Х. И. Итжанова
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ПРОТИВОПАРАЗИТАРНЫХ, ГЕПАТОПРОТЕКТОРНЫХ СРЕДСТВ В КАРАГАНДИНСКОМ РЕГИОНЕ
АО «Международный научно-производственный холдинг «Фитохимия» МОН РК (Караганда)
Для современных направлений развития мировой системы здравоохранения характерно смещение приоритетов от экономики расходов на оказание медицинской помощи к поиску более эффективных методов их использования. Ранее выбор лекарственных средств (ЛС) при разработке формуляров определялся их клинической эффективностью, фармакодинамическими и фарма-кокинетическими свойствами препаратов. Впоследствии серьезное значение стали придавать проблемам переносимости, безопасности и удобства приема лекарственных средств.
В некоторых странах проведение фармако-экономических исследований является обязательным при решении проблем бесплатного или льготного отпуска ЛС. Экономические оценки играют существенную, а иногда определяющую роль в разработке формулярных списков и стандартов, как обязательный инструмент экспертной оценки рынка лекарственных препаратов, особенно в условиях «жесткого лимита» денежных средств и способствует принятию правильных решений потребителями, медицинскими учреждениями и предприятиями фармацевтической промышленности.
Сложная конкурентная среда повышает роль стратегического маркетинга и заставляет отечественные компании усиливать маркетинговую ориентацию своей деятельности. В связи с развитием рыночных отношений и неуклонным ростом товарной номенклатуры фармацевтического рынка данный сектор здравоохранения рассматривается как система, целью которой является обеспечение потребностей и запросов граждан и медицинских учреждений на фармацевтические и парафармацевтические товары. Для такого отечественного производителя, как Карагандинский фармацевтический комплекс, выходящего на фармацевтический рынок Казахстана с оригинальными инновационными препаратами, результаты исследований дают возможность разработки стратегии действий по завоеванию, сохранению и расширению ниши казахстанских препаратов.
Данное маркетинговое исследование базируется на достижениях фармацевтической науки, теоретических основах маркетинга и маркетинговых исследований. Потенциальный и реальный спрос на фармацевтическом рынке определяется не только объективной потребностью в лекарствах, но также платежеспособностью населения
и уровнем финансирования из государственных источников - бюджетов всех уровней.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Объектами сегментации выступают целевые аудитории, представляющие собой группы людей которые формируют спрос на продукцию и влияют на положение компании на рынке. Их действия направлены на продвижение продукции и своего имиджа. В работе использованы экономические, статистические, маркетинговые методы исследования. Информационной базой исследования явились первичные и вторичные маркетинговые данные. К первичным необходимо отнести анкетирование фармацевтов и врачей-специалистов. К вторичной информации относим данные по количеству пациентов с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, объемы импорта определенных групп лекарственных средств, объемы розничных и госпитальных средств по Карагандинской области.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
По данным статистического анализа Министерства здравоохранения Республики Казахстан за период 2007-2008 гг. расходы на лечение одного жителя по стране были примерно от 20 до 23 тыс. тенге, по Карагандинской области данные за 2007 г. составили 16 653 тен., в 2008 г. 19 381 тысяч тенге [1]. Результаты анализа представлены в табл. 1.
Таблица 1. Расходы на лечение 1 жителя в период 2007-2008 гг. (тенге)
Система МЗ РК 2007 2008
Республика Казахстан 20 196 23 578
Карагандинская обл. 16 653 19 381
В настоящее время в Карагандинской области реализуется 15 наименований гепатопротек-торов на основе растительного сырья. Большинство гепатопротекторов импортируется в Казахстан из зарубежных стран. Для проведения одного курса лечения расходуется разное количество доз препарата и единиц упаковок, поэтому для достоверности и объективности результатов нами проведен расчет стоимости 1 мг вещества гепато-протекторов. Результаты расчета приведены в табл. 2. По результатам расчета стоимости 1 мг гепатопротекторных препаратов из табл. видно, что лидером в ценовом выражении является препарат гепадиф стоимостью 21,2 тенге.
