Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

431
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
разделение властей / дисбаланс / механизм сдержек и противовесов / поправки к конституции / ветви власти / равновесие системы разделения властей / separation of powers / imbalance / mechanism of checks and balances / amendments to the constitution / branches of government / balance of the system of separation of powers

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никора Нина Игоревна, Алимов Дмитрий Александрович

в данной статье осуществляется теоретический анализ современной системы разделения властей в России, а также выявляются существующие проблемные аспекты ее функционирования. Исследуется влияние вступивших в силу поправок к Конституции Российской Федерации на действующий механизм сдержек и противовесов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE OF THE DOMESTIC SYSTEM OF SEPARATION OF POWERS

This article provides a theoretical analysis of the modern system of separation of powers in Russia, as well as identifies the existing problematic aspects of its functioning. The article explores the impact of the amendments to the Constitution of the Russian Federation that have come into force on the current mechanism of checks and balances

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ»

Инновационные аспекты развития науки и техники

юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» // URL: http://aprp-msal.ru/articles/ article_100117.html. (дата обращения 06.05.2020).

Никора Нина Игоревна Nikora Nina Igorevna

Магистрант 3 года обучения Master's student of the 3rd year of study Кафедра конституционного и муниципального права Department of Constitutional and Municipal Law ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» Rostov State University of Economics Научный руководитель: Алимов Дмитрий Александрович Alimov Dmitry Alexandrovich к.ю.н., доцент кафедры конституционного и муниципального права

ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» PhD in Laws, Associate Professor at the Department of Constitutional and Municipal Law Rostov State University of Economics

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ

РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

THE CURRENT STATE OF THE DOMESTIC SYSTEM OF SEPARATION OF POWERS

Аннотация: в данной статье осуществляется теоретический анализ современной системы разделения властей в России, а также выявляются существующие проблемные аспекты ее функционирования. Исследуется влияние вступивших в силу поправок к Конституции Российской Федерации на действующий механизм сдержек и противовесов.

Abstract: This article provides a theoretical analysis of the modern system of separation of powers in Russia, as well as identifies the existing problematic aspects of its functioning. The article explores the impact of the amendments to the Constitution of the Russian Federation that have come into force on the current mechanism of checks and balances.

УДК 342

II Международная научно-практическая конференция

Ключевые слова: разделение властей, дисбаланс, механизм сдержек и противовесов, поправки к конституции, ветви власти, равновесие системы разделения властей.

Key words: separation of powers, imbalance, mechanism of checks and balances, amendments to the constitution, branches of government, balance of the system of separation of powers.

Конституциональное законодательство, в силу свой специфики, обладает значительной степенью стабильности. Прежде всего, это обусловлено необходимостью закрепления наиважнейших правовых принципов, которые являются базой для построения всей системы законодательства конкретного государства. Ввиду этого, положения основного закона должны обладать значительной степенью абстрактности, которая, в свою очередь, позволяет им сохранять свою актуальность на протяжении значительных временных периодов.

Несмотря на свое постоянство, конституционное законодательство также претерпевает трансформацию, обусловленную непрекращающимся процессом развития общественных отношений. Однако, в отличие от других нормативно-правовых актов, такие изменения происходят значительно реже. Оказывая системное влияние на последующий законотворческий процесс, такие новшества в содержании конституционных положений представляют особый практический и научный интерес.

Вступление в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» единовременно затонуло множество сфер жизни общества [1]. В частности, значительной трансформации подверглись нормы, в той или иной мере, затрагивающие институт разделения властей и механизм сдержек и противовесов. Так, из самого названия акта явствует, что прежде всего объем вносимых изменений, прежде всего направлен на действовавший порядок организации и взаимодействия между собой государственных органов. Очевидно, что данные изменения не могли не затронуть баланс всей системы разделения властей, вследствие чего, представляется важным выявить оказанное ими влияние в целом.

144

Инновационные аспекты развития науки и техники

Наличие ряда проблем в отечественной системе разделения властей отмечалось еще до принятия последних поправок к действовавшей редакции Конституции Российской Федерации. Так, некоторые исследователи приходят к выводу о наличии перекоса сил в пользу исполнительных органов [2, с. 173]. Вместе с тем, Д.В. Парин в своей статье отмечает, что российская модель разделения властей имеет существенный дисбаланс, связанный со статусом и объемом полномочий главы государства, которые возвышают его над другими ветвями, и предоставляют ем ведущую роль в ее трехкомпонентной системе [3, с. 59]. Таким образом, можно прийти к выводу о том, что существующий перекос сил направлен, прежде всего в сторону главы государства и исполнительных органов власти.

Системный анализ последних изменений основного закона не позволяет прийти к выводу о том, что имевшиеся негативные обстоятельства были преодолены. Отдельно можно выделить мнение исследователей, отмечающих сохранение силы института президентской власти. [4, с. 102] В тоже время, в полной мере нельзя согласиться с данной позицией. Действительно, глава государства не утратил своей определяющей роли в системе разделения властей, что в свою очередь свидетельствует о сохранении имевшего место дисбаланса. При этом, изменения, внесенные в ст. 110 Конституции Российской Федерации, позволяют сделать однозначный вывод о том, что влияние Президента на деятельность Правительства Российской Федерации увеличилось и в настоящее время осуществляется «под его общим руководством». Ввиду этого, представляется обоснованной позиция Занко Т.А., отмечающего усиление позиции и веса главы государства в системе сдержек и противовесов [5, с. 18].

