Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ПРЕДМЕТОВ, ИМЕЮЩИХ ОСОБУЮ ЦЕННОСТЬ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ПРЕДМЕТОВ, ИМЕЮЩИХ ОСОБУЮ ЦЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
112
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТЫ / ИМЕЮЩИЕ ОСОБУЮ ЦЕННОСТЬ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / ХИЩЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ВЫЯВЛЕНИЕ И РАСКРЫТИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прибе Алексей Игоревич

Рассматривается современное состояние преступности в сфере хищения и незаконного оборота предметов, имеющих особую ценность; проводится анализ показателей раскрываемости, выделяется ряд проблем, относящихся к процессам квалификации и доказывания. Отдельное внимание уделяется вопросу транснациональности незаконного оборота культурных ценностей. На основании данных интервьюирования сотрудников практических органов представлена краткая оперативная характеристика преступлений, связанных с хищением предметов, имеющих особую ценность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE OF CRIME IN THE SPHERE OF ILLICIT TRAFFICKING OF ITEMS OF SPECIAL VALUE

The current state of crime in the field of theft and illicit trafficking of items of special value is examined, the indicators of disclosure, identifies a number of problems related to the processes of qualification and proof are analyzed. Special attention is paid to the issue of the transnational nature of illicit trafficking in cultural property. Based on the data of interviewing employees of practical bodies, a brief operational description of crimes related to the theft of items of special value is considered.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ПРЕДМЕТОВ, ИМЕЮЩИХ ОСОБУЮ ЦЕННОСТЬ»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 343.7

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-195-197 NIION: 2003-0059-6/22-517 MOSURED: 77/27-003-2022-06-716

Современное состояние преступности в сфере незаконного оборота предметов, имеющих особую ценность

Алексей Игоревич Прибе

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия,

pribe.lesha@yandex.ru

Аннотация. Рассматривается современное состояние преступности в сфере хищения и незаконного оборота предметов, имеющих особую ценность; проводится анализ показателей раскрываемости, выделяется ряд проблем, относящихся к процессам квалификации и доказывания. Отдельное внимание уделяется вопросу транснациональности незаконного оборота культурных ценностей. На основании данных интервьюирования сотрудников практических органов представлена краткая оперативная характеристика преступлений, связанных с хищением предметов, имеющих особую ценность.

Ключевые слова: предметы, имеющие особую ценность, транснациональный характер, хищение, международное сотрудничество, выявление и раскрытие

Для цитирования: Прибе А. И. Современное состояние преступности в сфере незаконного оборота предметов, имеющих особую ценность // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 6. С. 195-197. https://doi. org/10.24412/2073-0454-2022-6-195-197.

Original article

The current state of crime in the sphere of illicit trafficking of items of special value

Alexey I. Pribe

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia,

pribe.lesha@yandex.ru

Abstract. The current state of crime in the field of theft and illicit trafficking of items of special value is examined, the indicators of disclosure, identifies a number of problems related to the processes of qualification and proof are analyzed. Special attention is paid to the issue of the transnational nature of illicit trafficking in cultural property. Based on the data of interviewing employees of practical bodies, a brief operational description of crimes related to the theft of items of special value is considered.

Keywords: items of special value, transnational nature, theft, international cooperation, detection and disclosure

For citation: Pribe A. I. The current state of crime in the sphere of illicit trafficking of items of special value. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(6):195-197. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-195-197.

Современная преступная деятельность может оцениваться по сотням различных показателей и классификаций, однако применительно к нашему исследованию одним из наиболее значимых индикаторов современного состояния преступности по праву можно считать различного рода хищения, удельный вес которых от общего числа зарегистрированных преступлений за 2021 года составил 55,3 % [1].

Формы хищения дифференцируются в зависимости от способа совершения преступления и общественной

© Прибе А. И., 2022

опасности преступного деяния, что в свою очередь обязывает законодательство дифференцировать уголовно-правовые нормы, по которым субъект будет нести ответственность. Однако рассматриваемый нами состав преступления, предусмотренный статьей 164 УК РФ, а именно хищение предметов, имеющих особую ценность, в своей диспозиции отражает, что санкции по данной норме не будут дифференцироваться в зависимости от способа совершения преступления. За кражу, грабеж и разбойное нападение, предметом которых будет высту-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

пать один и тот же культурно или исторически значимый объект, законодательством не предусмотрена различная ответственность, несмотря на очевидно разный уровень общественной опасности деяния. Применительно к данной норме общественная опасность определяется исключительно особой ценностью похищенного предмета.

