Научная статья на тему 'Современное состояние развития электронной торговли в Китае'

Современное состояние развития электронной торговли в Китае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2150
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / B2C / C2C / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПЛАТЁЖ / МОБИЛЬНЫЙ ПЛАТЕЖ / ELECTRONIC BUSINESS / CROSS-BORDER PAYMENT / MOBILE PAYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хань Чао

Хотя по сравнению со стремительно развивающейся электронной торговлей США, Японии и других развитых стран, электронная торговля в Китае начала развиваться довольно поздно, а ее исходный пункт был достаточно незавидным, однако через многие годы упорного труда благодаря большой скорости развития и широким перспективам китайская электронная торговля уже показала значительный прогресс и достигла очевидных результатов. Главная цель этой статьи -проанализировать данные об особенностях развития электронной торговли в Китае на данном этапе и дать конкретные рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хань Чао

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE OF ELECTRONIC COMMERCE DEVELOPMENT IN CHINA

Although e-trading in China started to develop rather late in comparison with rapidly evolving e-trading in the USA, Japan and other developed countries, and its start point was not very fortunate, after long years of hard work, thanks to high development speed and wide perspectives the Chinese e-trading has already demonstrated considerable progress and reached apparent results. The main target of this article is to analyze the e-trading development characteristics in China at the moment and to give specific recommendations.

Текст научной работы на тему «Современное состояние развития электронной торговли в Китае»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В КИТАЕ

Аннотация. Хотя по сравнению со стремительно развивающейся электронной торговлей США, Японии и других развитых стран, электронная торговля в Китае начала развиваться довольно поздно, а ее исходный пункт был достаточно незавидным, однако через многие годы упорного труда благодаря большой скорости развития и широким перспективам китайская электронная торговля уже показала значительный прогресс и достигла очевидных результатов. Главная цель этой статьи -проанализировать данные об особенностях развития электронной торговли в Китае на данном этапе и дать конкретные рекомендации.

Ключевые слова. Электронная коммерция, В2С, С2С, международный платёж, мобильный платеж.

Han Chao

THE CURRENT STATE OF ELECTRONIC COMMERCE DEVELOPMENT IN CHINA

Abstract Although e-trading in China started to develop rather late in comparison with rapidly evolving e-trading in the USA, Japan and other developed countries, and its start point was not very fortunate, after long years of hard work, thanks to high development speed and wide perspectives the Chinese e-trading has already demonstrated considerable progress and reached apparent results. The main target of this article is to analyze the e-trading development characteristics in China at the moment and to give specific recommendations.

Keywords. Electronic business, B2C, C2C, cross-border payment, mobile payment.

Электронная коммерция, которая является одной из составляющих «новой экономики», обретает все большую практическую значимость. Электронная коммерция - это сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций [1]. В данный момент электронная торговля Китая находится на стадии интенсивного расширения, она с каждым днем становится все более значимым двигателем внутреннего спроса Китая, стимулирует традиционные отрасли промышленности, превращается в важный двигатель развития современной сферы услуг. У неё есть следующие особенности:

1. Сохранение высоких темпов роста электронной торговли Китая и ее огромного потенциала.

В последние годы оборот электронной торговли Китая сохраняет тенденцию быстрого роста, особенно быстро развивается рынок розничной электронной торговли. В 2015 году объем сделок рынка китайской электронной торговли достиг 16,4 трлн юаней, в 2016 г. - 19,7 трлн юаней, сопоставимый прирост составил 20,12% (см. рис. 1). Из этого оборот рынка электронной торговли В2В составил 13,9 трлн юаней, сопоставимый прирост составил 39%. Объем рынка розничной Интернет-торговли составил 388 млн юаней, сопоставимый прирост - 35,7%. Электронная коммерция дей-

ГРНТИ 06.51.51 О ХаньЧао, 2017

Хань Чао - аспирант кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Полярников ул., 5 (Russia, St. Petersburg, Polyarnikov Str., 5). Тел: +7 962 384 66 28. E-mail: hanchaoppl988@gmail.com.

ствительно превратилась в важную движущую силу быстрого и стабильного роста национальной экономики Китая [2].

Отношение объема рынка розничной Интернет-торговли к общему объему розничной торговли социальными товарами - это важный показатель для измерения того, насколько электронная торговля стимулирует потребление. Согласно данным мониторинга Китайского исследовательского центра электронной торговли, по состоянию на конец 2016 года отношение объема рынка розничной Интернет-торговли к общему объему розничной торговли социальными товарами составило 16,26%. В 2016 году объем рынка розничной Интернет-торговли превысил 5,326 трлн юаней, в 2015 году он составлял 3,8285 трлн юаней, сопоставимый рост составил 28% (см. рис. 2).

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Рис. 1. Оборот электронной торговли Китая, трлн юаней

20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%

6,26% 1

( 3,80 °А 3 1 ъ

1 6,30% ™ 4,40% 1,оо°л Я 5 ■

РП 1 1 1 1 1 1

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Рис. 2. Отношения объема розничной Интернет-торговли к общему объему розничной торговли социальными товарами

2. Быстрое развитие информатизации предприятий и отраслей как необходимая основа усиления электронной торговли.

В условиях, когда государство энергично стимулирует интеграцию информатизации и индустриализации, сфера услуг Китая и предприятия этой сферы идут по пути информатизации, а спрос на электронную торговлю растет день ото дня. Многие традиционные предприятия были достаточно успешны в сфере электронной торговли. Успешно прошла информатизация деревни, некоторые деревни с помощью собственных ресурсов и рыночных преимуществ развивают особое применение Ин-тернет-торговли. Традиционные предприятия розничной торговли постепенно развивают Интернет-торговлю, а другие сферы (например, почта, туризм, страхование и др.) на базе информационных конструкций уже активно ведут коммерческие операции в Интернете.

