Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ В РОССИИ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / СИСТЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ / СТРУКТУРА ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреев С.Б.

В статье проведен анализ ключевых элементов системы финансирования инноваций в России. Определены основные направления инновационной политики большинства развитых стран. Выявлены проблемы современного механизма поддержки инновационной деятельности в России, который позволил сделать вывод о том, что увеличение бюджетного финансирования не привело к соответствующему росту инновационной активности предприятий. Дана оценка эффективности национальной инновационной систем в целом. Обоснована целесообразность совершенствования финансирования инновационной активности в направлении формирования новой структуры финансовых ресурсов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN CONDITION OF INNOVATIONS’ FINANCING SYSTEM IN RUSSIA

The article analyzes the key elements of the innovation financing system in Russia. The main directions of innovation policy of most developed countries are defined. The problems of the modern mechanism of support for innovation in Russia, which led to the conclusion that the increase in budget financing did not lead to a corresponding increase in innovative activity of enterprises. The effectiveness of the national innovation system as a whole is evaluated. The expediency of improvement of financing of innovative activity in the direction of formation of new structure of financial resources of the Russian Federation is proved.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ В РОССИИ»

3. Реизов Б.Г. Творчество Флобера. - М.: Госуд.изд-во Художественная литература, 1955. - 523 с.

4. Полухина Ю.В. Три повести Флобера: структура, фигуры пространства // Вестник ПСТГУ, Филология, 2006. Вып. III: 2. - С.124-134.

5. Успенская Н.А. Восток — Запад — Россия: процесс культурного взаимодействия: монография. МГИМО-Университет. — М., 2011. - 62 с.

6. Флобер Г. Бувар и Пекюше. Три повести: пер. с фр. / Г.Флобер.- М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. - 396 с.

7. Флобер, Г. Госпожа Бовари : Роман; Повести / Г.Флобер; предисл. и коммент. С. Брахман; худож. М. Майофис. - М. : Худож. лит., 1989. - 428 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-fra/brahman-tvorchestvo-flobera.htm (дата обращения: 20.11.2016).

УДК 336.1

Андреев С.Б. студент магистратуры 2 курса институт «Экономика и финансы» Волгоградский государственный университет

Россия, г. Волгоград СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

ИННОВАЦИЙ В РОССИИ Аннотация: В статье проведен анализ ключевых элементов системы финансирования инноваций в России. Определены основные направления инновационной политики большинства развитых стран. Выявлены проблемы современного механизма поддержки инновационной деятельности в России, который позволил сделать вывод о том, что увеличение бюджетного финансирования не привело к соответствующему росту инновационной активности предприятий. Дана оценка эффективности национальной инновационной систем в целом. Обоснована целесообразность совершенствования финансирования инновационной активности в направлении формирования новой структуры финансовых ресурсов РФ.

Ключевые слова: инновации, система финансирования инноваций, инновационная инфраструктура, инновационная активность предприятий, структура финансовых ресурсов.

Andreev S.B. magistrant

2 course, institute "Economics and Finance" Volgograd State University Russia, Volgograd THE MODERN CONDITION OF INNOVATIONS' FINANCING

SYSTEM IN RUSSIA Annotation: The article analyzes the key elements of the innovation financing system in Russia. The main directions of innovation policy of most

developed countries are defined. The problems of the modern mechanism of support for innovation in Russia, which led to the conclusion that the increase in budget financing did not lead to a corresponding increase in innovative activity of enterprises. The effectiveness of the national innovation system as a whole is evaluated. The expediency of improvement of financing of innovative activity in the direction of formation of new structure of financial resources of the Russian Federation is proved.

Key words: innovation, innovation financing system, innovation infrastructure, innovative activity of enterprises, the structure of financial resources.

Инновационная экономика, основой которой становится инновационная деятельность, является особым типом экономики, обеспечивающим развитие экономической системы через обновление знаний, инновационных факторов и постиндустриальных технологий.

Базовая, наиболее обобщенная структура национальной инновационной системы состоит из определенных институциональных блоков, которые генерируют новые знания и осуществляют подготовку кадров; формируют инновационную инфраструктуру; производят и распространяют в массы инновационные продукты; проводят национальную инновационную политику на правительственном уровне, а также исполняют ее на уровне исполнительной власти страны.

Ключевым элементом национальной системы инноваций является механизм финансирования инновационного процесса. Как объект финансирования инновационная деятельность характеризуется следующими особенностями: высокая степень неопределенности и риска; неопределенный характер спроса, отсутствие релевантной информации и др., которые обусловливают необходимость формирования особой институциональной среды и применения системного подхода к финансированию инновационного развития. Инновационное развитие в данном контексте рассматривается как непрерывный процесс внедрения инноваций в хозяйственную практику, что задает новое качество экономического роста национальных экономик.

Необходимым условием инновационного развития России является создание эффективных механизмов его финансирования, важным составным элементом которых выступает система финансирования инновационного развития. Это свидетельствует о необходимости определения места финансовой системы при регулировании и стимулировании инновационной деятельности в России, внедрения в отечественную практику доступной методологии сотрудничества финансовой сферы и предпринимательских структур, а также создания полноценной нормативно-правовой базы, регулирующей финансирование сферы инноваций.

