Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТ В ТРАНСГРАНИЧНЫХ РАСЧЕТАХ'

СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТ В ТРАНСГРАНИЧНЫХ РАСЧЕТАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ПЛАТЕЖИ / ЦИФРОВАЯ ВАЛЮТА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА / CBDC / ЦИФРОВАЯ ВАЛЮТА / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / БАНКИ-КОРРЕСПОНДЕНТЫ / ЭКСПОРТ ГАЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Синицын Виталий Александрович

Крупнейшие экономики мира, входящие в G20, сделали расширение трансграничных платежей приоритетом и одобрили комплексную программу для решения ключевых проблем. Более быстрые, дешевые, прозрачные и инклюзивные услуги трансграничных платежей принесли бы широкие выгоды гражданам и странам по всему миру, поддерживая экономический рост, международную торговлю, глобальное развитие и финансовую доступность. В настоящей работе анализируется международное измерение проектов центральных банков в области цифровой валюты (CBDC) и степень, в которой они могут быть использованы для трансграничных валютных платежей. В работе также исследуются возможные макрофинансовые последствия, связанные с трансграничным использованием CBDC. Анализ не подразумевает, что центральные банки, упомянутые в статье, уже приняли решение о выпуске CBDC.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN VALUE OF DIGITAL CURRENCIES IN CROSS-BORDER SETTLEMENTS

The world's largest economies, members of the G20, have made the expansion of cross-border payments a priority and approved a comprehensive program to solve key problems. Faster, cheaper, transparent and inclusive cross-border payment services would bring broad benefits to citizens and countries around the world, supporting economic growth, international trade, global development and financial accessibility. This paper analyzes the international dimension of central banks' digital currency (CBDC) projects and the extent to which they can be used for cross-border payments. The paper also explores possible macro-financial consequences associated with the cross-border use of CBDC. The analysis does not imply that the central banks mentioned in the article have already decided to issue CBDC.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТ В ТРАНСГРАНИЧНЫХ РАСЧЕТАХ»

Современное значение цифровой валют в трансграничных расчетах The modern value of digital currencies in cross-border settlements

Синицын Виталий Александрович,

Магистрант 2 курса направления «Международное право, европейское право, международная юридическая практика» ИГСУ РАНХиГС, г.Москва.

E-mail: vitaliy. sinicyn. 75@mail. ru

Sinitsyn Vitaly Alexandrovich,

2nd year Master's student of the direction

"International Law, European Law, international legal practice" MIGSU RANEPA, Moscow.

E-mail: vitaliy.sinicyn.75@mail.ru

Аннотация.

Крупнейшие экономики мира, входящие в G20, сделали расширение трансграничных платежей приоритетом и одобрили комплексную программу для решения ключевых проблем.

Более быстрые, дешевые, прозрачные и инклюзивные услуги трансграничных платежей принесли бы широкие выгоды гражданам и странам по всему миру, поддерживая экономический рост, международную торговлю, глобальное развитие и финансовую доступность.

В настоящей работе анализируется международное измерение проектов центральных банков в области цифровой валюты (CBDC) и степень, в которой они могут быть использованы для трансграничных валютных платежей. В работе также исследуются возможные макрофинансовые последствия, связанные с трансграничным использованием CBDC. Анализ не подразумевает, что центральные банки, упомянутые в статье, уже приняли решение о выпуске CBDC.

Annotation.

The world's largest economies, members of the G20, have made the expansion of cross-border payments a priority and approved a comprehensive program to solve key problems.

Faster, cheaper, transparent and inclusive cross-border payment services would bring broad benefits to citizens and countries around the world, supporting economic growth, international trade, global development and financial accessibility.

This paper analyzes the international dimension of central banks' digital currency (CBDC) projects and the extent to which they can be used for cross-border payments. The paper also explores possible macro-financial consequences associated with the cross-border use of CBDC. The analysis does not imply that the central banks mentioned in the article have already decided to issue CBDC.

Ключевые слова: Трансграничные платежи, цифровая валюта центрального банка, CBDC, цифровая валюта, международная торговля, банки-корреспонденты, экспорт газа.

