Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТУРИСТКОЙ ОТРАСЛИ ЛАТВИИ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТУРИСТКОЙ ОТРАСЛИ ЛАТВИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
161
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ В ЛАТВИИ / ЭФФЕКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА / ТУРИСТСКИЕ ПОТОКИ / ТУРИСТСКАЯ ОТРАСЛЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Заднипранец Д.В.

Сегодня Латвия быстрыми темпами наращивает обороты развития туристского сектора. В статье рассмотрены особенности туристской отрасли Латвии, а также участие государства в данном экономически важном направлении. Цель статьи - изучить правовую основу туристкой сферы, а также проанализировать современное состояние туризма в Латвии. Изучен органы местного самоуправления, их влияние на сферу туризма. Определена эффективная стратегия развития туристкой сферы со стороны государства: увеличение участия частных предприятий в туристкой сфере, развитие инфраструктуры, активное участие в информационных и инновационных процессах. Для полноценного понимания современного состояния туризма в Латвии, проведен свот-анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE OF THE TOURISM INDUSTRY IN LATVIA

Today Latvia is rapidly increasing the momentum of the development of the tourism sector. The article deals with the peculiarities of the tourism industry in Latvia, as well as the participation of the state in this economically important area. The purpose of the article is to study the legal basis of the tourism sector, as well as to analyze the current state of tourism in Latvia. Studied local government bodies, their impact on the tourism sector. An effective strategy for the development of the tourism sector on the part of the state has been determined: an increase in the participation of private enterprises in the tourism sector, infrastructure development, active participation in information and innovation processes. For a full understanding of the current state of tourism in Latvia, a swat analysis has been carried out.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТУРИСТКОЙ ОТРАСЛИ ЛАТВИИ»

Заднипранец Д. В.

38.04.02 менеджмент РМАТ

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТУРИСТКОЙ ОТРАСЛИ ЛАТВИИ

Аннотация: Сегодня Латвия быстрыми темпами наращивает обороты развития туристского сектора. В статье рассмотрены особенности туристской отрасли Латвии, а также участие государства в данном экономически важном направлении. Цель статьи - изучить правовую основу туристкой сферы, а также проанализировать современное состояние туризма в Латвии. Изучен органы местного самоуправления, их влияние на сферу туризма. Определена эффективная стратегия развития туристкой сферы со стороны государства: увеличение участия частных предприятий в туристкой сфере, развитие инфраструктуры, активное участие в информационных и инновационных процессах. Для полноценного понимания современного состояния туризма в Латвии, проведен свот-анализ.

Ключевые слова: туризм в Латвии, эффективная стратегия развития сферы туризма со стороны государства, туристские потоки, туристская отрасль.

Zadnipranets D. V.

04/38/02 management RMAT

THE CURRENT STATE OF THE TOURISM INDUSTRY IN LATVIA

Abstract: Today Latvia is rapidly increasing the momentum of the development of the tourism sector. The article deals with the peculiarities of the tourism industry in Latvia, as well as the participation of the state in this economically important area. The purpose of the article is to study the legal basis of the tourism sector, as well as to analyze the current state of tourism in Latvia. Studied local government bodies, their impact on the tourism sector. An effective strategy for the development of the tourism sector on the part of the state has been determined: an increase in the participation of private enterprises in the tourism sector, infrastructure development, active participation in information and innovation processes. For a full understanding of the current state of tourism in Latvia, a swat analysis has been carried out.

Key words: tourism in Latvia, an effective strategy for the development of the tourism sector by the state, tourist flows, the tourism industry.

Развитие туризма - одно из приоритетных направлений в экономике Латвии и является одной из наиболее стремительно развивающихся ее отраслей: в Латвии наблюдается стабильный прирост зарубежных

туристов и количество туристов уже превышает 4 млн человек в год, что почти в два раза больше населения Латвии.

В Латвии преобладает континентальный климат. Страна находится в умеренном климатическом поясе, поэтому здесь преобладает сезонность. Средняя температура зимой от +5 до - 30, летом от +19 до + 27. Климатические особенности страны схожи с климатом прибрежными с некоторым городами России. В связи с тем, что Латвия является туристско-привлекательной страной, интересно изучить политическую стратегию сферы туризма Латвии.

Консультативный совет по туризму Латвийского агентства инвестиций и развития состоит из представителей министерств, муниципалитетов, предпринимателей, вовлеченных в реализацию туристической политики, а также представителей ассоциаций и фондов. Основная цель Консультативного совета - способствовать развитию туризма и защищать интересы торговцев, предоставляющих туристические услуги, в процессе планирования национальной политики.

Ответственность муниципалитетов включает интеграцию развития туризма (в том числе перспектив развития зон курортных территорий) в местные документы по планированию политики. В соответствии с документами местного политического планирования, муниципалитет обеспечивает меры по развитию туризма (включая курорты), предоставляет информацию о туристических возможностях, природных лечебных ресурсах и курортных услугах на своей территории, а также о мерах по сохранению и эксплуатации туристических объектов. Муниципалитет участвует в создании туристических информационных центров, досок, пунктов, выделяет для этого средства. ИТК в основном представляют собой структуры муниципалитетов или агентских органов самоуправления, а тем более основаны на частно-государственном партнерстве / на основе НПО. Они слабо интегрированы в организационную схему государственной структуры.

