Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оборонно-промышленный комплекс / национальная безопасность / государственная поддержка / государственный оборонный заказ / military-industrial complex / national security / state support / state defense order

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышева Г. Н., Ивашинина Т. Б., Савич Ю. А.

Актуальность темы. В условиях, когда агрессивные санкционные и военные действия стран НАТО ставят целью ослабления экономического и политического суверенитета России, когда проведение специальной военной операции является объективной необходимостью, руководству страны приходится одновременно решат ь проблемы как обеспечения стабильного экономического роста, так и укрепления военной мощи страны. В этой ситуации приоритетным направлением промышленной политики РФ становится развитие оборонно-промышленного комплекса (ОПК), который исторически сконцентрировал самые передовые технологии страны. Приоритет развития ОПК объясняется его инициативной ролью в научно-техническом прогрессе посредством разработки информационных и инновационных технологий, в том числе и для ряда смежных отраслей, Цель. Исследование современного состояния ОПК, уровня его государственной поддержки для определения возможностей применения создаваемых в данной сфере технологий в гражданском секторе экономики, способст вующих, в конечном счете, экономическому развит ию страны, Методология. Проведен анализ фактических данных с применением методов структурирования, позволяющий выделить, детализировать и систематизировать наиболее эффективные пути развития предприят ий ОПК Результаты и выводы. В статье определено, что ОПК являетсясоставной частью системы национальной экономики и обеспечения национальной безопасности, Совокупный объем продукции на предприят иях ОПК постоянно раст ет, причем практ ически все регионы т ак или иначе участвуют в создании необходимого вооружения, В ходе исследования установлено, что практическая реализация утвержденной государственной программы развития ОПК будет способст воват ь дальнейшему совершенствованию используемых технологий, расширению экспорта вооружений, оптимизации диверсификационных мероприятий, связанных с созданием высокотехнологичной продукции военного, гражданского и двойного назначения, развитию кадрового потенциала предприятий и организаций ОПК. Область применения: практика обеспечения обороноспособности, национальной безопасности в рамках развит ия страт егии государст венной безопасност и,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чернышева Г. Н., Ивашинина Т. Б., Савич Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE OF THE DEFENSE-INDUSTRIAL COMPLEX OF RUSSIA

Subject. Relevance of the topic. In conditions when aggressive sanctions and military actions of NATO countries cum to weaken the economic and political sovereignty of Russia, when conducting a special military operation is an objective necessity, the coun try’s leadership has to simultaneously solve problems such as ensuring stable economic growth, and strengthening the country’s military power. In this situation, the development of the military-industrial complex (DIG), which has historically concentrated the country’s most advanced technologies, becomes a priority direction of the in dustrial policy of the Russian Federation, Пre priority of the development of the defense industry is explained by its proactive role in scientific and technological progress, through the developm ent of in formation an d innovative technologies, including for a number of related industries. Purpose. A study of the current state of the defense industry, the level of its state support to determine the possibilities of using technologies created in this area in the civilian sector of the economy, ultimately contributing to the economic development of the coun try. Methodology. An analysis of actual data was carried out using structuring methods, which makes it possible to identify, detail and systematize the most effective ways of developing defense industry enterprises. Result s and conclusions. Иге article determines that the defense industry is an integral part of the nation al econom ic system an d na tional security. The total volum e of production a t defense in dustry enterprises is constan tly growing, and. almost all regions are participating in one way or another in the creation of the necessary weapons. The study established that the practical implem en ta tion of the approved state program for the development of the defense industry will con tribute to the further improvement of the technologies used, the expansion of arms exports, the optimization of diversification measures related to the creation of high-tech military, civil and. dual-use products, and the development of human resources of enterprises and defense industry organizations. Scope of application: practice of ensuring defense capability and national security as part of the development of a state security strategy.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ»

Region: systems, economics, management. — 2023. — No. 1 (60). — Pp. 51—55.

3. Nedikov K. D. Promising directions for the development of the syst em of int egration int eractions in the agro-food complex / K. D. Nedikov, A. V. Ulezko // Bulletin of the Voronezh State Agrarian University. — 2022 — vol. 15, No. 1 (72).

4. Postolov \'. D. Ecological state of land resources of the Voronezh region and ways of their rational use / V. D. Postolov, N. A. Kryukova, E. V. Nedikova // Bulletin of the Voronezh State Agrarian University. — 2008. — No. 3-4 (18-19). — Pp. 79—84.

