Научная статья на тему 'Современное состояние санаторно-курортног и туристского комплекса Анапы: ресурсы, проблемы, перспективы развития'

Современное состояние санаторно-курортног и туристского комплекса Анапы: ресурсы, проблемы, перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
840
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Задорожняя А.Н.

Повышение уровня конкурентоспособности отечественных предприятий на сегодняшний день является одной из главных экономических проблем. От ее решения зависит эффективная деятельность предприятий, их доходность, устойчивое положение на современном рынке, экономический рост и последующее повышение качества жизни населения страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние санаторно-курортног и туристского комплекса Анапы: ресурсы, проблемы, перспективы развития»

отдых - это святое... дело

современное состояние санаторно-курортног

и туристского комплекса Анапы: ресурсы, проблемы, перспективы развития

_Повышение уровня конкурентоспособности отечественных предприятий на сегодняшний день является одной из главных экономических проблем. От

_ее решения зависит эффективная деятельность предприятий, их

_доходность, устойчивое положение на современном рынке, экономический

_рост и последующее повышение качества жизни населения страны

ЗадорожняяА.Н.

аспирантка

Сочинского

государственного

университета

туризма

и курортного дела

Санаторно-курортное дело в России традиционно является составной частью государственной политики и важным разделом национальной системы здравоохранения, позволяющим целенаправленно и эффективно осуществлять профилактику заболеваний и восстановительное лечение больных, проводить их реабилитацию. Организация санаторно-курортной помощи основана на принципах профилактической и реабилитационной направленности, этапности и преемственности между амбулаторно-поликлиническими, стационарными и санаторно-курортными учреждениями, на специализации оказываемой помощи. Курорты России располагают практически всеми известными в мире типами лечебных минеральных вод, лечебных грязей и 3-х других природных лечебных факторов, в том числе не имеющих аналогов в мире, ресурсы которых обеспечивают существующую потребность и перспективу развития курортного комплекса.

По оценкам экспертов, в настоящий момент происходит значительный приток отдыхающих на курорты Краснодарского края. Об этом свидетельствуют статистические данные прошедшего летнего сезона: около 10-12 миллионов туристов по сравнению с 5-6,5 млн. человек в прошлые годы. Теплое море и целебный климат, уникальные природные минеральные источники и лечебные грязи снискали Краснодарскому краю славу одного из са-

мых популярных курортно-туристических регионов страны. Здесь сосредоточены основные морские курорты России: Сочи, Анапа, Геленджик, Туапсе, Ейск, действуют свыше 1200 предприятий санаторно-курортного комплекса и туризма с одновременным размещением около 200 тысяч человек. Рассматривая федеральный курорт Анапа, необходимо обратить внимание на его уникальность, обусловленную большим разнообразием ландшафтов - от предгорного с густыми можжевеловыми лесами и скалистым побережьем на юге у мысов Малый и Большой Утриш, скалистого плато, на котором и расположен город Анапа, до низменностей, где суша чередуется с крупными мелководными лиманами на севере курортного региона в пределах Таманского полуострова.

Самым большим богатством курорта является Черное море — основной источник здоровья. Пляжи Анапы подразделяются на песчаные, протяженностью более чем 40 км, и галечные, которые составляют около 8 км. Благодаря большой протяженности вдоль моря и значительной ширине рекреационный потенциал этих пляжей весьма значителен. Здесь одновременно могут располагаться более 100 тысяч отдыхающих.

Кроме морских пляжей Анапа располагает ценными, а подчас уникальными лечебными природными ресурсами, среди них рапа (концентрированная морская вода) Витязевского и Кизилтатского лиманов. Анапа - единственный курорт в России, располагающий большими запасами лечебных сероводородных грязей. Лечебные питьевые минеральные воды Семигорского, Раевского, Анапского. Пионерского и Утришского месторождений - это редкие подземные воды, содержащие гидрокарбонаты и хлориды натрия, йод и другие минеральные компоненты. Численность населения города-курорта Анапа по состоянию на 1 января 2006 года составляла 133,7 тысяч человек. Количество организаций - юридических лиц, состоящих на налоговом учете, - 3798. Количество индивидуальных предпринимателей -15144 человека.

Санаторно-курортный комплекс города Анапы включает 179 здравниц, из них: санаториев - 27; пансионатов с лечением - 28; домов и баз отдыха -64; детских оздоровительных учреждений - 60.

