Научная статья на тему 'Современное управление конкурентоспособностью отечественных промышленных предприятий на основе инновационно-маркетинговых технологий'

Современное управление конкурентоспособностью отечественных промышленных предприятий на основе инновационно-маркетинговых технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
управление конкурентоспособностью / инновации в маркетинговой сфере / инновационный капитал / маркетинг инноваций / инновационно-маркетинговые механизмы / competitiveness management / innovations in marketing / innovation capital / innovation marketing / innovation and marketing mechanisms

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сазонов Андрей Александрович, Сазонова Марина Владимировна

Статья посвящена исследованию современных особенностей управления конкурентоспособностью и определению степени использования промышленными предприятиями перспективных инновационно-маркетинговых технологий. Авторами освещены теоретические и методологические основы использования инновационно-маркетинговых технологий как основного инструмента эффективного управления конкурентоспособностью. Выделены основные инновационно-маркетинговые механизмы. Определена связь конкурентоспособности предприятий и уровня их инновационности. В рамках маркетинга инноваций были структурированы основные этапы применения инновационно-маркетинговых технологий. Предложен комплекс мероприятий, реализация которых позволит повысить уровень инновационного развития предприятий. Предложен комплекс рекомендаций направленный совершенствование системы управления конкурентоспособностью современных промышленных предприятий. В заключение статьи авторы предлагают разделить процесс реформирования на различные независимые процедуры, с последующим предложением комплекса различных инновационных мероприятий способствующего качественному и эффективному инновационному развитию предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сазонов Андрей Александрович, Сазонова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern management of the competitiveness of domestic industrial enterprises based on innovative marketing technologies

The article is devoted to the study of modern features of competitiveness management and determining the degree of use of promising innovative marketing technologies by industrial enterprises. The authors cover the theoretical and methodological bases of using innovative marketing technologies as the main tool for effective management of competitiveness. The main innovation and marketing mechanisms are highlighted. The relationship between the competitiveness of enterprises and their level of innovation is determined. Within the framework of innovation marketing, the main stages of applying innovative marketing technologies were structured. A set of measures is proposed, the implementation of which will increase the level of innovative development of enterprises. In conclusion, the authors propose to divide the reform process into various independent procedures, followed by the proposal of a set of various innovative measures that contribute to the qualitative and effective innovative development of enterprises.

Текст научной работы на тему «Современное управление конкурентоспособностью отечественных промышленных предприятий на основе инновационно-маркетинговых технологий»

Современное управление конкурентоспособностью отечественных промышленных предприятий на основе инновационно-маркетинговых технологий

Сазонов Андрей Александрович

к.э.н., доцент кафедры 501 «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности». Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Sazonovamati@yandex.ru

Сазонова Марина Владимировна

старший преподаватель кафедры 501 «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности». Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Pmenmai@yandex.ru

Статья посвящена исследованию современных особенностей управления конкурентоспособностью и определению степени использования промышленными предприятиями перспективных инновационно-маркетинговых технологий. Авторами освещены теоретические и методологические основы использования инновационно-маркетинговых технологий как основного инструмента эффективного управления конкурентоспособностью. Выделены основные инновационно-маркетинговые механизмы. Определена связь конкурентоспособности предприятий и уровня их инновационности. В рамках маркетинга инноваций были структурированы основные этапы применения инновационно-маркетинговых технологий. Предложен комплекс мероприятий, реализация которых позволит повысить уровень инновационного развития предприятий. Предложен комплекс рекомендаций направленный совершенствование системы управления конкурентоспособностью современных промышленных предприятий. В заключение статьи авторы предлагают разделить процесс реформирования на различные независимые процедуры, с последующим предложением комплекса различных инновационных мероприятий способствующего качественному и эффективному инновационному развитию предприятий. Ключевые слова: управление конкурентоспособностью, инновации в маркетинговой сфере, инновационный капитал, маркетинг инноваций, инновационно-маркетинговые механизмы.

Ведение

В рамках постоянного изменения, как экономической составляющей, так и других внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на деятельность тех или иных организаций, возникает проблема, связанная с конкурентной борьбой. Все это и приводит к образованию и использованию предприятием инновационно-маркетинговых технологий, то есть обращению к инновационному маркетингу. Инновационный маркетинг возник вследствие потребности в том, чтобы продукция, подвергнутая к усовершенствованию, могла спокойно внедряться на рынок, а для этого нужны те или иные технологии, которые бы вели к максимально эффективной деятельности организации. Основу маркетинга инноваций составляет совершенствование всех основных «координат» маркетинговой теории «4Р», а также решение вопросов, затрагивающих инновации, кадры и организационно-правовую сторону. Все эти механизмы должны быть усовершенствованы для повышения эффективности деятельности предприятия [2, с.126].

