Научная статья на тему 'Современное состояние внешней торговли и перспективы реализации национальной программы поддержки и развития экспорта Республики Беларусь на 2016-2020 гг'

Современное состояние внешней торговли и перспективы реализации национальной программы поддержки и развития экспорта Республики Беларусь на 2016-2020 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
728
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / САЛЬДО ВНЕШНЕТОРГОВОГО ОБОРОТА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кураш Ирина Васильевна

Статья посвящена изучению основных результатов экспортно-импортной деятельности субъектов хозяйствования Республики Беларусь, проблемам развития внешней торговли, установления перспективных направлений ее совершенствования. В настоящее время повышение эффективности внешней торговли является одной из ключевых целей для подавляющего большинства государств. Не стала исключением и наша страна. Развитие внешнеторговой деятельности организаций обусловлено комплексом факторов объективного и субъективного характера и в конечном итоге формирует имидж белорусского государства. В данном исследовании рассмотрены такие факторы, как географическая, товарная, технологическая структура белорусского экспорта, оказывающие непосредственное влияние на объем и сальдо внешнеторгового оборота. В Республике Беларусь постановлением Совета Министров от 01.08.2016 № 604 утверждена Национальная программа поддержки и развития экспорта на 2016-2020 гг. Анализ итогов реализации аналогичной программы, разработанной на предыдущее пятилетие, показывает серьезные проблемы с обеспечением решения поставленных задач практически всеми регионами, а также подведомственными предприятиями ряда министерств и концернов. В результате проведенного автором исследования выявлен ряд проблемных вопросов, связанных с необходимостью совершенствования государственного регулирования, системы финансирования, юридической, информационной поддержки как ныне действующих экспортоориентированных предприятий, так и вновь создаваемых перспективных субъектов внешнеэкономической деятельности. На основании полученных выводов определен ряд направлений, способствующих активизации деятельности отечественных организаций на внешнем рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRESENT STATE OF FOREIGN TRADE AND THE PROSPECTS OF IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROGRAM OF EXPORT SUPPORT AND DEVELOPMENT REPUBLIC OF BELARUS FOR 2016-2020

The article is devoted to the study of the main results of export-import activities of economic entities of the Republic of Belarus, the problems of foreign trade development, and the establishment of promising areas for its improvement. At present, increasing the efficiency of foreign trade is one of the key goals for the overwhelming majority of states. Our country has not become an exception. The development of foreign trade activity of organizations is conditioned by a complex of factors of objective and subjective nature and, ultimately, forms the image of the Belarusian state. In this study, factors such as the geographical, commodity, technological structure of Belarusian exports that directly affect the volume and balance of foreign trade turnover are considered. In the Republic of Belarus, the National Program for the Support and Development of Exports for 2016-2020 was approved by the Decree of the Council of Ministers of 01.08.2016 No. 604. Analyzes of the results of the implementation of a similar program developed for the previous five-year period show serious problems with ensuring the solution of the tasks set by almost all regions, as well as the subordinate enterprises of a number of ministries and concerns. As a result of the research conducted by the author, a number of problematic issues related to the need to improve state regulation, the system of financing, legal and information support of both currently operating export-oriented enterprises and newly created perspective subjects of foreign economic activity were identified. On the basis of the findings, a number of directions have been identified that contribute to the revitalization of domestic organizations in the external market.

Текст научной работы на тему «Современное состояние внешней торговли и перспективы реализации национальной программы поддержки и развития экспорта Республики Беларусь на 2016-2020 гг»

Труды БГТУ, 2017, серия 5, № 1, с. 35-39

35

УДК 339.5(476):339.564

И. В. Кураш

Белорусский государственный технологический университет

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2016-2020 ГГ.

