УДК 657.632 ББК 65.052 Р 81
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ В РОССИИ
(Рецензирована)
Рощектаева Ульяна Юрьевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов Краснодарского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (Краснодарский филиал), г. Краснодар. Тел.: (906) 434 66 33, e-mail: ul_rosh@mail.ru
Аннотация. В Российской Федерации с 1990-х гг. государство пыталось создать систему независимого аудиторского контроля: готовились аудиторы, формировались аудиторские организации, определялся перечень их деятельности, регламентировались профессиональные обязанности, права и ответственность аудиторов в соответствии с принятыми законодательными актами, в том числе правилами (стандартами) аудита. Однако до сих пор остаются проблемные вопросы теории, методологии и методики, в том числе определения сущности аудита, объектов контроля, предмета познания, принципов и функций. Требуют обоснования также вопросы развития методологии аудита путем уточнения его требований, постулатов и элементов данной системы. Развитие рыночных отношений в экономике, процессы ее глобализации, возникновение новых организационно-правовых форм экономических субъектов и многообразных форм собственности - все это повлияло на механизм экономического контроля в Российской Федерации, который становится одним из важнейших элементов рыночной экономики, реально выполняющим функцию управления экономических субъектов. Одним из значимых, перспективных и эффективных видов экономического контроля финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций в условиях рынка является независимый контроль - аудит.
Ключевые слова: аудит, аудитор, аудиторское заключение, аудиторские услуги, аудиторские организации, достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторская деятельность, бухгалтерский учет, стандарты аудиторской деятельности.
THE CURRENT STATE OF THE AUDIT MARKET IN RUSSIA
(Reviewed)
Roshchektayeva Ulyana Yurevna,
Candidate of Economic Sciences, associate professor of Economy and finance of the Krasnodar branch of Financial University under the Government of the Russian Federation (Krasnodar branch), Krasnodar. Ph.: (906) 434 66 33, e-mail: ul_rosh@mail.ru
Summary. In the Russian Federation since the 1990s, the state tried to create a system of independent auditing: preparing for the auditors, formed the audit organization determined the list of their activities were confined to professional duties, rights and responsibilities of auditors in accordance with legislative acts, including rules (standards) of audit. However, still remain problematic issues of theory, methodology and methods, including definition of the essence of audit, control objects, object of knowledge, principles and functions. Requires justification also questions of development of methodology of audit by clarifying its requirements, tenets and elements of the system. The development of market relations in the economy, processes of globalization, the emergence of new organizational and legal forms of economic entities and diverse forms of ownership have had an impact on the mechanism of economic control in the Russian Federation, which became one of the most important elements of a market economy that actually performs the function of managing of economic subjects. One of the most important, promising and effective economic control of financial and economic activities of commercial organizations in a market is independent control - audit.
Keywords: audit, auditor, audit opinion, audit services, audit organizations, the reliability of the accounting (financial) statements, auditing activities, accounting, auditing standards.
Аудит - это неотъемлемая часть системы управления. Его цель заключается в выражении мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
Начало его развития в развитых европейских странах восходит к середине XVIII в. В России аудит в нынешнем его понимании берет начало с появления первых аудиторских фирм в 1987 - 1988 гг. [1]. С начала 1990-х гг. институт аудита начинает бурно развиваться, и к 2001 г. в стране аудиторские организации и частнопрактикующие аудиторы функционировали во всех городах и некоторых районных центрах.
На развитие аудита оказывало влияние множество факторов экономического, юридического, политического, социального, профессионального характера. 07.08.2001 года Государственная Дума РФ принимает Закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ, в котором дается определение аудита и аудиторской деятельности. При этом необходимо отметить, что понятие «аудит» и «аудиторская деятельность» отождествляются: «Аудит, аудиторская деятельность - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей».
В новом Законе «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-Ф3 понятия «аудит» и «аудиторская деятельность» были разделены: «Аудит
- независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности»; «аудиторская деятельность (аудиторские услуги)
- деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами».
