Научная статья Original article УДК 338
doi: 10.55186/2413046X_2023_8_2_56
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЯ CURRENT STATE OF THE PROBLEM OF PLANNING AND OPTIMIZATION OF THE PRODUCTION PROGRAM OF THE ENTERPRISE
Ь й московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
^jUyPHM
Сидякова Валентина Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, Институт пищевых технологий и дизайна - филиала ГБОУ ВО НГИЭУ, г. Нижний Новгород Email: valy-0573@mail.ru
Черней Ольга Тахировна, кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина г. Нижний Новгород E-mail: ochernej@yandex.ru
Смирнова Жанна Венедиктовна, кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, ИПТД (Институт пищевых технологий и дизайна) - филиал НГИЭУ, г. Нижний Новгород E-mail: z.v.smirnova@mininuniver.ru
Sidiakova Valentina Nikolaevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Institute of Food Technology and Design - branch of GBOU VO NGIEU, Nizhny Novgorod Email: valy-0573@mail.ru
Chernei Olga Takhirovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod E-mail: ochernej@yandex.ru
Smirnova Zhanna Venediktovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, IPTD (Institute of Food Technology and Design) - branch of NGIEU, Nizhny Novgorod E-mail: z.v.smirnova@mininuniver.ru
Аннотация. В статье рассматривается современное состояние и планирование организации производственной программы предприятия. Выделены основные особенности в планировании производственной программы с применением автоматизированных систем управления. Автором рассмотрена методика, которая устанавливает основные требования к составу и порядку подготовки исходной информации, а также методы экономического обоснования производственной программы предприятия. Основная цель деятельности предприятия является получение необходимой величины прибыли за определенный промежуток времени. Такая система позволяет предприятию принимать экономическое обоснование по планированию объема выпускаемой продукции, ценовое решение в стоимости товара, которые непосредственно влияют на финансовое состояние предприятия в целом.
Abstract. The article discusses the current state and planning of the organization of the production program of the enterprise. The main features in the planning of the production program with the use of automated control systems are highlighted. The author considers a methodology that establishes the basic requirements for the composition and procedure for preparing the initial information, as well as methods for the economic justification of the enterprise's production program. The main goal of the enterprise is to obtain the required amount of profit for a certain period of time. Such a system allows the enterprise to make an economic justification for planning the volume of output, a price decision in the cost of goods, which directly affect the financial condition of the enterprise as a whole.
Ключевые слова: производственная программа, автоматизированное производство, продукция
Keywords: production program, automated production, products
Введение
После экономического кризиса 1998 года экономика России находилась в стадии инвестиционного бума, который сопровождался строительством целого ряда производственных предприятий. По данным Росстата в октябре 2008 года из 25 крупнейших промышленных регионов РФ резкое падение производства зафиксировано в десяти, кризис в промышленности развивался в первую очередь в металлургической, химической отраслях и машиностроении. Следует отметить, что кризис совпал с переломным моментом в развитии экономики России: исчерпанием в 2007 году резервов наращивания и оптимизации структуры производства на существующих предприятиях и переходу к масштабному строительству новых высокотехнологичных предприятий.
Сегодня, в условиях эскалации кризисных явлений, российским предприятиям приходится решать задачи, которые в последние годы, отмеченные стабильным и достаточно быстрым ростом экономики, не стояли на повестке дня.
Таким образом, начиная с октября 2008 года, промышленные предприятия России оказались в столь сложных экономических условиях (снижение спроса, неплатежи, падение цен, сокращение банковского кредитования и усиление конкуренции), что вынуждены предпринимать комплекс антикризисных мер, включающий: сокращение персонала и заработных плат; снижение объемов выпуска продукции и остановку нерентабельных производств; остановку нерентабельных производственных мощностей; сворачивание инвестиционных программ; продажу непрофильных активов; увеличение отсрочки платежей в рамках расчетов с поставщиками.
Методология
Одной из важнейших проблем для компаний в условиях кризиса является сложность прогнозирования конъюнктуры спроса и предложения на стратегически важных отраслях и рынках (как рынка сбыта готовой продукции, так и рынков сырья), а так же финансово-экономического положения предприятий-контрагентов и конкурентов.