На II месте - препарат гептрал - 15,6 тенге. Тройку лидеров замыкает гепабене, на его долю приходится 14,6 тенге. На IV месте расположено лекарственное средство карсил, размер стоимости составляет 12,0 тенге, на V месте - эс-сенциале форте - 3,2 тенге и самая низкая стоимость принадлежит отечественному лекарственному средству Салсоколлин, она равна 2,1 тенге.
Применение салсоколлина в дозе 0,6 г/ сутки в течение 3 нед. в клинической практике
Таблица 2.
Сравнительная стоимость 1 мг гепатопротекторов
Наименование препарата Форма выпуска Страна производитель Стоимость (тенге)
Гепадиф Капсулы 150 мг №50 «Хан Сео Фарм» (Южная Корея) 21,2
Гептрал таблетки 400мг №10 «Эббот СПА» (Италия) 15,6
Гепабене капсулы 50 мг №30 «Меркле ГМБХ» (Германия) 14.6
Карсил драже 35мг №80 АО «Софарма» (Болгария) 12,0
Эссенциале форте капсулы 300мг №30 «А. Наттерман Сия» (Германия) 3,2
Салсоколлин таблетки 200мг №25 Казахстан 2,1
приводило к существенному улучшению самочувствия больных (уменьшилась утомляемость, тошнота, метеоризм, размеры печени, нормализовался сон). По сравнению с препаратом эссенциале, салсоколлин в большей степени снижал явления холестаза. Из биохимических показателей наблюдалось достоверное снижение общего билирубина, АлАТ, АсАТ и ЩФ. Результаты прижизненной биопсии печени у больных с хроническим вирусным гепатитом и алкогольным гепатитом свидетельствовали о положительной морфологической динамике, выражавшейся в репаративных и компенсаторных процессах в гепатоцитах [5].
Госпитальный рынок гепатопротекторов на 2009 год определен по государственному закупу препаратов (табл. 3), на основании приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан «Об утверждении Перечня видов заболеваний и отдельных категорий населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и специализированное лечебное питание по рецептам отпускаются бесплатно и на льготных условиях» от 21 июня 2007 г №376.
Основным лекарственным средством, закупленным лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) области был селимарин, фума-рин - в капсулах фирмы «Мегк1е GbMX» (Германия). На него пришлось 100% закупа всех гепатопротекторных средств.
В 2009 г. ЛПУ осуществляли закуп 4 медицинских препаратов адеметионин в виде иньек-ционной и таблетированной форм компании «Abbot S.P.A.» (Италия), орнитин - таблетки ком-
пании «Pliwa Kracow pharm», селимарин, фума-рин - в капсулах фирмы «MerKle GbMX» (Германия) и урсодезоксихолевая кислота - в капсулах фирмы «Prowmed» (Чешская Республика).
По итогам государственного закупа лекарственных средств победителями тендера 2009 г., по протоколу №3 от 10.03.09, на поставку гепа-топротекторных препаратов для ЛПУ области определены такие фирмы, как ТОО «Аманат», ТОО «Стофарм» и ТОО «Медсервис Плюс».
Рассматривая розничный фармацевтический рынок (рис. 1), выявили, что лидером по объемам продаж в количественном выражении является лекарственное средство аллахол - таблетки, покрытые оболочкой 0,3 г №30 - на его долю пришлось 22 924 упаковки.
На II месте по количеству проданных упаковок - 6 985 - препарат гепабене 50 мг в капсулах №30. III позицию по количеству реализованных упаковок - 6 732 - занимает эссенциале форте Н капсулы по 300 мг №30. На IV месте расположен карсил - драже по 35 мг №80, размер которой равен 5 665 упаковок, и пятерку лидеров замыкает лиф-52» №100, его доля рынка составляет 2585 упаковок.
При изучении доли рынка с учетом стоимостного показателя (рис. 2) выяснилось, что лидером в 2009 г является препарат гепа-мерц (Германия) 10,0 №10 для инфузионного применения стоимостью 12 462,00 тенге. На II месте расположен гептрал (Италия) 400 мг по 5 мл №5 лиофилизированный порошок для иньекции -6694,74 тенге и капсулы 400 мг №20 по цене
Таблица 3.
