п = 4225 / 216 = 19,6
Модернизация моечного участка универсальной городской СТО «Ав-тоМиг», г. Большой Камень позволит не только оказывать более качественно свои услуги, но и способствовать решению экологических задач, в частности снижение загрязнения воздуха и воды в рабочей зоне и на территории прилегающей к предприятию.
Список литературы:
1. Клебанов Б.В. Проектирование производственных участков авторемонтных предприятий. - М.: Транспорт, 1975. - 283 с.
2. Рынок автомоек юга Приморского края: маркетинговые исследования // МА <^етатк». - Владивосток, 2014. - 40 с.
СОВРЕМЕННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ
© Гуменюк С.В.*
Филиал Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Артем
Техническое обслуживание является предупредительным мероприятием, направленным на предупреждение возникновения и развития неисправностей, аварийных износов и поломок деталей. Таким образом, обеспечивается надежность и эффективная эксплуатация автомобилей. Использование автомобилей требует от их владельцев в течение всего срока службы бесперебойного обеспечения их запасными частями, ТО, ремонтными услугами.
Ключевые слова техническое обслуживание, ремонт, автомобиль.
Система технического обслуживания подвижного состава является планово-предупредительной, и все работы, предусмотренные для каждого обслуживания, являются обязательными к выполнению в полном объеме. Она способствует постоянному поддержанию автомобилей и прицепов в работоспособном состоянии и в надлежащем внешнем виде, уменьшению интенсивности износа деталей, предупреждению отказов и неисправностей, снижению расхода топлива и смазочных материалов, своевременному выявлению и устранению неисправностей и в конечном итоге повышению надежности и безопасности эксплуатации, продлению срока службы автомобилей и прицепов и увеличению пробега автомобилей до ремонта.
Контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные, электротехнические и уборочно-моечные работы, проводи-
* Студент.
мые в необходимом объеме, и сроки, предусмотренные техническим обслуживанием, позволяют обеспечить нормальные условия для работы всех систем и механизмов автомобиля. Техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, проводимым принудительно в плановом порядке через определенные пробеги или время работы подвижного состава. Техническое обслуживание подвижного состава подразделяется по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ на следующие виды:
- ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
- первое техническое обслуживание (ТО-1);
- второе техническое обслуживание (ТО-2);
- сезонное техническое обслуживание (СО).
Эксплуатация технически неисправного автомобиля нерентабельна (резко возрастает возможность отказа, увеличиваются эксплуатационные расходы), вредна (усиливается загрязнение окружающей среды) и опасна для владельца и других членов общества (особенно, если эти неисправности связаны с системами автомобиля, влияющими на безопасность движения). Несвоевременное, нерегулярное и некачественное проведение профилактических работ (ТО), вызывают повышенный износ деталей, агрегатов и преждевременный выход их из строя.
Высокие темпы роста парка автомобилей, принадлежащих гражданам, усложнение их конструкции, привлечение все большего числа лиц, некомпетентных в вопросах «самообслуживания» принадлежащих им транспортных средств, интенсификация движения на дорогах и другие факторы обусловили создание по существу новой отрасли промышленности - автотехобслуживание. Эта отрасль выходит в известной мере за рамки традиционных представлений о сфере бытового обслуживания в силу специфических особенностей, связанных с эксплуатацией автомобиля, и вместе с тем по характеру оказываемых услуг близка к ней [1].
Современное техническое обслуживание - это комплекс работ и проверок, направленных на выявление и устранение неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля. При проведении качественного и своевременного ТО безопасность использования автомобиля остается на уровне, заложенном производителем. Проводимое в срок техобслуживание сокращает затраты на топливо и ремонт за счет превентивных мер по поддержанию работоспособности автомобиля.
В отечественной практике по виду и сложности работ разделяют 4 вида технического обслуживания:
1. Ежедневное обслуживание (ЕО).
Выполняется силами самого автомобилиста. В ходе осмотра проверяются: уровень масла двигателя, уровень охлаждающей и тормозной жидкости. Автолюбителю необходимо проверить систему рулевого управления, исправность тормозной системы, сигнализацию и фары.
2. ТО1 сочетает в себе работы, выполняемые при ЕО, а также:
- проверку крепежных элементов;
- очистку загрязнившихся элементов;
- необходимую смазку узлов;
- диагностику автомобиля;
- регулировку оборудования.
