Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ЛОГИСТИКИ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ЛОГИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
874
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Некрасов Константин Викторович

Современное состояние логистики в России оценивается исследователями и практиками неоднозначно. Автор статьи считает, что потенциал логистического рынка в России необходимо актуализировать за счет сильных сторон и возможностей, выявленных в результате анализа современного состояния логистики в РФ. Приоритетными направлениями современной логистики являются модернизация и развитие транспортной инфраструктуры, создание современных транспортно-логистических комплексов, использование инновационных технологий, применение электронного документооборота в сфере перевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE OF RUSSIAN LOGISTICS

The current state of logistics in Russia is evaluated ambiguously by researchers and practitioners. The author of the article believes that the potential of the logistics market in Russia should be updated due to the strengths and opportunities identified as a result of the analysis of the current state of logistics in the Russian Federation. The priority areas of modern logistics are the modernization and development of transport infrastructure, the creation of modern transport and logistics complexes, the use of innovative technologies, the use of electronic document management in the field of transportation.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ЛОГИСТИКИ»

УДК 332

DOI 10.23672/q5218-7622-3010-j

Некрасов Константин Викторович

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры мировой экономики и логистики, Уральский государственный университет путей сообщения ekonn@bk.ru

Konstantin V. Nekrasov

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department the World Economy and Logistics, Ural State University of Railways ekonn@bk.ru

Современное состояние российской логистики

The current state

of russian logistics

Аннотация. Современное состояние логистики в России оценивается исследователями и практиками неоднозначно. Автор статьи считает, что потенциал логистического рынка в России необходимо актуализировать за счет сильных сторон и возможностей, выявленных в результате анализа современного состояния логистики в РФ. Приоритетными направлениями современной логистики являются модернизация и развитие транспортной инфраструктуры, создание современных транспортно-логистических комплексов, использование инновационных технологий, применение электронного документооборота в сфере перевозок.

Ключевые слова: логистика, транспортная стратегия, логистический рынок, электронный документооборот.

Annotation. The current state of logistics in Russia is evaluated ambiguously by researchers and practitioners. The author of the article believes that the potential of the logistics market in Russia should be updated due to the strengths and opportunities identified as a result of the analysis of the current state of logistics in the Russian Federation. The priority areas of modern logistics are the modernization and development of transport infrastructure, the creation of modern transport and logistics complexes, the use of innovative technologies, the use of electronic document management in the field of transportation.

Keywords: logistics, transport strategy, logistics market, electronic document management.

В

мире.

XXI веке наблюдается новый этап развития современной логистики как в России, так и в

В России современное состояние и развитие логистики определяются Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года [1], национальным проектом Международной кооперации и экспорта в период с 2019 по 2024 гг., экспериментом по внедрению ЭТрН и ЭПЛ [4].

Современная ситуация в развитии логистики осложняется пандемией и распространением СОУЮ-19. Но даже в этих условиях сохраняются производственные и торгово-экономические отношения, научное сотрудничество, туризм, студенческая мобильность, - все это способствует наличию спроса и предложения на рынке логистических услуг. В январе-апреле 2021 г. грузооборот транспорта составил 1843,6 млрд тонно-километров, в том числе железнодорожного - 860,8 млрд, автомобильного - 85,9 млрд., морского -12,6 млрд, внутреннего водного - 8,8 млрд, воздушного - 2,7 млрд, трубопроводного - 872,7 млрд тонно-километров.

Например, целью национального проекта Международной кооперации и экспорта в период с 2019 по 2024 гг. является эффективное развитие несырьевого неэнергетического экспорта в качественном, количественном и финансовом выражении, ожидаемый рост которого к 2024 году должен быть не менее 70 % по сравнению с показателями 2020 года.

В сфере современной логистики ставится задача не только увеличить грузовой объем за границу, но и добиться качественных/позитивных изменений в представлении российских компаний и производителей при доставке и продаже российских товаров и услуг за границей. Современное состояние логистики в России связано с промышленным производством. Так, на январь 2021 года (в сравнении с 2020 г.) был отмечен рост в следующих сферах: производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (+74,9 %), текстильная промышленность (+2,7 %), производители оптических изделий, компьютеров и электрооборудования (+16,9 %), резиновых и пластмассовых изделий (+9,7 %), химических продуктов (+3,4 %), обрабатывающие производства (+1,0 %), а также производство различных запасных частей и механизмов (+2,1 %) [3].

