Научная статья на тему 'Современное состояние водно-болотных птиц горнозаводского Урала на примере верхней части бассейна реки Нейвы'

Современное состояние водно-болотных птиц горнозаводского Урала на примере верхней части бассейна реки Нейвы Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
181
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние водно-болотных птиц горнозаводского Урала на примере верхней части бассейна реки Нейвы»

Philodus prigoginei (Schouteden 1952) - Prigogine's Bay Owl, or Congo (Bay) Owl, or

Tanzanian Bay Owl, or Itombwe Owl Nectarinia prigoginei (Macdonald 1958) - Prigogine's Double-collared Sunbird, or Marunga Sunbird

Zoothera kibalensis (Prigogine 1958) - Prigogine' Golden Thrush, or Kibale Ground Thrush

Chlorocichlaprigoginei (De Roo 1967) - Prigogine's Greenbul Caprimulgus prigoginei (Louette 1990) - Prigogine's, or Itombwe Nighjar Glaucidium albertinum (Prigogine 1983) - Prigogine's, or Albertine Owlet

Один из соавторов (Е.Ш.) благодарит Dr.Jan Stevens and Dr.Michel Louette за помощь в поиске фотографии А.Р.Пригожина.

Литература

Блох A. 2003. Илья Романович Пригожин // Поиск № 22, 6 июня. http://www.chronos.msu.ru/biographies/blokh_prigozhin.html

Beolens B., Watkins M. 2003. Whose Birds? Men and women commemorated in the

common names of birds. London: 1-400. Butynski T.M., Agenonga U., Ndera B., Hart J.F. 1997. Rediscovery of the Congo

Bay Owl // Bull. African Bird Club 4: 32-35. Dinesen L., Lehmberg T., Svendsen J.O., Hansen L.A., Fjeldsa J. 1994. A new genus and species of perdicine bird (Phasianidae, Perdicini) from Tanzania: A relict form with Indo-Malayan affinities // Ibis 136: 2-11. Louette M.1992. Alexandre Prigogine (1913-1991) // Ibis 134: 89-90.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2009, Том 18, Экспресс-выпуск 534: 2227-2232

Современное состояние водно-болотных птиц Горнозаводского Урала на примере верхней части бассейна реки Нейвы

В. Н. Рыжановский

Институт экологии растений и животных Уральского отделения РАН,

ул. 8 марта 202. Екатеринбург. 620219. Россия. E-mail: ryzhanovsky@ecology.uran.ru

Поступила в редакцию 2 декабря 2009

К Горнозаводскому Уралу следует отнести ту часть Среднего и Южного Урала, где зародилась и развивалась основная металлургическая промышленность Российской империи. Поскольку до создания паровых и электрических машин металлургия использовала только силу воды, заводы строились однотипно: небольшая река перегораживалась плотиной с водяными колёсами, которые через систему приводных валов обеспечивали энергией производство. Перед плотиной

возникал пруд площадью несколько квадратных километров, глубиной в русле 5-10 м и более. Таких прудов в нашем регионе более 200. Заводы сохранились при некоторых из них, где вода используется преимущественно для охлаждения. Но чаще старые пруды играют роль регулятора уровня воды в реке в весенне-летний период и являются её источником для нужд населения. Происходило также увеличение числа небольших водоёмов, возникающих на месте золотоискательских и торфяных карьеров, а во второй половине века при крупных городах создавались водохранилища. Поскольку площадь озёр в предгорьях невелика, водоёмы искусственного происхождения увеличили её в несколько раз, что, несомненно, повлекло за собой рост популяций водяных птиц. В период интенсивной индустриализации Урала в ХХ столетии многие пруды пострадали от промышленных и бытовых стоков и от теплового загрязнения. Одновременно росла численность населения, в том числе и охотников, увеличивалась антропогенная нагрузка на водоёмы и их обитателей. Последние 20 лет отличаются, с одной стороны, уменьшением сброса промышленных вод, ухудшением качества очистки бытовых стоков, сокращением числа охотников, появлением на водоёмах рыбаков с многочисленными китайскими мелкоячеистыми сетям, «выгребающими» даже мелкую рыбу, с другой — началом глобального потепления климата и, соответственно, изменением ареалов птиц. Задача данной статьи — рассмотреть изменения состояний гнездовых популяций водно-болотных птиц как видов, особенно подверженных антропогенному и климатическому воздействию, на примере небольшой территории Среднего Урала.