Статья посвящена изучению основных результатов экспортно-импортной деятельности субъектов хозяйствования Республики Беларусь, проблемам развития внешней торговли, установления перспективных направлений ее совершенствования. В настоящее время повышение эффективности внешней торговли является одной из ключевых целей для подавляющего большинства государств. Не стала исключением и наша страна. Развитие внешнеторговой деятельности организаций обусловлено комплексом факторов объективного и субъективного характера и в конечном итоге формирует имидж белорусского государства. В данном исследовании рассмотрены такие факторы, как географическая, товарная, технологическая структура белорусского экспорта, оказывающие непосредственное влияние на объем и сальдо внешнеторгового оборота. В Республике Беларусь постановлением Совета Министров от 01.08.2016 № 604 утверждена Национальная программа поддержки и развития экспорта на 2016-2020 гг. Анализ итогов реализации аналогичной программы, разработанной на предыдущее пятилетие, показывает серьезные проблемы с обеспечением решения поставленных задач практически всеми регионами, а также подведомственными предприятиями ряда министерств и концернов.

В результате проведенного автором исследования выявлен ряд проблемных вопросов, связанных с необходимостью совершенствования государственного регулирования, системы финансирования, юридической, информационной поддержки как ныне действующих экспортоори-ентированных предприятий, так и вновь создаваемых перспективных субъектов внешнеэкономической деятельности. На основании полученных выводов определен ряд направлений, способствующих активизации деятельности отечественных организаций на внешнем рынке.

Ключевые слова: экспорт, импорт, сальдо внешнеторгового оборота, государственная поддержка, эффективность внешней торговли.

I. V. Kurash

Belarusian State Technological University

THE PRESENT STATE OF FOREIGN TRADE AND THE PROSPECTS OF IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROGRAM OF EXPORT SUPPORT AND DEVELOPMENT REPUBLIC OF BELARUS FOR 2016-2020

The article is devoted to the study of the main results of export-import activities of economic entities of the Republic of Belarus, the problems of foreign trade development, and the establishment of promising areas for its improvement. At present, increasing the efficiency of foreign trade is one of the key goals for the overwhelming majority of states. Our country has not become an exception. The development of foreign trade activity of organizations is conditioned by a complex of factors of objective and subjective nature and, ultimately, forms the image of the Belarusian state. In this study, factors such as the geographical, commodity, technological structure of Belarusian exports that directly affect the volume and balance of foreign trade turnover are considered. In the Republic of Belarus, the National Program for the Support and Development of Exports for 2016-2020 was approved by the Decree of the Council of Ministers of 01.08.2016 No. 604. Analyzes of the results of the implementation of a similar program developed for the previous five-year period show serious problems with ensuring the solution of the tasks set by almost all regions, as well as the subordinate enterprises of a number of ministries and concerns.

As a result of the research conducted by the author, a number of problematic issues related to the need to improve state regulation, the system of financing, legal and information support of both currently operating export-oriented enterprises and newly created perspective subjects of foreign economic activity were identified. On the basis of the findings, a number of directions have been identified that contribute to the revitalization of domestic organizations in the external market.

Key words: export, imports, foreign trade balance, governmental support, efficiency of foreign trade.

Введение. В настоящее время одной из важнейших стратегических целей является определение тех направлений деятельности, которые,

наряду с качественным совершенствованием основных факторов производства, способны содействовать предотвращению негативных

кризисных последствий в экономике и стимулировать ее рост. Исследования, посвященные теоретическим аспектам и выработке реальных путей развития внешнеэкономической деятельности, стали одним из приоритетных научных направлений. Для Республики Беларусь, являющейся страной с открытой экономикой, особое значение имеет участие в международном разделении труда и мировой торговле (табл. 1).

Таблица 1 Удельный вес Республики Беларусь в мировой торговле

Данные табл. 1 свидетельствуют о росте доли Беларуси в мировом экспорте и импорте до 2012 г., в последующий же период происходило неуклонное снижение данных показателей. После 2011 г. также произошло падение экспортных цен. Индекс средних цен экспорта товаров в 2015 г. в странах ЕС составляет более 100%, в Республике Беларусь - 72%. Можно предположить, что не последнюю роль сыграло стремление наращивать экспорт на «девальва-ционной волне», т. е. предприятия ориентировались не столько на повышение качества, внедрение новой продукции, сколько на сохранение традиционных рынков сбыта любой ценой.