Key words: Cross-border payments, central bank digital currency, CBDC, digital currency, international trade, correspondent banks, gas exports.

Введение

В наши дня ни одна страна не осуществила выпуск CBDC в сфере трансграничных валютных платежей, большинство проектных и политических решений на данный момент находятся в стадии проработки. В сфере тестирования цифровых валют ЦБ наиболее продвинулся Китай, уже использующий цифровой юань на внутреннем рынке. Тесты цифровых валют ведутся во многих странах, в том числе и в России. При этом, большинство исследований в сфере цифровых валют, проводимых центральными банками, сосредоточены на внутренних проблемах и сборе данных о практическом использовании. Учитывая раннюю стадию становления цифровых валют ЦБ, соображения, содержащиеся в статье, носят ознакомительный характер и изучают трансграничные последствия CBDC в ситуации, когда CBDC будут широко использоваться.

На практике выпуск цифровой валюты центрального банка внутри стран будет подвергнут существенной дополнительной экономической и практической экспертизе, прежде чем изучение возможности трансграничного использования наберет обороты. Кроме того, решающее значение будут иметь усовершенствования в других областях программы трансграничных валютных переводов, таких как согласование нормативно-правовой базы, системы надзора за трансграничными валютными платежами, согласованность мер по борьбе с отмыванием денег/финансированием терроризма, внедрение системы "Платеж против платежа" (РуР) и доступ к платежной системе для трансграничного использования CBDC.

В целом, последние инновации в области внутренних платежей привлекли внимание всего мира к текущим проблемам трансграничных переводов в цифровой валюте. В последние годы трансграничные валютные платежи часто подвергались критике за их высокую стоимость, медленную скорость, ограниченный доступ и отсутствие прозрачности. Сегодня важно признать важную роль трансграничных валютных платежей, особенно в международной торговле, в том числе, при осуществлении экспорта газа. В то же время, необходимо отметить неэффективность существующей инфраструктуры трансграничных платежей и вдобавок к этому продолжающееся ухудшение отношений с банками-корреспондентами по всему миру, а также "проблема недоверия". На основе детального анализа проблемы, можно сделать ввод о том, что наиболее эффективным решением для платежей в другие страны будет использование цифровых валют

В наши дни экономика переживает неоспоримую технологическую революцию. Современные цифровые технологии предоставили нам такие преимущества, как возможность хранить большие объемы данных и управлять ими, а также придавать им осмысленный характер. Многие из этих действий раньше требовали большого ручного труда, что делало их более дорогостоящими. Развитие цифровых технологий сделало эти услуги более эффективными и дешевыми. В то время как достижения в области информационных технологий и коммуникаций привели к динамичному развитию, последние десять лет мы стали свидетелями драматических преобразований в экономике. Пандемия Covid-19 особенно ускорила темпы цифровой трансформации. Параллельно с этим сектор финансовых услуг сегодня претерпевает общую трансформацию, и индустрия финансовых услуг является одной из отраслей, где инновации внедряются наиболее быстро. Это меняет то, как финансовые учреждения предоставляют свои услуги. В современном мире мгновенных перемен трудно угнаться за конкурентами. Другие финансовые субъекты, особенно банки, быстро переходят от сложных, устаревших технологических сред к более быстрым операциям. Сегодня компаниям стало необходимо внедрять ориентированные на клиента инновационные решения, которые помогают им предоставлять своим клиентам особый сервис с добавленной стоимостью. Сегодня, в зависимости от разработок в области финансовых технологий, разнообразие и качество финансовых услуг параллельно растут. Роль финансово-технологической экосистемы в этом развитии довольно велика. Стартапы в области финансовых технологий, работающие по всему миру, открыли новый взгляд на банковский и финансовый сектор, который предлагает инновационные, быстрые и ориентированные на клиента продукты и услуги. Традиционные бизнес-модели банковских и финансовых учреждений претерпевают стремительную трансформацию.