Приведенное в новом Законе определение аудита наиболее точно характеризует его сущность, способствует пониманию его назначения и цели в соответствии с международными требованиями и нормами российского законодательства.
Зарубежные экономисты по данному вопросу имеют разные точки зрения. Так, Э.А. Аренс, Дж.К. Лоббек считают, что «аудит (auditing) - это процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям».
Многие американские специалисты считают, что аудит - это вид деятельности, заключающейся
в сборе и оценке факторов, касающихся функционирования и положения экономического объекта, и осуществляемой компетентным независимым лицом. Главная цель аудита состоит в определении достоверности финансовой отчетности компании, а также в контроле за соблюдением компанией законодательных норм.
Комитет Американской ассоциации бухгалтеров дал такое определение аудита: «Аудит - это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям».
Под аудитом отдельные авторы понимают также процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов. Институт присяжных бухгалтеров Шотландии считает, что «аудит представляет [собой] комплекс методов, направленных на установление эффективности и целостности системы управления, точности финансовых отчетов».
Американский институт дипломированных общественных (присяжных) бухгалтеров определяет аудит как «независимое рассмотрение специально назначенным аудитором финансовых отчетов компаний и выражение мнения о них при соблюдении общепринятых бухгалтерских принципов» [3].
Таким образом, определений аудита много и в каждом прослеживаются сущность, назначение и цели аудирования, заключающегося в основном в подтверждении реальности и достоверности информации финансовой отчетности проверяемого экономического субъекта.
Вместе с тем считаем, что в условиях глобализации экономики и развития системы менеджмента организации сущность аудита необходимо характеризовать намного шире, что связано с его классификацией на подвиды (внешний и внутренний, обязательный и инициативный и др.), упорядочением и практической реализацией [2].
Предпосылкой появления в РФ стала экономическая отношении, рост граждан в сфере а также переход к Период становления в России состоял из ии аудиторов в организациях, директивных аудиторских аудиторская деятельность обязательному лицензированию, определенные требования к участникам аудиторского
Создание и формирование можно охар следующими этапами:
Первый этап - зарождение аудиторской деятельности (1987-1993 аудита связан с аудиторских организаций. В это период была создана аудиторская организация АО «Инаудит», которая оказывала услуги советским и иностранным совместным предприятиям.
Второй этап - становление аудита в России (декабрь 1993 г. до принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» - август 2001 г.). Принятие Временных правил аудиторской деятельности, проведение работ по аттестации аудиторов и лицензированию ауидторской деятельности.
Третий этап - законодательное становление российского аудита (2001-2008 гг.) - принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г. №119-ФЗ., утверждение федеральных стандартов аудита.
Четвертый этап - саморегулирование аудиторской деятельности (с 2009 г.). Принятие Федерального закона №307-Ф3 от 30.12.08 «Об аудиторской деятельности», что положило начало формированию новой модели рынка аудита. Либерализация регулирования аудита, освобождение государства от ряда функций регулирования аудиторской деятельности, создание саморегулируемых организаций аудиторов, принятие нового кодекса аудиторской деятельности, введение «Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций». На территории Российской Федерации в 2014 - 2016 гг. был принят, изменен и дополнен ряд законодательных и нормативных документов, в соответствии с которыми аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Международными стандартами аудита. Считается, что внедрение Международных стандартов аудита (МСА) в различных странах может способствовать информационному взаимодействию аудиторов и бизнес-сообщества, повышению престижа аудиторской профессии, повышению качества аудиторских услуг.
В настоящее время государство вырабатывает политику и нормативно-правовое регулирование в аудиторской сфере, ведет реестр саморегулируемых
организаций аудиторов, анализирует состояние рынка аудиторских услуг в России.
В таблице 1 представлена динамика количества аудиторских организаций и аудиторов в России.