Таблица 1

Грузооборот по видам транспорта [2]

В % к Январь- Справочно

апрель апрель 2020 г. в % к январь-

Апрель 2021 г., млрд т-км апрелю 2020 г. марту 2021 г. 2021 г. в % к январю-апрелю 2020 г. апрелю 2019 г. марту 2020 г. апрель 2020 г. в % к январю-апрелю 2019 г.

Грузооборот транспорта 475,3 106,2 99,0 101,9 94,0 97,1 95,6

- в том числе: - железнодорожного - автомобильного 225,6 22,8 108,2 111,4 99,2 96,2 103,6 105,8 92,8 91,8 96,9 93,3 94,7 98,7

- морского 4,1 132,0 130,5 103,2 103,5 100,8 103,2

- внутреннего водного 2,6 76,3 101,2 89,8 108,4 143,3 102,9

- воздушного (транспортная авиация)1) - трубопроводного 0,7 219,4 132,7 103,7 95,8 98,6 135,5 99,9 87,0 95,2 88,6 97,1 90,8 96,0

1) По данным Росавиации

Сильной стороной современного состояния логистики в России является эксперимент по внедрению ЭТрН и ЭПЛ, который осуществляется при поддержке Министерства транспорта РФ [4], а именно, в сфере автомобильных грузовых перевозок проводится внедрение систем электронного документооборота и электронных перевозочных документов. Речь идет о внедрении электронных транспортных накладных (ЭТрН) и электронного путевого листа (ЭПЛ), которые заменят бумажные носители в перевозочном процессе. Это приведет положительным эффектам: ускорение процессов обмена данными, упрощение взаимодействия транспортно-логистических компаний с органами государственной власти, обеспечение прозрачности транспортно-логисти-ческого рынка, повышение качества транспортно-логистических услуг, сокращение издержек и создание условий для развития эффективных муль-тимодальных перевозок в России [4].

В условиях растущей конкуренции в России наблюдается ситуация, когда слабые игроки транспортно-логистического рынка уходят или консолидируются с более сильными участниками, что является элементом оздоровления логистического рынка.

Особенностью современного состояния логистики в России является то, что территория Российской Федерации большая, поэтому востребованы разные виды транспорта и различные логистические схемы. В контексте развития логистики в России важными являются такие направления, как: модернизация и развитие транспортной инфраструктуры, создание современных региональных транспортно-логистических комплексов, использование инновационных технологий (например, трекинга и систем телеметрии), повышение уровня информатизации и электронного документооборота в сфере грузовых перевозок.

Литература:

1. Логистические тренды 2020-2021. Retail.ru. URL : https:// www.retail.ru/articles/logisticheskie-trendy-2020-2021 -goda-vliyanie-pandemii-covid19-na-perevozki/2020-11 -302020-12-01 (дата обращения 23.06.2021).

2. Международные кооперации и экспорт, в период с 2019 по 2024 гг. Минпромторг России. URL : https://minpromtorg.gov.ru/projects/international (дата обращения 23.06.2021).

3. Мишин А.И. Применение автоматизированных систем с целью оптимизации грузоперевозок в России / А.И. Мишин // Информатика, вычислительная техника и управление. 2019. Т. 11. № 1. С. 14-19.

4. Основные цели стратегического направления «Международная кооперация и экспорт». Российский экспортный центр (РЭЦ). URL : https:// www.exportcenter.ru/company/international-coope ration (дата обращения 24.06.2021).

Literature:

1. Logistics trends 2020-2021. Retail.ru. URL : https://www.retail.ru/articles/logisticheskie-trendy-2020-2021 -goda-vliyanie-pandemii-covid19-na-perevozki/2020-11 -302020-12-01 (date of application 23.06.2021).

2. International cooperation and export, in the period from 2019 to 2024. The Ministry of Industry and Trade of Russia. URL : https://minpromtorg. gov.ru/pro-jects/international (date of application 23.06.2021).

3. Mishin A.I. Application of automated systems for the purpose of optimizing cargo transportation in Russia / A.I. Mishin // Informatics, computer engineering and management. 2019. Vol. 11. № 1. P. 1419.

4. The main goals of the strategic direction «International cooperation and export». The Russian Expert Center (REC). URL : https://www.exportcenter.ru/ company/international-cooperation (date of application 24.06.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.