Многие муниципалитеты местного масштаба организовали советы по консультированию по туризму / предпринимательству с регулярными встречами. Существует несколько сетей кластерного типа со смешанными руководящими комитетами, консультативными советами моделей управления частным и государственным дестинациями. Ежегодный туристический форум зарекомендовал себя как государственно-частный диалог индустрии туризма.

Документы по планированию туристической политики

Латвийская туристическая политика основана на нескольких законах и постановлениях. В дополнение к Закону о туризме к ним относятся: правила, регулирующие статус курортов, заполнение и хранение регистрационных форм посетителей, а также права и обязанности туроператоров и турагентов; информационные права клиентов; гарантии относительно финансовых вкладов, сделанных путешественниками; и

подзаконные акты, относящиеся к Латвийскому агентству развития туризма.

Основным документом планирования политики является Руководство по развитию туризма Латвии на период 2014-2020 годов, подготовленное Министерством экономики (утверждено 1 июля 2014 года).

Общая цель туристической политики Латвии (2014-2020гг.) -обеспечить устойчивый рост латвийского туристического сектора путем повышения конкурентоспособности латвийских туристических услуг на экспортных рынках.

Латвийская туристическая политика направлена на повышение конкурентоспособности латвийского туристического предложения, которое:

— Соответствует критериям развития устойчивого туристического продукта;

— Способствует международной конкурентоспособности;

— Снижает сезонную несбалансированность туристических потоков;

— Увеличивает среднюю продолжительность пребывания. Для латвийской туристической индустрии были определены 4 основные проблемы:

— Повышение уровня образования и навыков в сфере туризма. Специалисты в сфере красоты / спа и туризма меняют дизайн

— квалификация бакалавриата для повышения эффективности высшего образования в этих секторах;

— Борьба с сезонностью. Встречи, интенсивы, конференции и выставки (MICE) и велнес - приоритетные направления;

— Зоны застройки с круглогодичными возможностями для минимизации негативного влияния сезонности;

— Экономический кризис и восстановление. Латвия установила более низкую ставку налога на добавленную стоимость для гостиничного бизнеса;

— Повышение качества туристического предложения. Сертификат качества Q-Latvia введен для туристических продуктов и услуг. Качественная сертифицированная продукция должна быть устойчивой, предлагать инновационные решения, быть ориентированной на экспорт, иметь высокое качество и привлекать внимание туристов, а также иметь высокую добавленную стоимость. Только качественные туристические продукты могут получить доступ к имеющейся поддержке.

Основными стратегическими секторами туризма в Латвии, которые являются наиболее конкурентоспособными, являются MICE, оздоровительный туризм, природный туризм, а также культурный туризм и творческие индустрии.

В отчете о конкурентоспособности стран в сфере туризма за 2018 год Латвия занимает 55-е место в рейтинге самых привлекательных туристических направлений мира. По сравнению с прошлым годом Латвия поднялась на 1 место. ТОП составляется путем сравнения 136 стран мира по 14 критериям в 3 тематических группах: рейтинг нормативно -правовой базы туризма; бизнес-среда и инфраструктура; доступные человеческие, культурные и природные ресурсы.

Стратегии, политика и действия по продвижению регионов, инновациям и диверсификации в рамках Операционной программы (ОП) «Рост и занятость». Инвестиционный приоритет 3.2: «Поддержка возможностей МСП участвовать в региональных, национальных и международных рынках и в инновационном процессе». ОП «Рост и занятость» способствует достижению целей RIS3 по стимулированию роста отраслей, их экспортного потенциала и интеграции в глобальные цепочки. Хотя продвижение туризма не входит в число целевых секторов RIS3, стратегия поддерживает участие Латвии в глобальных нишах за счет увеличения возможностей экспорта туризма и усиления конкурентоспособности Латвии на внешних рынках.

Одной из предпосылок развития туризма в регионах являются кластеры. Туристический кластер - это группа поставщиков туристических услуг, вспомогательных организаций, научно-исследовательских институтов, которые эффективно сотрудничают и координируют свою деятельность на одной конкретной географической территории, развивая комплексное предложение туризма.

В результате сотрудничества повышается конкурентоспособность членов группы, повышается качество и производительность, а также появляются инновации.

Кластерная программа (3.2.1.1.)

Целью кластерной программы является поощрение предприятий, научно-исследовательских, образовательных организаций и организаций по передаче знаний и других учреждений к сотрудничеству на местном и международном уровнях, что способствует повышению конкурентоспособности экономических операторов за счет увеличения объемов экспорта и доли продукции с высокой добавленной стоимостью. и услуги в области экспорта, а также инновации и разработка новых продуктов.

Мелкомасштабная локальная и региональная кластеризация и создание сетей за пределами кластеров, ориентированных на экспорт, является общей тенденцией структур управления дестинациями.

