УДК 656.13:658
А. Н. ГОРЯИНОВ, Ю. В. БУГАЕВ (Харьковская национальная академия городского хозяйства)
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ГРУЗОВОГО ТРАНСПОРТА В ГОРОДЕ
У статт розглядаються питания, пов'язаш з оргашзащею дорожнього руху вантажного транспорту в логiстичнiй систе!Ш мiста. Метою роботи е розгляд основних проблем, що стосуються дорожнього руху в мтстп.
Статья изучает вопросы, связанные с организацией дорожного движения грузового транспорта в логистической системе города. Целью работы является рассмотрение основных проблем, касающихся дорожного движения в городе.
The paper is dealt with the issues related to the organization of traffic of truck transport in logistic system of a city. The purpose of paper is consideration of the basic problems concerning the city traffic.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими заданиями
Автотранспорт, осуществляющий перевозки грузов для производственных предприятий разных отраслей, входит в состав системы товародвижения, которая понимается как логистическая система. Следуя логистическому подходу и развивая хозяйственные связи, предприятия при обслуживании заказчиков конкурируют друг с другом в сфере повышения качества доставки продукции с наименьшими затратами [1].
Транспортное движение можно отнести к основным видам деятельности человека, которое имеет исключительное значение для развития общества. Транспорт можно в основном характеризовать как организованную и специальным образом реализованную деятельность, которая служит для перемещения людей или грузов с одного места (источник - отправная точка пути) на другое, которое является целью пути [2].
Следовательно, актуальным является вопрос организации дорожного движения с точки зрения повышения эффективности работы транспорта в сложных системах, в том числе логистических системах города.
Анализ последних исследований и публикаций
В общей проблеме повышения экономичности, безопасности и удобства перевозок на автомобильном транспорте особое место занимает организация дорожного движения (ОДД). Методы и средства ОДД оказывают непосредственное влияние на формирование транспорт-
ных потоков, режимы и безопасность их движения [2].
В целом провозные способности автотранспорта в полной мере должны отвечать нуждам населения и оказывать содействие развитию экономики страны. Общественно-экономические изменения, которые происходят в народном хозяйстве Украины, сказываются и на автомобильном транспорте [3].
Анализ литературных источников по организации дорожного движения грузового транспорта в городе позволил сделать вывод, что данному вопросу уделяется недостаточно внимания. В основном организация дорожного движения в качестве объекта рассматривает транспортные потоки без выделения грузового транспорта как подсистемы в рамках логистической системы.
Поэтому целесообразным является исследование грузового автомобильного транспорта с учетом особенностей обслуживания участников логистической системы.
Формулировка целей
Целью данной работы является определение современного состояния организации дорожного движения грузового транспорта в логистической системе города.
Основной материал
Основные положения относительно решения проблемы повышения эффективности государственного регулирования транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности в полном объеме реализованы в Законе Украины «Об автомобильном транспорте». Дан-
ный закон определяет основы организации и эксплуатации автомобильного транспорта [4].
По результатам исследования установлено, что основной задачей государственного регулирования деятельности автомобильного транспорта есть формирование рынка услуг путем реализации единой экономической, инвестиционной, научно-технической и социальной политик [5].
На основании [5] можно составить следующую схему - рис. 1.
Рис. 1. Схема функций государственного регулирования деятельности автомобильного транспорта
Согласно [6], технологию любого процесса перевозки грузов характеризуют три принципа - рис. 2.
Рис. 2. Схема принципов, которые характеризуют технологию процесса перевозки грузов
Цель разбиения процесса перевозки грузов на этапы заключается в определении границ внутрисистемных требований к субъекту, который будет работать по данной технологии. Любая операция должна обеспечивать приближение объекта управления к поставленной цели и обеспечивать переход одной операции в другую. Последняя операция этапа должна быть своеобразным введением к первой операции следующего этапа. При этом технология должна представлять единую систему оптимизированных связей между технологиями всех эта-
пов. Чем точнее описание процесса перевозки грузов будет отвечать его объективной логике, тем большая вероятность достижения высочайшего эффекта деятельности людей, занятых в нем.
