Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ РЕШЕНИЯ В ИСЛАМСКИХ КУЛЬТОВЫХ СООРУЖЕНИЯХ'

СОВРЕМЕННЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ РЕШЕНИЯ В ИСЛАМСКИХ КУЛЬТОВЫХ СООРУЖЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
147
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исламская архитектура / мусульманские культуры / дизайн мечети / религиозные сооружения / современные архитектурные решения / визуальное воздействие / использование модернизированных материалов / модернизированный традиционализм / проблемы сохранения.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Нуркеев Жамбыл Гомарович, Куспангалиев Болат Урайханович, Самойлов Константин Иванович

региональные и национальные условия еще больше бросают вызов архитекторам, поскольку они пытаются усвоить конкретные цели каждого клиента. Для решения этой задачи разрабатываются современные архитектурно-планировочные решения исламских культовых сооружений. Эти решения учитывают особые исторические, культурные и религиозные особенности этих структур, что позволяет им интегрироваться в западную культуру, но при этом сохранять исламскую идентичность. Модели планирования, используемые в этих проектах, используют различные элементы, такие как выбор места, программирование, планировка пространства, строительные материалы, эстетика, климатические соображения и т.д., чтобы обеспечить оптимальные результаты со структурной, функциональной и эстетической точек зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ РЕШЕНИЯ В ИСЛАМСКИХ КУЛЬТОВЫХ СООРУЖЕНИЯХ»

СОВРЕМЕННЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ РЕШЕНИЯ В ИСЛАМСКИХ КУЛЬТОВЫХ СООРУЖЕНИЯХ Нуркеев Ж.Г.1, Куспангалиев Б.У.2, Самойлов К.И.3

Нуркеев Жамбыл Гомарович - магистрант;

2Куспангалиев Болат Урайханович - доктор архитектуры, профессор;

3Самойлов Константин Иванович - доктор архитектуры, профессор, кафедра «Архитектуры», Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева,

г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: региональные и национальные условия еще больше бросают вызов архитекторам, поскольку они пытаются усвоить конкретные цели каждого клиента. Для решения этой задачи разрабатываются современные архитектурно-планировочные решения исламских культовых сооружений. Эти решения учитывают особые исторические, культурные и религиозные особенности этих структур, что позволяет им интегрироваться в западную культуру, но при этом сохранять исламскую идентичность. Модели планирования, используемые в этих проектах, используют различные элементы, такие как выбор места, программирование, планировка пространства, строительные материалы, эстетика, климатические соображения и т.д., чтобы обеспечить оптимальные результаты со структурной, функциональной и эстетической точек зрения.

Ключевые слова: исламская архитектура, мусульманские культуры, дизайн мечети, религиозные сооружения, современные архитектурные решения, визуальное воздействие, использование модернизированных материалов, модернизированный традиционализм, проблемы сохранения.

В настоящее время исламские религиозные здания привлекают гораздо больше внимания архитекторов и дизайнеров при поиске современных дизайнерских решений. Архитекторы и дизайнеры теперь рассматривают эти здания как важнейшие ресурсы для творчества, и некоторые из основных проблем возникают из-за наложенных на них местных, региональных и национальных ограничений планирования.

Целью этой статьи является описание некоторых современных архитектурных и планировочных решений, которые используются для создания современных исламских религиозных зданий, путем выделения некоторых примеров по всему миру. Мы обсудим, как эти решения помогают решить многие проблемы, возникающие при планировании региональной и национальной архитектуры, связанные с такими зданиями, чтобы создать более последовательный глобальный стиль. Исламские религиозные здания могут быть сложными в проектировании, поскольку они призваны нести большой вес в жизни человека и оказывать ему духовную поддержку. Однако создание современного исламского религиозного сооружения не является невозможным. Есть несколько уникальных архитектурно -планировочных решений, которые оказались полезными в этом случае. Первое решение заключается в том, чтобы спроектировать святое место в окружающем пространстве, сделав его легкодоступным из окружения и заставив его сосуществовать в окружающем контексте, сохраняя при этом свое предназначение. Это решение поможет решить многие из проблем регионального планирования, поднятых ранее, таких как ограничения зонирования с низкой плотностью, перемещение существующего населения [1].