Гепатопротекторные средства, закупаемые лечебными учреждениями области за 2009 г.
Наименование препарата Ед. изм. Кол-во уп. Цена за 1 ед. тг Торговое наимен. И форма выпуска Завод-изготовитель, страна Общая сумма, тг
Адеметионин, порошок лиофил. для иньекции фл. 5825 1620 Гептрал, Адеметионин 400мг «Abbot S.P.A.» (Италия) 9 436 500
Адеметионин, 400мг табл. 13240 416 Гептрал 400мг 5 507 840
Орнитин 150 мг табл. 27350 39 Гепатил 150мг, Орнитин 150мг «Pliwa Kracow pharm» (Польша) 1 066 650
Селимарин капс. 243550 25 Гепабене «Men<le GbMX» (Германия) 6 088 750
Урсодезокси-холевая кислота капс. 25180 108 Уросан 250мг «Prowmed» Чешская Республика 2 719 440
Н Лиф-5 2 № ЮЭ
Рис. 1. Сегментирование розничного рынка гепатопротекторов в натуральном выражении за 2009 г.
Рис. 2. Сегментирование розничного рынка гепатопротекторов в стоимостном выражении, 2009 г.
4644.00 тенге. Тройку лидеров замыкает гепалак (Франция) капсулы №90 стоимостью 3800,00 тенге. На IV месте расположено лекарственное средство гепадиф (Корея) капсулы №50, размер его рыночной стоимости равен 3018,00 тенге, на V месте - эссенциале форте Н капсулы 300 мг №30 по цене 1179,52 тенге.
Гельминтозы являются актуальной проблемой современной медицины ввиду своей широкой распространенности, наибольшей массовостью, многообразным влиянием их на организм человека как токсическими продуктами, так и механическим влиянием. Вследствие этого развивается нарушение микробной флоры кишечника, угнетение иммуногенеза, развитие витаминной недостаточности, снижение кислотности желудочного сока. Для гельминтозов характерны неспецифичность клинической симптоматики, хроническое течение с относительно медленным нарушением функции разных органов и систем.
Анализ заболеваемости населения города Караганды и Карагандинской области гельминто-зами, по данным СЭС г. Караганды за 2000-2008 гг., показал, что среди паразитозов, регестрируе-мых в городах и районах области, лидируют эн-теробиоз - 518 чел (53,1%), аскаридоз - 301 чел (30,9%), описторхоз - 156 чел (16%). Тениарин-хоз, тениоз, эхинококкоз, трихинеллез, дифилло-ботриоз, гименолепидоз, трихоцефалез встречаются редко и в единичных случаях. Инвазируе-мость населения за анализируемый период регистрировалась в различных городах области неравномерно [2, 3, 4].
Исходя из того, что саусалин - отечественный препарат, выпускаемый Карагандинским фармацевтическим комплексом, не имеет возможности полноценно конкурировать с известны-
ми противопаразитарными лекарственными средствами, имеющимися на фармацевтическом рынке, на данном этапе проводится сегментирование синтетических средств, обладающих паразитарным эффектом.
В госпитальный фармацевтический рынок противопаразитарных синтетических средств, закупленных ЛПУ Карагандинской области, вошли такие препараты, как мебендазол, альбенда-зол, левамизол, метронидазол.
В табл. 4 приведены противопаразитарные средства, закупаемые ЛПУ.
По результатам государственного закупа ЛС победителями итогов тендера протокола №3 от 10 марта 2009 г. на поставку паразитарных препаратов для ЛПУ области стали ТОО «Меди-кус центр», ТОО «ФК «РОМАТ» и ТОО «Медсер-вис Плюс».
Розничный фармацевтический рынок синтетических средств с противопаразитарными свойствами в количественном выражении в 2009 г. по объемам продаж отражен на рис. 3.