Как видно из таблицы 1, на 31.12 2015 г. в России количество аудиторских организаций и аудиторов составило 5100 шт., что ниже, чем в 2012 г. на 600 шт. или на 10,5%. При этом занятыми аудиторской деятельностью оказались 21500 чел., что ниже, чем в 2012 г. на 2600 чел. или на 10,8%. Тем не менее, количество аудиторов, сдавших квалификационный экзамен на получение единого аттестата, ежегодно увеличивается в среднем на 100 чел. На 31.12.2015 г. В России насчитывалось 3500 аттестованных аудиторов.
Таблица 1
Количество аудиторских организаций и аудиторов в Российской Федерации
1н
h 1н 1н U1
со Tf U1
^н <4
о о О <4
^н
св св се №
X X X се
X
Имеют право на
осуществление аудиторской 5,7 5,5 5,3 5,1
деятельности - всего, тыс.
в том числе:
аудиторские организации 4,8 4,7 4,5 4,4
индивидуальные аудиторы 0,9 0,8 0,8 0,7
Аудиторы - всего, тыс. 24,1 23,0 22,2 21,5
из них:
сдавшие квалификационный
экзамен на получение единого 3,2 3,2 3,4 3,5
аттестата
Таблица 2
Распределение субъектов аудиторской деятельности по федеральным округам
Федеральный округ Аудиторские организации Индивидуальные аудиторы Аудиторы (без индивидуальных) Аудиторы - всего
тыс.шт % тыс.шт % тыс.шт % тыс.шт %
Российская Федерация 4,4 100,0 0,7 100,0 20,8 100,0 21,5 100,0
в том числе:
Центральный 2,1 47,73 0,3 42,86 10,0 48,08 10,3 47,91
Северо-Западный 0,5 11,36 0,07 10,00 2,5 12,02 2,6 12,09
Южный 0,3 6,82 0,1 14,29 1,3 6,25 1,4 6,51
Приволжский 0,5 11,36 0,1 14,29 2,8 13,46 2,9 13,49
Уральский 0,4 9,09 0,05 7,14 1,5 7,21 1,5 6,98
Сибирский 0,4 9,09 0,06 8,57 1,6 7,69 1,7 7,91
Дальневосточный 0,1 2,27 0,03 4,29 0,7 3,37 0,7 3,26
Северо-Кавказский 0,06 1,36 0,02 2,89 0,3 1,44 0,3 1,40
Крымский 0,03 0,68 0,004 0,57 0,09 0,43 0,09 0,42
В таблице 2 представлено распределение субъектов аудиторской деятельности федеральным округам. По данным таблицы 2 видно, что наибольшее количество организаций, предоставляющих аудиторские услуги, расположено в Центральном федеральном округе - 47,73 % от всего числа аудиторских организаций.
По данным таблицы 3 можно отметить, что на рынке аудиторских услуг в России преобладают компании с многолетним опытом (5 и более лет) работы в данной сфере.
Таблица 3
«Возраст» аудиторских организаций
Количество лет ведения аудиторской деятельности Доля в общем количестве аудиторских организаций, %
2013 г. 2014 г. 2015 г.
Менее года 3,5 4,8 7,2
1-2 года 7,2 6,8 7,9
3-4 года 11,9 9,7 6,2
5 и более лет 77,4 78,7 78,7
В 2015 году такие компании составляли 78,7% от общего количества, при этом необходимо отметить небольшой рост компаний, работающих менее 1 года. Их доля увеличилась с 3,5% в 2013 году до 7,2% в 2015 году.
Главной целью деятельности любой коммерческой организации является получение прибыли. Динамика доходов аудиторских организаций представлена в таблице 4. Как видно по данным таблицы, объем аудиторских услуг возрастает из года в год и в 2015 году составил 56,1 млрд.руб., что 2,5 млрд. руб. или 4,7 % больше, чем в 2014 году. При этом необходимо отметить, постоянный рост объема оказанных услуг. Но учитывая средний темп инфляции за изучаемый период, равный 6,7%, то можно отметить, что реальные доходы аудиторских компаний снижаются. При этом снижение реальных доходов никак не связано со снижением количества клиентов аудиторских организаций. В 2015 году была проаудирована отчетность 71841 организации, что на 3984 организации или 5,9 % больше, чем в 2014 году. Основными факторами, отрицательно влияющими на деятельность субъектов рынка аудиторских услуг, можно отметить следующие: недостаточный спрос на аудиторские услуги и неплатежеспособность заказчиков.
