эффективности использования резервов роста оптового товарооборота заключается в анализе ритмичности продаж, уровня качества, объёма закупок, уровня цен и конкурентоспособности предприятия.

Bershakova Z. G. master's student Belgorod, Russia Belgorod State National Research University MODERN ASPECTS OF THE ANALYSIS OF THE TRADE AND

ENHANCE ITS EFFICIENCY Abstract: One of the main economic indicators of economic activity of the trade enterprise is the turnover. Commodity turnover characterizes the process of movement of goods through acts ofpurchase and sale. This indicator is classified into retail and wholesale trade. Features of its growth and ensuring the system of this growth are the purpose of this article.

Keywords: the method of estimation of increase of efficiency of use of reserves of growth of wholesale turnover consists in the analysis of rhythm of sales, quality level, volume of purchases, price level and competitiveness of the enterprise.

Задача максимизации прибыли организации вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота. Эти обусловлена актуальность проблемы обеспечения необходимого размера товарооборота на предприятиях.

Каждое предприятие ведёт учет технико-экономических показателей за определенный период времени, в котором одним из главных показателей является товарооборот. Для этого важным процессом учёта оптового товарооборота любой торговой организации является выявление и мобилизация резервов роста товарооборота, так как после выявления таких

резервов предприятие может оценить свои недостатки и достоинства и понять, как можно увеличить рост товарооборота. К резервам оптового товарооборота можно отнести:

- ритмичность продаж;

- уровень качества продукции;

- объём закупок товаров;

- уровень цен;

- конкурентоспособность предприятия.

Для эффективного анализа товарооборота и деятельности предприятия в целом, необходимо исследовать внутренние и внешние экономические процессы требующие решения задач на макро и микроуровнях. Структура задач и соответствующие методы и методики приведены в таблице 1.

Таблица 1

Задачи, методы и методики исследования товарооборота_

Уровень Задачи Методы, методики

Макро Исследование покупательных фондов (спроса), определение доли организации на рынке Расчет покупательного фонда, доходов населения, емкости рынка и инорайонного спроса

Микро Определение функционала предприятия, исследование эффективности закупок, выявление влияющих факторов, формирование выводов и рекомендаций ФСА, методики анализа удовлетворенности покупателей, статистический и факторный анализ, методы АВС, XYZ, вычисление интегральных показателей и пр.

Для выявления данных резервов необходима методика оценки их эффективности на предприятии. Методика резервов роста оптового товарооборота на предприятии складывается из слаженных вместе методик по каждому отдельному предполагаемому резерву роста, в конечном итоге которые дают наглядность и понятность, с помощью каких именно резервов возрастает оптовый товарооборот [1, с. 58].

Резервом товарооборота является уровень качества продукции, этот резерв можно изучить дифференциальным методом. Расчет относительных показателей качества продукции ведется по формуле:

01 = Р1 / Р1б (1)

где Р1 - значение 1-го показателя качества оцениваемой продукции;

Рю - значение 1-го базового показателя;

1 = 1, ... п - количество оцениваемых показателей качества.

Следующим моментом является изучение конкурентоспособности предприятия как внешнего резерва роста товарооборота, проанализировать этот резерв можно сравнением его с предприятиями-конкурентами по следующим категориям:

- товар;

- цена;

- продвижение;

- распределение.

В данном анализе также можно сказать, какими резервами роста товарооборота преобладает предприятие и какими не преобладает.

Объем закупок товаров является также важным резервом для изучения роста товарооборота, его рассчитывают по следующим формулам: - доля закупок путем проведения конкурсов и аукционов к общему количеству закупок:

& = Ок / 02ак* 100%, (2)

где Ок - количество конкурсов и аукционов; О2ак - общее количество закупок.

