Научная статья на тему 'Современное состояние традиционной культуры духоборов (по материалам экспедиций в Целинский район Ростовской области)'

Современное состояние традиционной культуры духоборов (по материалам экспедиций в Целинский район Ростовской области) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
685
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОБОРЫ / ОБРЯД ПОКЛОНЕНИЯ / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ГРУППА / СОВРЕМЕННЫЕ ТРАДИЦИИ / DUKHOBORS / WORSHIP CEREMONY / ETHNOCONFESSIONAL GROUP / MODERN TRADITIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зернина Анастасия Владимировна

В настоящей статье на основе данных полевых исследований рассматривается бытовой и обрядовый контекст музыки устной традиции духоборов. Установлено, что условия для ее существования, как и значительная часть певческого репертуара, сохраняются благодаря консервативности многих сторон жизни данной этноконфессиональной группы. Наряду с этим, отправление религиозных ритуалов, в том числе обряда поклонения, в настоящее время не носит регулярного и общинного характера. Редукция ритуалов происходит за счет сокращения во времени и совмещения действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current state of the traditional culture of the dukhobors (based on expeditions to the area Tselinskiy of Rostov region)

In the present article on the basis of some finding of field researches the household and ceremonial context of music of oral tradition of dukhobors is considered. It is established that conditions for its existence as well as a considerable part of singing repertoire remain thanks to conservatism of many aspects of life of this ethnoconfessional group. At the same time performance of religious rituals, including a worship ceremony, doesn''t carry regular and communal character now. The reduction of rituals occurs at the expense of reduction in time and combination of actions.

Текст научной работы на тему «Современное состояние традиционной культуры духоборов (по материалам экспедиций в Целинский район Ростовской области)»

А. Зернина

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ДУХОБОРОВ (по материалам экспедиций в Целинский район Ростовской области)

A. Zernina

CURRENT STATE OF THE TRADITIONAL CULTURE OF THE DUKHOBORS (based on expeditions to the area Tselinskiy of Rostov region)

В настоящей статье на основе данных полевых исследований рассматривается бытовой и обрядовый контекст музыки устной традиции духоборов. Установлено, что условия для ее существования, как и значительная часть певческого репертуара, сохраняются благодаря консервативности многих сторон жизни данной этноконфессиональной группы. Наряду с этим, отправление религиозных ритуалов, в том числе обряда поклонения, в настоящее время не носит регулярного и общинного характера. Редукция ритуалов происходит за счет сокращения во времени и совмещения действий.

Ключевые слова: духоборы, обряд поклонения, этноконфессиональная группа, современные традиции.

In the present article on the basis of some finding of field researches the household and ceremonial context of music of oral tradition of dukhobors is considered. It is established that conditions for its existence as well as a considerable part of singing repertoire remain thanks to conservatism of many aspects of life of this ethnoconfessional group. At the same time performance of religious rituals, including a worship ceremony, doesn't carry regular and communal character now. The reduction of rituals occurs at the expense of reduction in time and combination of actions.

Key words: dukhobors, worship ceremony, ethnoconfessional group, modern traditions.

Традиционная культура в наши дни ускоренно трансформируется и разрушается. Направленность изменений унаследованного и тенденции обновления требуют постоянного мониторинга. В этом плане наибольший интерес представляют малые этнические группы, культура которых обладает сложившимися и узнаваемыми признаками и, как правило, изучается в течение длительного времени разными поколениями исследователей, что позволяет рассматривать ее в динамике.

Такова и традиционная культура этноконфессиональной группы духоборов1, проживающих на юге Ростовской области, полевым исследованием и фиксацией которой в течение четырех десятилетий занимались специалисты в различных областях народной культуры и лю-бители2.

1 Духоборы (духоборцы) - одна из групп русских духовных христиан, сложившаяся в XVIII веке. Духоборы отрицали институт церкви, иконы, крест, таинства (об истории духоборов и особенностях исповедания ими веры см.: [4; 5]).