в настоящий

момент

происходит

значительный

приток

отдыхающих

на курорты

Краснодарского

края

срти

ти зтои

Интернет-опросы туроператоров и турагентов свидетельствуют, на услуги га Анапа возрос на 350%

по сравнению с _2005-м годом

Крупные здравницы, такие как «Анапа», «Высокий берег», «Кубань», «ДиЛуч», «Надежда» работают круглогодично. Их коечная емкость составляет более 4 тысяч мест.

Коечная вместимость курорта составляет более 93 тысяч койкомест, из них более 48 тыс. мест в частном секторе, где работают свыше 5 тысяч индивидуальных предпринимателей. Средняя стоимость проживания и питания на курорте в сутки с человека составляет 750 рублей. По итогам сезона-2005 в результате целенаправленных усилий администрации Анапы по популя-зации курорта на российском рынке услуг и в ранах СНГ удалось достичь динамичного развития санаторно-курортного комплекса. Было реали-овано почти 644 тысячи санаторно-курортных и туристских путевок, принято свыше 700 тысяч отдыхающих.

За последний год сделан существенный шаг в использовании местных лечебных ресурсов. Учитывая конкурентную борьбу на рынке санаторно-курортных и туристских услуг, администрация Анапы ставит очередные цели по продвижению местных услуг отрасли на общероссийский рынок, расширению числа его участников и обеспечению роста качества предоставляемых услуг, разработке маркетинговых и рекламных акций (выставки, выездные презентации, РЯ-кампании в центральной прессе). Анапский курортный сезон-2006 показал, что намеченные цели в целом были достигнуты. Позитивные изменения, которые отмечаются при подведении итогов сезона, подтверждают следующие цифры: 2 млн.100 тыс. отдыхающих, в том числе 800 тыс. детей, посетили город-курорт в этом году. Увеличилась продолжительность высокого сезона: раньше он начинался с 15 июля, в 2006 году уже с 1 июня здравницы были загружены на 97%, что на 25% больше, чем в сезоне 2005 года. Интернет-опросы туроператоров и турагентов свидетельствуют, что спрос на услуги курорта Анапа возрос на 350% по сравнению с 2005-м годом. По данным мониторинга, из 1000 опрошенных туристов, убывающих к месту жительства, 907 снова приедут отдыхать в Анапу; 937 будут советовать отдыхать в Анапе друзьям и знакомым; 76% отмечают, что у них существенно улучшилось самочувствие.

По словам представителей администрации города-курорта, в Анапе самые высокие темпы строительства на юге России: в год здесь сдается около 600 объектов санаторно-курортного и гостиничного комплекса, активно развиваются инфраструктурные проекты. В 2005 году проводились масштабные укрепительные работы, препятствующие разрушению берега. Благодаря этому центральная набережная полностью обновлена и состоит из двух ярусов: на первом находятся фешенебельные отели и развлекательные центры, второй превратился в красивейший курортный проспект. В настоящий момент для привлечения новых туристов руководство краснодарских курортов разрабатывает привлекательные маркетинговые проекты. Анапа с целью изменения представления о городе как о детском курорте позиционирует себя как фестивальный центр. В течение года здесь проводится около 20 крупнейших форумов федерального и международного уровня. Однако, несмотря на значительные положительные изменения, конкурентное положение курорта на рынке санаторно-курортных услуг Краснодарского края недостаточно устойчивое. Существует ряд проблем, препятствующих наиболее полной реализации всех имеющихся ресурсов. Для дальнейшего успешного развития курорта необходимо повышать качество услуг, проводить обдуманную ценовую политику, обустраивать территорию учреждений отдыха и лечения, доводить объекты размещения до уровня требований международной системы классификации, развивать анимацию отдыхающих, в том числе детей. В связи с этим проблемы совершенствования кадров в сфере курортного хозяйства с каждым годом занимают все более важное место в развитии санаторно-курортного потенциала города.

Одной из самых актуальных проблем на курорте в разгар сезона становится загруженность дорог автотранспортом, что нарушает инфраструктуру и экологическое состояние города. Решить эту проблему только с участием государства невозможно, следует привлекать частный бизнес на основе долевого участия во взаимовыгодных инвестиционных проектах.

Анапа с целью изменения представления о городе как о детском курорте позиционирует себя как фестивальный центр

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.