Научная статья на тему 'Современное видение международной безопасности'

Современное видение международной безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
761
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международная безопасность / роль международных организаций / интересы государств / политическая воля / диагностика современных причин угроз и вызовов / консолидированная политика / international security / the role of international organizations / the interests of the State / the political will / the modern diagnosis of the causes of threats and challenges / consolidated policy
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное видение международной безопасности»

Явчуновская Р.А.

д.полит.н., профессор РАНХиГС

reguina10@mail.ru

СОВРЕМЕННОЕ ВИДЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Ключевые слова: международная безопасность, роль международных организаций, интересы государств, политическая воля, диагностика современных причин угроз и вызовов, консолидированная политика.

Keywords: international security, the role of international organizations, the interests of the State, the political will, the modern diagnosis of the causes of threats and challenges, consolidated policy.

Если исходить из того, что безопасность мирового сообщества это состояние защищенности от угроз его ключевым ценностям, то зададимся вопросом - является ли среда международной безопасности анархической, бессистемной или наоборот, системной и существуют ли определенные закономерности, которые помогают этими процессами управлять?

Проблема международной безопасности является в истории всех народов генеральной проблемой. Это подтверждают многочисленные мирные договоры. После завершения «холодной войны» мир не стал безопаснее. И в изменяющемся мире одни риски и угрозы сменяются другими, или меняются местами по степени своей опасности.

Насущной потребностью в обеспечении стратегии международной безопасности в наступившем тысячелетии становится беспристрастный объективный анализ сложившейся ее архитектуры, теоретических и практических закономерностей для нейтрализации внутренних и внешних причин возникновения угроз международной безопасности. Поэтому понятие «безопасность» объединяет неразлучную пару «угрозы - защита от них».

Прекращение биполярной конфронтации открыло новые возможности для конструктивного сотрудничества государств на региональном и глобальном уровнях, в ООН и других международных организациях. Угроза глобального конфликта прежнего типа по идее должна была бы быть сведена до минимума, но становится очевидным, что практически все институциональные механизмы поддержания международной безопасности, созданные после Второй мировой и в годы холодной войны (ООН, НАТО, ОБСЕ и др.), не адекватны, а порой и беспомощны в отношении вызовов и угроз нового столетия. Попытки реформирования этих структур пока успеха не имели. Политической воли создавать новые более эффективные структуры международной безопасности пока тоже не наблюдается. В результате резко падает уровень управляемости международными кризисами и процессами.

В глобализирующемся, все более взаимосвязанном и взаимозависимом мире начинает стираться ранее четко обозначавшаяся грань между внутренней и внешней политикой, а, следовательно, между внутренней и внешней безопасностью государств. Становится все более очевидным, что глобализация экономики и информатизация международных отношений создают беспрецедентные возможности для развития, но одновременно делают мировую систему все в большей степени уязвимой для терроризма, применения ОМУ и нанотехнологий, информационного оружия. Обостряется соперничество за энергоресурсы, значение которого среди факторов, влияющих на военно-политическую обстановку, существенно возрастает. Борьба за ресурсы подспудно подталкивает гонку вооружений, опасения за сохранность контроля над своими ресурсами толкают государства к наращиванию своих оборонных усилий. Неизбежное пересечение интересов государств в различных областях международных отношений, нередко становится источником кризисов и конфликтов, ложится в основу блокирования государств, имеющих совпадающие либо сходные интересы.

Как известно, большинство международных конфликтов, которые угрожают всеобщей безопасности и миру, имеют своим источником либо внутригосударственную, либо региональную нестабильность, вызванную различными экономическими (стремление к переделу энергоресурсов, продуктов питания, питьевой воды и т.д.), политическими (борьба за власть и сферы влияния), этническими (чувство национального превосходства, зависти, вражды и неприязни), религиозными (недостаток духовной и нравственной зрелости конфликтующих народов) и иными факторами (связанными, к примеру, с терроризмом, экстремизмом). Стало быть, предполагаемый конституционно запрограммированный и гарантированный механизм раннего предупреждения и мирного (правомерного) решения международных конфликтов и проблем должен быть основан, прежде всего, на понимании и анализе причин и природы всякого рода противостояний и очагов опасности.

В современных условиях система международной безопасности включает в себя совокупность основополагающих принципов безопасности, межгосударственных механизмов и структур, международно-правовых норм, многосторонних договоров и других элементов, создаваемых и функционирующих для предотвращения военных столкновений, их локализации, урегулирования политических, экономических и военно-стратегических противоречий политическим путем, а также специальный режим контроля за международной, особенно военной деятельностью и соответствующий режим информации. Наиболее весомую роль в обеспечении международной безопасности играют меж-

государственные институты с внутренней жесткой структурой, органами координации и контроля, явно выраженной политикой в военно-политическом и экономическом планах, в которых значим «удельный политический, экономический и военный вес» их участников.