2 Это такие собиратели, как выходец из общины хутора Петровки В. В. Кучин, этнографы Т. Н. Абра-

мова, М. Ю. Соколова (Ростов-на-Дону), Н. Н. Соснина

(Санкт-Петербург), С. А. Иникова (Москва), лингвисты

С. Е. Никитина (Москва), Т. Ю. Власкина, Н. А. Власки-

В целях изучения современного состояния традиционной культуры духоборов в 2012 году были предприняты экспедиции в Целинский район Ростовской области3. В результате работы в хуторах Петровке, Тамбовке и селе Хлебо-дарном получен богатый и разносторонне характеризующий традицию материал, дающий возможность изучения культуры в ее целостности. Задачей настоящей статьи является характеристика бытового и обрядового контекста существования музыки устной традиции на основе собранных данных.

Духоборские общины в Ростовской области складывались в 1921-1922 годах из кавказских переселенцев, проживавших в горных районах Азербайджана (Елисаветпольская губерния), Грузии (Джавахетия), Турции (Карская область). Мигранты образовали 12 селений. Некоторые хутора, объединенные в свое время в колхозные бригады, слились, и в настоящее время их осталось шесть: в Васильевке проживают переселенцы из кавказских селений Троицкого и Богдановки, в Петровке - из Орловки

на, руководитель Ансамбля старинной музыки «Сирин»

А. Н. Котов, этномузыколог Т. С. Рудиченко (Ростов-на-Дону) и др.

3 Упомянутые экспедиции были осуществлены в июне-июле 2012 года Т. С. Рудиченко и А. В. Зерниной.

и Веселовки, в Родионовке - из Родионовки и Спасского (Спасовки), в Тамбовке (точнее, бывших Тамбовке и Отрадном) - из Тамбовки и г. Карса (Турция); в Хлебодарном - из Спасского; в Хлеборобном («Веригинке») - из Елисавет-польской губернии (Азербайджан)4.

В Хлебодарном и Петровке получены сведения о практически всех существующих у духоборов календарных обрядах и праздни-ках5. Годовой цикл формируется вокруг общепринятых календарных дат и границ сезонов. Главными праздниками считают Рождество Христово, Новый год, Пасху, Сороки (22 марта), масленицу, Благовещение (7 апреля), св. жен-мироносиц (второе воскресенье по Пасхе), Троицу, св. ап. Петра и Павла (12 июля), Михайлов день (21 ноября). «Лушечкины поминочки» -память одной из предводительниц духоборов Лукерьи Васильевны Калмыковой - отмечают 25 декабря по новому стилю.

По сведениям информантов, до последних лет у них не знали праздников Вознесения, чествования святых Фомы, Георгия Победоносца. Эти праздники стали известны благодаря настенным православным календарям, наличие которых было зафиксировано в ходе экспедиций.

Особенностью годового календарного круга является наличие праздников, выполняющих функцию престольных дней (при отсутствии церквей): св. ап. Петра и Павла (хут. Петровка), Покрова Богородицы (с. Хлебодарное), Казанской Божьей матери - осенней (хут. Тамбовка), арх. Михаила (хут. Веселовка), Николая Чудотворца (хут. Васильевка).

Рождественское богослужение духоборов в прежние годы происходило в те же часы, что и православное: за два часа до полуночи. С тех пор, как телевидение транслирует торжественное богослужение в Храме Христа Спасителя, духоборы перенесли свое на вечер, чтобы развести во времени два чинопоследования.

Обряд обхода дворов с кутьей в навечерие Рождества, за которую у хозяев требуют денежное вознаграждение, сравнительно недавно перенят детьми от переселенцев из Украины.