Доля закупок без проведения конкурсов и аукционов к общему количеству закупок:

Б2=О3к/ О2ак* 100, (3)

где О3К - количество закупок без проведения конкурсов и аукционов;

О2ак - общее количество закупок. Доля стоимости закупок у единственного источника к общей сумме закупок:

Б5=Ое/ О2ак* 100%, (4)

где Ое - стоимость закупок у единственного источника;

О2ак - общая совокупная стоимость закупок. Доля стоимости «малых закупок»:

Бмз= Ум,/Уго/100, (5)

где У,г, - объем малых закупок;

Угод - совокупный годовой объем закупок.

По приведенным выше сложенным вместе методикам резервов роста товарооборота можно легко рассчитать и наглядно увидеть, эффективны ли данные резервы на предприятии [3, с. 67].

Как и на любом другом развивающемся рынке, рост сетей в России ударяет по малому бизнесу - особенно в крупных городах, расположенных в европейской части России. Кризис с резким падением объемов продаж только ускорил процесс модернизации отрасли и вытеснения малых предприятий, и даже несмотря на некоторое оживление потребительского спроса в посткризисные годы, процесс концентрации рыночной доли в руках крупных корпораций продолжается по сегодняшний день.

Российский ритейл сильно зависит от обстановки и климата на национальном рынке. Так, в 2015 и 2016 годах продажи в результате умеренного внутреннего кризиса упали, в 2017 незначительно выросли. По весьма оптимистичному прогнозу Минэкономразвития, в 2018 году продажи в ритейле могут вырасти на 3%. Вследствие относительно невысокой ценовой конкуренции маржинальность ритейлеров остается на комфортном

для них уровне - по крайней мере, для крупных игроков, которые смогли в свое время завоевать долю рынка за счет агрессивных маркетинговых акций и привлекательных скидок. Зарубежные продуктовые ритейлеры при этом ощутимо отстают от местных сетей.

Даже если в 2019 году отрасль продолжит расти, темп роста будет значительно ниже, чем в докризисные годы (например, 6% с 2010 по 2012, 3,9% в 2013). Отдельно стоит отметить повышение ставки НДС с 18% до 20% с 1 января 2019. Введение схемы возврата НДС для иностранных туристов с октября 2018 вряд ли поможет уравновесить негативные последствия такого шага для предпринимателей и потребителей.

Управление резервами роста товарооборота обеспечивает экономическую основу деятельности торгового предприятия, так как товарооборот характеризует основной объемный показатель этой деятельности и достигнутые маркетинговые позиции. Целью совершенствования управления резервами роста товарооборота должно быть повышение действенности и качества планов, обеспечение роста эффективности предприятий на основе более рационального использования ресурсов, передового опыта отечественных и зарубежных предприятий.

Как и на любом другом развивающемся рынке, продажи в российском розничном секторе сильно зависят от экономического климата в стране. Так, в 2015 и 2016 годах розничные продажи упали на 10% и 4,6% соответственно. Это падение было вызвано уменьшением реальных располагаемых доходов потребителей в результате удешевления нефти и ослабления рубля с последующим резким ростом цен на импортную продукцию, начавшимся еще в 2014.

Для того что бы предприятие развивалось и было конкурентоспособным, необходимо придерживаться некоторых методик. Первой из которых, является матричная, ее суть заключается в базировании оценки маркетинговых стратегий предприятия, на основе построения матрицы конкурентных стратегий. Сущность данной методики, состоит в анализе матрицы, которую выстраивают по горизонтали - темпы роста объема продаж; по вертикали - относительная доля предприятия на рынке. Данная методика хороша в том случае, когда наличие информации позволяет обеспечивать правильность оценки.

Методика, основанная на оценке конкурентоспособности продукции предприятия, полагаются на суждении, что развитие производства предприятия выше тогда, когда выше конкурентоспособность его продукции.

Преимущества данного подхода состоит в том, что он учитывает конкурентоспособность продукции. Но есть и отрицательная сторона, к которой относят то, что методика позволяет получить неполное представление о плюсах и минусах в работе предприятия, так как предприятие не берет во внимание другие аспекты своей деятельности.