Международная конкурентоспособность (3.2.1.2.)

Программа обеспечивает поддержку международной конкурентоспособности продвижения туристического сектора, в том числе предоставление консультаций и поддержки экономических операторов для деятельности на внешнем рынке - привлечение иностранных инвестиций,

организация международных выставок в национальном собрании, а также маркетинговая деятельность.

На период планирования 2014-2020 гг. Финансовые отчисления разделены на 3 вида:

— Организация национального стенда на международных туристических ярмарках и выставках за рубежом - 370 малых и средних предприятий получат государственную помощь.

— Маркетинговая и рекламная деятельность - 282 малых и средних предприятия получат финансовую поддержку в виде грантов - 14 миллионов. евро;

— Туристические маркетинговые мероприятия и рекламные кампании;

— Ознакомительные визиты (журналисты, блогеры, туристические операторы, турагенты, другие специалисты);

— Мастер-классы и семинары для профессионалов туризма;

— Туристическая информация и маркетинговые материалы;

— Связи с общественностью и сотрудничество со СМИ, туристическим порталом Латвии, Интернет-СМИ.

Анализ и мониторинг рынка:

— Финансовая поддержка продвижения туризма в регионах;

— Мероприятия по содействию MICE-туризму,

— Финансовая поддержка малых и средних предприятий для оформления индивидуальных стендов и участия в конференциях и

семинарах, связанных с туризмом.

_Таблица 1 - Свот-анализ туристкой сферы Латвии

Внутренние факторы

Сильные стороны Слабые стороны

— Разнообразные и богатые культурные (материальные и нематериальные) дестинации, национальная кухня, — Привлекательные природные ресурсы, георазнообразие и биоразнообразие морского побережья (песчаный пляж, нетронутая природа); — Ресурсы сельского хозяйства и экотуризма; — Высоко квалифицированный персонал, говорящий на английском языке; — Широкая сеть малых и средних предприятий, работающих в сфере туризма; — Сильный сектор НПО в определенных туристических — Невысокая численность населения; — Малоизвестность Латвии, как туристкой страны; — Сложившиеся ассоциации о Латвии, как о постсоветской стране с низким уровнем жизни и сферы обслуживания; — Неполное использование потенциала туристических ресурсов. — Недостаточность информирования о туристических предложениях; — Недостаток оригинальных и инновационных продуктов; — Недостаточное качество туристического предложения и развитость инфраструктуры в определенных регионах, включая районы с концентрацией

сферах. — Платформа для брендинга туризма; — Латвия как имидж безопасного туристического направления; — Имидж Юрмалы как крупнейшего курорта Балтии. туристических ресурсов; — Языковой барьер, особенно в регионах.

Внешние факторы

Возможности Угрозы

— Выгодное географическое положение, в том числе расположение в центре Прибалтики; — Умеренный климат; — Мотивация со стороны государства к путешествию, а именно создание новых возможностей для развития новых направлений туристического рынка; — Присоединение к международным сетям и сообществам, разработка новых туристских продуктов; — Продвижении Латвии, как новое туристское направление; — Высокий потенциал для развития оздоровительного; — Преобладание технологических драйверов в туристском секторе; — Оптимизация системы управления туристическими дестинациями на местном-региональном уровне. — Низкая конкурентоспособность Латвии в сфере туризма относительно мирового уровня; — Сезонность туризма; — Низкая скорость развития по сравнению с другими Государствами -членами ЕС; — Медленный региональный экономический рост; — Старение населения в Латвии (проблема занятости).

Латвия обладает большим туристским потенциалом: горнолыжные, оздоровительные курорты, пляжи, архитектура, ландшафты и пр. После распада СССР, Латвии понадобилось много времени для возрождения туризма в стране. Проведенное исследование показало, что в Латвия с каждым годом становится все более привлекательной территорией для иностранных туристов, что в свою очередь говорит об эффективной политики в сфере туризма.

Использованные источники:

1. Ministry of Economics of the Republic of Latvia, Regional survey of tourism development in Latvia. - 2019. - 17, June [Электронный ресурс] - Режим доступа:

https ://www.interregeurope. eu/ fileadmin/user_upload/tx_tevprojects/library/file _1508254284.pdf

2. Гаагская декларация по туризму от 1989 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901737419 (дата обращения: 15.09.2021).

3. Воронов Ю.А., Губа Д.В. Лечебно-оздоровительный туризм: курорты и сервис. - 2021. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.google.ra/books/editюn/Лечебно_оздоровитель/ScШEAAAQBA J?hl=ru&gbpv=1&dq=туризм+латвии&pg=PT104&printsec=frontcover

4. OECD Tourism Trends and Policies 2020. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/6eed417e-en/index.html?itemId=/content/component/6eed417e-en

5. Collection of statistics, Tourism in Latvia 2020. - 2020. [Электронный ресурс] - Режим доступа: file :///C :/Users/rosti/Downloads/_sites_default_files_publication_2020 -08_Nr_20_Turisms_Latvija_2020_%252820_00%2529_LV_EN.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.