Ранее применение технологий в банках и коммерческих предприятиях в основном зависело от физических форм бумаги и монет, которые передавали информацию и ценность. Поскольку передача таких документов и ценностей на большие расстояния была возможна только физическим транспортом, рынки сбыта были ограничены главным образом географическим районом. Эта ситуация изменилась, когда инновации в области информации и начали внедряться коммуникационные технологии. В частности, визуальный, а затем и электрический телеграф позволил отделить информацию от ее физических представлений и ускорить ее передачу на большие расстояния Начало цифровых информационно-коммуникационных технологий можно

рассматривать как эру цифровых финансовых технологий. Утверждается, что к концу 1980-х годов финансовые услуги превратились в цифровую индустрию, которая в значительной степени основана на электронных транзакциях между финансовыми учреждениями и клиентами по всему миру. Технологии, охватывающие банковскую цепочку создания стоимости, появились в банковской отрасли в четырех основных кластерах: клиенты (например, розничная торговля, бизнес, инвесторы), каналы (например; филиалы, брокеры, веб, мобильные, социальные сети), поставщики финансовых услуг (банки, небанковские организации) и межбанковские провайдеры (например, биржи, сети). Примеры распространения этой технологии включают следующее: Начиная с 1960-х годов крупные поставщики финансовых услуг, особенно банки, начали использовать ИТ-услуги внутри компании. Особенно крупные банки создали ИТ-отделы. Эти ИТ-отделы разработали собственные прикладные системы и создали сети, которые соединяют их внутренние операции, включая филиалы. На протяжении многих лет такие системы также предоставляли электронные услуги как клиентам, так и внешним заинтересованным сторонам (таким как банкоматы, онлайн-банкинг). На межбанковском уровне появились многонациональные электронные сети, такие как SWIFT в 1973 году и TARGET в 1999 году. Они стали важным строительным блоком для процесса цифровизации банковских финансовых коммуникаций и оцифровки среди банковских учреждений, которые устанавливают интерфейс со своими внутренними системами. Более поздние сетевые технологии появились в 1980-х годах, заменив ручные физические торговые площадки электронными торговыми и клиринговыми системами, с обработкой данных в режиме реального времени между банками в 2009 году. Между тем, большинство мировых бирж в настоящее время полностью электронные. Например, NYSE в Нью-Йорке и XETRA во Франкфурте.

В целом, необходимость процесса стандартизации стала очевидной, учитывая разнообразие индивидуальных и нескоординированных информационных систем по всей банковской цепочке создания стоимости. Индустрия финансовых услуг работала над стандартизацией интерфейсов, таких как онлайн-банкинг, FIX для торговли акциями и UNIFY для выдачи кредитов. Кроме того, ИТ-провайдеры предоставили программные решения, такие как SAP automation.

В последние годы стремительно растет как число вновь созданных финтех-компаний, так и число потребителей и предприятий, использующих их продукты. Covid-19 также значительно расширил использование финтех-продуктов как потребителями, так и предприятиями. игроки финтеха сосредоточены на различных категориях индустрии финансовых услуг, таких как денежные переводы и платежи, кредитование/финансирование, сбережения и инвестиции, составление бюджета и финансовое планирование.

Новые технологии, такие как "блокчейн" и цифровые валюты, в том числе цифровой рубль, обещают повысить эффективность бизнес-моделей. Это становится крайне важным в сфер трансграничных расчетов за экспорт природного газа. Особенно актуальным данный вопрос становится в условиях беспрецедентных санкций, падения доверия к резервным валютам и тд.

Трансграничные расчет за экспорт с использованием цифровой валюты центрального банка можно представить различными двумя методами.. Касательно первого способа, можно говорить о доступности CBDC в розничной форме конкретной юрисдикции для каждого конкретного, находящего внутри или во вне данной конкретной юрисдикции, при фиксированном отсутствии четкой координации непосредственно между ЦБ-эмитентами. В данной ситуации, если имеется возможность анонимизировать перевод, то платеж автоматически становится доступным для конкретных зарубежных участников схемы. Между тем, в реальности ограниченное число ЦБ используют перспективу внедрения полностью анонимизированных платежных систем. Очевидно, что наличных денежных расчетов, четкие ограничения на международные расчеты могут осуществляться посредством нормативно-технологического регулирования использования цифровой валюты центрального

банка.