Основная часть. Дать оценку современного состояния внешней торговли в стране позволяет всесторонний анализ динамики и структуры экспорта и импорта [1].

Более 70% в структуре белорусского экспорта на протяжении последних 15 лет приходится на 7 государств - Российскую Федерацию, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Украину, Нидерланды, Германию, Китай, Польшу. При этом следует отметить, что даже несмотря на снижение доли России с 50,6% в 2000 г. до 39% в 2015 г. в структуре экспорта Республики Беларусь, именно данная страна продолжает занимать лидирующие позиции. Этому способствует ряд безусловно объективных факторов, таких как долгосрочные экономические связи, общие рыночные традиции, история, культурные харак-

теристики. С данной точки зрения следует обратить внимание на необходимость сохранения устойчивых партнерских отношений с Российской Федерацией, представляющей собой огромный и понятный рынок, на котором предприятия Республики Беларусь способны эффективно функционировать и наращивать свое присутствие. Вместе с тем нельзя не отметить, что диверсификация географической структуры внешней торговли, уменьшение зависимости от России как в экспорте, так и в импорте может привести к снижению отрицательного влияния на ряд макроэкономических показателей, в том числе на курс белорусского рубля. Очевидно, что негативные явления, происходящие в российской экономике, способны крайне болезненно отражаться на результатах деятельности отечественных субъектов хозяйствования. В то же время процессы, происходящие в ЕС, США, Китае, оказывают несоизмеримо меньшее влияние на экономику Беларуси. В связи с этим расширение экспорта в данных направлениях способно стать стабилизирующим фактором.

Интерес также представляет анализ доли экспорта в Российскую Федерацию по основным разделам и группам товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) (табл. 2). Очевидно, что можно говорить об исключительном либо преобладающем экспортном потоке ряда основных видов продукции отечественного производства в направлении Российской Федерации. По молочным и мясным пищевым продуктам доля экспорта отечественных предприятий достигает 9798%. Это вызывает сомнения в конкурентоспособности белорусской продукции либо говорит об отсутствии опыта, продуманной стратегии по ее продвижению на других рынках. Россия не заинтересована в приобретении лишь основной доли сырьевых ресурсов, так как обладает собственными.

Следующей важнейшей проблемой, вытекающей из сказанного выше, является недостаточно высокий уровень технологичности отечественных производств, что, безусловно, негативно сказывается на общем состоянии внешней торговли, снижает конкурентоспособность белорусской продукции, не способствует ее продвижению на внешние рынки. В результате устойчиво на протяжении многих лет формировалось отрицательное сальдо внешнеторгового оборота.

В то же время мировой опыт подтверждает стремление экономически развитых государств обеспечивать экспортные поставки, прежде всего за счет наиболее высокотехнологичных групп товаров (табл. 3).

Удельный вес Удельный вес

Год в мировом в мировом

экспорте, % импорте, %

2000 0,11 0,13

2005 0,15 0,16

2010 0,17 0,23

2011 0,23 0,25

2012 0,25 0,26

2013 0,20 0,23

2014 0,19 0,22

2015 0,16 0,18

Таблица 3

Удельный вес экспорта высокотехнологичных товаров в общем объеме экспорта обрабатывающей промышленности, %

Таблица 2

Доля экспорта в Российскую Федерацию по основным группам ТН ВЭД ЕАЭС, %

Основные товарные группы 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. Отклонения 2015/2000 гг., п. п.