Особая ценность, которая, в свою очередь, определяется технологической экспертизой, не только вносит свои особенности в процедуру квалификации деяния, но и создает необходимость в разработке особого механизма противодействия преступлениям, предусмотренным статьей 164 УК РФ, так как применение традиционных мер, пусть и целесообразно, но не дает должных результатов при доказывании прямого умысла, выражающегося в осознании субъектом особой ценности предмета, ввиду чего раскрываемость по ст. 164 УК РФ статистически очень низка.

Исследуемый нами состав преступления носит преимущественно транснациональный характер, так как предметы или документы, обладающие особой ценностью, являются объектом внимания в большинстве своем для организованных преступных формирований, действующих на территории как минимум двух государств, так как основным каналом сбыта похищенных культурных и исторических ценностей, как правило, является их контрабанда за территорию нашего государства, и дальнейшая продажа в частные коллекции или выставление на торги на различного рода аукционах.

Механизм сбыта за рубеж обеспечивается высокими численностью и уровнем организованности преступного формирования, наличием криминальных и коррумпированных связей как на территории нашего государства, так и за рубежом. Отдельного внимания заслуживает тот факт, что возглавляют преступные группы в данной сфере, как правило, лица, находящиеся за границей, будь то иностранные граждане или эмигранты из числа бывших граждан РФ и СССР, в связи чем эффективность механизма выявления и раскрытия преступлений в данной сфере во многом зависит от эффективности международного сотрудничества оперативных и следственных органов. Например, 22 сентября 2017 года с торгов аукционного дома Koller (Цюрих, Швейцария) была снята картина Ивана Айвазовского «Море» (1845 г.), которая была украдена в 1976 году из Музея-заповедника «Дмитровский Кремль» в Московской области. Находка данного произведения искусства является, безусловно, значимым событием для культурной составляющей нашего государства и примером плодотворного сотрудничества российских оперативных подразделений и швейцарских [2]. Однако, несмотря на единичные успехи обнаружения и возврата культурных ценностей, уровень их хищения на территории РФ остается на высоком уровне, на этого в первую очередь влияют:

• высокий спрос на культурные и исторические ценности нашего государства на зарубежных антикварных рынках;

• низкий уровень организации учета и хранения предметов и документов, имеющих особую ценность, выражающийся, к примеру, в отсутствии

достаточной степени охраны рассматриваемых предметов;

• низкий уровень заработка и высокий уровень коррумпированности сотрудников организаций, где располагаются предметы особой ценности, а также таможенных органов.

Обращаясь к официальной статистике Главного информационно-аналитического центра МВД России, стоит отметить, что удельный вес хищения предметов, имеющих особую ценность, составляет менее 1 % от всех видов хищений. Однако это связано не столько с высоким уровнем латентности, сколько с квалификацией в правоприменительной практике. Хищения предметов и документов, имеющих особую ценность, квалифицируются по соответствующим статьям в зависимости от способа совершения хищения (кража, разбой, грабеж и т. д.), так как возникают трудности при доказывании факта осознания субъектом преступления особой ценности предмета преступления. Это является одной из основных причин низкой раскрываемости по ст. 164 УК РФ.

В процессе осуществления исследования, а именно проведения интервью с различными сотрудниками практических органов, удалось установить, что преступления в сфере хищения предметов, имеющих особую ценность обладают средним уровнем латентности, которая обеспечивается рядом факторов, связанных как с трудностью обнаружения самого факта хищения на месте преступления, ввиду низкого контроля за учетом этих предметов (некоторые пропажи из архивов могут быть обнаружены спустя десятки лет), так и отсутствия эффективного механизма обнаружения незаконно похищенных культурных и исторических ценностей в процессе их транспортировки (большинство предметов, имеющих особую ценность, не обладает какими-либо отличительными признаками или свойствами, на которые бы обращали внимание сотрудники пунктов досмотра).

Больше половины хищений рассматриваемых предметов и документов осуществляется из частных домовладений, оставшаяся часть равномерно распределена между религиозными организациями и различными музеями и архивами. Отдельного внимания заслуживают наиболее похищаемые предметы — это иконы, награды, картины, документы исторической важности с реквизитами различных высокопоставленных лиц государства.

Хищения предметов, имеющих особую ценность, чаще всего происходят в густонаселенных регионах РФ: Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Калининград, Мурманск.