Исламская архитектура — это стиль архитектуры, уникальный для исламского мира, который веками использовался для создания потрясающих зданий и памятников. Для него характерно использование геометрических узоров, каллиграфии и замысловатых украшений. Этот стиль архитектуры использовался в мечетях, дворцах и других общественных зданиях в мусульманских странах по всему миру. Исламская архитектура также отличается от других стилей тем, что в ней часто используются такие материалы, как мрамор, дерево и керамическая плитка, для создания замысловатых рисунков и узоров. Кроме того, исламские архитекторы часто используют такие приемы, как арки и купола, для создания более крупных сооружений с ощущением величия [1].

Религиозные здания исламской веры веками использовались для выражения уникальных эстетических стилей и культурной самобытности. Это достигается за счет использования различных методов, таких как включение традиционных исламских декоративных элементов, использование определенных архитектурных форм, а также интеграция местных материалов в дизайн. Благодаря этим методам исламские религиозные здания способны создать уникальную атмосферу, отражающую их культурную самобытность. Кроме того, они также служат важными символами исламской веры, предоставляя места для поклонения и созерцания. Понимая эти методы, используемые для выражения уникального эстетического стиля и культурной идентичности в исламских религиозных зданиях, мы

можем получить представление о том, как архитектура использовалась на протяжении всей истории для создания значимых пространств, отражающих верования и ценности людей [1, 2].

Религиозные здания были построены с целью дать духовный опыт тем, кто в них входит. Эти здания спроектированы так, чтобы отражать исламскую веру, включая традиционные архитектурные элементы, такие как купола, арки и минареты. Кроме того, эти структуры часто имеют замысловатые узоры, вдохновленные исламским искусством и каллиграфией [2, 5]. Изучая традиции, заложенные в дизайне этих сооружений, мы можем понять, как исламская культура развивалась с течением времени и как она до сих пор влияет на архитектуру.

Исламская архитектура существует уже много веков, и ее влияние можно увидеть во многих странах. Современные подходы к исламской архитектуре стремятся привнести устойчивые решения и изобретения, которые одновременно эстетически приятны и экологически сознательны. Изучая использование традиционных материалов, а также современных технологий, архитекторы могут создавать конструкции, которые являются одновременно энергоэффективными и культурно значимыми. В этой статье будут рассмотрены некоторые современные подходы к исламской архитектуре, а также рассмотрены способы реализации устойчивых решений для создания замечательных сооружений, которые выдержат испытание временем [6].

Исламские религиозные здания веками использовались для выражения уникальных эстетических стилей и культурной самобытности. Это достигается за счет использования различных методов, таких как включение традиционных исламских декоративных элементов, использование определенных архитектурных форм и форм, а также интеграция местных материалов в дизайн. Благодаря этим методам исламские религиозные здания способны создать уникальную атмосферу, отражающую их культурную самобытность. Кроме того, они также служат важными символами исламской веры, предоставляя места для поклонения и созерцания. Понимая эти методы, используемые для выражения уникального эстетического стиля и культурной идентичности в исламских религиозных зданиях, мы можем получить представление о том, как архитектура использовалась на протяжении всей истории для создания значимых пространств, отражающих верования и ценности людей.

Исламские религиозные сооружения веками были частью мирового культурного наследия. Однако в последние годы стала очевидной необходимость модернизации этих сооружений. Это привело к уникальной проблеме: как можно сохранить традиционные аспекты исламских религиозных зданий, включив в них современные дизайнерские решения? В этой статье будут обсуждаться некоторые проблемы, возникающие при попытке сохранить традиционные аспекты исламских религиозных зданий при интеграции современных дизайнерских решений. Также будут рассмотрены некоторые потенциальные решения, которые могли бы помочь преодолеть разрыв между традицией и современностью, чтобы создать эстетически приятную, но функциональную структуру.