На реке Нейве («невья» — чистая) был построен первый на Урале завод — Невьянский (1701 год), сооружена плотина, возник первый на Урале заводской пруд. Выше Невьянской плотины в конце XVIII — первой половине XIX века были построены ещё три плотины с образованием Нейво-Рудянского, Малого и Большого Верхнейвинских прудов. Благодаря высокому уровню воды в последнем пруду он соединился с озером Таватуй, образовав единый водоём. От впадения Нейвы в верхнюю часть пруда до её истока осталось менее 10 км быстрого течения. Во второй половине ХХ века прилегающая к железнодорожной станции часть Большого пруда была отделена насыпью, куда начала поступать тёплая вода прилегающего завода, в результате чего образовался незамерзающих водоём. Нейво-Рудянский пруд находится ниже Малого Верхнейвинского, имеет длину 5 км, ширину от 1 км в верхней части до 2 км в нижней. В 1930-х годах в пруд начали сбрасывать воды из Белореченской шахты по добыче медного колчедана. Кислотность воды тогда стала настолько высокой, что прибрежная и водная растительность сохранялась только в наиболее удаленной части пруда; там же встречались и утки. Отсутствие жизни в воде наблюда-

лось и ниже по течению, почти до Невьянского пруда. Состояние воды ухудшали также сбросы Нейво-Рудянского лесохимзавода и Киров-градского медеплавильного завода. Качество воды в этой части реки начало улучшаться в конце 1950-х годов после закрытия шахты и постройки очистительных цехов на заводах. В настоящее время пруд разделён дамбами с водоводами на 3 части, одна из которых имеет несколько частично затопляемых островов, вода в реке достаточно чистая, пруд и река весьма богаты мелкой рыбой. В верхнюю часть Нейво-Рудянского пруда поступает тёплая вода Новоуральского комбината и зимой этот участок не замерзает. Ниже посёлка Нейво-Рудянка находятся два озера — Шигирское и Шайтанское, соединённые «истоками» с руслом Нейвы. Первое озеро расположено близко к Кировградскому заводу и периодически страдает от промышленных стоков и выбросов сернистых газов, второе до 1980-х годов было чистым и труднодоступным, с богатой авифауной. Теперь недалеко проходит автострада, летом на берегах много отдыхающих и рыбаков, весной и осенью — охотников на водоплавающих птиц.

Мои наблюдения за птицами района ведутся с начала 1950-х годов. Сначала они были довольно отрывочными, а в последние годы стали достаточно регулярными. Ряд сведений мне сообщил председатель Нейво-Рудянского общества охотников Л.Л.Кот и некоторые другие охотники. Ранее обзор авифауны окрестностей города Верхний Тагил, включая Вогульский пруд (бассейн реки Тагил) и ряд водоёмов бассейна Нейвы, в том числе Нейво-Рудянского пруд и Шигирское озеро, сделал А.Н.Пискунов (1999). Тагил течет параллельно Нейве вдоль восточного склона Уральского хребта и в верхней части представляет собой горную реку, также несколько раз перегороженную плотинами.

В настоящее время в бассейне Нейвы гнездятся или встречаются в гнездовое время следующие связанные с водой виды неворобьиных.

Podiceps cristatus. Многочисленный вид Нейво-Рудянского пруда. Первые чомги появились на гнездовье в 1980-х. Обычно в июле-августе на пруду наблюдается несколько десятков пар с выводками, в 2009 — не более 20. Снижение численности, возможно, связано с переловом рыбы в предыдущие годы. А.Н.Пискунов (1999) предполагает гнездование чомги также на Шигирском озере. На Шайтанском озере и в нижней части Верхнейвинского пруда этих птиц не видели.

