Научная статья на тему 'Современное состояние организации дорожного движения грузового транспорта в городе'

Современное состояние организации дорожного движения грузового транспорта в городе Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
317
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАН / ДОРОЖНіЙ РУХ / ВАНТАЖНИЙ ТРАНСПОРТ / МіСТО / СОСТОЯНИЕ / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ГОРОД / ГРУЗОВОЙ ТРАНСПОРТ / STATE / TRAFFIC / FREIGHT / CITY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Горяинов А. Н., Бугаев Ю. В.

Статья изучает вопросы, связанные с организацией дорожного движения грузового транспорта в логистической системе города. Целью работы является рассмотрение основных проблем, касающихся дорожного движения в городе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Горяинов А. Н., Бугаев Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROAD FREIGHT TRANSPORT IN THE CITY

The paper is dealt with the issues related to the organization of traffic of truck transport in logistic system of a city. The purpose of paper is consideration of the basic problems concerning the city traffic.

Текст научной работы на тему «Современное состояние организации дорожного движения грузового транспорта в городе»

УДК 656.13:658

А. Н. ГОРЯИНОВ, Ю. В. БУГАЕВ (Харьковская национальная академия городского хозяйства)

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ГРУЗОВОГО ТРАНСПОРТА В ГОРОДЕ

У статт розглядаються питания, пов'язаш з оргашзащею дорожнього руху вантажного транспорту в логiстичнiй систе!Ш мiста. Метою роботи е розгляд основних проблем, що стосуються дорожнього руху в мтстп.

Статья изучает вопросы, связанные с организацией дорожного движения грузового транспорта в логистической системе города. Целью работы является рассмотрение основных проблем, касающихся дорожного движения в городе.

The paper is dealt with the issues related to the organization of traffic of truck transport in logistic system of a city. The purpose of paper is consideration of the basic problems concerning the city traffic.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими заданиями

Автотранспорт, осуществляющий перевозки грузов для производственных предприятий разных отраслей, входит в состав системы товародвижения, которая понимается как логистическая система. Следуя логистическому подходу и развивая хозяйственные связи, предприятия при обслуживании заказчиков конкурируют друг с другом в сфере повышения качества доставки продукции с наименьшими затратами [1].

Транспортное движение можно отнести к основным видам деятельности человека, которое имеет исключительное значение для развития общества. Транспорт можно в основном характеризовать как организованную и специальным образом реализованную деятельность, которая служит для перемещения людей или грузов с одного места (источник - отправная точка пути) на другое, которое является целью пути [2].

Следовательно, актуальным является вопрос организации дорожного движения с точки зрения повышения эффективности работы транспорта в сложных системах, в том числе логистических системах города.

Анализ последних исследований и публикаций

В общей проблеме повышения экономичности, безопасности и удобства перевозок на автомобильном транспорте особое место занимает организация дорожного движения (ОДД). Методы и средства ОДД оказывают непосредственное влияние на формирование транспорт-

ных потоков, режимы и безопасность их движения [2].

В целом провозные способности автотранспорта в полной мере должны отвечать нуждам населения и оказывать содействие развитию экономики страны. Общественно-экономические изменения, которые происходят в народном хозяйстве Украины, сказываются и на автомобильном транспорте [3].

Анализ литературных источников по организации дорожного движения грузового транспорта в городе позволил сделать вывод, что данному вопросу уделяется недостаточно внимания. В основном организация дорожного движения в качестве объекта рассматривает транспортные потоки без выделения грузового транспорта как подсистемы в рамках логистической системы.

Поэтому целесообразным является исследование грузового автомобильного транспорта с учетом особенностей обслуживания участников логистической системы.

Формулировка целей

Целью данной работы является определение современного состояния организации дорожного движения грузового транспорта в логистической системе города.

Основной материал

Основные положения относительно решения проблемы повышения эффективности государственного регулирования транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности в полном объеме реализованы в Законе Украины «Об автомобильном транспорте». Дан-

ный закон определяет основы организации и эксплуатации автомобильного транспорта [4].

По результатам исследования установлено, что основной задачей государственного регулирования деятельности автомобильного транспорта есть формирование рынка услуг путем реализации единой экономической, инвестиционной, научно-технической и социальной политик [5].

На основании [5] можно составить следующую схему - рис. 1.

Рис. 1. Схема функций государственного регулирования деятельности автомобильного транспорта

Согласно [6], технологию любого процесса перевозки грузов характеризуют три принципа - рис. 2.

Рис. 2. Схема принципов, которые характеризуют технологию процесса перевозки грузов

Цель разбиения процесса перевозки грузов на этапы заключается в определении границ внутрисистемных требований к субъекту, который будет работать по данной технологии. Любая операция должна обеспечивать приближение объекта управления к поставленной цели и обеспечивать переход одной операции в другую. Последняя операция этапа должна быть своеобразным введением к первой операции следующего этапа. При этом технология должна представлять единую систему оптимизированных связей между технологиями всех эта-

пов. Чем точнее описание процесса перевозки грузов будет отвечать его объективной логике, тем большая вероятность достижения высочайшего эффекта деятельности людей, занятых в нем.