I позицию занимает лекарственный препарат трихопол (Польша) - таблетки, покрытые оболочкой 0,25 г. №20 - на его долю пришлось 30 074 упаковки. На II месте по количеству проданных упаковок - 10 406 занимает метронида-зол (Россия) - таблетки по 500 мг №10. III место по количеству реализованных упаковок - 8 591 -принадлежит препарату тинидазол (Польша) -таблетки 500 мг №4. На IV месте - 6 985 упаковок - препарат фуразолидон (Россия) 50 мг таблетки №10. На V месте препарат - зентел (Франция) 400 мг №1, его доля сбыта составляет 2 376 упаковок. И замыкает позицию лидеров лекарственное средство бильтрицид (Германия) - таблетки 600 мг №6, объем его розничных про-
Противопаразитарные средства, закупаемые лечебными учреждениями области
Таблица 4.
Наименование препарата Ед. изм. Кол-во уп. Цена за 1 ед. Торговое наимен., форма вып. Завод-изготовитель, страна Общая сумма (тенге)
Альбендазол 400мг табл. 2383 275 Зентел 400мг Glaxo Wellcom. Produc (Франция) 655 325
Левамизол 150 мг табл. 2475 192 Декарис 150мг Гедеон Рихтер (Венгрия) 475 200
Левамизол 50 мг табл. 4200 129,5 Декарис 50мг Гедеон Рихтер (Венгрия) 543 900
Мебендазол 100мг табл. 4500 177 Вермокс, Вормин Бельгия 796 500
Трихопол 250 мг табл. 4000 205 Метронидазол 500мг Польфарма (Польша) 820 000
даж составил 1 560 упаковок. При исследовании доли рынка с учетом стоимостного показателя лидером в 2009 г. является препарат трихопол (Польша) - таблетки, покрытые оболочкой 0,25г №20 стоимостью 13 473 152,00 тенге. На II месте расположен бильтрицид» (Германия) - таблетки, 10 218 000,0 тенге. Тройку лидеров замыкает метронидазол (Россия) - таблетки по 500 мг №10 стоимостью 3 694 130 тенге. На IV месте расположен препарат зентел (Франция) 400 мг №1, размер его рыночной стоимости равен 1 603 800,00 тенге, на V месте - таблетки тинидазол (Польша), 500 мг №4 на сумму 713 053, 00 тенге и VI позицию по стоимости занимает препарат фуразолидон (Россия) - таблетки по 50 мг №10, он реализован на сумму 125 730,00 тенге. Следующим этапом нашей работы явилось выявление потребительского спроса населения на медикаменты (табл. 5). Для выявления основных потребительских предпочтений был прове- ден опрос респондентов, средний возраст составил 45-60лет, 70% опрошенных составляют женщины, 30% - мужчины. Количество респондентов составило 300 человек. ВЫВОДЫ Таким образом, структура лидеров рынка гепатопротекторов в Карагандинской области на 2009 г. располагается в следующем порядке: аллахол, гепабене, эссенциале форте Н, карсил и замыкает лиф-52. По результатам анкетирования в ходе опроса выявлено, что заболеваниями печени и желчевыводящих путей страдают 65% опрошенных респондентов. По данным анализа розничной реализации противопаразитарных лекарственных средств лидирующее положение на фармацевтическом рынке занимают такие препараты, как трихопол (Польша), метронидазол (Россия), тинидазол (Польша), Фуразолидон (Россия), зентел (Франция) и замыкает позицию лидеров лекарственное средство бильтрицид (Германия). Отечественные
10/106.
Рис. 3. Сегментирование розничного рынка противопаразитарных средств в натуральном выражении за 2009 г.
Рис. 4. Сегментирование розничного рынка противопаразитарных средств в стоимостном выражении за 2009 г.
Таблица 5.
Формирование потребительского спроса у населения
Характеристика выборки Результаты анкетирования
Проводят ли лечебные или профилактические процедуры болезней печени и желчевыводящих путей ? - 80% респондентов проводят лечебные или профилактические процедуры болезней печени и желчевыводящих путей; - 20% респондентов ответили, что не страдают заболеваниями печени и не проводят профилактику ее заболеваний.
