Научная статья на тему 'Современное состояние сферы услуг в России: основные тенденции'

Современное состояние сферы услуг в России: основные тенденции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1936
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ / СТРУКТУРА / ДИНАМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суспицын Ф.М., Бабич С.Г.

В статье представлен результат анализа структуры и динамики объема оказываемых платных услуг населению в РФ и регионах страны; выявлены основные тенденции развития сферы услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние сферы услуг в России: основные тенденции»

17. Филиппова Т.А. Стратегический менеджмент в энергетике: принципы, цели, методы управления: монография / Т.А.Филиппова, С.С. Чернов, Ю.В. Дронова, А.А. Матыцин. - Новосибирск: Изд-во НГТУ 2005. - 422 с.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СФЕРЫ УСЛУГ В РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

© Суспицын Ф.М.1, Бабич С.Г.2

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Москва

В статье представлен результат анализа структуры и динамики объема оказываемых платных услуг населению в РФ и регионах страны; выявлены основные тенденции развития сферы услуг.

Ключевые слова сфера услуг, платные услуги, структура, динамика.

Сфера услуг - это неотъемлемый сектор рыночной экономики, касающийся всех отраслей национальной экономики. С 1994 года г. Россия перешла на международную хозяйственную классификацию видов экономической деятельности, в соответствии с которой к сфере услуг относятся такие отрасли, как: транспорт, связь, информационно-вычислительное обслуживание, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки, ЖКХ [7].

В 2015 г. доля сферы услуг в ВВП страны составляет 62,8 % [1]. Ситуация в сфере услуг определяет состояние российской экономики в целом.

Общий объём предоставленных платных услуг населению в 2015 г. по сравнению с 2010 г. возрос в номинальном выражении на 3,1 трлн. руб. (на 62,9 %) и по данным Росстата составил 8,05 трлн. руб., а по сравнению с 2014 г. общий объём платных услуг в сопоставимых ценах снизился на 1,1 %. Это может быть обусловлено повышением уровня цен на различные товары и услуги и снижением потребительской активности населения (табл. 1).

По объему предоставляемых населению услуг лидируют коммунальные услуги, услуги транспортных учреждений и организаций связи. При этом объем предоставляемых коммунальных услуг на 14,4 % превышает объем транспортных услуг, занимающих второе место по величине данного показателя (рис. 1).

1 Студент 2 курса Факультета математической экономики, статистики и информатики.

2 Доцент кафедры Статистики, кандидат экономических наук, доцент.

Таблица 1

Объём платных услуг населению в РФ

Годы Объём платных услуг, млн. руб. В процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах) Темп роста (номинальный), %

2010 4943482 101,5 -

2011 5540654 103,2 112,1

2012 6036839 103,5 109,0

2013 6927482 102,0 114,8

2014 7467522 101,0 107,8

2015 8050808 98,9 107,8

Рис. 1. Объем предоставляемых платных услуг населению в 2015 г.

В структуре платных услуг наибольший удельный вес в 2015 г. составляют коммунальные услуги - 21,1 %, на втором месте находятся транспортные услуги - 18,4 %, далее следуют услуги связи (15,9 %) и бытовые (10,9 %) услуги.

В структуре предоставляемых населению платных услуг в течение рассматриваемого периода наблюдается увеличение удельного веса бытовых услуг (на 1,0 п.п.), жилищных - на 0,7 п.п., услуг спортивных и медицинских организаций - на 0,2 п.п. и 1,5 п.п. соответственно, санаторно-оздоро-вительных - на 0,2 п.п., в сфере образования - на 0,1 п.п. А доля транспортных услуг, услуг связи и юридических услуг сократилась (табл. 2).

Таблица 2

Структура платных услуг населению, % [3]

2010 г 2011 г 2012 г 2013 г 2014 г 2015 г

Услуги - всего, % В том числе: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

бытовые 9,9 9,6 9,9 10,8 10,8 10,9

транспортные 19,0 19,3 19,6 18,7 18,6 18,4

связи 19,2 18,8 18,7 17,7 17,0 15,9

жилищные 5,8 5,9 5,9 5,7 5,9 6,5

коммунальные 21,1 21,8 21,1 21,1 21,0 21,1

культуры 1,7 1,6 1,6 1,7 1,7 1,7

туристские 2,0 2,0 2,0 2,1 2,0 2,0

гостиниц и аналогичных средств размещения 2,3 2,3 2,3 2,3 2,4 2,3

физической культуры и спорта 0,6 0,6 0,6 0,7 0,7 0,8

медицинские 5,1 5,2 5,5 6,0 6,4 6,6

санаторно-оздоровительные 1,2 1,2 1,3 1,2 1,2 1,4

ветеринарные 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2

правового характера 1,7 1,6 1,4 1,2 1,2 1,2

системы образования 6,6 6,3 6,3 6,5 6,5 6,7

другие услуги 3,6 3,5 3,5 3,9 4,2 4,1

Для более точной оценки динамики структуры сферы платных услуг рассчитывают индекс структурных различий Рябцева (/ь), который оценивает фактические различия по сравнению с возможными:

где й0), й1 - доли отдельных частей рассматриваемой совокупности в базисном и отчётном периоде соответственно.

Полученное значение индекса Рябцева (4 = 0,013) в соответствии со шкалой значений индекса свидетельствует о тождественности сравниваемых структур платных услуг населению.