«Посевание» было приурочено к «старому» Новому году (вечер 13 или утро 14 января). При этом использовались любые злаки (пшеница, овес, ячмень, кукуруза). В последнее время, помимо формулы «Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю!», читаются и рождественские

4 Полевые записи Т. С. Рудиченко и А. В. Зерниной 2012 г. (далее - ПЗ) в хут. Петровке. Инф. Л. Г. Воробьева (сведения об информантах см. в конце статьи).

5 ПЗ 2012 г. в хут. Петровке. Инф. Л. Г. Воробьева; в с. Хлебодарном. Инф. Н. А. Василенкова.

рацеи («приговорки»). Распространены у духоборов и гаданья о будущем годе, например, на варениках, в которые закладывают имеющие символическое значение соль, перец, сахар, муку и т. д. Девушки спрашивают под окном имя будущего мужа: «Шеники-вареники, как маво жениха звать?»6. Под Крещение (Богоявление) в полночь ходят к колодцу за «святой водой» (хут. Петровка).

В день весеннего равноденствия («Сороки») гадали на выпекаемых из теста «жаворонках», под крылья которых закладывали денежку или пуговицу. Каждая монетка обозначала определенное домашнее животное, за которым получателю в течение следующего года следовало ухаживать. Выпечку выкладывали на тарелки, и каждый брал одну или несколько «птичек».

Пасхальное богослужение, как и (до недавнего времени) Рождественское, происходило до полуночи. Ровно в полночь после пения молитвы «Отче наш» собравшиеся начинали «яичками христосоваться». «Я ей яичку: „Христос воскрес", а она мне отдает [яичку]: „Воистину воскрес". Потом мы три раза целуемся»7. В русских печах выпекали «паски», покрывая затем белой глазурью; в последнее время распространилось приготовление творожной пасхи.

На второй неделе после Пасхи праздновали «Жены» (жен-мироносиц). Духоборы собирались у кого-нибудь во дворе и в несколько приемов жарили яичницу из 10-20 сбитых яиц, чтобы ее могли отведать все присутствующие.

К Троице ходили собирать травы - «чебрей» (чабрец), шалфей, мяту - и устилали ими пол в домах (трава лежала три дня). В торжества воскресенья Троицы вовлекались жители соседних селений (Хлебодарного и Петровки), собиравшиеся в служившей межой лесополосе. После чтения и пения псалмов начиналась «трепеза» (трапеза), для которой предназначались калачи (круглые маленькие булочки)8.

Петров день осмыслялся как тройной праздник: святых апостолов Петра и Павла, воспоминание об акте сожжения оружия (1895) и память предводителей (праведников) Петра Иларионо-вича Калмыкова и Петра Васильевича Веригина («день рождения Петюшки Веригина») [6, 243]. В этот день до обеда работали на сенокосе, а «с обеда праздновали». Выполняли те же действия, что и на Троицу, и в память о сожжении

6 ПЗ 2012 г. в хут. Петровке. Инф. Л. Г. Воробьева.

7 ПЗ 2012 г. в хут. Петровке. Инф. тот же.

8 На общее моление и праздничную трапезу собира-

лись также и на другие праздники: «На Михайлов день

пойдем в Веселовку гулять, на Жены - пойдем в Петров-

ку гулять» (ПЗ в хут. Петровке. Инф. Л. Г. Воробьева).

оружия жгли костер. На протяжении последних 20 лет праздник отмечают в открытом по инициативе В. В. Кучина «Музее духоборческой культуры».

Общими компонентами наиболее важных праздников являются обряд поклонения - с пением псалмов, стихов и молитв - и последующая трапеза. Поклонение - наглядное воплощение одной из духоборских идей: присутствия Бога в каждом человеке9. Структура и семантика этого обряда отчетливо прослеживаются в версии поклонения Петрова дня (хут. Петровка).

В первой части обряда всеми присутствующими поочередно читаются псалмы: «Высоко звезда восходила», «Чистая дева Мария», «Владыка мой, свет Господи», «Довольно бо вам есть вера ко спасению», «Кабы знал я, человек, что не долгий мой век». По традиции каждое прочтение предваряется и завершается формулами «Господи, благослови» и «Богу нашему слава». Чтение похоронного стиха «Кабы знал я, человек, что недолог мой век» в праздничном обряде объясняется тем, что поминают родившегося в этот день духоборского лидера Петра Васильевича Веригина.

