Научная статья на тему 'Современное состояние популяций крупных хищных птиц в Карелии'

Современное состояние популяций крупных хищных птиц в Карелии Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
766
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Артемьев Александр Владимирович

Второе издание. Первая публикация: Артемьев А.В. 2018. Современное состояние популяций крупных хищных птиц отряда соколообразные в Карелии // Орнитология: история, традиции, проблемы и перспективы. Материалы Всерос. конф., посв. 120-летию со дня рождения проф. Г.П.Дементьева. М.: 28-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние популяций крупных хищных птиц в Карелии»

Фельдман А.С., Березовиков Н.Н., Брыгинский С.А. 2019. Первая попытка зимовки лебедя-кликуна Cygnus cygnus на Иртыше ниже Шульбинской ГЭС // Рус. орнитол. журн. 28 (1735): 844-847.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2019, Том 28, Экспресс-выпуск 1742: 1137-1143

Современное состояние популяций крупных хищных птиц в Карелии

А.В.Артемьев

Второе издание. Первая публикация в 2018*

В Карелии зарегистрировано гнездование 5 видов крупных хищных птиц отряда Falconiformes: скопы Pandion haliaetus, змееяда Cir-caetus gallicus, большого подорлика Aquila clanga, беркута Aquila chry-saetos и орлана-белохвоста Haliaeetus albicilla. Эти птицы относятся к наиболее уязвимой группе животных, т.к. по характеру питания стоят на вершинах пищевых цепей и в силу этого особо чувствительны к любому виду загрязнения среды обитания. Кроме того, они негативно реагируют на антропогенную трансформацию местообитаний и беспокойство со стороны человека. Численность большинства из них невысока, и на протяжении длительного периода времени у многих прослеживались тенденции её снижения. Все перечисленные виды занесены в Красную книгу Российской Федерации и в проект приказа на утверждение её нового списка. Это косвенно свидетельствует о том, что с начала XXI века заметного улучшения состояния популяций данных видов на территории нашей страны не произошло. В Карелии, целиком расположенной в таёжной зоне, многие из них находят благоприятные условия для гнездования, тем не менее, и здесь они немногочисленны и занесены в региональную Красную книгу и в проект её нового списка.

Цель настоящего сообщения — анализ современного состояния популяций этих видов на территории региона и оценка основных угроз их существованию.

Для оценки распространения и численности птиц использованы материалы автора, полученные во время обследования разных районов Карелии, архивные материалы лаборатории зоологии ИБ Кар НЦ РАН и литературные источники. Помимо этого, в последние 5 лет была проведена работа по выявлению и картиро-

* Артемьев А.В. 2018. Современное состояние популяций крупных хищных птиц отряда соколообразные в Карелии II Орнитология: история, традиции, проблемы и перспективы. Материалы Всерос. конф., посв. 120-летию со дня рождения проф. Г.П.Дементьева. М.: 28-34.

ванию жилых гнёзд крупных хищных птиц с использованием анкетирования местного населения. Разработанные нами анкеты в 2013-2015 годах были разосланы районным государственным инспекторам отдела охраны и использования объектов животного мира МСХ Республики Карелия и распространены среди охотников, рыбаков, работников лесного и охотничьего хозяйства и любителей природы. Часть анкет была заполнена респондентами и возвращена нам на обработку. Несколько гнёзд крупных хищных птиц на севере Карелии обнаружили и закартировали С.А.Симонов, К.Ф.Тирронен и Д.В.Панченко во время зимних авиаучётов копытных в 2014-2015 годах и любезно предоставили свои материалы автору. Видовую принадлежность обнаруженных с самолёта гнёзд определить не удалось (скорее всего, это были постройки скопы или орлана-белохвоста), и они включены в анализ как «не определённые до вида». В результате была собрана информация по современному размещению 31 гнезда скопы, 27 — орлана- белохвоста, гнезде и гнездовом участке беркута, а также о 13 гнездовых постройках, видовую принадлежность которых предстоит выяснить в будущем.

Среди крупных хищных птиц Карелии по численности доминируют скопа и орлан белохвост, что связано с обилием на территории республики водоёмов с достаточно благоприятной для этих рыбоядных видов кормовой базой.