Иногда своевременное выявление, признание и диагностика национальных и региональных проблем, которые могут стать началом тех или иных глобальных конфликтов, могут оказаться не менее сложным делом, нежели их правомерное и мирное разрешение. Дело в том, что любая глобальная проблема для своего разрешения, как правило, требует обязательного участия и правомерной и согласованной воли всех заинтересованных и вовлеченных в данный конфликт государств. Мера эффективности предупреждения и своевременного решения глобальных проблем, связанных с сохранением международного мира и безопасности, в основном зависит от успеха поддержания постоянного диалога между территориально или политически сопряженными государствами, от выработки общих оснований и долговременных интересов в их многообразной религиозной, политической и экономической жизни, а также способов их ежедневного сосуществования.

Эта идея может быть закреплена в конституции каждого государства в форме «непрерывного законодательного сотрудничества», которая призвана стать частью упомянутого механизма преддоговорного решения и раннего предупреждения международных споров и конфликтов. В отличие от ныне действующих форм периодического межпарламентского сотрудничества предлагаемая форма «непрерывного законодательного или, так сказать, внутрипарламент-ского сотрудничества», предоставляет законодателям дополнительную возможность фиксации нарождающихся и уже ощутимых межгосударственных трений на самых ранних стадиях, а также своевременного установления причин потенциальных споров и профилактического устранения условий, которые способствуют их возникновению и развитию1.

По мнению как зарубежных, так и российских аналитиков, основными факторами, повлиявшими на рост глобальных оборонных расходов, стали военные действия в Ираке, Египте, Ливии, Сирии и других странах Ближнего Востока; наращивание военного присутствия США в различных точках земного шара; возвращение России на глобальную мировую арену, а также рост мощи Китая, претендующего на лидерство; т.е. факторы, которые стали катализатором в контексте общего повышения уровня напряженности в современном мире.

Меры по созданию предпосылок для мира (реасеЪшШ^), предполагающие необходимые действия в условиях социального хаоса и распада государственности в той или иной стране, по своему содержанию являются скорее военными операциями, чем полицейскими. Они применяются по отношению к «неудавшимся государствам» (включая целый набор элементов и мер от борьбы с преступностью до формирования гражданской администрации), или к так называемым в Национальной военной стратегии США «ревизионистским государствам», которые «напрямую несут угрозу их национальным интересам» и в состав которых включается Россия.

В результате, возрастающая опасность военных конфликтов побуждает многие страны повысить расходы на оборону, улучшив оснащенность и подготовку своих вооруженных сил. Так, например, увеличили свои военные расходы в 2015 г. по сравнению с 2014 г. по данным СИПРИ (8ГРЩ) такие не самые экономически развитые государства как Эстония с 430 млрд. до 461 млрд., Литва - с 359 млрд. до 474 млрд., Латвия - с 252 до 283 млрд. Эта тенденция коснулась практически всех регионов мира — от Юго-Восточной Азии до Латинской Америки.

1 Осипян Б.А. Правовые основы международной безопасности // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. 2014. - № 2. - С. 245-254.

Особенно опасно расширение НАТО на Украину, что формирует дугу миникризисов, которая не только надолго отбросит назад Украину, но и создаст серьезные проблемы и для России, и для Европы в целом. Вполне возможно, что многие в России сочтут такой шаг объявлением новой холодной войны, откровенной провокацией. Расширение НАТО на Украину, от попыток добиться которого не отказались, является одним из крупнейших военно-политических вызовов для России на ближайшие годы.

Не менее существенный вклад в этот кризис вносит отсутствие консолидированной политики постоянных членов Совета Безопасности ООН по отношению к фактическим и потенциальным странам-нарушителям режима ядерного нераспространения, в том числе к принятию действенных политических, дипломатических и экономических санкций. Как, например, КНДР, руководство которой искусно играет на противоречиях между ведущими странами мира и, по существу, игнорирует резолюции СБ ООН.

Соответственно возрастают общая нервозность и военно-политическая нестабильность. Некоторые государства будут испытывать соблазн нанести упреждающие удары. Соединенные Штаты получат еще один аргумент в пользу накапливания средств для создания глобальной космической ПРО. Другие страны, в том числе и Россия, окажутся перед необходимостью создания более эффективной системы ПРО. В этой сфере может начаться новая гонка вооружений.

Революция в военном деле строится на коренных и качественных изменениях, происходящих под влиянием научно-технического прогресса в средствах вооруженной борьбы. Они в корне меняют строительство и подготовку вооруженных сил, способы ведения военных действий и войны в целом. Но появление даже самого новейшего оружия, военной техники очень редко приводило к коренному изменению форм и способов вооруженной борьбы и ведения войны в целом.