Однако стоит обратить внимание на тот факт, что доходы от поведения аудита в аудиторских организациях составляют всего 49,2 % от общей величины доходов. Остальная часть доходов приходит-
ся на консультационные, сопутствующие аудиту и другие услуги.
Таблица 4
Динамика доходов аудиторских организаций
^ч ^ч гч ^ч О ^Ч ^ч ^ч
гч гч гч гч гч
ев М ев М ев М ев М ев М
Объем оказанных
услуг - всего, 50,8 51,0 51,7 53,6 56,1
млрд. руб.
Прирост по
сравнению с 3,5 0,5 1,4 3,7 4,7
прошлым годом, %
Объем доходов
от аудита,
приходящиися на 346 325 339 313 318
1 млн руб. выручки
клиентов, руб.
При анализе современного состояния рынка аудиторских услуг необходимо обратить внимание на жёсткую конкуренцию, которая приводит к большому разрыву в доходности малых и крупных компаний (таблица 5).
Таблица 5
Распределение аудиторских организаций по масштабам деятельности (в %)
Малые Средние Крупные
2014 2015 2014 2015 2014 2015
Доля в общем количестве аудиторских организаций 91,1 91,6 7,7 7,2 1,2 1,2
Доля в общем объеме 23,7 23,26 13,3 11,7 63,1 65,0
оказанных услуг
Как видно из таблицы 5 большую часть всех аудиторских организаций составляют малые организации (91,6 %), но при этом их доля в общем объеме оказанных услуг всего 23,26 %. Тогда как крупные организации, занимающие всего 1,2 % в общем числе аудиторских организаций, при этом оказывают 65,0% всех оказанных услуг. Во многом это объясняется тем, что крупные компании обладают большими возможностями улучшения предоставляемого сервиса, организации различных тренингов для персонала, т.е. повышения качества оказываемых услуг. Малым и средним организациям необходимо прикладывать больше усилий для сохранения своих позиций.
Таблица 6
Список крупнейших российских аудиторских организаций по итогам 2016 года*
Место Аудиторская организация Выручка организации (тыс. рублей) Доля выручка от аудита(%) Средняя численность аудиторов (чел.)
за 2016 год за 2015 год Темпы роста(%)
1 "Эрнст энд Янг" 6 445 807 6 075 012 6.1 79.9 199
2 «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит" 5 505 799 5 485 632 0.4 47.7 199
3 "ФБК" 1 536 572 1 341 298 14.6 44.0 150
4 «БДО Юникон" 1 211 864 н.д. н.д. 80.2 122
5 «Росэкспертиза" 556 515 497 619 11.8 75.3 61
6 "РСМ Русь" 508 995 328 956 54.7 74.7 66
7 «Нексиа Пачоли" 498 531 370 441 34.6 35.2 54
8 «ФинЭкспертиза" 392 725 421 596 -6.8 68.3 118
9 «Бейкер Тилли Русаудит" 345 423 373 630 -7.5 62.1 48
10 "МЭФ-Аудит" 318 468 273 775 16.3 80.2 25
Большое воздействие на конкуренцию оказывает «Большая четверка» аудиторских компаний -KPMG, PricewaterhouseCoopers, Ernst & и Deloitte Nouche Tohmatsu.