3. Для динамичного развития сферы услуг и торговли в интернете нужно создать успешную систему методов управления для стимуляции их эффективности.

Модель развития электронной торговли постоянно меняется. Ускоряется взаимодействие В2В и В2С, а работа переходит от информационных платформ к торговым платформам. Становится все бо-

лее отчетливой тенденция перехода к платформам розничной Интернет-торговли, а конкуренция между платформами становится более ожесточенной. Рынок становится более централизованным. С точки зрения обслуживания электронной коммерции, различные функции с каждым днем становятся все более независимыми, происходит разделение труда. В сфере электронной торговли быстрое применение находят информационные технологии нового поколения. Помимо технологии интернета вещей, активно развиваются технологии, базирующиеся на «больших данных» [3].

К концу 2016 года в Китае количество предприятий, занятых в В2С, С2С и других моделях электронной торговли, достигло 39155 (см. рис. 3). Скорость увеличения количества таких предприятий в некоторой степени снизилась. В ходе постоянной стандартизации и интегрирования розничных интернет-рынков, соответствующее число предприятий В2С может еще дополнительно уменьшиться.

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Рис. 3. Количество предприятий, занятых в В2С, С2С и других моделях электронной торговли [3]

На конец 2016 года количество людей, напрямую занятых в предприятиях электронной торговли, превысило 2,8 млн человек. Число сотрудников, работа которых связана с электронной торговлей косвенно, сейчас уже превысило 20 млн человек (см. рис. 4). Рост числа сотрудников, вызванный развитием электронной торговли, заставит традиционные предприятия внешней торговли также принять участие в электронной торговле, что, в свою очередь, приведет к быстрому росту числа людей, прямо или косвенно в ней занятых.

280

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Рис. 4. Персонал, напрямую занятый на предприятиях электронной торговли, млн чел. [3]

4. Динамичное развитие электронных приложений способствует быстрому росту электронной торговли.

Мобильная связь изменила различные аспекты жизни. Мобильные платежи, определение местоположения и социальные сети сделали популярными покупки с мобильного телефона. В 2016 году число пользователей мобильной электронной торговли достигло 470 млн человек, в 2015 году этот показа-

тель составлял 413 млн человек, сопоставимый рост составил 21,9%. Оборот рынка мобильной электронной торговли в Китае стабильно растет, а его доля в общем обороте электронной розничной торговли постоянно повышается. Ожидается, что к 2018 году оборот торговли через электронные приложения превысит 75% рынка розничной электронной торговли. Ожидается, что к 2018 году число пользователей мобильной электронной торговли в Китае приблизится к 500 миллионам (см. рис. 5). На конец 2016 года оборот рынка мобильной электронной торговли в Китае достиг 961 900 миллионов, сопоставимый рост составил 83,5% (см. рис. 6).

5. Быстрое развитие международной электронной торговли.

В условиях длительного упадка международной экономики китайские малые и средние предприятия внешней торговли вопреки существующей тенденции по-прежнему уделяют большое внимание международной электронной торговле. В последние годы среднегодовой темп прироста в этой области составил 30%. Соответствующие органы активно совершенствуют комплексные меры и политику в сфере платформ, логистики и оплаты для стимулирования международной электронной торговли. Также они стимулируют постоянную инновацию форм международной электронной торговли, проводят комплексное продвижение, работу на основе платформ, интегрируют Интернет-торговлю и конференции и используют другие формы развития, благодаря чему все большее количество китайских товаров с помощью торговых интернет-платформ проникает на зарубежные рынки, что активно способствует всестороннему развитию международной электронной торговли [4].

50000 40000 30000 20000 10000 0

Рис. 5. Число пользователей мобильной электронной торговли, 10 тыс. чел.

12000 -

10000 -

8000 -

6000 -

4000 -

2000 -

0 20,0 «ГЭ^

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Рис. 6. Оборот рынка мобильной электронной торговли, 100 млн [3]

Развитие электронной торговли оказывает революционное влияние на международную торговлю. Оно не только ускорило темпы интеграции глобальной экономики, но также изменило характеристики международной торговли. В сегодняшнем мире интеграции мировой экономики Китай сталкивается с вопросами: как лучше использовать преимущества бизнес-модели электронной торговли, как использо-

-47256_

41375

38076

30276

н Н Н Н

15000

ЗШ) ™ I 1.1.1.1. I"

—I— —I— —I— —I— —I— —I— —I— —I

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

вать возможности и принимать вызовы, максимально быстро увеличить конкурентное преимущество Китая в международной торговле? По этой причине мы должны обращать пристальное внимание на развитие внешней электронной торговли Китая. По мнению автора, следует совместными усилиями правительства и предприятий поднять электронную торговлю до стратегических высот, в кратчайшие сроки построить комплексную систему электронной торговли, создать подлинное конкурентное преимущество в международной торговле для осуществления целей развития экономики Китая.

ЛИТЕРАТУРА

1. Юрасов А.В. Основы электронной коммерции. М.: Горячая линия-Телеком, 2014.

2. Gu Guoda, Lu Jing. Introduction to China's Foreign Trade. Peking: Peking University Press, 2016.

3. Annual Report on the Electronic Business Market Research of China 2016. China Electronic Business Research Center, 2016.

4. Liu Yongfang. International trade and the Electronic Business. Peking: Tsinghua University Press, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.