Второй вариант рассматривает определенный уровень взаимодействии непосредственно между цифровыми валютами центральных банков на основе некоторых договоров об общем доступе и расчетах для обеспечения упрощенной схемы использования CBDC из нескольких различных юрисдикций. Подобныеп договоренности могут включать в себя и розничные и оптовые цифровые валюты центральных банков. Это важно для более плотного взаимодействия непосредственно между ЦБ и использовать рыночные механизмы, а так же правовые и технические инструменты. Данный альтернативный вариант, базируется на основе исполнения инфраструктуры интероперабельности.

В настоящее время на практике воплощено только две розничных цифровых валюты центрального банка, и небольшое число перспективных проектов, которые пока не запущены. В реальности, преобладающее количество ЦБ не утвердили четких проектов и управленческих решений в данной области, которые непосредственно были бы связанны с выпуском цифровых валюты центрального банка в ближайшее время под их юрисдикцией.

Следует отметить, что под трансграничными расчетами понимаются платежи, в процессе которых покупатель и продавец находятся под различной юрисдикцией. При этом большинство подобных трансграничных расчетов осуществляются в различных валютах. Исключением могут вялятся трансграничные платежи в пределах валютного союза.

Если говорить о сфере оптовой торговли, то указанные выше недостатки, основанные на отсутствии синхронизации платежной системы, могут быть устранены посредством банковской сети-корреспондента, что обычно становится дорогостоящим и небыстрым вариантом, благодаря сложным корреспондентским банковским цепочкам. Большинство основных препятствий для осуществления трансграничной оплаты вытекают из различий непосредственно между национальными НПА. Отдельную роль тут играют различия в использовании стандартов ПОД/ФТ, правила об окончательности расчетов, критерии участия платежных систем в расчетах денежными средствами ЦБ, правила о коллизии законов и тд.

Учитывая сказанное, большинство ЦБ рассматривают цифровых валюты центрального банка как потенциальную возможность ускорить, сделать проще и эффективнее трансграничные валютные расчеты и сделать подобные расчеты круглосуточно доступными даже вне решений с замкнутым циклом или отдельных операторов , осуществляющих трансграничные денежные переводы, которые осуществляют контроль сквозных платежи.

Выпуск и применение цифровой валюты центрального банка в сфере трансграничных валютных расчетов может значительно укоротить сложную структуру из многочисленных посредников, ускорить сам процесс транзакции и значительно уменьшить издержки. Можно утверждать, что децйствительно уровень эффективности международных валютных платежей является значимой причиной для выпуска цифровой валюты центрального банка. Однако, основные усилия по выпуск у CBDC сконцентрировано на внутригосударственном применении.

Максимально точное определение каждого пользователя играет важнейшую роль для функционирования любых платежных систем. Такая идентификация является гарантией безопасность и формирует общую системность, борясь с различными мошенническими действиями и усиливая противостояние процессам отмывания валюты и иных фактов деятельности нарушающей закон.. Можно сделать вывод о том, что процесс идентификации имеет наиболее важное значение при выпуске цифровой валюты центрального банка. Эту проблему нивелировать, привязав ядро CBDC к различным цифровым типам идентификации и обеспечив конфиденциальность всей информации. В том случае, когда дизайн CBDC содержит в себе любой вид

идентификации пользователя, применение нерезидентом становится политическим вопросом. Можно привести пример, что ЦБ-эмитент способен предоставить доступ к электронным кошелькам на базе CBDC исключительно резидентам. Однако, он имеет возможность создать необходимые условия, в которых и нерезиденты могут получить возможность доступа. ЦБ, принимающие участие в подобных соглашениях, имеют возможность сотрудничать в процессах "идентифицируй или знай своего клиента" (KYC), мониторинге ПОД/ФТ и, соответственно, устанавливать уровень конфиденциальности, предоставляемом пользователям при осуществлении/получении кросс-валютных валютных платежей.