Известный военный специалист В.Слипченко считает, что в истории развития военного дела было уже пять революций или пять поколений и можно говорить о формировании шестого. И совершенно ясно, что все принимаемые меры в ядерных странах будут связаны только с повышением ставки на ядерное оружие. Здесь следует ожидать дальнейшей модернизации ракетно-ядерного оружия, а также ужесточения в военных доктринах положения об отказе от принципов неприменения ядерного оружия первыми. Таким образом, все выделяемые бюджетные средства будут продолжать вкладываться, в основном, в ядерное оружие и системы управления им. Вполне естественно, что на подготовку вооруженных сил к бесконтактным войнам шестого поколения средства уже усиленно стали выделяться. Передовые технологии в настоящее время позволяют создавать практически новое, не имеющее аналогов оружие космического базирования, которое будет способствовать изменению характера вооруженной борьбы и войн в целом. Может не только произойти расширение количества стран, использующих военный космос, но предвидятся и запретительные действия со стороны некоторых стран — лидеров в космосе. Весьма вероятны военные действия в космосе с целью беспрепятственного создания масштабной космической инфраструктуры для обеспечения ведения бесконтактных войн. В случае если подготовленная к войнам шестого поколения страна начнет бесконтактную агрессивную войну с любым противником, отставшим в своем военном развитии на поколение войн, то военно-политические цели в ней могут быть достигнуты только нанесением массированных высокоточных ракетных, радиоэлектронных и информационных ударов по экономике противника.

Разрабатываются и особые системы защиты для военной техники. Применение наноматериалов в военной технике открывает новые возможности для улучшения ее прочности. Она будет покрыта специальной «электромеханической краской», которая позволит менять цвет, предотвратить коррозию. С помощью системы оптических матриц на-номашинам в «краске» исследователи хотят придать боевой технике эффект невидимости. Так, на исследования «на-нокраски» министерство обороны США выделило около двух миллиардов долларов. Современные нанотехнологи активно работают над керамическими материалами. Их, к примеру, используют при изготовлении валов пропеллеров, телескопических перископов и другого оборудования, которое требует особой прочности. Нанотехнологии также позволяют создать устройства размером с мельчайшее насекомое, впрыскивающее яд. Примечательно, что вместе со средствами нападения разрабатываются и средства защиты1.

Для сохранения режима мировой безопасности нужны решительные, радикальные и согласованные шаги всех заинтересованных держав и международных организаций по укреплению этого режима, его институтов и норм. Причем Россия в силу своего геостратегического положения заинтересована в них больше других и способна сыграть здесь более значительную роль по сравнению с той, что играет в настоящее время.

Практика последних лет свидетельствует, что решение этой задачи сопряжено с целым рядом проблем и трудностей, связанных как с глобальными процессами и тенденциями, так и с неэффективностью деятельности многих государственных и общественных институтов, включая ошибки прогнозирования развития процессов, так или иначе влияющих на уровень безопасности России, и неверную оценку актуализации различных угроз и вызовов.

Несомненно, человечество не может позволить себе отложить решение первоочередных глобальных проблем (прежде всего проблем мира, разоружения, экологии и др.) до той поры, пока социальная солидарность и планомерное, сознательное развитие общества повсеместно возобладают на нашей планете. Этого не в состоянии ждать и сама природа: она буквально взывает к спасению от расхищения ее ресурсов и катастрофического загрязнения окружающей среды.

1 Ожидается, что скоро одеждой солдата станет нанокостюм, который условно называют «мягкая броня». Он не только защитит от пуль, но и будет фиксировать пульс, давление, температуру и передавать эти данные в центр за сотни километров. Приказы будут отображаться на стекле защитного шлема, который станет выполнять функции бинокля и прибора ночного видения.

В настоящий момент назрела необходимость разработки интегрированной долгосрочной стратегии в области нераспространения конфликтогенности, стратегии синтезирующей дипломатические, экономические и другие меры. Первоочередной задачей должно стать развитие новых глобальных и региональных структур безопасности, совершенствование взаимодействия разведывательных служб и систем международных гарантий безопасности, а также разработка военно-силовых операций, но как крайней меры. Обсуждение любых вопросов использования военной силы как крайнего средства поддержания международных режимов нераспространения должно происходить не в Пентагоне, а в Совете Безопасности ООН, который вводит такие действия в рамки законности.

В связи с этим прогнозирование (в том числе и форсайтинг) должно стать одним из важнейших компонентов национальной внешней и внутренней политики государств. Другим элементом такой политики должна стать организация прикладного применения высоких технологий, успешно используемых в бизнесе, в военной сфере и информатике.

Во внешней политике упор следовало бы сделать на инициативах по принятию мер, перечисленных выше, в особенности по модернизации и укреплению механизмов региональной и глобальной безопасности (включая все действующие международные институты - ООН, НАТО, ОДКБ, ШОС и др.). Необходимо попытаться сформировать механизм реального партнерства между Россией и НАТО. Тогда удастся создать эффективную систему евроатлантиче-ской безопасности. Расширенную (за счет Китая, Индии, Бразилии и ЮАР) коалицию государств, заинтересованных в международной безопасности, целесообразно наделить функциями Глобального альянса международной безопасности (или создать такой альянс «с чистого листа»). В любом случае укреплением национальной безопасности государств на всех уровнях - глобальном, региональном - и отражением новых вызовов и угроз следует заниматься в рамках кооперационной модели с наиболее мощными в экономическом и военном плане державами мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.