Научная статья на тему 'Современность постмодерниста, или «Некуда бежать»'

Современность постмодерниста, или «Некуда бежать» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
203
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОСТЬ / MODERNITY / МОДЕРН / ПОСТМОДЕРНИЗМ / POSTMODERNISM / ВРЕМЯ / TIME / СУБЪЕКТИВНОСТЬ / SUBJECTIVITY / Я / СОЦИУМ / SOCIETY / MODERNISM / I

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чупров Александр Степанович

В статье – в порядке дискуссии – анализируются «Заметки о современности и субъективности. Модерн и пластичность» А.В. Павлова, опубликованные в журнале «Социум и власть» (2012, №6; 2013, №1). Критикуя издержки постмодернистского подхода к проблеме современности, автор подчеркивает заслугу А.В. Павлова в исследовании экзистенциально-ценностного смысла и содержания понятия «современность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernity of postmodernist, “Nowhere to Run”

The article analyzes argumentatively “Notes on modernity and subjectivity. Modern and plasticity” by A.V. Pavlov, published in the journal “Society and Power” (2012, № 6; 2013, № 1). Criticizing the costs of post-modern approach to modernity, the author emphasizes the merit of A.V. Pavlov in the study of existential meaning and value of the content of the concept “modernity.”

Текст научной работы на тему «Современность постмодерниста, или «Некуда бежать»»

СОВРЕМЕННОСТЬ ПОСТМОДЕРНИСТА, ИЛИ «НЕКУДА БЕЖАТЬ»

УДК 17.022

С Александром Валентиновичем Павловым мы сотрудничаем давно. Однако наши философские вкусы столь различны, что мы до сих пор (спустя двадцать с лишнем лет после знакомства) можем сутками «цапаться» в Интернете по поводу той или иной философской проблемы, что не мешает нам оставаться друзьями. Поэтому мои заметки по поводу «Заметок о современности» А.В. Павлова - это лишь продолжение нашей многолетней дискуссии.

Гегель, характеризуя философию эллинизма, назвал это время эпохой всеобщей ненависти и страха (А.В. Павлов, наверное, назвал бы ее межвременьем). Главной чертой этой философии был уход от социальной реальности в природу (эпикуреизм), в положение беспристрастного стороннего наблюдателя (скептицизм), в мистицизм (неоплатонизм), уход в себя (стоицизм). На мой взгляд, в наше время функциональным аналогом стоицизма стал постмодернизм с его безнадежной проповедью антропоцентрирования общественного бытия, плюрализма во всех сферах человеческой жизни, реализма, свободы, креативности каждой отдельной личности, диалогичности различных мнений.

Именно постмодернизм вкупе с рудиментами экзистенциализма стали методологической основой работы А.В. Павлова «Заметки о современности и субъективности. Модерн и пластичность» [3; 4]. Основа неслучайна. Время наше и в правду нелегкое. Особенно для души трепетной, страдающей и думающей. Вспоминается лермонтовское «Выхожу один я на дорогу»: «Я б хотел свободы и покоя, я б хотел забыться и уснуть». Тут главное не «забыться и уснуть», а то, что «выхожу один я». Одиночество души, кьеркегоровский или, если угодно, рокуэловский Одинокий, сар-тровская «заброшенность в Ничто» - это эмоциональная доминанта всякого экзистенциализма. Где же выход? В современности. Именно она провозглашается А.В. Павловым тем раем, где не забытье или

А.С. ЧУПРОВ

покой, а деятельное отношение к реальным проблемам станет утешением измученной души.

Итак, о современности. Редко встретишь работу, где бы одному и тому же понятию было бы дано столь много и столь разноплановых дефиниций. Я насчитал не менее двадцати таких определений. Воспроизведу лишь некоторые из них: «...современность - это умение жить в соответствии с меняющейся реальностью, а не с выдумками, иллюзиями, благими пожеланиями и памятью о великом прошлом, тормозящими изменения» [3, с. 5], «.современность - это самоопределение субъекта, его стремление самому себе ответить на вопрос, что же ему надо, и в первую очередь, надо ли ему продолжать быть разумным и субъективным или лучше перейти к благополучному и веселому беспроблемному существованию, когда достаточно биологических и социокультурных инстинктов и рефлексов» [3, с. 5]. «Современность - личная оценка мироустройства под углом проблемности своей жизни и поиск способа решения проблем» [3, с. 7]; «.современность - это умение жить и быть субъектом в соответствии с меняющейся реальностью, включая изменения в самую структуру своей жизни и субъективности. Это особая культура жизни: проблемный, внутренне противоречивый и динамичный разум. Это - ценности, восходящие не к воспроизводству достигнутого, а к поиску новых достижений, не к единообразию, а к многообразию личностей и формам их сосуществования» [3, с. 9]; «...современность, это нонконформизм, а несовременность - конформизм, первое - «я», осваивающее чужое и освобождающееся от него, а второе - «я», увязшее в чужом» [3, с. 10]. «Современность» в русском языке раскрывается как современность, сосуществование и взаимоотношение множества разных индивидуальных времен. Это скорее не «модерн», а «контемпоральность» [4, с. 11]. «Современность - это всегда экзистенциальная практика разумного человека,

в то время как прошлое, будущее и другое - это рациональная теория» [4, с. 13]; «...современность - это данность субъекта самому себе» [4, с. 14].

Как говорили классики, богатство явления обусловливает богатство его определений. Здесь же все с точностью до «наоборот»: богатство определений призвано обогатить явление. У А.В. Павлова понятие современности обрело экзистенциально-ценностный смысл и содержание.

