Ермолаева Ю.В.
м.н.с. Института социологии РАН
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТХОДОВ В РОССИИ:
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Ключевые слова: экологическая безопасность, охрана окружающей среды, утилизация отходов.
Сегодня по данным государственной корпорации «Ростехнологии», являющейся крупнейшим участником рынка мусоропереработки в стране, на территории России скопилось более 31 миллиардов тонн неутилизированных отходов. И их количество ежегодно увеличивается более чем на 60 миллионов тонн. Министерством природных ресурсов России было подсчитано, что на каждого россиянина приходится по 400 килограммов отходов в год. Статистика различных инстанций по сбору и утилизации сильно отличается, что продиктовано недостаточно проработанной системой учета, зафиксированной законодательством в 1995 году «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где уточняется, что вывоз и утилизация переданы в руки частных компаний, что сразу приводит к тому, что мусорные массы копятся интенсивнее, так как цикл, выполняемый единой системой сбор-переработка-утилизация и хранение оставшихся отходов разделяется на специализации компаний: компании по вывозу отходов и транспортировки их на полигоны, компании, занимающиеся рециклингом, а роль контролирующих органов постоянно меняется. Закон неоднократно изменялся. Авторы статьи в журнале «Экология и право» указывают на несколько ключевых изменений, произошедших за десятилетия: вместо понятия «опасные отходы» появляются отходы пяти классов опасности, а также «оказался не прописанным четкий механизм того, как с юридической точки зрения товары превращаются в отходы и как при этом право собственности, а значит, и ответственность за обращение с отходами, переходит от одного субъекта к другому. Отсутствует и четкое определение того, как отходы становятся сырьем, которое можно далее продавать, и что происходит в этом случае с правом собственности на него»1.
В 2009 году функция регулирования обращения с отходами возложена на Минприроды, в 2011 году данным законом перестает регулироваться место размещения и обезвреживания отходов, по указаниям авторов, ранее формулировка была туманна касательно полномочий местной муниципальной власти.
На данный момент некоторые поправки вносятся, новые законопроекты отвергаются систематически, однако по-прежнему не ясны функции и не закреплены полномочия за каждым актором системы: государством, местной муниципальной властью, частным сектором, что отражает отсутствие единого интереса к налаживанию проблемы отходов. На данный момент, после внедрения раздельного сбора предполагается, что темпы роста отходов ежегодно повышаются на 3-4% процента, и даже при переходе на раздельный сбор отходов и при увеличении спектра возможностей переработки и перераспределения инвестирующих ресурсов в данную сферу, это позволит сократить в первое время рост отходов только на десять процентов, и открытым по-прежнему остается вопрос о судьбе уже действующих полигонов и существующих мусорных массах, которые также содержат некоторую долю перерабатываемых материалов.
Как и во всем мире, проблема отходов растет пропорционально производству различных товаров и добыче полезных ископаемых. В России «история мусора» начинает, в отличие от европейской и американской ситуации, быть видимой только в ХХ веке, когда промышленность сосредотачивается в крупных российских городах.
Основные причины:
• географический менталитет (расширение полигонов возможно за счет ресурсов территории, что дает видимою отсрочку в принятии решении о переходе на раздельный сбор и увеличение доли переработки);
• низкая правовая культура;
• экокультура, сложившаяся в советский и постсоветский период, характеризующаяся нарастающим темпом потребления и культом одноразовости;
• усиливающийся частный сектор с различными зонами ответственности и ослабление муниципальной власти;
• игроки с разными ценностными ориентациями: бизнес, экоактивисты, правительство, местная муниципальная власть и рядовое население воспринимает данную проблему под своим собственным углом зрения. Как показывает экспертный опрос с вышеперечисленными участниками, каждая категория формирует свою систему взаимодействия с отходами, замыкаясь на себе, и не ищет поддержки у вышестоящих инстанций;
• выгодная неопределенность и нестабильность ситуации для возможности варьировать полномочия;
• недостаток финансовых ресурсов на федеральном уровне;
1 Евдокимова Н.О., Вандышева Л. Генеральная уборка откладывается // Экология и право. 2014. - № 3 (56).
343
• недостаток профессиональный кадров (специализированных работников по мусороперерабатывающей отрасли, технологов и экологов. Как правило, они являются представителями других специальностей, работающих в сфере обращения с отходами);
• создание теневого рынка (преступность, нелегальные процедуры обращения с отходами). Феномен «мусорных королей» и поселения рабочих мигрантов и рабочих - бездомных на свалках, занимающихся ручной сортировкой;
• недостаточность бытовых и практических знаний о вреде отходов, их разновидности, экологической целесообразности.