Теоретические основы использования инновационно-маркетинговых технологий

Комплексное применение различных инноваций в современном маркетинге представляет собой процесс, состоящий из различных уровней, в котором идеи высказанные менеджментом предприятия превращаются в уникальную высокотехнологичную продукцию или, к примеру, услуги, которым присущ модернизированный состав качеств и свойств. Основополагающая цель современного маркетинга инноваций состоит в формировании и реализации стратегий, направленных на определение, создание и поддержку конкурентного преимущества организации. Задача же состоит в синтезе теоретической базы, знания из которых направлены на введение продукции, новых процессов или услуг, то есть на деятельность предприятия в целом. Для инновационного маркетинга характерны следующие особенности [1, с.98]:

1. Результат научно-технической деятельности -продукт - это начальное звено конечного продукта, следовательно, маркетинговая деятельность начального не сможет быть прогрессивной, если не изучен конечный продукт. То есть требуется детальным образом осуществлять различные исследования в сферах определения ключевых направлений изменения потребностей, как в начальной версии продукта, так и в конечной. При этом необходимо задействовать определенный набор этапов таких как: сбор и последующей анализ различных сведений полученных о среде, в которой находится потенциальные потребители товара.

2. От процесса разработки до использования конечного продукта проходит довольно продолжительный период времени. Можно сделать промежуточный вывод о том, что на конкурентоспособность продукции оказы-

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м о

о см

0 см

01

О Ш

т

X

3

<

т О X X

вает влияние выбор того или иного направления исследования по разработке. Таким образом, нововведения в рамках инновационного маркетинга состоят из таких важных элементов, как прогнозирование, в рамках которого выявляются такие направления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, от реализации которых зависит результат конкурентоспособности в будущем.

3. Интеллектуальные продукты стареют значительно быстрее, чем обычная материальная продукция. Отметим, что как правило, интеллектуальный продукт обладает высокой коммерческой ценностью, но только в тот период времени пока разработчик обладает на него монопольными правами, другими словами различными патентами и правами.

Анализируя теоретическую основу инновационного маркетинга, следует поднять вопрос факторов, в значительной мере влияющих на показатели деятельности современных предприятий. К числу таких факторов можно отнести [4, с.1053]:

- уровень кадрового потенциала и степень научного и технического развития;

- наличие современной опытной и экспериментальной базы;

- текущее состояние нематериальных активов предприятия, включая также наличие различных результатов от выполнения научных и исследовательских работ;

- показатели производимой на предприятии продукции, при учете, занимаемого ею рыночного сегмента, а также риска замены ее более технологичной продукцией.

Исследование процесса применения инновационно-маркетинговых технологий

В силу того, что маркетинг инноваций обладает определенной спецификой и не имеет статистических данных для количественных исследований, применяются качественные исследования. Таким образом, в рамках маркетинга инноваций применяются определенные инновационно-маркетинговые технологии, выявленные в ходе многочисленных исследований. К ним относятся следующие этапы [3, с.158]:

- комплекс различных мероприятий направленный на непосредственное проведение маркетинговых исследований изучаемого рынка инноваций;

- проведение анализа и последующей оценки прогнозируемого потребления в промышленных масштабах, а также возможного спроса на будущие инновации;

- проведение анализа направленного на оценку инноваций, с позиций потенциальных потребителей;

- проведение функционально-стоимостного анализа (ФСА) и параметрического анализа инноваций;

- проведение анализа с целью формирования общей оценки о потенциальных конкурентах на выбранных рынках;

- анализ структуры формирования цены и т.д.

В ходе многочисленных исследований была установлена определенная зависимость между показателями конкурентоспособности современных высокотехнологичных предприятий и степенью их инновационности (табл.1) [6, с.225].

При анализе данных полученных за 2019 год, можно придти к выводу, что значительная часть современных высокотехнологичных предприятий обладает высоким показателем конкурентоспособности выпускаемой продукции. Предприятия успешным образом применяли на

практике инновационные модели роста, которые позволили им качественно и эффективно выйти на качественно новый инновационный уровень производства. Следовательно, при применении маркетинговых технологий в сфере инноваций было установлено, что в большинстве исследований была взята идея, в рамках которой потребители подразделяются на «имитаторов» и «новаторов». Данные формулировки позволил менеджменту предприятия определить временной интервал совершения покупок, при условии, что покупка не была совершена ранее.