Разрабатываемые технологии должны учитывать требования основных экономических законов и, в первую очередь, закона повышения производительности общественной работы. Координация и поэтапность действий, направленных к достижению поставленной конкретной цели, должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития определенного перевозочного процесса. Технология не создается «на пустом месте», а имеет связь с технологией прошлого и будущего. Технология, действующая сегодня, должна базироваться на принципах, которые позволяли бы легко переделывать ее в технологию будущего [6]. Рассматривая дорожные аспекты работы грузового транспорта, в качестве этапов можно выделить движение по магистралям, движение по второстепенной дороге, движение через сложные перекрестки, движение на подъездах к участнику логистической системы.
Каждая технология должна предусматривать однозначность выполнения включенных в нее этапов и операций. Отклонение выполнения одной операции отражается на всей технологической цепочке. Чем значительнее отклонения параметров от запроектированных технологией, тем больше опасность нарушить весь процесс перевозки груза и получить результат, не соответствующий проекту [6]. К примеру, изменение характеристик транспортных потоков приводит к изменению времени выполнения операции запланированного транспортного процесса в работе грузового транспорта.
Проблема рационализации материальных потоков в транспортно-логистических системах стоит перед руководством всех больших городов. Современные методы научных исследований, методы выявления узлов генерации и поглощения потоков, специфика формирования потоков в районах дислокации мест приложения работы, активное подключение математического аппарата, возможность моделирования территориально-пространственных процессов -все это позволит существенным образом обогатить сформированную практику проектирования и прогнозирования транспортного каркаса, прибавить этому процессу системный характер [6]. При использовании указанных методов целесообразным является учет дорожных факторов, которые являются неотъемлемой частью
при обслуживании материальных потоков в логистических системах города.
Опыт исследования и решение проблем гармонизации транспортных систем, проведенный в разных странах, показывает, что существует большая группа общих проблем, с которой приходится сталкиваться исследователям [7].
Руководствуясь материалом [7], можно составить следующую схему основных проблем ОДД - рис.3. В этой схеме предложено разделить существующие проблемы на две группы: технические и технологические, информационные и финансовые.
К рассмотренной [7] совокупности проблем предложено сформулировать как проблему определение развития коммерческого транспорта.
| транспорт и экология 1—
Система общественного транспорта и исторический
центр города _
Рис. 3. Схема основных проблем встречающихся при исследовании ОДД
Выводы и перспективы дальнейших исследований
Организация дорожного движения грузового транспорта при обслуживании логистических систем является актуальной. Вследствие роста интенсивности дорожного движения проблема своевременной транспортировки груза в логистической системе города будет все острее. Это подтверждается бурным развитием логистики и недостатком научного и практического материала об учете дорожных факторов при планировании работы грузового транспорта.
В работе сформулированы основные проблемы, которые касаются дорожного движения в городе и выделена проблема организации дорожного движения коммерческого транспорта.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бычков, В. П. Экономика автотранспортного предприятия [Текст] / В. П. Бычков. - ИНФРА-М, 2006. - 384 с.
2. Системолопя на транспорта [Текст] / за заг. ред. М. Ф. Дмитриченка. - К.: Знання Украши, 2005. - 450 с.
3. Коваленко, В. М. Вантажш автомобшьш пере-везення [Текст] / В. М. Коваленко, В. К. Щурь хш, Н. Б. Машика. - К.: Лггера ЛТД, 2006. -304 с.
4. Збiрник законодавчих та нормативних документа, що регламентують дiяльнiсть пвдприемств автомобшьного транспорту вах форм власноста [Текст]. - Вип. 3. - К.: ТОВ Вид-во «Кшвська книжкова фабрика», 2003. - 608 с.
5. Ткаченко, А. Державне регулювання дiяльностi в галузi транспорту [Текст] / А. Ткаченко // Вгс-ник Нацюнально! академи державного управ-лшня при Президента Укра1ни. - 2004. - № 2. -С. 271-276.
6. Грузовые автомобильные перевозки [Текст] /
A. В. Вельможин и др. - М: Горячая линия -Телеком, 2006. - 560 с.
7. Зырянов, В. В. Транспортные задачи при реализации проекта «Сити - Логистика» [Текст] /
B. В. Зырянов, Н. В. Кочерга // Материалы межд. науч.-практ. конф. «Прогресс транспортных средств и систем - 2005». - В 2-х ч. / Волгоград. гос. техн. ун-т. - Волгоград, 2005. -
C. 21-22.
Поступила в редколлегию 09.07.2008.
Сервисное транспортное обслуживание (центры технического обслуживания, мойки, автозаправочные станции)