Кратность проведения процедуры лечения и профилактики печени, желчевы-водящих путей? -18,75 % респондентов осуществляют процедуры лечения и профилактики 1 раз в год, -56,25% респондентов - 2 раза в год лечение и профилактику, -20% респондентов - 4 раза в год, -5% респондентов проводят лечение желчевыводящих путей 12 раз в год.
Какие лекарственные средства предпочитают потребители в зависимости от метода лечения? - 65 % респондентов полностью доверяют синтетическим ЛС; -30% респондентов оказывают доверие растительным ЛС и БАДам; -15% респондентов проводят лечение заболеваний путем использования лекарственных солей, лечебных процедур.
Какая форма ЛС более удобна для потребления? - 40% респондентов выбирают таблетки; - 30% респондентов - фиточай в фильтр-пакетах; - 20% респондентов считают удобными препараты в виде суспензии и сиропа.
Медикаментам каких производителей доверяют покупатели ? - 60% респондентов доверяют медикаментам, произведенным на заводах дальнего зарубежья известных торговых марок; -25% респондентов считают, что наиболее качественные ЛС производятся в странах ближнего зарубежья; - 15% доверяют отечественному производителю.
Какая должна быть оптимальная цена на медикаменты за 1 упаковку? - 20% считают, что цена на ЛС не должна превышать 300 тенге; - 50% респондентов комфортной ценой считают от 300 до 500 тенге ; - 10% респондентов высказали мнение, что цена должна быть в пределах 500-1000 тенге; - 20% готовы заплатить свыше 1000 тенге.
препараты салсоколлин и саусалин не представлены в данном анализе рыночных долей в силу того, что объемы их реализации слишком низки и не могут сравниваться с лидерами фармрынка. ЛИТЕРАТУРА
1. Астафьев Б. А. Достижения отечественной науки в изучении патогенеза гельминтов. - Медицинская паразитология и паразитарные болезни. - 1998, №2. - С. 8.
2. Здоровье населения Республики Казахстан и деятельность организаций здравоохранения 2008 году //Статист. сб. Министерства здравоохранения РК. - Астана, 2009. - 312 с.
3. Клинико-лабораторная диагностика и лечение лямблиоза у детей /Г. Е. Насакаева, Г. К. Тю-
тебаева, Ж. А Байбулова и др. //Матер. республ. науч.-практ. конф. (22-23 октября 2009 г.) «Деятельность санитарно-эпидемиологической службы и современные проблемы охраны здоровья населения». - С. 152 - 155.
4. Кусаинова Д. Д. Фармакокинетика фитопрепарата «Салсоколлин»: Автореф. дис. ...канд. мед. наук. - Караганда, - 2000. - 22 с.
5. Состояние здоровья и уровень заболеваемости населения Республики Казахстан по территориям с учетом влияния комплексных фактров /М. К. Кульжанов, Р. Х. Кадырова, П. П. Петров и др. //Здравоохранеие Казахстана. - 1994. - №4. - С. 23 - 26.
Поступила 29.11.09
H. I. Itjanova
MODERN CONDITION OF THE CONSUMER MARKET HEPATOPROTECT WEABS AGONIST PARASITE IN KARAGANDA REGION
In given article are studied marketing research is based on achievements of a pharmaceutical science, theoretical bases of marketing and ches. Marketing resear.
Х. И. Итжанова
КAРAFAНДЫ AЙМAFЫНДAFЫ ГЕПОТО П РОТЕ КТО РЛ Ы, ПАРАЗИТКЕ КАРСЫ ЗАТТАРДЬЩ Т¥ТЫНУШЫ НAРЫFЫНДAFЫ КАЗ1РГ1 КЕЗДЕГ1 ЖAFДAЙЫ
Макалада маркетинг™ зерттеу фармацевт^ рылымдардьщ жетiстiктерiмен, маркетингтщ теориялык негiздерiмен маркетинг™ зерттеулер тургысында кврсетiлген.