Научная статья на тему 'Современное значение педагогических идей Д.И.Менделеева'

Современное значение педагогических идей Д.И.Менделеева Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
993
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНДЕЛЕЕВ Д. И. / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бордовский Геннадий Алексеевич

В статье приводится выступление Г. А. Бордовскгого, ректора РГПУ им. А. И. Герцена, на заседании президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН, посвященном 175-летию со дня рождения Д. И. Менделеева, 9 февраля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное значение педагогических идей Д.И.Менделеева»

Г. А. Бордовский,

ректор

СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА*

Мне, как человеку, всю жизнь проработавшему в системе педагогического образования, особенно приятно отметить, что Дмитрий Иванович Менделеев происходил из учительской семьи: его отец был одним из первых выпускников педагогического института. Как известно, сам Дмитрий Иванович в 1855 г. тоже закончил Петербургский главный педагогический институт и начал свою трудовую деятельность в Одессе старшим учителем гимназии при Ри-шельевском лицее. Несмотря на то что его изначально интересовала научная деятельность, — уже через

год он защитил магистерскую диссертацию по химии: его склонность

к педагогической работе несомненна. Достаточно сказать, что помимо упомянутой гимназии в Одессе он в

разные годы преподавал во Втором кадетском корпусе, Николаевской инженерной академии, Институте инженеров путей сообщения, в Петербургском технологическом институте, в Военно-инженерном училище, на высших Бестужевских женских курсах, которые позднее составили часть объединенного Педагогического института им. А. И. Герцена, и в ряде других учебных заведений. В целом

Д. И. Менделеев более 35 лет своей жизни посвятил делу народного образования. Им опубликовано около 40 работ по вопросам начальной, средней и высшей школы. Многие высказанные им положения актуальны и по сей день, и он по праву стоит в ряду выдающихся русских педагогов. Деятельность

Д. И. Менделеева в области образования так значительна и многогранна, что можно с полным основанием говорить о системе педагогических взглядов этого великого ученого.

В кратком выступлении невозможно изложить эту систему сколь-либо полно, поэтому я отмечу лишь отдельные, на мой взгляд, наиболее актуальные положения и идеи. Важно, что заботы о развитии образования были связаны у Д. И. Менделеева с заботой об экономическом и культурном

процветании России. Еще в студенческие годы он написал две работы по педагогике, а именно: «О телесном воспитании детей от рождения до семилетнего возраста» и небольшой курс лекций «О школьном образовании в Китае».

Надо сказать, что через все педагогические труды Д. И. Менделеева проходят идеи непрерывного образования и гармонического развития личности человека в процессе обучения и воспитания. Он отстаивал их еще в ранние годы, когда принимал активное участие в развернувшейся в стране в конце 1850х гг. дискуссии о реформе школы, которая завершилась расширением доступа к образованию различных слоев российского общества того времени. Позднее свои идеи он

оформил в виде двух статей: «За-

метки по вопросу о преобразовании гимназий» и «Общеобразовательные гимназии». Особенно

Д. И. Менделеев ратовал за преемственность программ начального, среднего и высшего образования. Надо сказать, что эта проблема стоит остро и сегодня.

Д. И. Менделеев боролся за развитие государственной системы образования, особенно на начальном уровне. Он писал: «Народное обра-

зование — есть долг государства...» [1]. И добавлял, что начальное образование должно стать обязательным, а без государственных средств оно никогда не может быть всеобщим и обязательным. Он был убежденным сторонником бесплатного обучения детей при усилении общественного контроля за работой учебных заведений. Вот как аргументировал Д. И. Менделеев свои взгляды на государственную систему образования: «Государственные школы всех порядков должны научать и воспитывать в общественности уже потому, что государство есть ныне высшая форма общественности, а она без духовного взаимного общения просто логически не мыслима» [2], т. е. в образовании он видел государственнообразующий фактор.

* Выступление на заседании президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН, посвященном 175-летию со дня рождения Д. И. Менделеева, 9 февраля 2009 г.

Особенно настоятельно проводил Д. И. Менделеев идею необходимости связи школы с жизнью, с ее потребностями, особо имея в виду среднюю школу. Он говорил, что учащимся надо давать такую сумму «. к жизни пригодных сведений, с которой ученик оказался бы готовым принять окончательное свое образование» [3]. Разве сегодня не стоит перед нашей школой ответственность за правильный выбор выпускниками своего жизненного пути?