Общий объём оказанных услуг в расчете на душу населения в 2015 г. по сравнению с 2010 г. увеличился на 20383,5 руб. и составил по данным Рос-стата 54989,7 руб. в год. В 2015 г. среднемесячный объём потребляемых услуг в расчёте на душу населения составил 4582,5 руб., увеличившись на 1698,5 руб. (на 58,9 %) по сравнению с 2010 г. Однако, учитывая уровень инфляции, темп прироста данного показателя составил 8,98 % [5].

Несмотря на снижение доли услуг связи в общем объеме предоставляемых платных услуг, в расчете на душу населения объем услуг учреждений связи на протяжении всего рассматриваемого периода увеличивается, что, по нашему мнению, связано с повышением цен на услуги связи. В течение рассматриваемого периода более чем в два раза возрос объем предоставляемых медицинских услуг и услуг, оказываемых учреждениями физиче-

ской культуры и спорта, в расчете на душу населения, а объем услуг связи увеличился на 32 % (табл. 3).

Таблица 3

Объём платных услуг на душу населения по видам, руб. [4]

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Все платные услуги 34 606,2 38 756,4 42 156,2 48 272,8 51 115,7 54 989,7

по видам услуг:

бытовые 3 410,4 3 731,6 4 155,2 5 196,6 5 517,3 5 996,6

транспортные 6 584,2 7 470,8 8 255,1 9 048,2 9 484,1 10 119,3

связи 6 654,9 7 305,3 7 867,5 8 546,9 8 684,5 8 766,6

жилищные 2 006,0 2 291,7 2 493,2 2 774,5 3 010,0 3 590,0

коммунальные 7 318,2 8 460,8 8 922,0 10 137,4 10 832,6 11 572,3

культуры 573,5 626,2 688,5 818,1 879,9 949,0

туристские 699,2 789,2 848,8 1 015,9 1 009,9 1 080,9

гостиниц и аналогичных средств размещения 790,0 878,2 984,7 1131,6 1 202,7 1 290,9

физической культуры и спорта 210,6 237,2 261,7 333,4 369,4 424,9

медицинские 1 753,4 2 001,0 2 331,6 2 900,4 3 247,5 3 608,9

санаторно-оздоровительные 423,2 479,3 528,1 574,5 631,8 754,8

ветеринарные 56,4 62,3 72,7 85,8 94,1 106,3

правового характера 592,4 614,2 583,4 597,9 606,8 659,1

системы образования 2 282,8 2 429,7 2 646,1 3 130,4 3 330,4 3 686,2

социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам 0,0 37,7 57,3 75,6 91,5 109,4

другие услуги 1 251,0 1 341,4 1 460,3 1 905,6 2 123,1 2 274,5

С учетом уровня инфляции объем услуги связи и правового характера снизился за изучаемый период на 9,66 % и 23,7 % соответственно. По нашему мнению, данное снижение можно объяснить в первом случае экономическим кризисом, так как сокращение реального физического объёма услуг связи началось в 2014 г. Это означает, что люди отказывались от дополнительных услуг, сосредоточив затраты на необходимые из них (мобильный телефон, Интернет). Во втором случае снижение объёма возможно объяснить сокращением количества сделок, совершаемых населением, связанных с нотариальным оформлением, адвокатурой (табл. 4).

Таблица 4

Объём оказанных услуг в расчёте на душу населения с учётом инфляции

2010 г. 2015 г. Темп прироста, %

Все оказанные услуги, руб. 34 606,2 37 710,8 8,97

Услуги связи, руб. 6 654,9 6 012,0 -9,66

Услуги правового характера, руб. 592,4 452,0 -23,70

Из регионов страны по объему оказываемых платных услуг населению лидирует Центральный федеральный округ, в котором данный показатель в 2014 г. по сравнению с 2010 г. возрос на 810,1 млрд. руб. (на 47,6 %) и составил по данным Росстата 2511,4 млрд. руб. В Северо-Кавказском феде-

ральном округе отмечается рост объема оказываемых услуг - на 73,0 % (табл. 5).

Таблица 5

Объем платных услуг населению в федеральных округах РФ

Федеральные округа Объем платных услуг, млрд. руб. Изменение

2010 г 2014 г млрд. руб. %

Центральный 1 701,3 2 511,4 810,1 47,6

Северо-Западный 556,0 777,3 221,3 39,8

Южный 415,2 703,5 288,3 69,4

Северо-Кавказский 192,5 333,1 140,6 73,0

Приволжский 878,0 1 303,1 425,1 48,4

Уральский 415,9 638,1 222,2 53,4

Сибирский 483,9 730,7 246,8 51,0

Дальневосточный 300,7 459,7 159,0 52,9

Крымский - 10,9 - -

Экономический кризис, вызванный ощутимым снижением цен на сырьевые ресурсы, введёнными против России экономическими санкциями, оказал негативное влияние на динамику объема оказанных населению платных услуг, но в стране существуют возможности для развития данной сферы, например, в сфере внутреннего туризма.

Список литературы:

1. Сайт международной статистики МВФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.imf.oig/external/html (дата обращения: 27.11.2016).

2. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/ retail (дата обращения: 27.11.2016).

3. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/torg/usl/20-36.xlsx (дата обращения: 28.11.2016).

4. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/torg/usl/20-37.xlsx (дата обращения: 28.11.2016).

5. Индексы потребительских цен, публикуемых Федеральной службой государственной статистики (дата обращения: 29.11.2016).

6. Информационный портал РБК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/economics/20/07/2016/5784a50b9a794760487cda6b (дата обращения: 01.12.2016).

7. Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) (утв. постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. N 163) (с изменениями и дополнениями) (дата обращения: 27.11.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Российский статистический ежегодник. 2015: стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 728 с. (дата обращения: 10.12.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.