Вторая часть - собственно поклонение духоборов друг другу (божественному началу в каждом) - сопровождается пением нескольких псалмов. Их количество зависит от числа участников10. Как и в ранних описаниях, духоборки три раза кланяются друг другу, четвертый -вождям11.

Третья, заключительная часть обряда (поминальная) отмечена троекратными земными поклонами: первый поклон - после слов «Помяни, Господи, царствие небесное всех умерших и погибших»; второй - «Помяни, Господи, Царя Давыда и всех праведников его»; третий - «А нас всех прости, прости весь христианский мир». По сведениям В. Д. Бонч-Бруевича, эту часть обряда духоборы называли «поминанием святых родителей» [6, 249].

Последний псалом перед молитвой «Отче наш» к началу трапезы - «Услышь, Боже, наш

9 Обряд поклонения впервые был описан еще О. М. Новицким в начале XIX века [5], затем - в статьях

В. Д. Бонч-Бруевича [6] и других исследователей духоборской культуры [2, 22; 3, 147]. В 1990 году об этом обряде был снят телевизионный фильм в Петровке Целин-ского района Ростовской области.

10 Во время обряда, на котором мы присутствовали, был исполнен только один взвод псалма «Аз есмь Господь Бог».

11 У В. Д. Бонч-Бруевича - мужчинам, которые должны присутствовать на молении [6, 245-249]. По сведениям Т. Н. Абрамовой, последний поклон предназначался П. П. Веригину (фотографии которого, как и Л. В. Калмыковой, имеются в каждом духоборском доме) [2, 23].

глас, когда молимся тебе»12. Текст молитвы воспроизводится по русскоязычному переводу, распеваемому на канонический церковный напев: «Отче наш, ты есть на небе и на земле. Да святится имя твое, да приидет царствие твое. Да будет воля твоя, яко на небе, так и на земле. Хлеб наш насущный дай нам на сей день и прости нам грехи наши. И мы будем прощать обижающих нас. Не допусти нас, Господи, во искушенья. Приведи нас, Господи, во спасенье. Яко есть твоя сила и воля. Богу нашему слава». Последний стих («но избави нас от лукавого») заменяется молитвенным прошением: «Не допусти нас, Господи, во искушенья. Приведи нас, Господи, во спасенье. Яко есть твоя сила и воля». Наряду с канонической христианской молитвой, перед приемом пищи читают «псалом»: «Помолитеся ко мне, Я послушаю вас; взыщите - обрящете всем сердцем своим. Я явлюсь к вам; возвращу вас со всех стран, со всего граду. За меня изгнаны, чады мои, сия реку, заповеди вам свои даю, оправданье свое явлю. Аще кто слово мое помянет, вовек жив будет. Богу нашему слава. Дай Бог здоровья всем живым, а нам дай Бог здоровьичка»13. Другой читаемый перед трапезой псалом: «На тебе, Господи Отче, уповаем. Ты даешь нам пищу на благо и время, утверждаешь щедрою рукою своею. Благослови нас, Господи, хлеб и соль пить и есть рабам своим. Помяни Господи, Царя Давыда, всех святых его»14 - информанты называют духоборским «Отче». Совместная трапеза является важной и обязательной частью праздника. Здесь звучат стихи и народные песни15.

Среди обрядов жизненного цикла информанты выделяют родинный и погребальный. Еще в начале 1940-х годов детей рожали в своих домах,

12 Другие религиозные песнопения исполняются по желанию собравшихся.

13 ПЗ 2012 г. в хут. Петровке. Псалом читает А. Ф. Зубкова. Соответствует приведенному в статье псалму, завершающему поминальную трапезу на похоронах [6, 266].