Анализ современной экономической литературы показал что, работы российских и зарубежных ученых-экономистов, направлены в большей степени на решение маркетинговых и финансовых задач сферы услуг и сбыта продукции, так как именно в данном секторе наблюдался наивысший рост численности бизнес-единиц и, следовательно, спроса на подобные алгоритмы. Решение же производственных задач, хотя и не потеряло своей актуальности, но отодвинулось на второй план. Вопросы управления формированием и оптимизации производственной программы исследованы в работах Волковой О.И., Ильенковой, Бандурина, Сергеева И.В., Горфинкеля, Скляренко, Прудникова, Захарченко В.И., Ричард Б. Чейза, Вильям Дж. Стивенсона [1].
Исходя из вышеизложенного, приобретает актуальность вопрос разработки единого комплексного подхода к решению проблем формирования, оптимизации и финансового обеспечения производственной программы предприятия, внедрения новых методик автоматизированного производства.
Результат
Принимая решение о выборе определённой по номенклатуре и объёма производимой продукции производственной программы, необходимо учитывать тот факт, что существенная часть исходной информации обладает неопределённостью. А
неопределённость, как известно, вносит в процесс планирования, и, в частности, в формирование производственной программы, элемент риска.
Риск органически присущ рыночной экономике, которая основана на свободном сосуществовании добровольного продавца и добровольного покупателя. Обе стороны подвергаются риску во время сделки. Продавец рискует своими ресурсами и добавленной стоимостью, которые могут быть не реализованы. Покупатель рискует отдать деньги за товар или услугу, которые окажутся недостаточно качественными или надёжными. Риск внедрялся в рыночную систему по мере развития конкуренции. Если предприятие недостаточно конкурентоспособно, то оно рискует прекратить своё существование. Риск является фактором, позволяющим только наиболее эффективным предприятиям сохранять свое место на рынке [2].
В рыночной экономике государство не несёт ответственности за обязательства и действия предприятия, тяжесть рынка и последствия потерь ложатся на предприятие, сказываются на его финансово-хозяйственных результатах. Фактор риска является сильным стимулом активизации предпринимательства, энергичных действий руководства предприятия в области прогнозирования возможностей рынка, рационализации деятельности предприятия, поиска путей совершенствования товарного ассортимента.
Основной предпринимательский риск это определение цены продукции, кроме этого существует и риск в прогнозировании цены, которые зависят от факторов производственного процесса: средства производства, используемые сырьё, материалы, топливо, энергию, рабочую силу.
Ошибка в установлении цены на реализуемые предприятием продукты всего на один процент ведёт к потерям, составляющим не менее, чем один процент выручки от реализации, а при эластичности рыночного спроса эти потери могут составить 2-3% [3]. Следует отметить, что в условиях инфляции происходит динамичное изменение цен на продукцию и на средства ее производства, отсюда ясно как цена продукции влияет на объём производства.
При проектирование производственной программы необходимо определять риски, чтобы принимать решения стратегического планирования.
Каждое предприятие в своей производственной деятельности составляет сложную динамичную управляемую систему. Основная цель деятельности предприятия является получение необходимой величины прибыли за определенный промежуток времени.
Производственная программа характеризуется определенным способом формирования содержания для достижения поставленной цели.
Повышение эффективности работы по поставленным целям производственной программы предприятия является автоматизированная система управления производственными программами. Такая система позволяет предприятию принимать экономическое обоснование по планированию объема выпускаемой продукции, ценовое решение в стоимости товара, которые непосредственно влияют на финансовое состояние предприятия в целом [4].
В процессе исследования рассмотрена методика автоматизированного формирования производственной программы на одном из предприятий.
В практике бухгалтерского учета и методологии вычисления прибыли производится на основании построенных экономико-математических моделей с использованием ПЭВМ, содержащие пакет прикладных программ. Данная методика была рассмотрена на одном из предприятий.
Результаты экспериментальных расчётов по формированию производственной программы этого предприятия с помощью автоматизированной системы управления (АСУ) «Производственная программ предприятия» позволили рекомендовать разрабатываемую методику для практического использования.
Не останавливаясь на подробном изложении методики, рассмотрим лишь её основные положения и последовательность расчёта.