Методика, основанная на теории эффективной конкуренции, заключается в оценке способностей предприятия по обеспечению развития производства. Методика хороша тем, что охватывает различные сферы деятельности предприятия, от маркетинговых стратегий до управления товарооборота на предприятии.

Основными путями совершенствования управления резервами роста товарооборота на предприятии в современных условиях являются:

- Использование автоматизированных способов сбора и обработки информации для разработки прогнозов, с целью увеличения объёмов товарооборота с помощью резервов и снижению товарных потерь. Эффективность торгового предприятия зависит от наличия информации, которая раскрывает не только ситуацию на рынке, но и в самом торговом предприятии.

- Повышение роли маркетинга в резервах роста товарооборота путем разработки маркетинговых мероприятий, повышающих конкурентоспособность предприятия.

- Использование аналитических инструментов маркетинга и менеджмента в повседневной деятельности сотрудников предприятия. Эти инструменты значительно повышают производительность и удобство восприятия результатов.

- Выявление путей и возможностей роста оборота оптовой торговли, повышения качества обслуживания покупателей, эффективности использования экономического потенциала.

- Разработка оптимальных управленческих решений по развитию оптового товарооборота коммерческого предприятия.

- Разработка стратегии коммерческой организации, которая позволит принимать эффективные управленческие решения при управлении резервами роста товарооборота, связанные с его развитием в перспективном периоде. Основные положения разработанной стратегии коммерческой организации получают свое отражение в бизнес-плане.

- Совершенствование методологии и практики управления резервами роста товарооборота.

- Совершенствование методики оценки взаимосвязи резервов роста товарооборота с ресурсным потенциалом предприятия, ее использование в обосновании перспектив развития предприятия.

- Совершенствование управления резервами роста товарооборота должно быть направлено на ориентацию основной цели - получение прибыли. Оценка деятельности и стимулирование коллективов предприятий и подразделений должны осуществляться в зависимости от эффективности используемых ресурсов, полученных конечных результатов, повышения роли плановых показателей, характеризующих качественную сторону деятельности предприятий.

Использованные источники:

1. Отсрочка для кассиров: когда бизнес начнут штрафовать за старые чеки // https://www.rbc.ru/economics/13/12/2018/5c1286ec9a79478546be9454

2. Правительство рассмотрит мораторий на закон «О торговле» // https://www.rbc.ru/business/26/11/2018/5bfc250f9a794719efdc695a

3. Что 2019 год готовит ритейлу: Главные тренды // https://www.pilot.ru/about/feed/detail/chto-2019-god-gotovit-riteylu-glavnye-trendy/

УДК 658:004.9

Бых Т.А. студент 2 курс факультет«Управления и бизнеса» Российский экономический университет Научный руководитель: Харлампенков Е.И., к.т.н.

доцент Россия, г. Кемерово ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА КОМПАНИИ НА

СОЦИУМ. КОМПАНИЯ GOODLINE Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования информационного общества. Данная проблема актуальна, так как в Российской Федерации наблюдается недостаток телекоммуникационной инфраструктуры и аппаратного обеспечения. Для решения этой проблемы требуется решить следующие задачи: мультимедийное обеспечение и формирование объема рынка информационным оборудованием.

Ключевые слова: абоненты, провайдеры, тарифы, брэнд, торговые агенты, IT-услуги, коммуникационные технологии.

Bykh, T. A. student 2 course faculty of Management and business» Supervisor: Kharlampenkov E. I., candidate of technical Sciences, associate Professor Russian University of Economics Russia, Kemerovo

THE INFLUENCE OF THE FACTORS OF PRODUCTION OF A COMPANY

ON SOCIETY. THE COMPANY GOODLINE

Annotation: The article deals with the problem of information society formation. This problem is relevant, as in the Russian Federation there is a lack of telecommunications infrastructure and hardware. To solve this problem it is necessary to solve the following tasks: multimedia support and formation of the market volume by information equipment.

Keywords: subscribers, providers, tariffs, brand, sales agents, IT-services, communication technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.