Научная статья на тему 'Современность, или какая нынче все-таки эпоха на дворе?'

Современность, или какая нынче все-таки эпоха на дворе? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
796
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
МОДЕРНИТИ / ПОСТМОДЕРНИТИ / РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ / УТОПИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МАКДОНАЛЬДИЗАЦИЯ / ФАСТ-ФУД ИНДУСТРИЯ / MODERNITY / POST-MODERNITY / RATIONALITY / IRRATIONALITY / UTOPIAN REALISM / GLOBALIZATION / MCDONALDIZATION / FAST-FOOD INDUSTRY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гречко Петр Кондратьевич

Рецензия представляет собой концептуальную оценку двух книг выдающихся современных социологов «Последствия современности» Энтони Гидденса и «Макдональдизация общества 5» Джорджа Ритцера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The review is the conceptual evaluation of two books of prominent contemporary sociologists «The Consequences of Modernity» by Anthony Giddens and «The McDonaldization of Society 5» by George Ritzer.

Текст научной работы на тему «Современность, или какая нынче все-таки эпоха на дворе?»

Книги

Петр ГРЕЧКО

современность, или какая нынче все-таки эпоха на дворе?

Рецензия представляет собой концептуальную оценку двух книг выдающихся современных социологов - «Последствия современности» Энтони Гидденса и «Макдональдизация общества 5» Джорджа Ритцера.

The review is the conceptual evaluation of two books of prominent contemporary sociologists - «The Consequences of Modernity» by Anthony Giddens and «The McDonaldization of Society 5» by George Ritzer.

Ключевые слова:

модернити, постмодернити, рациональность, иррациональность, утопический реализм, глобализация, макдональдизация, фаст-фуд индустрия; modernity, post-modernity, rationality, irrationality, utopian realism, globalization, McDonaldization, fast-food industry.

Перефразировав одно известное выражение, можно сказать, что мы не знаем (плохо знаем) время, в которое живем. И потому, наверное, так жадно поглощаем все, что эту про -блему решает или уменьшает. Вообще -то все мы, как авторы, пишем из современности, но только некоторые из нас еще и о современности. Э. Гиддєнс1 и Дж. Ритцер2 относятся к последней категории

— они сделали современность специальным предметом своего ана -лиза. Требования, предъявляемые к рецензии как к по определению «краткому» жанру не позволяют нам хотя бы вкратце остановиться на всех поднятых в данных работах вопросах, не говоря уже о не менее интересных поворотах и изгибах творческой мысли авторов. Ограничимся поэтомуанализомобщих теоретико - методологических оснований их дискурса современности.

Начнем с терминологии, она здесь очень выразительная. Обратившись к оригиналу, узнаем, что современность для Гидденса

— это Modernity. Данным термином автор обозначает «способы социальной жизни или организации, которые возникли в Европе, начиная примерно с XVII века и далее» (с. lll). Post-Modernity — тер -мин, служащий для идентификации как раз нынешней, или сегод няшней, современности, Гидденс не принимает, более того, демон стративно отвергает. Нам понятен скепсис в отношении приставки post — она ничего не говорит нам о том, что «после». И тем не менее «грузить» в один и тот же термин целых четыре в общем то разных столетия тоже не бесспорно. Крайние члены в этом «вековом» ряду истории с определенностью не похожи друг на друга. Или — мир изменился, но остался прежним? В конце концов, если не устраи -вает Post-Modernity, почему бы не воспользоваться более «позитив -ным» термином — Contemporaneity?

В отличие от Гидденса, Ритцер относится к постсовременности более спокойно, с большим, что ли, пониманием. Современность (как макдональдизирующийся мир, о чем ниже) в его представле -нии «демонстрирует черты и того, и другого, и модерности, и пост -модерности» (с. l54). В то же время в постмодерне он видит, вслед за Ф. Джеймсоном, лишь «позднюю стадию модерна» (с. l54). Так что в этом плане различие между ними не такое уж и принципиальное, не особо индивидуализирующее, как может показаться на первый взгляд.

ГРЕЧКО

Петр

Кондратьевич —

д.филос.н,

заведующий

кафедрой социальной

философии

Российского

университета

дружбы народов

p.grechko@rudn.ru

1 Гидденс Э. Последствия современности / пер. с англ. Д.А. Кибальчич, Г. Ольховского; ред. А.А. Веретенников. — М. : Праксис, 2011.

2 Ритцер Д. Макдональдизация общества 5 / пер. с англ. А. Лазарева. — М. : Праксис, 2011.

Будем точны, постсовременность как таковую английский социолог не отри -цает, и концептуальные различия в данном смысле куда более важны, чем терминоло -гические дистинкции. Постсовременность в его понимании исчерпывается фактиче -ски радикализацией и универсализацией последствий современности (см. с. 113). И тут напрашивается вопрос: а исчер -пывается ли переход от современности к постсовременности (или, словами самого Гидденса, к тому, что «за пределами совре -менности») простой радикализацией того, что является лишь ее, современности, продолжением? Здесь не место входить в детали или приводить развернутую аргу ментацию, но высказать предположение, что процесс этот залегает глубже, а содер -жащийся в нем разрыв, пусть и диалекти -ческий, много резче, мы все -таки можем. Иными словами, нам представляется, что, оставаясь в рамках тенденций или воз -можностей современности (последствия ведь стоят очень близко к следствиям), постсовременность не может быть доста точно радикальной, что строительным материалом последней может быть только эмерджентно и симулятивно (игровое as if

— «как если бы») новое, о котором много пишут нелюбимые Гидденсом постмодер -нисты. Правда, и Гидденс пишет о важно -сти утопического реализма для современ -ности, но для него это лишь соединение желаемого с «институционально имма -нентными возможностями» (с. 299), «с анализом текущих институциональных тенденций, посредством которых полити ческое будущее имманентно представлено в настоящем» (с. 326).