1. Мясо и пищевые мясные субпродукты 99,7 98,2 99,7 97,5 -2,2

2. Молочная продукция, яйца птиц, мед натуральный; пищевые продукты животного происхождения 80,7 97,8 90,8 96,7 +16,0

3. Машины, оборудование и механизмы; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура; их части и принадлежности 80,2 73,9 73,9 76,0 -4,2

4. Пластмассы и изделия из них 79,7 66,1 75,3 70,3 -9,4

5. Мебель; постельные принадлежности, матрацы, осветительное оборудование 79,7 69,3 72,6 69,5 -10,2

6. Средства наземного транспорта 77,5 62,0 64,2 65,8 -11,7

7. Химические волокна и нити 61,7 47,0 51,4 55,0 -6,7

8. Каучук, резина и изделия из них 74,7 48,9 54,0 50,9 -23,8

9. Черные металлы и изделия из них 41,7 44,0 38,9 36,2 -5,5

10. Древесина и изделия из нее; древесный уголь 23,9 21,8 22,3 25,8 +1,9

11. Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки 4,7 0,4 0,7 5,2 +0,5

12. Удобрения 3,6 1,6 0,6 0,7 -2,9

Экспорт по всем группам товаров 50,6 35,8 39,4 39,0 -11,6

Страна 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. Отклонения 2015/2000 гг., п. п.

Казахстан 3,6 11,3 34,2 37,2* +33,6

Российская Федерация 16,1 8,4 9,1 11,5* -4,6

Республика Беларусь 3,8 2,7 3,6 5,2 +1,4

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии 32,4 28,0 21,0 20,8 -11,6

Нидерланды 35,8 30,9 21,3 19,9* -15,9

Германия 18,6 17,4 15,3 16,7 -1,9

Франция 24,6 20,3 24,9 28,5 +3,9

Соединенные Штаты Америки 33,8 29,9 20,0 19,0 -14,8

Китай 19,0 30,8 27,5 25,4 +6,4

Республика Корея 35,1 32,5 29,5 26,9* -8,2

Швейцария 22,2 24,2 25,3 26,8 +4,6

Япония 28,7 23,0 18,0 16,8 -11,9

* Данные за 2014 г.

Данные табл. 3 говорят о крайне низком уровне технологичности отечественных товаров [2]. В принципе, нельзя не отметить, что подобные проблемы вызывают серьезную озабоченность во всех регионах и странах мира. За последние годы лишь некоторым государствам удалось нарастить долю экспорта высокотехнологичных товаров. Наиболее показателен опыт Казахстана, который нуждается в самом пристальном изучении.

Несомненный интерес вызывает также планомерная работа по развитию экспортоориен-тированной экономики Китая. Так, правительство Китая скорректировало стратегию развития экспорта. В настоящее время в стране, где насчитывается почти один миллион организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, разработаны административные меры, регулирующие кредитные, налоговые, таможенные льготы для предприятий, имеющих

различный рейтинг по объемам и конкретным характеристикам экспорта. Это дает возможность предоставить поддержку в первую очередь добросовестным налогоплательщикам, формирующим значительную часть государственного бюджета и несущим серьезную социальную нагрузку, расширяющим экспорт высокотехнологичной продукции. В Китае реализуется стратегия диверсификации режима торговли, направленная на снижение затрат на логистику, что активизировало работу по формированию «Экономического пояса Шелкового пути». Предприятиям-экспортерам поставлена задача, полагаясь на конкурентные преимущества, выявлять фокусные точки, среди которых ключе -вая роль отводится техническому перевооружению предприятий, непрерывному внедрению новых продуктов, новых технологий, а также подготовке квалифицированного персонала с целью повышения конкурентоспособности предприятий. Большое значение также придается привлечению иностранного капитала в промышленное производство и торговлю с учетом расширения возможностей участия в международном разделении труда. Кроме того, серьезное внимание отводится разработке различных стратегий в соответствии с разнообразием рынков. Потенциальные стратегические перспективы для Китая приобретают рынки Великобритании, стран Латинской Америки и Африки. Первостепенное значение также имеет реализация стратегии приоритета качества.

Позитивный китайский опыт, а также меры по поддержке экспорта малых и средних предприятий, предложенные Европейским союзом, должны быть глубоко изучены и могут быть адаптированы к отечественным условиям.