Скопа Рапйюп НаНавЬив. Гнездится практически по всей Карелии, однако распространена по её территории неравномерно и концентрируется на богатых рыбой пресных водоёмах разных типов, а также на побережье и островах Белого моря (см. рисунок). Несмотря на то, что некоторые пары селятся поблизости от населённых пунктов и ловят рыбу в садках форелеводческих хозяйств, большинство птиц избегает соседства с человеком и выбирает для гнездования малонаселённые, редко посещаемые людьми места. Большинство выявленных за последние 7 лет гнёзд располагалось в ранее заселяемых птицами местообитаниях или неподалёку от них. Очевидно, определённые водоёмы предоставляют скопе оптимальные условия для жизни, и разные пары на протяжении длительного времени используют их для гнездования. Общая численность скопы на начало XXI века в Карелии оценена в 250 гнездящихся пар ^шт вЬ а1. 2006, Артемьев и др. 2010) и, судя по состоянию поселений этих птиц на контролируемых нами модельных территориях в Приладожье и в Заонежье, она остаётся примерно на этом уровне и по настоящее время. Важную роль в поддержании стабильной численности региональной группировки скопы играет благополучное состояние её популяции в Финляндии, т.к. судя по возвратам колец, гнездовое население скопы и других дневных хищных птиц Карелии отчасти пополняется за счёт особей, появившихся на свет на территории Финляндии (Носков и др. 2016). В этой стране в результате налаженной эффективной охраны хищных птиц с середины ХХ века идёт рост численности многих редких и уязвимых видов, в том числе и скопы. По последним оценкам, там только за 20-летний

период - с 1991 по 2010 год - её гнездовое население выросло с 1000 до 1200 пар (Va.isa.nen вЬ а\. 1998, Уа1каша вЬ а\. 2011).

Скопа РапсИоп ИаИае1М5

Орлан-белохвост НаНаеейм а1ЫсП1а

Распределение по Карелии гнездовых участков скопы РапсИоп Ьа&авШ и орлана-белохвоста НаНаевШ аЫеШа, известных до 2010 года (из: Артемьев и др. 2010), и гнёзд, обнаруженных в 2011-2017 годах. Гнездовые участки птиц до 2010 года (белые круги — заселены до 1970 года, тёмные — заселялись в 1971-2010 годах). Гнёзда 2011-2017 годов (тёмные метки — видовая принадлежность не определена).

Орлан-белохвост НаНаввЬиБ а1ЫоШа. Редкий вид, гнездящийся на всей территории Карелии. Как и в других частях ареала, эти птицы приурочены к побережьям крупных пресных водоёмов и морей с бога-

тыми запасами рыбы. За последние десятилетия, благодаря налаженной охране вида на местах гнездования и зимовки в государствах Балтийского региона, наметилась тенденция к восстановлению численности орланов в северной Европе. В Финляндии в 1991-2010 годах популяция этого вида выросла со 110 до 350 гнездящихся пар (Väisänen et al. 1998, Valkama et al. 2011). Стабилизировалась численность орлана-белохвоста и в Карелии: к началу XXI века здесь предположительно гнездилось около 80 пар (Артемьев и др. 2010). Мониторинг птиц на побережьях Ладожского и Онежского озёр показывает, что численность этих птиц за последние годы практически не изменилась. Самая крупная в Карелии группировка орлана-белохвоста обитает на территории Водлозерского национального парка. В карельской части парка - на побережье озера Водлозеро и в бассейне реки Илекса в конце 1990-х годов зарегистрировано 23-25 гнездящихся пар (Хёгмандер и др. 2001). На этом высоком уровне численность орланов сохранилась до настоящего времени: по данным М.В.Бабушкина и А.В.Кузнецова (2016), в 2012-2014 годах там продолжали гнездиться 20-24 пары. По сведениям сотрудника Водлозерского национального парка Е.В.Холодова, вокруг Водлозера выявлены места размещения 23 гнёзд орланов, большинство из которых птицы продолжают заселять по настоящее время. Местоположения этих гнёзд с любезного разрешения Е.В.Холодова указаны на рисунке. Приведённые выше данные свидетельствуют об относительно стабильном состоянии региональной популяции орлана-белохвоста. Учитывая, что в последние годы стали известны места расположения 40 гнёзд, а значительная часть территории Карелии осталась необследованной, можно предполагать, что более ранняя оценка численности этих птиц была занижена и в настоящее время здесь гнездится не менее 90 пар орланов. Почти все гнёзда, обнаруженные после 2011 года, так же, как и у скопы, располагались на ранее заселяемых этим видом территориях или поблизости от них (см. рисунок). Большинство из них располагалось на значительном удалении от поселений человека, за исключением гнезда на берегу озера Долгое в 700 м от села Михайловское (Олонецкий район). Птицы из этого гнезда охотились в окрестностях населённого пункта, часто ловили рыбу в садках местного форелевого хозяйства и успешно выкармливали птенцов в 2015-2017 годах.