Таблица 1

Анализ уровня зависимости показателей конкурентоспособности промышленных предприятий от степени их инновационности

№ п./п. Степень инновационности промышленных предприятий Показатели конкурентоспособности (%)

высокий средний низкий

1 Ключевые индикаторы 52,5 31,8 8,2

2 Группы инноваторов представленных на российском рынке 33,6 38,4 7,9

3 Инноваторы в рамках предприятия 31,2 44,67 21,8

4 Имитаторы 32,1 60 25,4

5 Пассивные 21,1 59,8 22,2

Примерами нерасчётных моделей являются [5, с.120]:

1. Метод создания сценария, позволяет написать создать полноценный сценарий, который может быть представлен в виде текста или в виде схематических изображений. Данный метод позволяет узнать, как с течением времени будет меняться ситуации на рынках

2. Метод предрыночного тестирования - выведение на ограниченный рынок продукции с последующей оценкой и прогнозированием реакции рынка.

3. Прогнозный метод, основанный на суждения потребителей, в его структуре находятся оценки, которые были сформированы в результате ответов потребителей продукта.

Если рассматривать применение инновационно-маркетинговых технологий на промышленных предприятиях в России, то можно выявить большое число проблем. На данный момент в Российской Федерации сосредоточено примерно 15% ученых всего мира. Доля же государства в общем объеме рынка инноваций составляет не более 0,5%. Данный факт, выявленный в ходе многочисленных исследований, говорит о том, что вводить инновационно-маркетинговые технологии рано, поскольку для этого требуется решение многих проблем. Источником этих проблем является тот факт, что инновационная система находится только на начальной стадии формирования, то есть целостная нормативно-правовая база, собственно государственная политика и эффективные механизмы не сформированы, несмотря на то, что потенциал для развития инновационного маркетинга у нашего государства весьма велик. Оценивая опыт зарубежных государств, можно понять, что изменить курс экономики в сторону применения инновационно-маркетинговых технологий возможно. Для этого необходимо комплексное реформирование научно-технической сферы от начала исследований вплоть до выхода на международный рынок произведенной наукоемкой продукции [7, с.118].

Рекомендации по совершенствованию системы управления конкурентоспособностью промышленных предприятий

Проанализировав ситуацию в рамках исследуемой темы в России, можно предложить ряд рекомендации по ее улучшению. Весь процесс реформирования условно можно разбить на три основных этапа [3, с.157]:

- организация научных исследований, которые позволяли бы обеспечить сохранение и расширение областей, где российская наука занимает лидирующие позиции в мире;

- модернизация промышленности на основе инноваций.

Реализация мероприятий по инновационному развитию компаний позволит [5, с.124]:

- предоставить определенные гарантии того, что объем выпускаемой предприятием продукции будет увеличен за применения инновационного технологического оборудования;

- объем выпуска инновационной продукции должен составлять примерно 20% от всех инновационных показателей предприятия;

- создать на предприятии новые рабочие места в научно-технической сфере;

- запустить механизмы способствующие притоку дополнительных ресурсов в инновационную сферу, к примеру, предложить принципиально новые формы оплаты НИР.

Заключение

Практическое знание технологий работы инновационного маркетинга в настоящее время основывается на постоянно изменяющихся особенностях потребительского спроса. Для достижения определенных конкретных преимуществ можно целесообразно предложить следующее:

- продумать уникальность идеи, которая закладывается в производство и характеристики тех или иных товаров;

- минимизировать уровень издержек таким образом, чтобы качество производимой продукции не ухудшилось;

- подвести потребительский контингент к наилучшему мнению, тем самым выдвинуть товарную марку как лидера.

Литература

1. Вайсман, Е.Д. Управление конкурентоспособностью на основе инновационного развития предприятия / Е.Д. Вайсман // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2010. №26(202). - С. 94-100.

2. Гугнина, Е.В. Инновационные маркетинговые технологии как инструмент повышения конкурентоспособности организации / Е.В. Гугнина, Г.И. Сидунова, Е.В. Самсонова, М.В. Самсонова // Фундаментальные исследования. 2016. №10-1. - С. 124-128.