14 ПЗ 2012 г. в с. Хлебодарном. Инф. Т. Д. Романова, Н. Д. Трофименкова, З. Д. Шабельникова. Соответствует приведенной в статье молитве перед едой [6, 236].

15 На празднике Петрова дня в Петровке звучали стихи «Не тоскуй ты, душа дорогая», «Житейское море

играет волнами», «Ночь темна, но наше солнце светится», «Есть много высоких прекрасных учений», «Мы все войдем в отцовский дом», «Учитель с учениками выходит из храма», «Зачем ты, ангел мой, стремишься?»,

«Посмотрю вокруг себя, не найду друзей своих», «На Сиёновских на горах»; песни «Сидела Катюшенька у раскрытого окна», «Казаки гуляют, горелочку пьют», «Ходил, блудил казак по долине», «Выделывала, выкамаривала», «Вдарили рюмки, тарелки», «Молодчик, молодчик, молоденький был».

но уже после Великой Отечественной войны - в больнице. Принимать роды приглашали повитуху, имевшуюся в каждом селе. Роды не должны были видеть ни члены семьи, ни посторонние, поэтому родственники «сидели в передней хате, где печь», а окна занавешивались. Когда начинались схватки, чтобы разошлись кости, роженицу сажали «в пересек» (кадку с нагретой водой), а через полчаса перекладывали на кровать. Новорожденного обтирали и клали на «загнетку»16. После родов повитуху одаряли полотенцами или платками.

Наречение имени происходило через неделю или месяц после рождения. Детей у духоборов принято называть в честь живых родственников, выбирая «духоборские имена». Когда ребенок делал первый шаг, имитировалось разрезание ножницами пут17.

В связи с фиксацией обрядов и бытового контекста жизненного цикла были выполнены записи материнского фольклора. Напевы колыбельных чрезвычайно разнородны: одиннадцать образцов поэтических текстов соотносятся с девятью самостоятельными напевами. В то же время тексты, в большинстве своем, общераспространенные: «Баю, баюшки, баю, живет Хведор на краю», «Люлюшки-люлюш-ки, прилетели гулюшки», «Баю, баюшки, баюшки, не ложись на краюшке», «Ой ты котик, ты, коток, котик - серенький лобок». Лишь два образца выделяются своей меньшей известностью: «Расскажу я сказочку про звезду алма-зочку» («Сказочка-салазочка, залезла под лавочку» - хут. Петровка) и «А ты котенька-коток, котик - серенький хвосток» (кот приносит в рукаве сны - с. Хлебодарное). Кроме колыбельных, бытуют потешки («Сорока-сорока, где была далеко» - хут. Тамбовка) и авторские стихи («Идет бычок, качается, вздыхает на ходу»

А. Барто - с. Хлебодарное). Две колыбельные записаны от трехлетней Ангелины Трофимен-ковой (с. Хлебодарное).

Для выхаживания детей еще в 1950-х годах использовали как кроватки, так и подвесные люльки, поэтому в домах сохранились потолочные крюки. К деревянному корпусу снизу прибивали мешковину, на которую сверху клали «тюфячок», закрывали пологом, подвешивали на веревках.

В структуру развитого погребального обряда входят следующие этапы: приготовление к смерти (изготовление смертной одежды), прощание с родными и соседями, извещение

16 Загнетка - углубление в русской печи, куда сгребается зола.

17 ПЗ 2012 г. в хут. Петровке. Инф. Л. Г. Воробьева.

о смерти, приготовление умершего к погребению, прощание с покойным в доме и на подворье, вынос гроба со двора; траурная процессия до кладбища, совершение обряда поклонения, приглашение всех собравшихся на поминальную трапезу, сама поминальная трапеза [5, 259260; 6, 258-266; 2, 24-25; 3, 232-232]. В зависимости от конкретных обстоятельств, обряд может претерпевать те или иные изменения18.