Podiceps auritus. По наблюдениям А.Н.Пискунова (1999), красно-шейная поганка в небольшом числе гнездится на наших озёрах, но я эту поганку не встречал.

Podiceps grisegena. Выводки серощёкой поганки регулярно, но в небольшом числе встречаются на Нейво-Рудянском пруду и на Шайтанском озере. А.Н.Пискунов (1999) предполагает гнездование этой поганки на Шигирском озере.

Podiceps nigricollis. В 2007 году в восточной части Нейво-Рудянского пруда, по соседству с колонией озёрных чаек Larus ridibundus постоянно держались несколько черношейных поганок. Встречали их и на Шигирском озере (Пискунов 1999). Вероятно, вид гнездится в этом районе.

Ardea cinerea. В 1970-годы серая цапля в течение нескольких лет гнездилась на Вогульском пруду в районе Верхнего Тагила (Пискунов 1999). В окрестностях Нейво-Рудянки первые встречи цапель относятся к 2002 году. В 2005 была найдена колония на участке сосново-елово-берёзового леса по соседству с зарастающими золотоискательскими разрезами, в 500 м от ближайших домов (Рыжановский, Крючков 2005). В том году на участке насчитали 28 сосен с гнездовыми постройками. На следующий год гнёздами были заняты 26 деревьев. В 2007 году гнездовые постройки находились на 34 соснах, 11 из них были на новых деревьях. Под каждой из сосен с постройками при осмотре 29 июня валялась скорлупа яиц, в некоторых гнёздах были видны крупные птенцы. В 2008 и 2009 годы жилыми гнездовыми постройками были заняты 33-34 сосны. Диаметр участка колонии все годы не превышал 50-70 м, расширения её территории не отмечено. В течение всех лет под гнёздами находили скорлупу 3-4, редко 5 яиц. Кладок с меньшим числом яиц, видимо, не было. Расклёванные яйца, вероятно болтуны, встречались единично. На гнездовых деревьях, когда это удавалось рассмотреть, было по 3 (8 гнёзд) и 4 (5) слётка. Остатки погибших птенцов под деревьями находили ежегодно, но не более 3 за сезон. Несомненно, для серых цапель этой колонии характерна весьма высокая успешность размножения. При этом число гнездящихся пар растёт медленно.

Botaurus stellaris. Выпь регулярно наблюдается в камышах Нейво-Рудянского пруда и, вероятно, там гнездится. Возможно её гнездование в занимающих большую площадь камышах в истоке Шайтанского озера, где уровень беспокойства минимален.

Anas platyrhynchos. Наиболее часто встречающаяся речная утка на водоёмах нашего района. Начиная с 1990-х годов несколько десятков крякв зимуют на незамерзающих участках Верхнейвинского и Нейво-Рудянского прудов. В периоды резкого похолодания, когда площадь чистой воды сокращается, значительная часть уток исчезает, отлетая на другие водоёмы-охладители. В периоды потепления и увеличения площади водного зеркала численность крякв снова возрастает. Отдельные птицы пытаются зимовать на незамерзающих участках русла Нейвы в пределах посёлка Нейво-Рудянка.

К числу уток, выводки которых встречали на Нейво-Рудянском пруду, Шайтанском озере и лесных разрезах относятся также: шилохвость Anas acuta, свиязь A. penelope, серая утка A. strepera, широко-

носка A. clypeata, чирки свистунок A. crecca и трескунок A. querque-dula, красноголовая Aythya ferina и хохлатая A. fuligula чернети, гоголь Bucephala clangula. В настоящее время все они малочисленны настолько, что в 2009 году в первый день осенней охоты большинство охотников остались без добычи. Учитывая благоприятную погоду в течение всего лета, можно сделать вывод о практически нулевом приросте местных популяций уток.

Весенний и осенний пролёты гусеобразных на Нево-Рудянском пруду в настоящее время мало выражены. Даже в дни весьма активного пролёта на акватории кормятся сотни, но не тысячи уток. Гуси же совсем не встречаются. Значительно выше концентрация мигрантов на Шайтанском озере, где могут отдыхать тысячи уток, включая северных. Осенью на ночёвку останавливаются небольшие стаи гусей — серых Anser anser и гуменников A. fabalis. В 1950-х годах это озеро было местом скопления речных уток на линьку. Суммарно там линяло несколько тысяч особей; в настоящее время там линяет лишь небольшое количество местных уток.