Гидденс несомненно прав, противо поставляя современность как Modernity традиционному социальному порядку. Современное общество исторически дей -ствительно противостояло обществу тра -диционному. Впрочем, почему противо -стояло — противостоит, все еще продол -жает выполнять эту историческую мис сию. На современность (и как Modernity, и как Post-Modernity или Contemporaneity) сегодня мощно давят традиционалист -ские полупериферия и периферия (тер -минология И. Валлерстайна) мира. И это верное свидетельство того, что современ -ный мир и мир современности — «две большие разницы».

Разрабатывая проблему современно -сти, Гидденс и Ритцер фокусируют свое

внимание на ее институциональных изме -рениях. Что понятно: институты — нечто вроде мускулов мысли, без этого техно -логического продолжения (завершения) теория выглядит немощной, болтливой и в целом бесполезной. Гидденс подробно останавливается на четырех институ циональных комплексах, или кластерах, современности — капитализме, индустри -ализме, механизмах надзора и контроле над средствами осуществления насилия. Ритцер же всецело занят макдональдиза -цией — костяком, как он пишет, «самого влиятельного предприятия современного общества» (с. 51). Не сужая концептуальный горизонт проблемы, но при этом непринужденно и увлекательно американ ский социолог рассказывает нам... нет, не о сети ресторанов «Макдональдс» и даже не об индустрии быстрого питания — о макдональдизации всего общества. Легко клонируясь, макдональдизация имеет место там и тогда, где и когда сходятся и резонансно усиливают друг друга такие принципы современной рационализации, как эффективность, просчитываемость, предсказуемость и контроль. Связь с вебе -ровской теорией рационализированного общества налицо. Если у Вебера моделью рационализации была бюрократия, то у Ритцера, исследующего рационализацию в терминах макдональдизации, ею стано вится ресторан фаст фуда.

Приветствуя и разделяя в целом иссле -довательскую фокусировку уважаемых авторов, мы одновременно видим в ней и некоторую переоценку институ циональных аспектов современности в ущерб тому, что можно было бы вслед за М. Вебером назвать духом времени, по -другому — культурной составляющей истории. Жизненные ориентации инди -видов, о которых тоже немало сказано в рецензируемых работах, часто выгля -дят как простая сервисная смазка для колес институционализации. Прежде чем инкорпорировать современность в жизнь, в те же самые социальные институты, ее надо сначала впустить в сознание, душу, сердце, и только тогда она начнет в пол ную меру работать, так сказать, цвести и плодоносить.

Природу современности уточняет и развивает далее ее собственный исто рический продукт — глобализация. Глобализирующаяся, а в перспективе и глобальная современность — крепкий

орешек для любого исследователя, для социальной науки в целом. Как известно, основные идеи «Последствий современ ности» и «Макдональдизации общества» вынашивались в 1980-х гг., т.е. тогда, когда основные мировые тренды были на подъеме, а в общественном сознании, прежде всего западном, тон задавали оптимистические взгляды и настроения. Отсюда и ангажированный, прозапад -ный в целом подход, провозглашающий победоносное шествие глобализации по всему миру. Гидденс, в частности, не отрицает даже «упадка Запада», но не как результата «снижения влияния институ тов, возникших здесь», а, напротив, как результата «их глобального распростра -нения» (с. 172). Со своей стороны Ритцер считает, что «Макдональдс» — это «икона глобального мира» (с. 61). Нельзя сказать, что такой подход совсем уж произволен (исторически глобализацию инициировал именно Запад) или что все дело здесь в политической корректности, но при нимать его без существенных оговорок в наше время уже нельзя. Глобализация тоже меняется, и важно оставаться совре менным в ее интерпретации.

В заключение попробуем ответить на поставленный в заголовке настоящей рецензии вопрос — какая все -таки эпоха на дворе сегодняшней истории? Если придерживаться внутренней, исключи тельно имманентной логики рассматри -ваемых процессов, то позиция Гидденса и Ритцера в общем то безупречна: про должается, с естественными поправ-

ками на историческую конъюнктуру, Modernity — действительно, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но на проблему можно посмотреть и шире. Современный мир темпорально (в социально историческом смысле) многослоен. На земном шаре ныне про странственно представлена чуть ли не вся история человечества — от первобыт -нообщинного строя (затерянные в ама -зонской сельве племена, например) до постиндустриального, или постмодер-ного, общественного устройства (исто рически продвинутые страны Запада и Востока). Так что ситуация наша — не «распалась связь времен», как выразился когда то классик, а нагромождение и пересечение разных времен и очень непростая диалектика их, теперь уже глобальной, взаимосвязи. Не будет преу величением сказать, что общая картина, или «ситуация современности», опреде ляется сегодня (и в обозримом будущем) борьбой, так или иначе соотносимой с динамикой данной взаимосвязи.

Критические замечания бывают раз -ными. В данном случае они — свидетель -ство предметно - проблемной упругости и эвристичной провокативности рецензи -руемых книг. Книг, будоражащих соци -альное воображение, развивающих вкус к альтернативам, или контрфактическому моделированию, приглашающих к при -страстному вопрошанию. Книг, которые не оставят равнодушными никого, кто найдет время их прочитать. Интерес и польза при этом гарантируются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.