Первое техническое обслуживание проводится для того, чтобы исключить возможность случайных поломок агрегатов автомобиля, для добавления смазки в узлы, тем самым снижая трение и уменьшая износ элементов.
3. ТО2 проводится с теми же целями, что и ЕО и ТО1, оно включает все операции выполняемые в предыдущих ТО и отличается от них лишь объемом и глубиной проводимых работ. Все проверки при ТО2 проводятся с применением специального оборудования. Для проведения диагностики и регулировки, может производиться демонтаж некоторых частей автомобиля.
4. Сезонное обслуживание.
Этот вид обслуживания транспортного средства призван для того, чтобы подготовить автомобиль к тому или иному сезону. Как правило, проводится 2 раза в год и включает в себя работы по замене масла с летнего на зимнее и замены летней резины на зимнюю или наоборот. Проведения сезонного обслуживания позволяет повысить безопасность эксплуатации транспортного средства и обязательно в условиях российского климата.
Говоря про периодичность проведения ТО, здесь также нет четких рамок. Некоторые марки автомобилей нуждаются в диагностике каждые 10 тысяч километров, у других градация совсем иная, к примеру, 5-10-25-50 тыс. км. Вместе с тем, многие водители не обращают внимание на то, что написано в их сервисной книге, а действуют так, как положено: масло менять каждый год, или раз на 10 тыс. км пробега, тормозные колодки - на 25 тыс. км, тормозная жидкость - раз в 3 года и т.д. [2].
Для каждой категории условий эксплуатации наибольшая периодичность технического обслуживания принята для легковых автомобилей, затем автобусов и грузовых автомобилей и автобусов на базе грузовых автомобилей. Для автомобилей-самосвалов в связи с более тяжелыми условиями работы периодичность технического обслуживания определяется умножением пробега до очередного технического обслуживания базового автомобиля на коэффициент 0,8.
Техническое обслуживание выполняют в соответствии с планом-графиком, который составляют на месяц для каждого автомобиля или прицепа исходя из среднесуточного пробега и между техническими обслуживания-ми. График утверждает главный инженер (технический руководитель) АТП.
Перед возвращением автомобиля с линии техник по учету подвижного состава в гаражном листе заранее записывает номер автомобилей, которые должны проходить техническое обслуживание, с указанием вида технического обслуживания, а также смазочных операций. Заполненный гаражный лист направляют на пост приема автомобилей, возвращающихся с линии,
где его подписывают дежурный механик и водитель. Техническим обслуживанием руководит старший механик.
После сдачи автомобиля дежурному механику водитель ставит автомобиль в зону ожидания; по распоряжению старшего механика его подают на пост уборочно-моечных работ и дальше в зависимости от вида обслуживания и требующихся ремонтных работ на соответствующие посты.
Для каждого вида технического обслуживания установлен перечень работ, обязательных к выполнению [3].
На крупных АТП, где ежедневно необходимо выполнять большое количество технических обслуживании, применяют поточный метод. При этом методе работы, предусмотренные техническим обслуживанием, распределяют на нескольких специализированных последовательно расположенных постах: уборки, мойки, сушки, крепежных, регулировочных и электротехнических работ, смазки и шинных работ.
Таким образом, в результате ТО возможно избежать серьёзных поломок и дорогостоящего ремонта, предупредив неисправность и заменив поврежденный или бракованный узел заранее. Выполнять диагностику автомобиля желательно на тех станциях, где имеется все необходимое оборудование, стенды и электроника.
Список литературы:
1. Диагностика и техническое обслуживание машин / А.Д. Ананьин, В.М. Михлин, И.И. Габитов и др. - М.: Проспект, 2008. - 440 с., ил.
2. Клейнер Б.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. -М.: Транспорт, 1986. - 289 с.
3. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта / Мин-во автомоб. Трансп. РСФСР. - М: Транспорт, 1986. - 73 с.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗОНЫ ТО И ТР АВТОТРАНСПОРТНОГО УЧАСТКА (НА ПРИМЕРЕ ООО «СЕРВИСНОЕ ЛОКОМОТИВНОЕ ДЕПО «ТМХ-СЕРВИС», ФИЛИАЛ П. СМОЛЯНИНОВО)
© Дмитриенко А.А.*
Филиал Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Артем
В статьи представлены основные тенденции развития технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей. Чтобы обеспечить ра-
* Студент.