Беркут Aquila chrysaetos. Очень редкий, гнездящийся на всей территории Карелии вид. В таёжной зоне нашего региона его гнездовые участки приурочены к открытым пространствам: к обширным массивам болот, вырубок и гарей или побережьям крупных водоёмов с полуоткрытыми стациями. Для размещения гнёзд орлам нужны большие деревья с хорошо развитыми кронами, поэтому помимо открытых охотничьих угодий на гнездовом участке должны присутствовать участки

высокого старого леса. Беркуты избегают близкого соседства с человеком и предпочитают гнездиться в глухих малонаселённых местах, часто в окрестностях особо охраняемых природных территорий, таких как заповедник Костомукшский, национальные парки Водлозерский и Паанаярви, Олонецкий федеральный заказник. Здесь складывается благоприятная для птиц экологическая обстановка: вдоль границ ООПТ в результате активных рубок леса сформировался обширный фонд свежих вырубок, используемых ими как охотничьи угодья, а в старых лесах охраняемых территорий беркуты находят подходящие деревья для размещения гнёзд, а также защиту от преследования человеком и антропогенного беспокойства.

Суммарная численность беркута в Карелии на начало XXI века оценивалась в 36 гнездящихся пар (Артемьев и др. 2010). Для характеристики современного состояния популяции этого вида данных недостаточно, однако по анализу ситуации на отдельных территориях складывается впечатление о сокращении его численности. Так, в национальном парке Паанаярви на начало XX века предположительно гнездилось 5 пар беркутов, однако при обследовании его территории в 2017 году эти птицы не встречены (Яковлева, Зорина 2017). Последние 20 лет беркут не появлялся и в Кижском федеральном заказнике, где до середины 1990-х годов он отмечался регулярно (Хохлова, Артемьев 2017). Остаётся надеяться, что позитивный вклад в поддержание численности этого вида в Карелии внесёт приток птиц из финской популяции, где в течение 1991-2010 годов его гнездовое население увеличилось с 250 до 353 пар (Väisänen et al. 1998, Valkama et al. 2011). По материалам нашего анкетирования выявлено гнездо беркута в Кале-вальском районе и заселённый гнездовой участок в Лахденпохском районе. Ещё одно гнездо в Олонецком районе, известное с 1992 года (Артемьев 2010), разрушилось под тяжестью снега зимой 2014/15 года и птицы его больше не восстанавливали. Не исключено, что весной 2014 года одна из птиц пары была убита, т.к. под гнездовым деревом были найдены ружейные гильзы.

Большой подорлик Aquila clanga. Исключительно редкий, гнездившийся в Карелии вид. Предполагалось, что на начало XXI века его гнездовое население составляло 7-8 пар (Артемьев и др. 2010), но эта оценка была, по-видимому, слишком оптимистичной. Последний случай гнездования был зарегистрирован в 1988 году — 5 августа в При-онежском районе на берегу реки Шуя С.В.Сазонов встретил выводок этих птиц из 2 лётных молодых. Более поздних гнездовых находок не было. В течение XXI века в Карелии зарегистрировано всего 3 встречи больших подорликов: одна птица отмечена в мае 2003 года в заповеднике «Кивач» (Яковлева 2008), две особи в окрестностях Олонца 20 мая 2004 и одна птица там же 27 апреля 2006.

Змееяд С1гсаеЬш gallicus. Исключительно редкий, ранее гнездившийся на юге Карелии вид. Единственное гнездо было найдено С.В. Сазоновым 13 июня 1996 в Олонецком районе на лесном острове на Сегежском болоте. При приближении исследователя птица слетела с гнезда и держалась неподалёку. Гнездо располагалось в верхней трети кроны 14-метровой сосны и осмотреть его содержимое автору находки не удалось. В июне-июле 1997-1999 годов В.Б.Зимин неоднократно отмечал пару змееядов и одиночных птиц в окрестностях деревни Сар-мяги (Олонецкий район) и предполагал их гнездование на одном из близлежащих крупных болотных массивов. После этого на территории Карелии была зарегистрирована всего одна достоверная встреча змееяда: 17 мая 2004 Н.В.Лапшин отметил одну птицу в окрестностях города Олонца (Артемьев и др. 2010). Сведения Ю.Н. и А.Г.Бубличенко (2014) о том, что местные жители регистрировали змееяда в окрестностях посёлка Куркиеки (Лахденпохский район Карелии) в 2009-2011 годах, вызывают сомнения в точности определения и для их уточнения требуется дополнительное обследование этой территории.

В целом, состояние популяций скопы и орлана-белохвоста в Карелии относительно стабильное и пока не вызывает опасений. Более редкий беркут требует повышенного внимания и специальных исследований для оценки его распространения и численности в регионе. А находящиеся у своих северных границ ареалов, редкие и на сопредельных территориях большой подорлик и змееяд, ранее не ежегодно гнездившиеся в Карелии, в последние годы перестали здесь встречаться.