Современность, пишет автор, это не одновременность. И поясняет, что одновременность - это вопрос календаря. Однако дело тут не в календарном времени,а в том, что просто одновременные события безразличны друг к другу. Почти как в теории относительности, где одновременными считаются те события, которые не связаны между собой причинно-следственными связями, даже если их разделяют миллиарды лет. Такое понимание одновременности, кстати, очень хорошо «ложится» на концепцию А.В. Павлова, в которой одним из атрибутов современности является диа-логичность, когда одно «Я-субъектность» таки нашло общий язык, а следовательно, способ взаимодействия с другим (другой?) «Я-субъектностью».

Читая первую часть статьи А.В. Павлова, опубликованную в декабрьском номере журнала «Социум и власть» за 2012 год, я всё ждал, когда же автор процитирует «Исповедь» Августина Блаженного о субъективной природе времени (прошлого как памяти, настоящего как созерцания и будущего как надежды) и его противоположности вечности [1, с. 174-176]. Дождался через два месяца, когда вышел в свет первый номер журнала за 2013 год. Одно плохо, что вечности места в концепции А.В. Павлова не нашлось. Осталась одна субъективность без надежды. Поэтому «Я-субъектность», как и «Я-телесное» (почему не «Я-объектность»?), превратились в братскую могилу для исторического прошлого, в саднящую «ностальгию по настоящему» (А. Вознесенский) и пугающее обреченностью на провал будущее (так называемый утопизм). Всё это никак не вяжется с павловским определением (одним из множества других) современности, как способности субъекта встречать проблемы с открытым забралом и решать их «всем смертям назло».

Впрочем, сама постановка вопроса о современности в ее слиянности с субъективизмом мне по душе. Как и характеристика субъекта не только как биосоциокультурного феномена, но и в первую очередь как носителя Я, с которого только и может рождаться современность. Действительно, без переживания субъектом времени, в котором ему суждено жить и умереть, ни о какой современности не может быть и речи. Однако связь современности с субъективностью представляется мне много глубже, чем это представлено в статье А.В. Павлова. Я имею в виду кантовское определение времени (само слово является корневым для термина «современность») как постоянства созерцающего Я по отношению к изменчивости внешнего мира как формы мысли и способа существования человеческого Я [2, с. 56-59]. Эта характеристика приложима ко всем без исключения людям, поэтому меня смущает некий философский снобизм А.В. Павлова,который недрогнувшей рукой вычеркнул из современности всех конформистов, функционеров, людей в чем-то несвободных и т.п. В сущности, лишил их права называться людьми. Да, как писал Владимир Маяковский, «все мы немного лошади», но ведь «немного», а не целиком и полностью.

Вызывает протест и постмодернистская характеристика социума, хотя автору не откажешь в красоте слога и остроумии. Позволю себе достаточно большую цитату из статьи А.В. Павлова: «По мере роста диспропорции в общественной жизни усиливаются феномены одиночества и абсурда, частично характеризующие постмодерн, но больше всего - межцивилизационное состояние. (...) Мы не знаем суда, мы знаем судью, прокурора и адвоката, нам неизвестно право, но известен полицейский и поддерживаемые им правила общежития, мы нигде не встречаемся с государством, зато очень часто - с чиновниками и военнослужащими. Но вместе с этим, вследствие своей субъективности нормы ничего вещного собой не представляют. В реальности общественной жизни - это своеобразные галлюцинации, подобные чертикам у алкоголика. Тем не менее, эти чертики совсем не озабочены тем, что их нет. Заставляя поражаться абсурду происходящего, они все равно принудительно направляют и мысли, и поступки» [4, с. 7].

Просто удивительно, что здесь автор не употребил термин «симулякр» (у А.В. Павлова есть близкий к нему термин «фантом»), которым обозначено системообразующее понятие в философии постмодернистов Делёза и Бодрийяра, столь любимых автором. Можно сказать (по аналогии с названием детектива новозеландской писательницы Эдит Найо Марш «Кругом одни констебли»), что для А.В. Павлова в социальном бытии «кругом одни симулякры» (лично мне не хотелось бы жить в таком мире). Отсюда - тот экзистенциалистский бунт автора, который больше напоминает застарелую студенческую молодость с ее неизбывной тоской по Парижу, в котором студенту никогда не доводилось бывать. Вспоминается и анекдот брежневских времен о старом еврее, который регулярно просился в Израиль, а оттуда - в СССР. Когда его спросили, чем это объяснить, он ответил: «И там плохо, и здесь плохо, но эта остановочка в Париже...мнн».

Тут в самый раз сказать о довольно странной, на мой взгляд, установке автора противопоставлять такой современный Запад такой несовременной России. В подтверждение своей позиции А.В. Павлов даже цитирует никогда не бывавшего за границей А.С. Пушкина: «Россия - страна, где власть является единственным европейцем». Впрочем, автор не жалует никакую власть. Дореволюционная Россия для него всего лишь исторический миф, навязанный субъекту либо советской, либо нынешней властью, а 1917 год, как и год 1993, - всего лишь вехи нескончаемого исторического кошмара. И никакой современности.

Но, несмотря на все наши разногласия по проблеме современности, о которых я сказал выше, хотел бы подчеркнуть, что, на мой взгляд, А.В. Павлов в своей статье «Заметки о современности и субъективности. Модерн и пластичность» представил на суд читателей глубокий, многоаспектный и филигранный анализ феномена современности.

1. Августин Аврелий. Исповедь. - М.: Республика, 1992.

2. Кант И. Критика чистого разума. - М.: Мысль, 1994.

3. Павлов, А.В. Заметки о современности и субъективности. Модерн и пластичность [Текст] / А.В. Павлов // Социум и власть. 2012. № 6. С. 5—11.

4. Павлов, А.В. Заметки о современности и субъективности. Модерн и пластичность (продолжение) [Текст] / А.В. Павлов // Социум и власть. 2013. № 1. С. 5-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.