Научная статья на тему 'Современное состояние сферы услуг красоты в России'

Современное состояние сферы услуг красоты в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2425
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние сферы услуг красоты в России»

косметики составил 441 млн. долл.). Сегмент детской косметики в 2004г. вырос на 8-9% по сравнению с 2003г. и составил 117 млн. долл., в 2005г. его объем вырос до 127,5 млн. долл. Рынок антивозрастной косметики (anti-age) - небольшой по объему, но наиболее перспективный, по мнению аналитиков. В 2004г. данный рынок вырос на 17,7% - до 43,2 млн. долл., в 2006г., его объем увеличился на 15% и составил 50 млн. долл. Как отмечают специалисты, в последнее время наблюдается тенденция демократизации продукции antiage, особенностью российского потребителя является склонность решать проблему после ее возникновения.

Перед косметической отраслью в России стоят сейчас следующие задачи. Прежде всего, это борьба с подделками и отказ от практики «параллельного импорта». Значительные усилия уже были приняты в этой области, а кризис 1998 года по-своему помог решению проблемы. Вторая задача российской косметической отрасли - всяческое стимулирование продаж отечественной продукции, которая часто обладает по-настоящему высоким качеством и заслуживает того, чтобы ее покупали. Дистрибуция развивается в России всегда активно, и западный опыт был бы очень полезен.

В ближайшем будущем Российские компании намерены вступить в конкурентную борьбу с западными производителями.

УДК 330.123.6 Г.А. Сергеева

Преподаватель кафедры «Сервис на предприятиях услуг красоты»

ГОУВПО «МГУС» г. Москва СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СФЕРЫ УСЛУГ КРАСОТЫ В РОССИИ

Индустрия красоты в нашей стране, как любая востребованная и жизнеспособная бизнес - деятельность, существует и развивается по рыночным законам. Это означает, что интерес к ней со стороны потенциальных инвесторов увеличивается, а значит - будет

больше салонов, но при условии, что здесь сохраняется жесткая конкуренция и новые игроки вступают туда, где многие уже потерпели поражение и выбыли.

Индустрия красоты в нашей стране еще очень молода - ей не более 15 лет, но развивается она активно. Рынок услуг салонов растет примерно на 25% в год, что сопоставимо с российским рынком рекламы.

Последние пять лет российский рынок услуг красоты считается самым быстро растущим рынком в мире: темпы роста объемов реализованных парикмахерских и косметических услуг увеличились на 25%-35%, в то время как в западных странах рост объемов не дотягивает и до 15 %. На данный момент подотрасль уверенно занимает шестое место на рынке бытового обслуживания населения, представляя 3,7% от общего объема бытовых услуг.

Рынок салонов красоты имеет свой «возраст». Сейчас костяк московского рынка - это салоны в возрасте 5-10 лет. Молодые салоны составляют 1/5 часть рынка, а старожилов -единицы (рисунок 1). Это свидетельствует о высоких рыночных барьерах и слабой подготовки к конкуренции.

Рисунок 1. Возраст салона красоты

На рынке салонов красоты до сих пор не сформировались крупные холдинги, на сети приходится очень незначительная часть рынка. Кроме того, отсутствие крупных игроков ограничивает внимание к отрасли со стороны фондов прямых инвестиций, что также делает конкуренцию менее жесткой, позволяет выживать мелким независимым игрокам.

Первые настоящие салоны, стильно оформленные, предлагающие широкий ассортимент средств для волос, лица и тела в России стали открывать зарубежные производители профессиональной косметики - Wella и Ives Rocher. Впоследствии стали открывать свои салоны и российские компании - либо по франчайзингу, либо собственные.

Сегодня на рынке уже можно выделить два сегмента: дорогой сегмент (средняя стоимость услуги от $30 до $200), представленный иностранными сетями (Aldo Coppola, Jaques Dessange, Tony &Guy) и российскими бутиковыми салонами («Каприз», «Натали» и др.), занимает почти 85%. Остальная часть рынка приходится на средний сегмент (стоимость услуги от $10 до $30), заполненный в основном небольшими узкоспециализированными российскими сетями салонов («Аида», «Мысин - студио», «Персона-лаб») и немногими иностранными сетями, чьё позиционирование традиционно располагается в средней ценовой категории (Ives Rocher).

Несмотря на то, что дорогой сегмент рынка заполняется сегодня лучше всего, только 1/3 салонов соответствует реальному топ-уровню. Российские топ-салоны в основном отстают от иностранных сетей, как по количеству предлагаемых услуг, так и по эффективности организации бизнеса. Но в связи с увеличением роста элитного жилья в Москве экспертами прогнозируется увеличение количества салонов красоты среднего уровня. Иностранная франшиза дает владельцам сетей определенные стандарты ведения бизнеса, поэтому столичные салоны, входящие в иностранные сети - это эффективные предприятия со среднеевропейской рентабельностью 10%-15%.

Российские же дорогие салоны, несмотря на высокие цены, редко бывают рентабельными, т.к. почти % салонов в Москве создавались либо как «бизнес для жен», либо как имиджевый проект, рассчитанный на круг «своих» людей. Поэтому зачастую владельцы салонов не могут выстроить правильную систему управления и грамотно контролировать издержки. Салоны красоты - это бизнес высоких текущих затрат - сырье, оборудование, технологии, которые постоянно нужно обновлять, чтобы удержать клиента.

В отличие от дорогих салонов салоны в среднем сегменте представляют собой вполне сложившийся бизнес. Именно в этом сегменте появляется все больше инвесторов,

рассматривающих салоны как удачный способ заработать при сравнительно небольших вложениях. Инвестиции в такой «средний» салон составляют около $ 100 - 130 тысяч. Сегодня спрос в 1,5 раза превышает предложение.

Рост спроса на услуги салонов красоты определяется такими факторами как:

- активно развивающимся рынком косметики и парфюмерии;

- агрессивной маркетинговой политикой фирм производителей и дистрибуторов косметики и парфюмерии, относительно продвижения своей продукции на российский рынок;

- повышением благосостояния населения;

- ростом элитных застроек.

С другой стороны, на развитие рынка салонов красоты негативно влияют такие факторы как:

- недостаточное количество профессионально подготовленных кадров;

- невысокое качество предоставляемых услуг;

- достаточно стандартный и сравнительно небольшой набор предлагаемых услуг;

- завышенная стоимость предлагаемых услуг;

- недостаточно развитый менталитет потребления подобных услуг среди всех категорий населения.

Однако, несмотря на существующие проблемы, большинство экспертов характеризуют рынок салонов красоты уровня как динамичный, быстро растущий рынок, на котором спрос значительно опережает предложение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.