Практически во всех крупных странах и городах мира имеется хотя бы один офис данных фирм. Их деятельность характеризуется получением больших доходов, значительной долей мирового рынка аудиторских услуг. Крупнейшие российские компании обращаются для проведения аудиторской проверки в данные компании, поскольку это считается престижным и привлекательным для инвесторов. Кроме того, аудиторскому заключению выданному данными компаниями априори большее доверие. Во многом это связано с тем, что у крупных компаний больше финансовых возможностей для обучения своих сотрудников, что позволяет им профессионально развиваться и оказывать услуги высочайшего качества [1].
По данным таблицы 6 видно, что рынок аудиторских услуг в России можно назвать монополизированным. В связи с этим необходима разработка и осуществление мероприятий по поддержке малых аудиторских организаций, а также повышение качества аудиторских услуг.
В 2016 году Совет по общественному надзору за развитием бухучета, отчетности и аудита разработал свою версию проекта предложений по реформированию действующей в РФ системы регулирования и саморегулирования аудиторской деятельности. Документ опубликован на сайте Со-внадзора.
Окончательная версия предложений Совнад-
зора будет направлена в контрольное управление Президента в качестве альтернативы разработанной рабочим органом САД концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в РФ, которая фактически, согласована всеми СРО.
Среди предложений Совнадзора, в частности, присутствуют:
- создание двухуровневой системы государственного регулирования аудиторской деятельности. Первый уровень - Совет по бухучету, отчетности и аудиторской деятельности при Президенте РФ (формируется из числа руководителей аппарата Президента РФ, правительства РФ, органов исполнительной власти и ЦБ, саморегулируемых организаций бухгалтеров и аудиторов, Торгово-промышленной Палаты, Российского Союза Промышленников и Предпринимателей). Второй уровень - органы исполнительной власти и Центральный Банк РФ;
- откорректировать перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту, законодательно установить перечень (критерии) «общественно значимых организаций», подлежащих обязательному аудиту;
- установить адекватную административную ответственность организаций и их руководителей за уклонение от прохождения «обязательного аудита»;
- подумать о введении ограничений на деятельность международных аудиторских сетей в России, ее дополнительной регламентации (например, ограничить их доступ к аудиту ОЗХС (общественно значимых хозяйствующих субъектов));
- аудиторам, имеющим бессрочные аттестаты государственного образца, выданные в соответствии с законом 119-ФЗ, вернуть право вести профессиональную деятельность, включая и «общественно значимые организации», сохранив право на аудиторскую деятельность и за обладателями вновь полученных «единых аттестатов»;
- ввести обязательное страхование профессиональной ответственности при оказании аудиторских услуг, в размере, соответствующем объему оказываемых услуг, с одновременным изъятием из действующего законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в РФ, понятия «компенсационный фонд»;
- ввести систему госрегулирования и саморегулирования в области ведения бухгалтерского и налогового учета, формирования бухгалтерской и налоговой отчетности, установить законодательную ответственность за формирование недостоверной бухгалтерской и налоговой отчетности.
Таким образом основными проблемами современного рынка аудиторских услуг являются такие, как недобросовестная конкуренция аудиторских
организаций, ценовой демпинг, трудности выхода на рынок малых и средних аудиторских организаций, несовершенство законодательства РФ и другие. В большинстве случаев эти проблемы решаются путем внесения изменений, поправок в действующие нормативные акты, а также путем совершенствования внешнего контроля качества аудита, осуществляемого СРО, и регулирования взаимодействия всех профессиональных объединений аудиторов
ИСТОЧНИКИ:
1. Будуева К.Д. Статистический анализ рынка аудиторских услуг в России // Огарев-online: се-тев. журнал - 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ statisticheskiy-analiz-rynka-auditorskih-uslug-v-rossii (дата обращения 10.06.2017)
2. Рощектаева У.Ю. Системообразующие факторы достоверности финансовой отчетности предприятий перерабатывающего подкомплекса АПК России // Научный вестник Южного института менеджмента. - 2013. - № 3. - С. 75-80.
3. Добрунова М.А. Обоснование профессионального суждения при выборочной аудиторской проверке // Новые технологии. - 2015. - № 2. - С. 128-132.