Асимметрия системы разделения властей также проявляется в современном отечественном механизме сдержек и противовесов, призванным обеспечить ее существование. Так, результатом повторного выражения недоверия Государственной Думой действующему Правительству Российской Федерации может стать ее же роспуск. Окончательное решение остается за высшим должностным лицом, которое не ограничено ни обязанностью

II Международная научно-практическая конференция мотивировки такого решения, ни каким-либо пределами такого усмотрения. Отсутствие определенности в правовых последствиях использования такого инструмента системы сдержек и противовесов, фактически лишает его практического смысла.

Более того, правомочие Государственной Думы отклонять представленные Президентом кандидатуры на пост Председателя Правительства носит скорее формальный характер. Это, прежде всего, обусловлено тем, что в случае трехкратного отклонения предложенных кандидатур, последняя подлежит роспуску. В то же время, в случае если высший исполнительный орган власти ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, ее отказ может также повлечь полную смену ее кадрового состава про решению высшего должностного лица.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что главенствующую роль в механизме сдержек и противовесов фактически принадлежит Президенту Российской Федерации, как органу, выступающему в качестве арбитра, в случае существования разногласий между законодательной и исполнительной властью.

Особняком в системе сдержек и противовесов, стоит механизм отрешения от занимаемой должности Президента Российской Федерации, как органа, прямо не относящегося ни к одной ветви власти. Так, реализация процедуры импичмента требует согласия двух третей членов обоих палат Федерального Собрания и «вердиктов» двух высших судебных инстанций.

С одной стороны, сложность процедуры отрешения от должности Президента Российской Федерации обосновывается необходимостью сохранения политической стабильности, а также его особой ролью в отечественной системе органов государственной власти. В то же время, практическая возможность ее реализации, является гарантом предотвращения злоупотреблений со стороны высшего должностного лица. Ввиду этого, излишняя бюрократизация процесса, может привести к его практической неработоспособности. Существующая же процедура отрешения, помимо необходимости прохождения множества инстанций, отягощена обязанностью

Инновационные аспекты развития науки и техники выполнить формальные требования (инициативу должны поддержать не менее трети депутатов; необходимо наличие заключения специальной комиссии).

Вместе с тем, важно отметить, что глава государства в нынешних реалиях участвует в формировании корпуса двух высших судебных инстанций, а также, частично, в формировании состава Совета Федерации. Увеличение «президентская квоты» сенаторов до тридцати человек, вступившими в силу конституционными изменениями, лишь усилии оказываемое им влияние. Это повышение роли высшего должностного лица в формировании органов законодательной и судебной власти, очевидно, не могло не сказаться на эффективности действующего механизма сдержек и противовесов.

Равновесие в системе разделения властей является основным условием ее существования. Прежде всего, это позволяет оказывать равное по своей силе воздействие. Однако, имевшиеся ранее проблемы в отечественной системе разделения властей преодолены не были в процессе последних конституционных изменений. Более того, российская правовая действительность на сегодняшний момент не имеет опыта практического использования закрепленных конституционным законодательствам инструментов, составляющих отечественный механизм сдержек и противовесов. Вследствие этого, разработка эффективных мер по совершенствованию действующей системы разделения властей требует дальнейших исследований.

Библиографический список:

1. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Российская газета. № 55(8109). 16.04.2020.

2. Максимов И. В. Единство и разделение государственной власти в современной России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. №3. а 169-174.

II Международная научно-практическая конференция

3. Д. В. Парин, А. А. Абоян. Поправки к Конституции РФ и изменение роли

главы государства // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. №1. С. 58-60.

4. Баширина Е. Н. Конституционный кризис или закономерный этап развития // Colloquium-journal. 2020. №6 (58). С. 101-102.

5. Занко Т.А. Конституционные поправки 2020: влияние на федеральную исполнительную власть // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. №3. С. 7-21.

© Н.И. Никора, 2020

УДК 349

Рознина Анастасия Максимовна Roznina Anastasia Maksimovna

Студент Student

ФГАН ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва»

Samara State University

АВТОРСКИЕ ПРАВА НА ОБЪЕКТЫ, СОЗДАННЫЕ ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ

COPYRIGHT FOR OBJECTS CREATED BY ARTIFICIAL INTELLIGENCE

Аннотация: Ни для кого не секрет, что в современном мире социально-экономическое развитие идет нога в ногу с развитием инновационных технологий, в частности искусственного (машинного) интеллекта. В связи с этим возникает необходимость разработки правового регулирования в области искусственного интеллекта. Данная тема особенно актуальна ввиду малоизученности теоретической части вопроса и отсутствия эффективных моделей правоприменения на практике в делах, связанных с отношениями в сфере определения авторских прав на объекты, созданные искусственным интеллектом. Одним из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.