Методика устанавливает основные требования к составу и порядку подготовки исходной информации, а также методы экономического обоснования производственной программы предприятия.
Исходными данными для разработки производственной программы являются:
— интервальный прогноз себестоимости единицы продукции и возможные цены;
— интервальный прогноз спроса продукции;
— прогноз производственных возможностей предприятия по каждому виду продукции в плановом периоде.
При этом величина недополученного финансового результата увеличивается. Таким образом, предлагаемая методика позволяет производить обоснование производственной программы предприятия по критерию минимума риска [5].
Вывод
Таким образом, мы выяснили, что, прежде чем начинать производство, следует провести анализ рынка, выяснить что требует потребитель, изучить конкуренцию, т.е. спланировать будущее производство. Только тогда продукция компании будет приносить прибыль, а не убытки.
В конечном итоге мы пришли к выводу, что планирование производственной деятельности предприятия является важной и неотъемлемой частью предпринимательской деятельности, в планировании нужно учитывать не только свой опыт, но и опыт конкурентов, чтобы суметь найти наилучший способ для получения прибыли от производства и реализации продукции.
Основные научные и практические результаты выполненных исследований заключаются в следующем.
На основе системного подхода дана характеристика задачи формирования производственной программы и определено её место в общей проблеме повышения эффективности работы предприятия в условиях экономических реформ.
Список источников
1. Ариничева И.В., Бессарабова С.С., Лихота У.А. Развитие цифровой экономики в аграрной сфере // Современные фундаментальные и прикладные исследования. - 2018. -№ 2(29). - С. 36-38.
2. Беликова И.П. Инновационное развитие аграрного сектора на основе цифровой экономики // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2018. - № 11. - С. 19-24.
3. Дохолян С.В., Вартанова М.Л. Обеспечение эффективного информационно-методологического функционирования продовольственного рынка региона // Экономические отношения. - 2017. - № 1. - С. 1 -26.
4. Романовская Е.В., Гарин А.П., Далидович К.Н., Лапыгин Ю.Н. Оптимизация управления запасами в цепи поставок на основе процессного подхода // Вестник Мининского университета. 2016. № 1-1 (13). С. 13.
5. Смирнова Ж.В., Емельянова А.М. Применение практико-ориентированных технологий в подготовке специалистов профессионального образования // В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования сборник статей по материалам IV региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 88-93.
References
1. Arinicheva I.V., Bessarabova S.S., Lihota U.A. Razvitie cifrovoj ekonomiki v agrarnoj sfere // Sovremennye fundamental'nye i prikladnye issledovaniya. - 2018. - № 2(29). - S. 36-38.
2. Belikova I.P. Innovacionnoe razvitie agrarnogo sektora na osnove cifrovoj ekonomiki // Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya. - 2018. - № 11. - S. 19-24.
3. Doholyan S.V., Vartanova M.L. Obespechenie effektivnogo informacionno-metodologicheskogo funkcionirovaniya prodovol'stvennogo rynka regiona // Ekonomicheskie otnosheniya. - 2017. - № 1. - S. 1-26.
4. Romanovskaya E.V., Garin A.P., Dalidovich K.N., Lapygin YU.N. Optimizaciya upravleniya zapasami v cepi postavok na osnove processnogo podhoda // Vestnik Mininskogo universiteta. 2016. № 1-1 (13). S. 13.
5. Smirnova ZH.V., Emel'yanova A.M. Primenenie praktiko-orientirovannyh tekhnologij v podgotovke specialistov professional'nogo obrazovaniya // V sbornike: Integraciya informacionnyh tekhnologij v sistemu professional'nogo i dopolnitel'nogo obrazovaniya. sbornik statej po materialam IV regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nizhegorodskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni Koz'my Minina. 2018. S. 88-93.
Для цитирования: Сидякова В.Н., Черней О.Т., Смирнова Ж.В. Современное состояние проблемы планирования и оптимизации производственной программы предприятия // Московский экономический журнал. 2023. № 2. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-2-2023-9/ © СидяковаВ.Н., Черней О.Т., СмирноваЖ.В., 2023. Московский экономический журнал,
2023, № 2.