Самое большое количество отходов образуется в Ростовской и Челябинской области (7,9 млн. чел. и 7,6 млн. т ТБО, примерно 960 кг на человека), самое низкое - в Республике Татарстан и Томской области (4,8 млн. чел. и 0,95 млн. т, примерно 200 кг на человека), в Белгородской, Ростовской, Челябинской областях образуется примерно 795,1000 и 880 кг ТБО в год на человека соответственно, «Иногда этот разброс указывает, что в некоторых регионах образование ТБО, вероятно, существенно занижено. Так, согласно данным по Краснодарскому краю, здесь образуется «более 1 млн. т ТБО» на 5121 млн. чел. (на 01.01.2008), - то есть примерно 200 кг/год на чел., тогда как в соседних регионах, весьма близких к Краснодарскому краю по природным, социальным и экономическим условиям, совершенно другие оценки: в Белгородской области - примерно 740 кг/год на чел., а в Ростовской области - примерно 1000 кг/год на чел.».1
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления. Но, как мы увидим в дальнейшем, его роль во взаимодействии с рынком утилизации и обращения ТБО менее значительна, чем роль региональных и частных предприятий, которые управляют этой сферой.
Самым крупным сегментом рынка является сбор мусора у населения. Грандиозные объемы мусора, образующиеся у жилых домов ежедневно, позволяют сделать бизнес именно на перевозке мусора от точки сбора до точки сброса. Цены на вывоз мусора зависят от расстояния, которое необходимо проехать на транспорте до клиента, а также от объема мусора.
Имеются следующие результаты исследования сферы услуг по вывозу, переработке и захоронению ТБО в большинстве городов с населением более 100 тыс. человек:
• 45% городов - на рынке осуществляет деятельность один хозяйствующий субъект, преимущественно муниципальное предприятие (Белгород, Брянск, Иваново, Липецк, Смоленск, Тверь, Владимир, Петрозаводск и др.);
• 39% городов - услуги по сбору и вывозу ТБО предоставляют одновременно два-три предприятия (Тамбов, Калуга, Курск, Рязань, Великий Новгород, Майкоп, Астрахань, Киров и др.)2.
«По оценке ведомства, спрос на многие вторичные продукты мал из-за высокой стоимости переработки, и, кроме того, «даже при высокой степени извлечения вторичного сырья оставшаяся часть отходов должна быть размещена на полигонах или утилизирована иными способами». Ссылаясь на эти факторы, Росприроднадзор также назвал «негативным» опыт раздельного сбора, полученный в Петербурге, Москве, Смоленске и других городах»3. По результатам опроса экспертов делается вывод о том, что «собственное удобство» для власти дороже, нежели адаптация к новой системе. Данные множества активистских организаций, самостоятельно организующих раздельный сбор в районах и городах, говорят о том, что граждане занимаются этим добровольно.
В настоящий момент ситуация с отходами в России переживает переломный период. Власти подтвердили свою готовность отказаться от строительства мусоросжигательного завода в Москве, но в Санкт-Петербурге продолжается борьба и с мусоросжиганием и со строительством новых комплексов; встал вопрос о повышении коммунальной квартплаты приблизительно на 10-15% в связи с планами о внедрении раздельного сбора4. Хотя экспертный опрос показывает, что такое повышение оправдано, вряд ли большая часть населения готова с этим согласиться. Уже существует программа относительно Москвы, озвученная в СМИ в заявлении А. Кульбачевского, руководителя департамента природопользования, о том, что в столице уже летом 2015 года будет реализован план по самообеспечению каждой управы баками для раздельного сбора, воспользоваться ими добровольно смогут наиболее экологоориентированные и ответственные граждане. Вывозом и утилизацией будут заниматься зарекомендовавшие себя частные компании по благоустройству.5 Пока остается открытым традиционный вопрос о самообразовании и мотивации граждан. На данный момент из наиболее активных экоорганизаций, поставивших цель сократить количество образующихся отходов и объяснить населению, как следует обращаться с отходами, являются движения «Мусора.больше.нет», региональный проект «Сделаем!», проект «PRO Отходы», Центр Экономии ресурсов, токсикологическая программа Greenpeace, в частности проект «Зеленый супермаркет», и акция «миллион за раздельный сбор», которую можно поддержать на сайте организации. Очень влиятельны и известны движения «Блогер против мусора», Экологическое движение «РазДельный сбор», «Грязи.больше.нет», проект «Собиратор». Существуют организации, ориентированные на работу с опасными отходами - батарейками, ртутьсодержащими лампами, в данной сфере лидирует «Меркурий», «Ассоциации предприятий по обращению с ртутьсодержащими и другими опасными отходами». Как правило, любая региональная
1 Пашинский В. М. Сколько отходов образуется в России? // Твердые бытовые отходы. 2011. - № 7. - С. 42.
2 Твердые бытовые отходы. 2010. - № 5.
3 Вандышева Л. Деньги - в топку // Экология и право. 2014. - № 3 (56).