Возможности трансграничного использования розничных CBDC иллюстрируются подходами в рамках проекта advanced CBDC в Китае, а также двумя действующими CBDC на Багамах и в валютной зоне Восточнокарибского центрального банка (ECCB).

КПБ (Китай) осуществляет разработки перспективного проекта Digital Currency/Electronic Payment (DC/EP) начиная с 2014 года. На сегодншний день проект носит название e-CNY. Данный проект является пилотным. В транскганичном плане цифровой юань призван быть интегрирован в различные розничные и оптовые платежные системы. Важнейшей целью создания и применения цифрового юаня признается торговля внутри Китая, но одновременно он будет использован и иностранными туристами, которые могут регистрироваться в данной системе.Однако, при достижении договоренностей с иностранными юрисдикциями, в-избежание негативных последствий, в перспективе может быть сформирована взаимосовместимость непосредственно между e-CNY и иными палетжными системами, а обмен e-CNY и иных валют реализован посредством использования виртуальных границах между различными электронными кошельками.

Ориентируясь на перспективу, можно утверждать, что цифровой юань имеет большой потенциал использования для основных расчетов в юанях с иностранными партнерами, но по прежденму требует договоренностей ЦБ других стран и различными иными субьектами. Валютное управление Гонконга (HKMA) подтвердило, что они работают с Институтом цифровых валют PBC над технической подготовкой к осуществлению трансграничных платежей с использованием e-CNY.

На оптовом уровне механизмы CBDC могли бы точно отражать текущие усилия по обеспечению совместимости традиционных платежных систем. Эти договоренности могли бы объединить этапы платежей, происходящие в двух юрисдикциях.

Соглашения с цифровой валютой центрального банка дают ресурсы для значительного нивелирования трансграничных и кросс-валютных рисков и противоречий. В то же время, такие соглашения усиливая роль финансов ЦБ как основы конкретной платежной системы и базового расчетного актива. Как утверждает Карстенс, механизмы mCBDC значительно лучше альтернативных предложений, которые основываются на создании глобальных стейблкоинов частного сектора. Вместо формирования новой единицы расчетов, создающей конкуренцию нацвалюте механизмы mCBDC акцентированы на создании национальных цифровых валют центрального банка со структурами доступа и вариантами взаимодействия для повышения эффективности платежей как трансграничных, так и кросс-валютных .

Различные уровни взаимодействия платежных систем могут быть использованы для группировки потенциальных механизмов mCBDC в три стилизованные модели: совместимые системы CBDC; взаимосвязанные системы CBDC; и единая система для mCBDC. Эти три модели предназначены скорее для концептуальных иллюстраций, чем для нормативной базы.

Рассмотрим отдельно операционную модель - трансграничные платежи обрабатываются через совместно управляемую "сеть коридоров", которая соединяет две отдельные внутренние оптовые сети CBDC. По обе стороны от этого коридора каждый центральный банк выпускает свои собственные оптовые CBDC в своей

внутренней расчетной сети, которая отделена от трансграничных транзакций. Операционная модель mCBDC Bridge основана на концепции Inthanon-LionRock и предусматривает создание международной расчетной платформы, на которой центральные банки могут использовать CBDC для осуществления оптовых транзакций. Проект Dunbar, основанный на опыте проекта Ubin, изучит различные модели управления и подключения для трансграничных транзакций с использованием MCBDC, которые могли бы стать основой будущей международной расчетной сети. Как mCBDC Bridge, так и Dunbar задействуют разные технологии и разные заинтересованные стороны и, как ожидается, при этом прольют свет на широкий спектр вопросов управления, внедрения и политики, связанных с трансграничными аспектами.