Исследование зарубежной практики финансирования инновационной активности субъектов хозяйствования позволяет заключить, что

инновационная политика большинства государств сконцентрирована на следующих направлениях:

- выработке исчерпывающего инновационного законодательства, регламентирующего инновационную активность в приоритетных направлениях инновационного роста национальных экономик;

- расширение сферы применения инструментов ускоренной амортизации активов инновационно развивающихся предприятий, что является финансовым источником приобретения инновационных технологий;

- вариабельность налоговых режимов с целью стимулирования инновационной активности;

- использования всего спектра косвенного финансового инструментария стимулирования малого инновационного предпринимательства;

- использование бюджетного финансирования начальных этапов формирования и реализации приоритетных инновационных проектов;

- активное стимулирование процессов сращивания университетской науки и корпоративного сектора экономики, производящего наукоемкую продукцию;

- поддержание оптимального соотношения между государственным и частными инвестициями в приоритетные инновационные проекты, при котором доля государственного финансирования не должна превышать 50% совокупных затрат на его реализацию.

В развитых странах финансовый механизм инновационного развития опирается на институциональные основы, являющиеся базовыми для данного типа организации национальной экономики.

В настоящее время представляется возможным выделить сформированные или находящиеся в процессе своего становления элементы отечественной системы финансирования инноваций, которые включают институциональные образования и совокупность финансовых отношений между ними.

Главными элементами российской системы финансирования инновационного развития являются:

- субъекты системы финансирования инновационного развития, наделенные правами владения, распределения и использования денежных ресурсов;

- финансовые ресурсы и финансовые активы; а также финансовые потоки, опосредующие финансовые отношения между институциональными образованиями.

Институциональная структура субъектов финансирования инновационной деятельности в РФ представлена государственным (министерства РФ, государственные бюджетные и внебюджетные фонды, органы региональной и муниципальной власти) и негосударственным секторами (коммерческие и некоммерческие организации, финансово-

кредитные организации, инвесторы, венчурные фонды), отражая принципы бюджетного федерализма с ярко выраженным вертикальным предоставлением средств из вышестоящих нижестоящим бюджетам и фондам; а также совокупностью финансовых связей между государственным и негосударственным секторами.

Следует также заметить, что каждая группа участников системы финансирования инновационной деятельности в РФ принимает участие в финансировании инновационной стратегии на различных этапах реализации инноваций.

Анализируя формирование системы финансирования инновационной деятельности в РФ, можно сделать вывод о том, что ее становление явилось результатом организационных преобразований инновационной системы советского периода, которые послужили разрушению единства и целостности, привели к неустойчивости и наличию множества разрозненных институтов, научных и технических центров, производственных сообществ.

На настоящий момент в отечественной экономике сформирована базовая инфраструктура финансирования инновационной деятельности (включая институты развития); развиваются различные форматы финансового взаимодействия участников инновационного процесса. Вместе с тем, венчурный, банковский и страховой инструментарий получил недостаточное развитие в РФ, в результате чего большая часть финансовой нагрузки приходится на федеральный бюджет.

Очевиден дисбаланс в финансировании инноваций, заключающийся в том, что основной объем финансирования исследований и разработок приходится на государственный сектор, а порядка 55 % данных затрат распределяется в предпринимательский сектор, что свидетельствует о высокой поддержке государства и низкой активности предпринимательского сектора.

Расходы российских компаний на инновации (17-20% за анализируемый период) свидетельствует о низкой активности предпринимательского сектора в данном процессе.

Следует отметить также незначительную долю внутренних затрат в секторе высшего образования (9,6%), что также является особенностью российской инновационной деятельности, отличающей ее от развитых стран.

Результативность и эффективность инновационной деятельности в России остается крайне низкой, что в том числе находит отражение в незначительной доле высокотехнологичной продукции в общем объеме отгруженной продукции, которая значительно ниже показателей не только развитых стран, но и стран с транзитивной экономикой, причем пороговым значением принято считать показатель - 15-20%.

Анализ основных показателей системы финансирования инновационной деятельности в РФ, находит свое подтверждение в «индексе глобальных инноваций», согласно которому Россия (48 место - 2015 г.; 43 место - 2016 г. среди 128 стран) в значительной степени уступает развитым

государствам.

Показатели инновационной деятельности в России характеризуют относительно низкое ее развитие и неустойчивую динамику практическим по всем параметрам. Все вышеперечисленное обусловливает необходимость выбора оптимального направления дальнейшего развития национальной инновационной системы.

Использованные источники:

1. Глобальный индекс инноваций 2017. [Электронный ресурс]. URL: http//www. globalinnovationindex. org/ (дата обращения: 15.01.2018).

2. Единый информационно-аналитический портал государственной поддержки инновационного развития бизнеса. [Электронный ресурс]. URL: http://innovation. gov.ru/glossary (дата обращения: 11.02.2018).

3. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://mon. gov.ru/files/materials/6333/09.11.11-bd-rus.pdf. (дата обращения: 01.02.2018).

4. Орлова Л.Н. Инновационная деятельность: экономико-правовая сущность, проблемы развития и регулирования // Инновации и инвестиции. 2016. № 2. С. 7-15.

5. Склярова Е.Е. Федеральный инновационный фонд в механизме развития импортозамещения. / Е.Е. Скляров // Социально-экономические явления и процессы. 2016 №7. С. 28-33.

6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 1. ст.216.

7. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]: наука и инновации. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/science

and innovations/science/ (дата обращения: 11.01.2018).

8. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/135919/. (дата обращения: 12.02.2018).

УДК 796.011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.