СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ПИТЬЕВОГО
МОЛОКА
К. Неклюдова, магистрант Б. Тохириён, доцент
Уральский государственный экономический университет (Россия, г. Екатеринбург)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-9-2-95-97
Аннотация. В статье проведен анализ рынка молочной продукции с акцентом на питьевое молоко, а также рассмотрены ключевые проблемы его развития в текущих условиях. Определены ключевые экспортеры и импортеры данной продукции, а также выделены перспективные направления для роста отрасли. Установлено, что в 2023 году рынок питьевого молока продемонстрировал положительную динамику. Это стало возможным благодаря снижению объемов импорта из дальнего зарубежья, что, в свою очередь, способствовало увеличению внутреннего производства молочных изделий. Необходимо отметить, что благодаря активному сотрудничеству с государственными органами была разработана эффективная система мер поддержки, которая, даже в условиях экономической нестабильности, помогла предотвратить кризис в индустрии.
Ключевые слова: молочная продукция, рынок, экспорт, импорт, производство.
В условиях нестабильности экономики на рынке питьевого молока наблюдаются негативные тенденции к резкому снижению объемов продаж и изменению структуры спроса, что требует от компаний, осуществляющих производство и продажу питьевого молока, своевременного совершенствования ассортимента в соответствии с изменяющимся спросом [1-3].
Следует отметить, что рынок молочной продукции в нашей стране столкнулся с целым рядом вызовов, среди которых более значимым стало усиление санкционно-го давления со стороны запада и связан-
ные с ним нарушения логистических цепочек, и дефицит импортного оборудования для производства молочной продукции. Несмотря на трудности, коллапса в индустрии удалось избежать, в том числе за счет того, что были найдены аналоги и поставщики в дружественных странах, прежде всего в Китае и Турции.
Основным внешним поставщиком молочной продукции в Россию остается Белоруссия [2-4].
Структуру импорта питьевого молока представлена на рисунке 1.
80,00%
20,00%
0,00%
22,30% 13,80%
86,20%
■ Белоруссия ■ Прочие
Рис. 1. Структура импорта питьевого молока, %
Молочная продукция из России поставляется в 60 стран, а экспортом занимаются треть российских производителей [2-4].
Крупнейшими покупателями российской молочной продукции являются Казахстан, Белоруссия, Узбекистан, Азербайджан, Армения и Китай (рис. 2).
100,00% 90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%
Рис
4,32% 18,42% 5,55% 3,39%
5,37% 13,09%
24,90%
6,72% 23,52%
26,78%
26,33% 4,61«
22,91% 34,72%
2021 2022 2023
■ Казахстан ■ Белоруссия ■Узбекистан I Азербайджан ■ Армения ■ Китай
2. Структура экспорта питьевого молока, 2021-2023 гг.
Сложившаяся ситуация с экспортом, по аналогии с импортом питьевого молока, характеризуется снижением объема поставок продукции. В 2021 объем экспортиру-
емого питьевого молока составил 13824,7 (млн. долл.), в 2023 - 11845,4 (млн. долл.), что примерно на 14,3% ниже показателя 2021 года (таблица 1).
Таблица 1. Динамика экспорта питьевого молока в ^ РФ, 2021-2023 гг.
Показатель Период
2021 г. 2022 г. 2023 г.
Объем экспорта, млн.долл. США 13824,7 14302,9 11845,4
Темп роста, % - 103,5 82,8
Далее рассмотрим динамику производства питьевого молока (рис. 3).
30
20
10
23,8
25,0
20,S
2021
2022
2023
■ Объем производства, млн. тонн
Рис. 3. Динамика производства питьевого молока в РФ, 2021-2023 гг.
Несмотря на позитивные тенденции, стоит подчеркнуть, что ограниченный доступ к зарубежным технологиям по-прежнему представляет собой риски для отрасли. В то же время в ближайшие годы ожидается дополнительный рост производства молока благодаря реализации запланированных к субсидированию инве-
стиционных проектов и введению в эксплуатацию ранее начатых мощностей.
В заключение, можно отметить, что в 2023 году этот сектор продолжал показывать положительные результаты. Снижение объемов импортных поставок из дальнего зарубежья способствовало увеличению собственного производства молочных продуктов.
Библиографический список
1. Лаптева И.А. Обзор конъюнктуры рынка молока и молочной продукции // Приоритеты развития АПК в условиях цифровизации и структурных изменений национальной экономики. - 2023. - С. 375-378.
2. Карпович Н.В., Макуценя Е.П. Приоритеты развития отечественного экспорта молочной продукции в современных условиях // Актуальные вопросы переработки мясного и молочного сырья. - 2024. - № 17. - С. 45-52.
3. Гусакова И.В., Лобанова Л.А., Стешиц О.В. Современное состояние и тенденции развития мирового рынка молочной продукции // Экономические вопросы развития сельского хозяйства Беларуси. - 2024. - № 52. - С. 111-139.
4. Хайруллина О.И. Анализ состояния и прогноз развития рынка молочной продукции // Экономика. - 2024. - Т. 14. - № 5. - С. 2533-2550.
5. Борская И.А., Буторина М.И. Особенности разработки конкурентной стратегии в молочной отрасли //Синтез науки и образования как инструмент решения. - 2024.
6. Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru (Дата обращения: 05.07.2024).
THE CURRENT STATE OF THE CONSUMER MARKET OF DRINKING MILK
K. Neklyudova, Graduate Student B. Tohirion, Associate Professor Ural State University of Economics (Russia, Yekaterinburg)
Abstract. The article analyzes the dairy market with a focus on drinking milk, and considers the key problems of its development in the current conditions. The key exporters and importers of these products are identified, and promising areas for industry growth are highlighted. It was found that in 2023, the drinking milk market demonstrated positive dynamics. This became possible due to a decrease in import volumes from foreign countries, which, in turn, contributed to an increase in domestic production of dairy products. It should be noted that thanks to active cooperation with government agencies, an effective system of support measures was developed, which, even in conditions of economic instability, helped prevent a crisis in the industry.
Keywords: dairy products, market, export, import, production.