У духоборов сохранился и этап приготовления к смерти. Заранее приготовляется погребальная одежда («смертенная», «прослучай-ная») [2, 24; 6, 262]. Раньше умерших хоронили в духоборской расшитой одежде, теперь, как правило, - в обычной фабричной. Болящий, предчувствуя смерть, приглашает родственников и знакомых, чтобы проститься и попросить у них прощения. Собравшиеся читают молитвы. После смерти тело обмывает «специальный человек», обычно кто-то из родственников, а вода сливается в место, где не ступает нога человека. Гроб ставят в доме на «скамейки», покрытые «рядном»19, накрывают полотенцами. Полотенцами занавешивают и все окна в доме. Под голову покойному кладут монету, чтобы «он себе место купил и туфли»20. Вечером в канун похорон знакомые духоборки приходят для приготовления поминальной пищи («лапшу катать»). В прощании с умершим в доме и на кладбище прослеживается связь с обрядом поклонения21. Во время пения стиха «Печаль на сердце» жена и дочери поочередно подходят к гробу и, становясь на колено, трижды преклоняют голову. Жена, кроме того, негромко причитает22. По правилам, все присутствующие троекратно кланяются покойному, а четвертый - отпевающим23. Раньше гроб несли на деревянных носилках (три человека с каждой стороны), теперь везут на машине. Следом

18 Непосредственно наблюдавшийся в с. Хлебодар-ном погребальный обряд отличался от описанного тем, что по духоборскому обычаю хоронили православного (мужа духоборки). Принадлежность умершего православию подчеркивали крест на крышке гроба и чтение его родственницей молитв из Чина погребения мирян.

19 Рядно - домотканый плед.

20 ПЗ в 2012 г. в с. Хлебодарном. Инф. Н. А. Василен-кова.

21 В наблюдаемом нами обряде это действие дважды совершила жена-духоборка: перед выносом гроба со двора и перед погребением на кладбище (для тех, кто не простился на подворье).

22 По сообщению Н. А. Василенковой, раньше при выносе гроба обязательно причитали.

23 ПЗ 2012 г. в с. Хлебодарном. Инф. Н. Д. Трофимен-

кова.

идут пришедшие проводить покойного в последний путь и певчие.

Певчие - мужчины и женщины - читают молитвы и поют псалмы и стихи на протяжении всего погребального обряда. Их сажают на небольшом расстоянии от гроба у застеленного скатертью и выстланного по периметру белыми полотенцами стола. Им первым приносят закуску, чтобы «покойник вместе с ними откушал»24. На сороковой день после погребения певчих приглашают на поминки, по окончании которых одаряют.

Список обязательных для похорон поющихся и читаемых текстов в настоящее время отличается даже в близлежащих селах, но есть и общие псалмы и стихи, которые, в основном, комментируют происходящие действия. Например, стих «Колокольчик далеко» принято петь перед выносом гроба из дома, а «Выхожу один я на дорогу» - со двора. Во время прощания на подворье звучат определенные («похоронные») псалмы и стихи: «Аз есмь Господь Бог», «Боже, Боже, я страдаю», «Вечерний звон», «Горько плакал великий могучий Христос», «Как скучно на сердце порой», «Любезные дети, будьте вы умны», «Напрасно думают народы», «На тебе, Господи отче, уповаем», «Последний денек миновался», «Сами мы не знаем», «Славен Бог, прославился», «Трубный звук». Во время движения траурной процессии поют стих «Куда идешь ты, странник с посохом в руке?», на кладбище - стих «Не унывай, душа моя» и молитву «Отче наш». Раньше во время прощания на кладбище совершали обряд поклонения.

После погребения идут на поминальную трапезу. В качестве поминальной пищи приготовляются борщ, лапша, картофель и мясо, компот (зимой из сухофруктов, летом из свежих фруктов), в последнее время стали подавать салаты. На поминальную трапезу сорокового дня, кроме того, варят на молоке рис, добавляя в тарелки приготовленный на масле изюм, а до этого времени в доме умершего каждый день меняют воду и хлеб.