В исламской культуре элементы дизайна и проектирования имеют особое значение. Строители стремятся придерживаться традиционному исламскому учению и использовать его в своих проектах. Рассмотрим, как процесс проектирования отличается для исламских религиозных строителей от традиционного процесса проектирования.

Во-первых, при проектировании исламских религиозных сооружений необходимо учитывать религиозные традиции и требования. Например, в исламе не допускается изображение существ, поэтому монументальные памятники исламских религиозных строений построены без изображений существ. Кроме того, религиозные правила определяют размер, ориентацию и форму зданий, а также практики управления строительством.

Во-вторых, процесс проектирования исламских религиозных строительств должен соответствовать идеалам и видению местных религиозных руководителей. Таким образом, будут избираться материал, место, форма здания.

Современные архитектурные и планировочные решения веками использовались для создания красивых и функциональных религиозных зданий исламской веры. О замысловатых мозаик дворца Альгамбра в Испании до современных куполов мечети шейха Заида (начало строительства 1996 г. окончание строительства 2007 г.) в Абу-Даби — исламские религиозные здания развивались вместе со временем и технологиями. Сегодня новые технологии используются для создания современных архитектурных и планировочных решений, которые отражают культуру, ценности и убеждения ислама и в т же время отвечают потребностям растущего населения. Одним из примеров является использование энергоэффективных материалов, таких как стеклопакеты для окон. Эти панели помогают регулировать температуру в здании и в то же время пропускают естественный свет, снижая затраты на электроэнергию. Кроме того, устанавливаются современные системы вентиляции, которые помогают снизить уровень загрязнения воздуха внутри зданий. Такие инновации позволяют большому количеству людей собираться в одном месте без ущерба для здоровья и комфортного время провждения. Помимо создания более эффективных зданий, современные исламские архитектурные проекты включают в себя элементы, отражающие традиционное исламское искусство и культуру. Например, во многих мечетях на

стенах и потолках теперь можно увидеть замысловатые геометрические узоры, символизирующие такие аспекты, как молитва или мир. Кроме того, некоторые мечети украшены красочными витражами, которые пропускают солнечный свет, но при этом обеспечивают уединение от посторонних наблюдателей. Наконец, современные планировочные решения помогают этим религиозным сооружениям вмещать большие группы людей без переполнения и ущерба для безопасности. Например, некоторые мечети теперь имеют несколько входов с отдельными местами для поклонения для мужчин и женщин, чтобы каждый мог с комфортом посещать службы, не чувствуя тесноты или дискомфорта. Кроме того, во многих новых мечетях предусмотрены специальные зоны для занятий с детьми (медресе), такие как игровые комнаты или классы, где они могут узнать об исламе в безопасной обстановке, вдали от молитв взрослых. Современные архитектурные и планировочные решения помогают создавать не только эргономический правильные пространства, но и потрясающе красивые религиозные сооружения.

По мере того, как мир продолжает развиваться, развиваются и наши архитектурно-планировочные решения. В исламских религиозных зданиях, которые с годами становятся все более модернизированными. От традиционных мечетей до современных молитвенных залов, архитекторы находят способы сочетать традиционную исламскую архитектуру с современными принципами дизайна. Одним из наиболее ярких примеров современной исламской архитектуры является Большая мечеть шейха Зайда в Абу-Даби, Объединенные Арабские Эмираты. Эта мечеть была спроектирована известным архитектором Юсефом Абделки и представляет собой смесь традиционных исламских элементов и элементов современного дизайна. Мечеть характеризуется величественными куполами, сложной мраморной отделкой и массивным внутренним двором, окруженным четырьмя минаретами. Здание также отличается рядом инновационных технологических решений, таких как автоматизированная система освещения, которую можно регулировать в зависимости от времени дня и ночи [10]. Помимо Большой мечети шейха Зайда в Абу-Даби, по всему миру можно найти и другие впечатляющие примеры современной исламской архитектуры. Например, в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде есть исследовательский центр будет заниматься изучением самых эффективных способов использования энергетических ресурсов Земли, про котором имеется новый молитвенный зал, спроектированный известным архитектором Захой Хадид (начало проектирования 2014 г. Первым испытанием для центра KASPARC стала конференция с участием 20 тысяч человек в рамках Saudi Design Week 2017), который вдохновлен традиционными принципами исламского дизайна и в то же время включает в себя передовые технологии, такие как светодиодные системы освещения и автоматизированные системы управления климатом [11]. Современные архитектурные и планировочные решения применяются и в других религиозных контекстах, например, в Индии, где индуистские храмы строятся с акцентом на устойчивость и энергоэффективность с использованием солнечных батарей и систем сбора дождевой воды. Интеграция современных технологий в религиозные здания позволила архитекторам создавать более эффективные пространства, сохраняя при этом культурное наследие, связанное с этими сооружениями. Заключение