В России Минфин, Росфинмониторинг, ФСБ и ЦБ довольно длительное время разрабатывают модель трансграничных расчетов в цифровых валютах, но практических результатов на данный момент нет. На данный момент, начиная с 2022 года, использование цифрового рубля также находится в стадии тестирования на внутреннем рынке. Необходимо подчеркнуть важность использования цифровых нацвалют в международных расчетах, поскольку такие системы исключают вмешательство недружественных стран. Цифровой рубль будет запущен в обращение Банком России до конца 2023 года, после принятия соответствующих законов. 16 марта 2023 года в Государственной Думе РФ был одобрен в первом чтении законопроект, который вносит необходимые изменения в законодательные акты, которые связаны с введением в оборот цифрового рубля.

Центральный банк в этом году уже запустил эксперимент, а до конца года после принятия соответствующего законодательства запустит в обращение цифровой рубль.

В целом, возможны два механизма договорной работы в сфере трансграничной продажи газа с использованием цифровых или криптовалют:

Вместе с договором поставки заключать договор обязательной продажи криптовалюты экспортером; и при введении в оборот цифрового рубля - допуск нерезидентов к счетам в России с последующей покупкой необходимых товаров за цифровые рубли - по аналогии с практикой покупки газа за рубли недружественными странами с российских счетов.

В ходе заключения сделки и проведения ее через банки, помимо непосредственно договора купли-продажи, предлагается передавать также договор о сотрудничестве с криптовалютной биржей и договор о покупке и последующей продаже определенного количества криптовалюты. Желательно предоставить документ о целесообразности такого механизма оплаты внешнеторговой сделки. При последующем зачислении средств от продажи криптовалюты, необходимо предоставить документы о законности ее покупки, и биржевые очеты изменения котировок.

Данный механизм является наиболее простым, так как может быть запущен уже сейчас, в отличие от использования цифрового рубля нерезидентами - сроки полноценного запуска цифрового рубля в обращение постоянно откладываются, и в любом случае, довольно продолжительное время цифровой рубль будет ориентирован на внутренний рынок.

Трудности с использованием криптовалют связаны в том числе с волатильностью курсов и отсутствием данных об эмитентах. В связи с этим, использование наиболее распространенных криптовалют (биткоин, эфириум и т.д.) затруднено. Целесообразно использовать криптовалюты, привязанные к доллару (стейблкоины) с подтвержденным эмитентом.

Тем не менее, работы по поддержке экспортеров в части использования криптовалют ведутся. В раках пилотного проекта, части экспортеров все же будет дан доступ к данному инструменту. ЦБ и Минэкономразвития планируют запуск экспериментального правового режима по поддержке экспорта с использованием цифровых валют после принятия соответствующего закона. Точных данных о сроках данного мероприятия нет, поскольку

требуется внести многочисленные поправки в законодательство, в частности, по вопросам налогообложения. Тем не менее, согласно поручения председателя правительства РФ, такой механизм работы экспортеров будет запущен.

Заключение

Многие центральные банки в настоящее время изучают риски, выгоды и различные конструкции CBDC, но с сильным акцентом на внутренние потребности. До сих пор лишь несколько центральных банков сделали твердый выбор в пользу использования цифровых валют. Последствия использования CBDC, даже если они предназначены только для внутреннего использования, выйдут за рамки границ, что делает крайне важным координацию работы и поиск точек соприкосновения. При успешной координации "чистый лист", представленный CBDC, может - со временем и в сочетании с другими усовершенствованиями - быть использован для улучшения трансграничных платежей.

В статье показано, как CBDC может концептуально способствовать расширению трансграничных платежей и как усилия на практике развивают эти соображения. Механизмы, облегчающие такие платежи, предполагают различную степень международной интеграции и сотрудничества, начиная от базовой совместимости с общими стандартами и заканчивая созданием международных платежных инфраструктур. Анализ подчеркивает как необходимость многостороннего сотрудничества, так и важность взаимодействия между CBDC.

Для достижения потенциальных выгод для общественного благосостояния при сохранении финансовой стабильности необходимо дальнейшее изучение вариантов дизайна CBDC и их макрофинансовых последствий. Различные важные и сложные вопросы все еще требуют дальнейшего анализа, например, в отношении взаимодействия между существующей и новой инфраструктурами, доступа к деньгам центрального банка и контроля над ними, различия между оптовыми и розничными CBDC, роли субъектов частного сектора и многих других.