Среди угроз для этих видов птиц наиболее значимыми в нашем регионе являются рубки леса, ведущие к сокращению площадей старых лесов и, соответственно, к недостатку больших деревьев, пригодных для размещения их массивных гнёзд. Несовершенство лесного законодательства ведёт к уничтожению в ходе рубок даже существующих гнездовых местообитаний. Кроме этого, постоянно растут и другие виды антропогенной нагрузки на птиц и среду их обитания. С появлением вездеходной техники увеличился поток отдыхающих в ранее труднодоступных для человека местах, существенно вырос маломерный флот и соответственно фактор беспокойства для околоводных птиц, а массовое использование дешёвых сетей для лова рыбы ведёт к гибели в них скоп, орланов-белохвостов и многих водоплавающих птиц. Остаётся актуальной и угроза отстрела птиц как для изготовления чучел, так и для защиты домашней птицы или рыбы в форелевых хозяйствах.

Большинство угроз состоянию редких видов дневных хищных птиц имеют антропогенное происхождение, при желании и заинтересованности соответствующих природоохранных структур и законодательных

органов их можно взять под контроль и свести до минимума негативное влияние на природные экосистемы. Поэтому перспективы сохранения популяций данных видов в Карелии зависят от эффективности работы в этом направлении.

Автор искренне благодарен Е.В.Холодову, С.А.Симонову, К.Ф.Тирронену и Д.В.Пан-ченко за предоставленные оригинальные данные. Финансовое обеспечение исследований осуществлялось из средств федерального бюджета на выполнение государственного задания ИБ КарНЦ РАН № 0221-2017-0046 и частично при поддержке программы Президиума РАН № 0221-2018-0002.

Литератур а

Артемьев А.В. 2010. О продуктивности размножения беркута Aquila chrysaetos в южной

Карелии // Рус. орнитол. журн. 19 (610): 2015-2017. Артемьев A.B., Сазонов C.B., Зимин В.Б., Лапшин H.B., Хохлова Т.Ю. 2010. Распределение и численность редких и охраняемых видов птиц // Мониторинг и сохранение биоразнообразия таёжных экосистем Европейского Севера России. Петрозаводск: 139-156.

Бабушкин М.В., Кузнецов А.В. 2016. Новые данные по численности и распределению скопы Pandion haliaetus и орлана-белохвоста Haliaeetus albicilla на крупных водоёмах Северо-Запада России // Рус. орнитол. журн. 25 (1264): 1024-1025. Бубличенко Ю.Н., Бубличенко А.Г. 2014. Квадрат 35VPH1 Республика Карелия //

Ежегодник Программы «Птицы Москвы и Подмосковья» 2: 15-16. Носков Г.А., Рымкевич Т.А., Гагинская А.Р. (ред.). 2016. Миграции птиц Северо-Запада России. Неворобьиные. СПб.: 1-656.

и

Хёгмандер И., Поутту П., Густаффсон Э. 2001. Популяция орлана-белохвоста в карельской части национального парка «Водлозерский» (1995-1997 гг.) // Национальный парк «Водлозерский»: природное разнообразие и культурное наследие. Петрозаводск: 211-219.

Хохлова Т.Ю., Артемьев А.В. 2017. Современные тенденции в динамике видового состава и численности птиц Кижских шхер Онежского озера //Динамика численности птиц в наземных ландшафтах. 30-летие программ мониторинга зимующих птиц России и сопредельных регионов. М.: 39-45. Яковлева М.В. 2008. Дополнения к орнитофауне заповедника «Кивач» // Тр. заповедника «Кивач» 4: 145-146.

Яковлева М.В., Зорина А.А. 2017. Квадрат 36WUU3. Квадрат 36WUU4. Республика

Карелия // Ежегодник Программы «Птицы Москвы и Подмосковья» 9: 206-218. Väisänen R.A., Lammi E., Koskimies P. 1998. Distribution, numbers and population changes of Finnish breeding birds. Helsinki: 1-567. Valkama J., Vepsäläinen V., Lehikoinen A. 2011. The Third Finnish Breeding Bird Atlas. Finnish Museum of Natural History and Ministry of Environment // http:// at-las3.lintuatlas.fi/ cited 11.04.2018 Zimin V.B., Sazonov S.V., Lapshin N.V., Artemiev A.V., Medvedev N.V., Khokholova T.Yu., Yakovleva M. V 2006. A review of rare diurnal raptor species breeding in Karelia // Status of raptor populations in eastern Fennoskandia. Proc. Workshop, Kosto-muksha, Karelia, Russia. Petrozavodsk: 168-184.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.