Свадьбы, в основном, играли летом (в июле-августе) и, хотя духоборы не признавали поста, в эти периоды браком не сочетались. Свадебный обряд проходил в два дня и складывался из сватовства, похода за невестой, свадебного пира и даров в доме невесты, перехода всех гостей в дом жениха, свадебного пира и даров в доме жениха, ряженья, завершения свадьбы («тушить свадьбу», «пожар тушить»)25.

24 ПЗ 2012 г. в хут. Петровке. Инф. Л. Г. Воробьева.

25 Сведения о ее проведении нам сообщили Н. А. Ва-силенкова, Л. Г. Воробьева и Н. Д. Трофименкова.

Сватать ходили с круглым хлебом. «Пришли к невесте, закуску принесли. Невестин хлеб и женихов хлеб порежут и положат вместе и соль помешают в солонке и на стол ставят» (чтобы они не расходились)26. После первого негласного сватовства, родители жениха и сваты шли к невесте на «запой», где назначали день свадьбы. Подходя к дому, сваты иносказательно просили поискать «голубку». Здесь же обговаривалось приданое27 и совершалось одаривание. Среди предсвадебных обрядов информанты назвали «собирушки».

На свадьбу приглашали все село, а во дворе ставили столы («буквой П»). В первый день свадьбы гости шли в дом к невесте, где происходили совместный пир и дары: «Дарю капусту, чтобы не было пусто, медные копейки дарю, чтобы не были бедные»28. Такие же дары проходили и в доме жениха, куда направлялись все гости с приданым невесты во второй половине дня. На следующий день «пожар тушили»: «К невесте приезжали. Костер разжигають, соломки бросають. Друзья с ее, с его стороны разжигають, потом тушуть. Кричат: „Пожар!". Одеваются цыганами, говорят: „Погадаю!"»29. В последнее время свадьбы играют в кафе. Среди других нововведений - выпекание на заказ каравая и шишек для гостей.

Музыкальный компонент свадьбы представлен ограниченным числом образцов свадебных («Родимая нянюшка, не плачь, не велю»30, «Вдоль да по речке сизый селезень плывет»31), приуроченных лирических («Растет-цветет черешенка», «Ой, там, на горе, в шелковой траве») и плясовых песен. Обрядовый фольклор замещается пением псалмов, стихов (преимущественно авторского происхождения) и современных духовных песен.

Предпринятое исследование дает основание заключить, что, благодаря консервативности многих сторон жизни духоборов, сохраняются условия для трансмиссии обрядов и значительной части певческого репертуара.

Религиозная жизнь в части отправления ритуалов не носит регулярного и общинного

26 ПЗ 2012 г. в с. Хлебодарном. Инф. Л. Г. Воробьева.

27 Его состав и стоимость зависели от достатка семьи невесты. Обычно оно состояло из постели (матрасы и одеяла - по два; четыре подушки, перина) и одежды (юбки, занавески, корсеты). ПЗ 2012 г. в с. Хлебодарном. Инф. Н. Д. Трофименкова.

28 ПЗ 2012 г. в с. Хлебодарном. Инф. тот же.

29 ПЗ 2012 г. в с. Хлебодарном. Инф. тот же.

30 По определению Л. Г. Воробьевой.

31 Свадебная, не духоборская. ПЗ 2012 г. в хут. Петровке.

характера. Обряд поклонения, составлявший сердцевину богослужения, главная роль в котором принадлежала мужчинам, проводится небольшими группами женщин.

Совместные праздники, посвященные важным календарным датам, в наши дни жителями соседних селений самостоятельно не проводятся. В обрядовой сфере доминирующее положение заняли обряды жизненного цикла. Среди них наибольшей сохранностью отличается погребальный обряд; свадебный и родинный в значительной мере редуцированы. Для свадебного - характерна тенденция к временному сжатию и совмещению ритуальных действий.