Заключение. В настоящее время для Республики Беларусь как никогда актуальной является географическая, товарная и технологическая диверсификация экспорта. Национальной программой поддержки и развития экспорта поставлена задача обеспечения постепенного достижения к 2020 г. равного (1/3 - 1/3 - 1/3) распределения поставок на рынки стран ЕАЭС, ЕС и прочих государств, в том числе так называемых стран «дальней дуги», расположенных в Азии, Африке, Латинской Америке [3]. Анализ первых итогов реализации программы в 2016 г. по данному направлению показывает неутешительные результаты. Если в 2015 г. на долю наших основных торговых партнеров, представляющих страны ЕАЭС, приходилось 41,3% общего объема экспорта товаров, то в 2016 г. данный показатель вырос до 48,1%. При этом удельный вес поставок в Российскую Федерацию за указанный период возрос с 39 до

46,2%, что говорит об усилении притяжения отечественной экономики к данному, безусловно, достаточно емкому, но одновременно противоречивому рынку сбыта. В тоже время доля стран ЕС уменьшилась до 24,2% против 32,1% в 2015 г. Это происходит на фоне общего сокращения объемов экспорта, ухудшения состояния сальдо внешнеторгового баланса, что позволяет сделать вывод о наличии серьезных препятствий в достижении целей Национальной программы поддержки и развития экспорта на 2016-2020 гг. Кроме того, анализ товарной структуры отечественного экспорта также свидетельствует о сохранении отмеченных в основной части статьи проблем по данному направлению.

Таким образом, для решения задач, поставленных Национальной программой поддержки и развития экспорта на 2016-2020 гг., необходимо ускорить реализацию комплекса разноплановых мер. Так, требуется выработка стратегии, направленной на юридическую и финансовую поддержку экспортеров с учетом значимости для общегосударственных интересов каждого из них с учетом рейтинговой оценки. Приоритетными должны стать экспорто-ориентированные организации, использующие достижения науки и техники, относимые к V и VI технологическим укладам.

Необходимо активно осваивать новые информационно-коммуникационные технологии в торговле в противовес традиционному способу реализации продукции на внешних рынках.

Требуется создание рыночных институтов с привлечением высококвалифицированных специалистов, получивших подготовку в аналогичных зарубежных фирмах, для поддержки и расширения экспорта, содействия поиску рынков сбыта, разработки стратегии выхода на внешние рынки, выпуска и продвижения новой продукции.

В условиях растущей конкуренции перед белорусскими производителями и экспортерами должна быть поставлена задача изменения внутренней маркетинговой стратегии низкой цены на товары для достижения больших объемов сбыта на стратегию повышения качества, технологичности, добавленной стоимости продукции.

В современных условиях большое значение приобретает брендирование, которое рассматривается как эффективное направление, содействующее преодолению кризиса. К числу мер, направленных на решение проблем в сфере экспортной деятельности, следует отнести тесное, перманентное сотрудничество между правительством, обществом и организациями-экспортерами.

Литература

1. Внешняя торговля Республики Беларусь: стат. сб. Минск: Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2016. 396 с.

2. Беларусь и страны мира: стат. сб. Минск: Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2016. 389 с.

3. Национальная программа поддержки и развития экспорта Республики Беларусь на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс].иКЬ: http://www.government.by/upload/docs (дата обращения: 23.01.2017).

References

1. Vneshnyaya torgovlya Respubliki Belarus': stat. sb. [Foreign trade of the Republic of Belarus: statistical book] Minsk, National Statistical Committee of the Republic of Belarus Publ., 2016. 389 p.

2. Belarus' i strany mira: stat. sb. [Belarus and the countries of the world: statistical book]. Minsk, National Statistical Committee of the Republic of Belarus Publ., 2016. 389 p.

3. Natsional'naya programma podderzhki i razvitiya eksporta Respubliki Belarus' na 2016-2020 gg. [National program of support and development of exports of the Republic of Belarus for 2016-2020]. Available at: http://www.government.by/upload/docs. (accessed 23.01. 2017).

Информация об авторе

Кураш Ирина Васильевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления на предприятиях. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected].

Information about the author

Kurash Irina Vasil'yevna - PhD (Economics), Associate Professor, Assistant Professor, the Department of Enterprise Economy and Management. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic Belarus). E-mail: [email protected].

Поступила 30.03.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.