Разрабатываемые технологии должны учитывать требования основных экономических законов и, в первую очередь, закона повышения производительности общественной работы. Координация и поэтапность действий, направленных к достижению поставленной конкретной цели, должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития определенного перевозочного процесса. Технология не создается «на пустом месте», а имеет связь с технологией прошлого и будущего. Технология, действующая сегодня, должна базироваться на принципах, которые позволяли бы легко переделывать ее в технологию будущего [6]. Рассматривая дорожные аспекты работы грузового транспорта, в качестве этапов можно выделить движение по магистралям, движение по второстепенной дороге, движение через сложные перекрестки, движение на подъездах к участнику логистической системы.

Каждая технология должна предусматривать однозначность выполнения включенных в нее этапов и операций. Отклонение выполнения одной операции отражается на всей технологической цепочке. Чем значительнее отклонения параметров от запроектированных технологией, тем больше опасность нарушить весь процесс перевозки груза и получить результат, не соответствующий проекту [6]. К примеру, изменение характеристик транспортных потоков приводит к изменению времени выполнения операции запланированного транспортного процесса в работе грузового транспорта.

Проблема рационализации материальных потоков в транспортно-логистических системах стоит перед руководством всех больших городов. Современные методы научных исследований, методы выявления узлов генерации и поглощения потоков, специфика формирования потоков в районах дислокации мест приложения работы, активное подключение математического аппарата, возможность моделирования территориально-пространственных процессов -все это позволит существенным образом обогатить сформированную практику проектирования и прогнозирования транспортного каркаса, прибавить этому процессу системный характер [6]. При использовании указанных методов целесообразным является учет дорожных факторов, которые являются неотъемлемой частью

при обслуживании материальных потоков в логистических системах города.

Опыт исследования и решение проблем гармонизации транспортных систем, проведенный в разных странах, показывает, что существует большая группа общих проблем, с которой приходится сталкиваться исследователям [7].

Руководствуясь материалом [7], можно составить следующую схему основных проблем ОДД - рис.3. В этой схеме предложено разделить существующие проблемы на две группы: технические и технологические, информационные и финансовые.

К рассмотренной [7] совокупности проблем предложено сформулировать как проблему определение развития коммерческого транспорта.

| транспорт и экология 1—

Система общественного транспорта и исторический

центр города _

Рис. 3. Схема основных проблем встречающихся при исследовании ОДД

Выводы и перспективы дальнейших исследований

Организация дорожного движения грузового транспорта при обслуживании логистических систем является актуальной. Вследствие роста интенсивности дорожного движения проблема своевременной транспортировки груза в логистической системе города будет все острее. Это подтверждается бурным развитием логистики и недостатком научного и практического материала об учете дорожных факторов при планировании работы грузового транспорта.

В работе сформулированы основные проблемы, которые касаются дорожного движения в городе и выделена проблема организации дорожного движения коммерческого транспорта.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бычков, В. П. Экономика автотранспортного предприятия [Текст] / В. П. Бычков. - ИНФРА-М, 2006. - 384 с.

2. Системолопя на транспорта [Текст] / за заг. ред. М. Ф. Дмитриченка. - К.: Знання Украши, 2005. - 450 с.

3. Коваленко, В. М. Вантажш автомобшьш пере-везення [Текст] / В. М. Коваленко, В. К. Щурь хш, Н. Б. Машика. - К.: Лггера ЛТД, 2006. -304 с.

4. Збiрник законодавчих та нормативних документа, що регламентують дiяльнiсть пвдприемств автомобшьного транспорту вах форм власноста [Текст]. - Вип. 3. - К.: ТОВ Вид-во «Кшвська книжкова фабрика», 2003. - 608 с.

5. Ткаченко, А. Державне регулювання дiяльностi в галузi транспорту [Текст] / А. Ткаченко // Вгс-ник Нацюнально! академи державного управ-лшня при Президента Укра1ни. - 2004. - № 2. -С. 271-276.

6. Грузовые автомобильные перевозки [Текст] /

A. В. Вельможин и др. - М: Горячая линия -Телеком, 2006. - 560 с.

7. Зырянов, В. В. Транспортные задачи при реализации проекта «Сити - Логистика» [Текст] /

B. В. Зырянов, Н. В. Кочерга // Материалы межд. науч.-практ. конф. «Прогресс транспортных средств и систем - 2005». - В 2-х ч. / Волгоград. гос. техн. ун-т. - Волгоград, 2005. -

C. 21-22.

Поступила в редколлегию 09.07.2008.

Сервисное транспортное обслуживание (центры технического обслуживания, мойки, автозаправочные станции)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.