4 http://unise.ru/news-federal/society/3749-kommunalnye-platezhi-mogut-vyrasti-na-15-procentov-iz-za-musora
5 http://dom.lenta.ru/news/2015/01/22/garbage/
организация, действующая на территории России, уделяет особое внимание отходам, организуя либо акции по привлечению населения к уборкам, либо представляя возможность сдать мусор раздельно. Существуют и компании, совмещающие бизнес с экологической ответственностью. Такими организациями являются «Сфера экологии», «Осташков ЖКХ», Ь&Т, «Таратрейд» и др. Однако несмотря на то, что организации часто объединяются между собой и имеют хорошо разработанную сеть коммуникаций, Интернет-сопровождение и доступ к информационным ресурсам для граждан, экоориентированные группы развиваются медленнее, чем хотелось бы. Пока что крупные общественные движения и проекты, перечисленные выше, и другие гражданские и экологические инициативы, чьи интересы формируются благодаря общественным организациям, говорят о том что «власти не помогают, но и не мешают» им.
С.О.Климова, координатор проекта «Раздельный сбор», на основе внутреннего анкетного опроса приходящих сортировщиков рисует следующий портрет экоориентированного гражданина: «Как правило, это люди (в среднем) 31 года, с высшим образованием, семейные и, в основном, не бедствующие». Если ориентироваться на фоторепортажи, а также свидетельства основных участников, действительно, среди активистов преобладает молодежь от 18 до 3035 лет. Если школьный и средне-школьный возраст возможно задействовать с помощью внедрения школьных программ, волонтерских выступлений и даже детсадовских концепций, то обеспечение мотивации людей старшего возраста остается вопросом открытым. Благодаря работе волонтерских и общественных проектов Интернет-просветительские ресурсы работают слаженно. Для того чтобы сформировать мотивационно-целевую программу, необходимо уделить особое внимание экоориентированному воспитанию. Среди волонтеров и экоактивистов формируется установка на практическое применение знаний об охране природы, расширение знаний о взаимодействии различных сфер окружающей среды с деятельностью человека, на сведение рисков загрязнения к минимуму. Экологоориентирован-ный человек - это человек рефлексирующий - о пользе того что он делает, о том как можно улучшить окружающее пространство, взаимоотношения человека с окружающей средой. Он учится обращать внимание на проблемы окружающей среды и вовремя выявлять существующие проблемы.
Просвещение и образование на данном этапе должно быть подкреплено санкциями, особенно в сфере обращения с отходами.
Напомним, что в России приблизительно только 5-10% процентов отходов идут на переработку, 90% составляют легальные и нелегальные полигоны. А в странах, где налажен сбор отходов, пропорции обратны, вместо того чтобы создавать очередной полигон, средства вкладываются в то, чтобы от полигонов избавиться. Полигоны считаются «примитивным» способом обращения с отходами, усилия сосредоточены на развитии культуры переработки и поиске новых технологических решений.
Ситуация в странах третьего мира в области переработки отходов, качества жизни и экологического поведения, заметно отличается от индустриализированных стран не в лучшую сторону. По обращению с отходами Россию можно отнести к развивающимся странам, но с рядом отличий.
В отношении полигонов мы наблюдали следующие тенденции:
1) Нет единой системы работы на полигонах, организации полигонов. Степень соответствия полигона экологическим нормам проследить сложно.
2) В целях повышения рентабельности переработки на некоторые полигоны мусора нанимаются мигранты и бездомные. Это обычно небольшие группы (в зависимости от масштаба полигонов от 10 до 40 человек, не считая руководителей и официальный работников с более высоким статусом). При этом прослеживается тенденция к росту мигрантов. Чем выше уровень бедности в регионе, тем больше людей вовлечено в процесс переработки. Основная работа производится на полигонах твердых бытовых отходов.
3) Поселения на свалке имеют относительно упорядоченную структуру. Как в любой группе, образуются социальные связи, выделяется лидер, который осуществляет своеобразную координацию между членами «общины» и исполняет роль бригадира. Между жителями свалки достаточно слабые и односложные связи, высокие показатели алкогольной зависимости среди бездомных. В отличие от стран третьего мира, где существует целые поколения мусорособирателей, в России данная деятельность ситуативна, непостоянна, объясняется потерей прежнего социального статуса и средств. Вследствие российского климата период жизни бездомных здесь продолжается несколько лет. Как и в Колумбии, Индии, Мексике, - в России мусорщики получают 5% от цены всей переработки и сбора.
4) Ручная работа с отходами, даже бытовыми, предполагает соблюдение определенных правил охраны труда, соответствующую амуницию. Соответствие данным правилам наблюдалось далеко не всегда, были зафиксированы поджоги, загрязнения мусором близлежащих территорий к свалке, водоемов. Во всех случаях полигоны находились в радиусе менее километра - от зданий, дачных поселков, людных дорог.
Все же, нужно закончить на позитивной ноте, словами одного из экоактивистов проекта «Сделаем!»: «Ключ к чистой России, на мой взгляд, лежит в культурной элите. Заряженное на изменение ситуации ядро взрослых людей может быть сформировано или посредством организации группового поведения, или путем рассказывания трогающих за душу и проникающих в сердце историй на индивидуальном уровне. Это то, что делает культурная элита. Видение чистой, безупречной, прекрасной России должно быть передано кем-то, кто верит в это - оно может выражаться в музыке, литературе или с помощью других видов искусства».