Crex crex. Коростель — весьма обычный вид сырых лугов и прибрежных покосов нашего района.

Fulica atra. В июле 2009 года несколько раз одиночные лысухи встречались на Нейво-Рудянском пруду, где, вероятно, гнездятся на заросших камышами плёсах Нейвы в пределах посёлка. А.Н.Пискунов (1999) нашел лысуху гнездящейся на Шигирском озере.

Gallinula chloropus. Малочисленный гнездящийся вид Нейво-Рудянского пруда. В 2008 году в разных частях восточного участка встречены два выводка камышницы в сопровождении взрослых птиц.

Список куликов, встреченных в гнездовое время в нашем районе, весьма беден. Это малый зуёк Charadrius dubius, черныш Tringa och-ropus, травник T. totanus, перевозчик Actitis hypoleucos, бекас Galli-nago gallinago. В предыдущее десятилетие на окраине посёлка несколько лет существовало небольшое поселение чибисов Vanellus va-nellus. В настоящее время все названные кулики малочисленны, токуют весной и встречаются в течение лета. В июле на пруду появляются стайки турухтанов Philomachus pugnax. В период миграций в районе эпизодически встречаются практически все виды куликов, характерных для лесотундры и тундр Ямала и Большеземельской тундры (Пискунов 1999).

Поскольку в настоящее время Нейво-Рудянский пруд достаточно богат мелкой рыбой, на нём весьма многочисленны чайковые и даже образовалась их смешанная колония на группе островов, образованных частично сплавиной, частично — мелководным, заросшими осоками и камышами участками пруда. В 2007 году в колонии было не менее 200 пар озёрных чаек Larus ridibundus, до 10 пар речных крачек

Sterna hirundo, несколько пар чёрных крачек Chlidonias niger. В 2008 году озёрные чайки колониально не гнездились, численность крачек также снизилось. В 2009 колония вновь восстановилась при меньшей численности озёрных чаек. Здесь же встречаются сизые чайки Larus canus и, возможно, гнездятся. На пролёте встречаются малая чайка L. minutus и халей L. heuglini.

В заключении следует сказать следующее. Верхняя часть бассейна реки Нейвы претерпела все изменения, которые могут иметь место в старом промышленном регионе: промышленное изменение ландшафта с образованием непригодных для жизни участков; ухудшение качества воды вплоть до полного исчезновения в ней живых организмов; последующее восстановление качества воды и зарастание поверхностей в результате природоохранных мероприятий; рост численности человеческого населения с деградацией прилегающих к поселениям экосистем, перепромыслом объектов охоты и рыбной ловли. Шахтные воды, сливавшиеся в Нейву, полностью уничтожили экосистему на этом участке реки. С исчезновением водорослей, водных беспозвоночных, рыб и амфибий с водоёма исчезли водяные птицы. В эти годы охотники не посещали пруд даже в периоды миграций, так как пролётных птиц там не было, все они летели через соседние озёра.

На полное восстановление экосистемы ушло более 15 лет. В настоящее время на пруду появился весь характерный для достаточно чистого водоёма набор видов при невысокой численности объектов спортивной охоты. Появился ряд видов птиц, расширяющих ареал в северном направлении, вероятно, в связи с потеплением климата: серая цапля, лысуха, камышница. Несомненно, для полноценного восстановления экосистем искусственных и естественных водоёмов решающее значение имеет восстановление качества воды. С этого должны начинаться все природоохранные мероприятия.

Литература

Пискунов А.Н. 1999. Птицы Верхнего Тагила и его окрестностей // Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и в Западной Сибири. Екатеринбург: 164-173.

Рыжановский В.Н., Крючков Г. А. 2005. Серая цапля на Среднем Урале // Рус. орнитол. журн. 14 (305): 1067-1069.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.