По мере того, как мир продолжает развиваться, возрастает и роль современной архитектуры исламского мира.

^временные архитектурные решения, применяемые в исламских культовых сооружениях, сосредоточены в основном на сочетании натуральных материалов, таких как камень дерево кирпич плитка мрамор и т. д., включение традиционных узоров в общее решение использование высокотехнологичных материалов повышение структурной целостности стабильности энергоэффективности адаптация функциональных возможностей в соответствии с меняющимися потребностями верное использование современных технологий повышение безопасности меры безопасности во всех помещениях.

Влияние на современную архитектуру и планирование: Общее влияние современных архитектурно-планировочных решений, применяемых к религиозным зданиям, весьма значительно, поскольку они не только позволяют дизайнерам создавать креативные эстетически привлекательные конструкции, но и обеспечивают лучшую функциональность, более эффективные способы, чем раньше, благодаря достижениям, сделанным в этой области.

Список литературы

1. Воронин, В.Л. Архитектура Средней Азии XVIII—XIX вв. // Всеобщая история архитектуры / Под ред. Ю.С. Яралова (отв. ред.) и др. — Москва: изд-во Акад. архитект. СССР, 1969. — Т. 8: Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии VI-XIX вв. — С. 332. — 491 с.

2. Засыпкин В.Н. Архитектура Средней Азии. — М.: Изд-во Академии архитектуры, 1948. — С. 12— 13. — 158 с. — 10 000 экз.

3. Al Rajhi construction company «Mosques — building inspiration» [Electronic Resource]. URL: http://www.architecturepressrelease.com/winner-alrajhi-grand-mosque-consultancy-group/ (date of access: 09.02.2023).

4. Асда АХ Аль-Тухафи, Талаат ИМ Аль-Аане, Хавла FM Аль-Дауди «Формальная композиция ханов в исламской архитектуре (аналитическое исследование)» Инженерный журнал Al-Rafidain (AREJ), 2009 г., Том 17, в. 4, стр. 80-96.

5. Islami city «Architecture mosques around the world» [Electronic Resource]. URL: https://lines-hub.com/mosque-architecture-styles-around-the-world/articles/ (date of access: 09.02.2023).

6. Stella E. Osim, 174 SOCIETIES: Journal of Social Sciences and Humanities Vol.1, No.2, 2021 Islamic Art and Architecture: A Reflection of the Culture and Tradition of Islam, pp. 9 - 10.

7. Чаплыгина Д.В.УРБАНИЗАЦИЯ. ПРОБЛЕМА И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ // Наука и образование сегодня №9 (20), 2017 - С.

8. Monsoon Islam, Trade and Faith on the Medieval Malabar Coast, pp. 92 - 157, URL: https://doi.org/10.1017/9781108334860.003[Opens in a new window] Publisher: Cambridge University Press, Print publication year: 2018.

9. [Electronic Resource]. URL: http://www.theguardian.com/ (date of access: 09.02.2023). art and design 2017 sep 05 mosque history power beauty devotion islam.

10. [Electronic Resource]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (date of access: 09.02.2023). «Мечеть шейха Заида».

11. Карпенко C., «Исследовательский центр по проекту Захи Хадид в Эр-Рияде» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.admagazine.ru/ (дата обращения: 08.03.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.