Несмотря на то, что CBDC обладают уникальными функциями, усовершенствования в других составных элементах программы трансграничных платежей, такие как согласование нормативно-правовой базы, системы надзора за трансграничными платежами, согласованность ПОД/ФТ, внедрение PVP и доступ к платежным системам, будут иметь решающее значение для трансграничного использования CBDC. Это усиливает важность общей дорожной карты G20 по всестороннему совершенствованию трансграничных платежей. Например, идея поощрения интероперабельности между CBDC имеет сильное структурное сходство с установлением связей между платежными инфраструктурами разных стран и исследованием возможности создания новых многосторонних трансграничных платежных платформ. Кроме того, возможное международное внедрение CBDC, вероятно, будет происходить с разной скоростью в разных юрисдикциях, что потребует обеспечения совместимости с существующими платежными системами.

Российская Федерация сталкивается с двумя разно направленными трендами: необходимостью дифервисификации способов внешнеторговых платежей и отсутствием работающего механизма цифровой валюты, а также законодательными разночтениями по поводу использования цифровых валют в международных расчетах. Тем не менее, близится начало пилотных проектов по разрешению части экспортеров использовать цифровые валюты, и внесение поправок в законодательство. В статье предложен механизм использования криптовалют во внешнеторговых контрактах в настоящий момент, до принятия различных законодательных инициатив и введения в оборот цифрового рубля.

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (ред. от

14.07.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 27. - Ст. 3872.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, по состоянию на 04.10.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

4. Alfonso C et all. (2021, January). E-commerce in the pandemic and beyond.//www.bis.org/publ/bisbull36.htm

5. Bank for International Settlements (2021): "CBDCs: an opportunity for the monetary system", Annual Economic Report 2021, Chapter III, June.

6. Bech, M, U Faruqui and T Shirakami (2020): "Payments without borders", BIS Quarterly Review, March, pp 53-55.

7. Bons et al. (2012, November 27). Banking in the Internet and mobile era. Retrieved from SpringerLink: https://link.springer.com/article/10.1007/s12525-012-0110-6

8. Borio, C. (2019, January). On money, debt, trust and central banking. //www.bis.org/publ/work763.htm

9. Kaufmann, G., Parker, R., & Weber, B. W. (2018, March). On the Fintech Revolution: Interpreting the Forces of Innovation, Disruption, and Transformation in Financial Services. Retrieved from Journal of Management Information Systems Volume 35, 2018 - Issue 1//doi.org/10.1080/07421222.2018.1440766

10. Carstens, A (2021): "Central bank digital currencies: putting a big idea into practice", remarks at the Peterson Institute for International Economics, 31 March.

11. Corda в Канаде and Quorum в Сингапуре

12. Financial Stability Board (2020a): Enhancing Cross-border Payments - Stage 1 report to the G20, April; Committee on Payment and Market Infrastructures (CPMI) (2020a): Enhancing cross-border payments: building blocks of a global roadmap, Stage 2 report, July.

13. Financial Stability Board (2020a): Enhancing Cross-border Payments - Stage 1 report to the G20, April; Committee on Payment and Market Infrastructures (CPMI) (2020a): Enhancing cross-border payments: building blocks of a global roadmap, Stage 2 report, July.

14. Group of central banks (2020): Central bank digital currencies: foundational principles and core features, joint report, no 1, October. International Monetary Fund (2020): "Digital money across borders: macro-financial implications," IMF Policy Paper, 19 October.

15. https://www.interfax.ru/business/878772

16. Libra Association: An introduction to Libra, June. (2020): White Paper v2.0: Libra Association members,

April.

17. World Bank (2014): "Guidelines for the successful regional integration of financial infrastructures", Financial infrastructure series, January.

18. Yue, E (2020): "A new trend for fintech - cross-border payment", Hong Kong Monetary Authority inSight, 4 December.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.