Д. И. Менделеев разработал учебный план гимназии, который обеспечивал законченное среднее образование, а также подготовку для по-

ступления в вузы различного профиля. Он также ратовал за развитие средних профессиональных школ и приравнивал их статус к статусу гимназий, прежде всего за счет включения всех общеобразовательных предметов.

Особенно хочу остановиться на взглядах Д. И. Менделеева на подготовку учителя. Он писал: «Думая

о русском образовании, прежде всего, следует заботиться об учителях» [4]. В своих «Заметках о народном просвещении в России», в «Заветных мыслях», в «Проекте училища наставников» он особенно подчеркивал проблему подготовки учи-

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

теля для средней школы. Вот его слова: «Нельзя же, заботясь о том, чтобы были у России всякие свои специалисты, забыть о том, что ей нужнее всего хорошие учителя» [5]. Получивший в Главном педагогическом институте хорошее фундаментальное образование,

Д. И. Менделеев считал необходимым выделять в других педагогических институтах факультеты, специализирующиеся по отдельным отраслям науки. Но, вместе с тем, он подчеркивал важность педагогической подготовки: «Все зависит, по моему крайнему мнению, в наибольшей мере от качества преподавателей, их примера, их любви к делу» [6]. При этом он требовал, чтобы учителя следили за развитием науки, более того, непосредственно занимались ею, ибо только учитель, «который

сам силен в науке, ею обладает и любит», может особенно «в раннем детском возрасте влиять плодотворно на ученика при помощи любого предмета преподавания» — писал

ученый в статье «О развитии среднего и высшего образования», однако при этом необходима специальная педагогическая подготовка [7].

Д. И. Менделеев считал, что подлинный педагог должен быть не только специалистом в той или иной области знаний и творческим человеком, но и воспитателем, способным пробуждать интерес и стремление к познанию многообразного мира. Он говорил, что настоящий педагог внушает своим ученикам научные истины и указывает методы их достижения. Собственно, эти идеи и заключены в деятельности современных педагогических университетов.

Особое внимание Д. И. Менделеев уделял проблемам высшего образования. В вузах он видел не только профессионально-образо-вательное учреждение, но и источник создания в России национальной интеллиген-

ции, способной развивать русскую науку, технику, культуру, производственные силы страны.

В связи с этим он писал: «Нам особенно нужны образованные люди, близко знающие русскую природу, т. е всю русскую действительность, для того, чтобы сделать настоящие самостоятельные, а не подражательные шаги в деле развития своей страны» [8]. Думается, что это актуально и сегодня.

Сам Д. И. Менделеев был замечательным педагогом-практиком. Вот что он говорил о работе профессора: «Профессор исполняет свой

долг надлежащим образом не тогда, когда он читает много лекций, а когда он внушает научные истины и методы своим слушателям как влиятельный правовестник — словом и делом, с должной убедительностью, ясностью и выразительностью, которые даются только тогда, когда профессор сам работает в науке, принимает участие в современном ее движении не как судья, а как деятель...» [9]. Это ли не урок всем современным преподавателям высшей школы?

Говоря о современности идей Д. И. Мен-делеева, можно, правда достаточно условно, отнести его к сторонникам ЕГЭ. Он был последовательным противником изнурительных устных экзаменов, предлагая заменить их на письменные как в школе, так и в вузе и рассматривать как неизбежные вступительные испытания только в связи с конкурсом, не более того.

Не имея возможности далее погружаться в анализ педагогической работы Д. И. Менделеева, я хочу отметить, что главную идею, пронизывающую все его работы в области образования, можно сформулировать так: общество будет таким, каким

будет его система образования.

Примечания

1. О народном образовании: выписка из протокола утреннего заседания IX Отделения Второго съезда сельских хозяев, 23 дек. 1870 г. // Менделеев Д. И. Сочинения / АН СССР. Л.; М., 1952. Т. 23. С. 31.

2. Менделеев Д. И. Заметки о народном просвещении России // Сочинения. Т. 23. С. 83.

3. Там же. С. 111.

4. Там же. С. 98.

5. Там же. С. 86.

6. Там же. С. 115.

7. Менделеев Д. И. О развитии среднего и высшего образования: письмо С. Ю. Витте, 15 окт. 1895 г. // Сочинения. Т. 23. С. 134.

8. Менделеев Д. И. Заветные мысли // Сочинения. Т. 23. С. 205.

9. Менделеев Д. И. О преподавании химии на 1-м курсе // Сочинения. Т. 23. С. 352.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.