Рассматривая субъект совершения данного рода преступления, стоит отметить, что ключевым элементом механизма хищения является лицо, имеющее законный доступ к месту хранения предмета посягательства, либо имел этот доступ ранее, ввиду исполнения каких-либо трудовых обязанностей: сотрудники архивов, музеев, библиотек, реставрационных мастерских, работники религиозных организаций. Как правило, они же и привлекаются к уголовной ответственности, однако организаторы данной преступной деятельности, зачастую, находятся за пределами действия уголовно-правовых норм нашего государства.

196

Вестник Московского университета МВД России

№ 6 / 2022

JURISPRUDENCE

Таким образом, хищение предметов, имеющих особую ценность, на сегодняшний день является сложным составом преступления, как с точки зрения уголовно-правовой квалификации, так с точки зрения пресечения, выявления и раскрытия данного рода преступления оперативными подразделениями, что подчеркивает необходимость совершенствования законодательства в этой области. Помимо этого, необходимо совершенствовать механизм противодействия хищению и дальнейшей контрабанде, путем разработки новых методик и тактик осуществления комплекса оперативно-розыскных и организационных мероприятий, развития агентурного аппарата и внедрения технологических инноваций в процесс осуществления оперативно-розыскной деятельности в данной области.

Список источников

1. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2021 года. URL https://мвд.рф/reports/item/28021552/ (дата обращения: 13.02.2022).

2. Официальный сайт МВД Российской Федерации. URL https://мвд.рф/news/item/11223750 (дата обращения: 13.02.2022).

References

1. Brief description of the state of crime in the Russian Federation for January - December 2021. URL https://мвд. рф/reports/item/28021552/ (accessed: 13.02.2022).

2. Official website of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. URL https://мвд.рф/news/ item/11223750 (accessed: 13.02.2022).

Библиографический список

1. Федеральный закон от 15 апреля 1993 года № 48041 (ред. от 08.12.2020) «О ввозе и вывозе культурных ценностей» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Законодательство. URL https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_1905/ (дата обращения: 13.02.2022).

2. Буркина О. А. Хищение предметов, имеющих особую ценность // Пенитенциарная система и общество: сборник материалов V Международной научно-практической конференции, Пермь, 6 апреля 2018 года. Пермь

: Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2018. С. 34-35.

3. Пупцева А. В. Проблемные вопросы, связанные с осмотром места происшествия при хищении предметов, имеющих особую ценность // Сборник материалов криминалистических чтений, Барнаул, 2021 год. Барнаул : Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. С. 59-60.

4. Сабитов Т. Р. Охрана культурных ценностей : уголовно-правовые и криминологические аспекты : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. Омск, 2002. 31 с.

5. Шеслер В. А. Развитие нормы об уголовной ответственности за хищение предметов, имеющих особую ценность / В. А. Шеслер, А. В. Шеслер // Вестник Сибирского юридического института МВД России, Красноярск 2021 год. Красноярск : Сибирский юридический институт МВД России, 2021. С. 46-51.

Bibliographic list

1. Federal Law № 4804-1 of 15.04.1993 (as amended on 08.12.2020) «On the import and export of cultural property» [Electronic resource] // SPS Consultant Plus: Legislation. URL https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_1905/ (accessed: 13.02.2022).

2. Burkina O. A. Theft of objects of special value // Penitentiary system and society : collection of materials of the V International Scientific and Practical Conference, Perm, April 6, 2018. Perm : Perm Institute of the Federal Penitentiary Service, 2018. P. 34-35.

3. Pupceva A. V. topical issues related to the inspection of the scene with the theft of items having a special value // Collection of materials of forensic readings, Barnaul, 2021. Barnaul : Federal state educational institution of higher professional education «Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation», 2021. P. 59-60.

4. Sabitov T. R. Protection of cultural property : criminally-legal and criminological aspects : author. dis. ... cand. jurid. sciences : 12.00.08. Omsk, 2002. 31 p.

5. Shesler V. A. Development of the norm on criminal liability for theft of items of special value / V. A. Shesler, A. V. Shesler // Bulletin of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnoyarsk 2021. Krasnoyarsk : Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021. P. 46-51.

Информация об авторе

А. И. Прибе — адъюнкт очной формы обучения факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author A. I. Pribe — Adjunct full-time student of the Faculty of Training Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 13.05.2022; одобрена после рецензирования 12.07.2022; принята к публикации 30.08.2022.

The article was submitted 13.05.2022; approved after reviewing 12.07.2022; accepted for publication 30.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.