3. Гришков, В.Ф. Формирование комплексного механизма управления конкурентоспособностью предприятия сферы услуг на основе внедрения инновационных управленческих технологий / В.Ф. Гришков // Петербургский экономический журнал. 2015. №4. - С. 154-162.

4. Желтенков, А.В. Организационно-экономический механизм управления инновационным потенциалом высокотехнологичных наукоемких предприятий / А.В. Желтенков, Полосков С.С. // Экономика и предпринимательство. 2019. №2(103). - С.1051-1057.

5. Сазонов, А.А. Рыночная стоимость капитала предприятия как основа реализации его конкурентной стратегии в условиях инновационного развития / А.А.

Сазонов, Л.В. Михайлова, В.В. Колосова // Вестник Московского областного государственного университета. Серия: Экономика. 2017. №4. - С. 118-125.

6. Саркисов, В.Б. Приоритетные направления совершенствования системы стимулирования высокотехнологичных производств / В.Б. Саркисов, Е.А. Дранни-кова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2015. №1(155). - С. 222-228.

7. Чернер, Н.В. Метод оценки интеллектуального капитала организации на основе инвестиционной привлекательности его составляющих / Н.В. Чернер, А.А. Сазонов, М.Б. Боброва // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2018. №4. - С. 116-123.

8. Безпалов В.В. Определение информационной насыщенности при проведении реструктуризации системы управления промышленного предприятия // Инновации и инвестиции. 2013. № 1. С. 204-206

Modern management of the competitiveness of domestic industrial enterprises based on innovative marketing technologies Sazonov A.A., Sazonova M.V.

Moscow aviation Institute (national research University) The article is devoted to the study of modern features of competitiveness management and determining the degree of use of promising innovative marketing technologies by industrial enterprises. The authors cover the theoretical and methodological bases of using innovative marketing technologies as the main tool for effective management of competitiveness. The main innovation and marketing mechanisms are highlighted. The relationship between the competitiveness of enterprises and their level of innovation is determined. Within the framework of innovation marketing, the main stages of applying innovative marketing technologies were structured. A set of measures is proposed, the implementation of which will increase the level of innovative development of enterprises. In conclusion, the authors propose to divide the reform process into various independent procedures, followed by the proposal of a set of various innovative measures that contribute to the qualitative and effective innovative development of enterprises. Keyword: competitiveness management, innovations in marketing, innovation capital, innovation marketing, innovation and marketing mechanisms. References

1. Weissman, E.D. Competitiveness management on the basis of

innovative development of the enterprise / E.D. Weisman // Bulletin of SUSU. Series: Economics and Management. 2010. No 26 (202). - S. 94-100.

2. Gugnina, E.V. Innovative marketing technologies as a tool to

improve the organization's competitiveness / E.V. Gugnina, G.I. Sidunova, E.V. Samsonova, M.V. Samsonova // Fundamental research. 2016. No. 10-1. - S. 124-128.

3. Grishkov, V.F. Formation of an integrated mechanism for managing

the competitiveness of a service company based on the introduction of innovative management technologies / V.F. Grishkov // Petersburg Economic Journal. 2015. No4. - S. 154-162.

4. Zheltenkov, A.V. Organizational and economic mechanism for

managing the innovative potential of high-tech science-intensive enterprises / A.V. Zheltenkov, S. Poloskov // Economics and entrepreneurship. 2019.No 2 (103). - S.1051-1057.

5. Sazonov, A.A. The market value of the capital of the enterprise

as the basis for the implementation of its competitive strategy in terms of innovative development / A.A. Sazonov, L.V. Mikhailova, V.V. Kolosova // Bulletin of the Moscow Regional State University. Series: Economics. 2017. No4. - S. 118-125.

6. Sarkisov, V. B. Priority directions for improving the incentive

system for high-tech industries / VB Sarkisov, E.A. Drannikova // Bulletin of the Adygea State University. Series 5: Economics. 2015. No1 (155). - S. 222-228.

7. Cherner, N.V. Method for assessing the intellectual capital of an

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

organization based on the investment attractiveness of its components / N.V. Cherner, A.A. Sazonov, M.B. Bobrova // Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Economics. 2018. No4. - S. 116-123.

8. Bezpalov VV Determination of information saturation during the

restructuring of the industrial enterprise management system // Innovations and Investments. 2013. No 1. S. 204-206

X X О го А С.

X

го m

о

2 О

м о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.