Сведения об информантах Хлеборобнен-

ской с/а Целинского р-на Ростовской обл. хут. Петровка

1. Борисова (Ивина) Людмила Ивановна 1939 г. р., род. в хут. Петровка (в настоящее время проживает в с. Хлебодарном).

2. Воробьева (Рыбина) Лукерья Григорьевна 1939 г. р., род. в хут. Петровка.

3. Вышлова (Рыбина) Татьяна Николаевна 1946 г. р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Демченко Александра Яковлевна 1928 г. р., украинка («иногородняя»), живет в селе 12 лет.

5. Зубкова (Рыбина) Анна Федоровна 1941 г. р.

6. Мищенко (Рязанцева) Марина Владимировна 1978 г. р. (проживает в с. Хлебодар-ном).

7. Рыбина (Владова) Анна Алексеевна 1941 г. р.

8. Рязанцева (Клец) Антонина Григорьевна 1959 г. р. (проживает в с. Хлебодарном).

хут. Тамбовка

9. Мужельская Мария Михайловна 1931 г. р.

10. Перепелкина (Гармаш) Ольга Ивановна 1929 г. р., украинка, род. в Шевченковском районе Харьковской области.

с. Хлебодарное

11. Василенкова (Перепелкина) Нина Андреевна 1950 г. р., род. в хут. Тамбовка.

12. Романова (Матросова) Татьяна Дмитриевна 1959 г. р., род. в с. Богдановка Богдановского (Нинацминдского) р-на Грузии, переехала в с. Хлебодарное в 1979 г.

13. Трофименкова (Матросова) Наталья Дмитриевна 1952 г. р., род. в с. Богдановка Богдановского (Нинацминдского) р-на Грузии, вышла замуж в Тамбовку; переехала в с. Хлебодарное в 1992 г.

14. Шабельникова (Матросова) Зинаида Дмитриевна 1947 г. р., род. в с. Богдановка Богдановского (Нинацминдского) р-на Грузии; переехала в с. Хлебодарное в 1992 г.

15. Трофименко Надежда Петровна 1940 г. р.

ЛМТЕРАТУРА

1. Абрамова Т. Бытовая культура донских духоборов (по материалам историко-бытовых экспедиций РОМК в Целинский район Ростовской области) // Известия Ростовского областного краеведческого музея. - Ростов н/Д: Книга, 2004. - Вып. 11. - С. 161-177.

2. Абрамова Т. Религиозные верования и обряды духоборов (по материалам экспедиции РОМК в Целинский район Ростовской области, август 1990 г.) // Известия Ростовского областного краеведческого музея. - Ростов н/Д: Книга, 1997. - Вып. 7. - С. 19-25.

3. Беженцева А. Страна Духобория. - Тбилиси: Русский клуб, 2007.

4. [Бонч-Бруевич В.] Животная книга духоборцев / Записал и собрал В. Бонч-Бруевич. -СПб.: Тип. Б. Вольфа, 1909. - (Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола / ред. В. Д. Бонч-Бруевича. Вып. 2).

5. Новицкий О. Духоборцы. Их история и

вероучение. - Изд. 2-е, передел. и доп. -Киев: Унив. тип. И. Завадского, 1882. - 282 с. [Электронный ресурс] // Библиотека религиоведения и русской религиозной философии. Издания XVIII - начала XX в. URL: http://relig-library.pstu.ru/modules.

php?name=1528.

6. Ольховский Влад[имир] (В. Д. Бонч-Бруевич). Обряды духоборцев // Живая старина / ред.

В. И. Ламанского; Периодическое издание отделения этнографии Императорского русского географического общества. -СПб.: Типолитография В. О. Пастор, 1905. - С. 233-270 [Электронный ресурс] // Государственный архив Пермского края. Официальный сайт. URL: http://www.archive. perm.ru/PDF/lichn/subbotin/2004_0.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.