5. Postolov V. D. Ecological model of a sustainable landscape / V. D. Postolov, E. A. Nartova // Agroecological bulletin. — Voronezh : Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter I, 2012. — Pp. 75—81.

6. Romanova A. P. Measures to reduce environmental risks of the territory / A. P. Romanova, A. G. Usova, E. A. Nartova // Youth century of agricultural science development : materials of the 73rd National scientific and practical conference of students and undergraduates. — Voronezh : Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter I, 2022. — Pp. 146—¿52.

y^K 338.012

7. Udovitchenko A. \T. Sustainable functioning of agricultural landscapes based on the design of forest reclamation activities / A. V. Udovitchenko, V. A. Pershin, E. A. Nartova // Youth vector of agricultural science development : Materials of the 68th student scientific conference. — Voronezh : Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter I. 2017. — Pp. 351—355.

8. Usova A. G. The influence of anthropogenic activity on the state of soils and the environment / A. G. Usova, V. D. Postolov // Youth vector of development of agrarian science : materials of the 69th student scientific conference. — Voronezh : Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter I, 2018. — Pp. 149—153.

9. Chechin D. I. Features of the organization of rational use of arable land in the conditions of the Voronezh region / D. I. Chechin, A. S. Yanshin, K. A. Marchenko // Models and technologies of environmental management (regional aspect). — 2022. — No. 2 (15). — Pp. 57—62.

10. Yanshin A. S. Manifestation of machine degradation of arable soils and ways to overcome it / A. S. Yanshin, O. V. Kryukov, E. A. Nartova //Youth vector of development of agrarian science : materials of the 72nd scientific student conference. — Voronezh : Voronezhsky, 2021. —Pp. 146—151.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО

КОМПЛЕКСА РОССИИ

Коды JEL: L32

Чернышева Г. IL, кандидат эконолшческих наук, доцент кафедры инженерно-авиацонного обеспечения, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», г. Воронеж, Россия

E-mail: sgs206@mail.ru; SPIN-код: 7046-7050

Ивашинина Т. Б., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, финансов и менеджмента, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия

E-mail: neva81@bk.ru; SPIN-код: 6486-2653

Савич Ю. А., старший преподаватель кафедры экономической безопасности, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж, Россия

E-mail: vilsavia@mail.ru; SPIN-код: 9628-5704

Поступила в редакцию 02.03.2024. Принята к публикации 05.03.2024

Аннотация

Актуальность темы. В условиях, когда агрессивные санкционные и военные действия стран НАТО ставят целью ослабления экономического и политического суверенитета России, когда проведение специальной военной операции является объективной необходимостью, руководству страны приходится одновременно решат ь проблемы как обеспечения стабильного экономического роста, так и укрепления военной мощи страны. В этой ситуации приоритетным направлением промышленной п олитики РФ ст ановит ся развитие оборонно-промышленного комплекса (ОПК),

который исторически сконцентрировал самые передовые технологии страны. Приоритет развития ОПК объясняется его инициативной ролью в научно-техническом прогрессе посредством разработки информационных и инновационных технологий, в том числе и для ряда смежных отраслей,

Цель. Исследование современного состояния ОПК, уровня его государственной поддержки для определения возможностей применения создаваемых в данной сфере технологий в гражданском секторе экономики, способст вующих, в конечном счете, экономическому развит ию страны.

Методология. Проведен анализ фактических данных с применением методов структурирования, позволяющий выделить, детализировать и систематизировать наиболее эффективные пути развития предприят ий ОПК

Результаты и выводы. В статье определено, что ОПК является составной частью системы национальной экономики и обеспечения национальной безопасности, Совокупный объем продукции на предприят иях ОПК постоянно раст ет, причем практически все регионы так или иначе участвуют в создании необходимого вооружения, В ходе исследования установлено, что практическая реализация утвержденной государственной программы развития ОПК будет способст воват ь дальнейшему совершенствованию используемых технологий, расширению экспорта вооружений, оптимизации диверсификационных мероприятий, связанных с созданием высокотехнологичной продукции военного, гражданского и двойного назначения, развитию кадрового потенциала предприятий и организаций ОПК.

Область применения: практика обеспечения обороноспособности, национальной безопасности в рамках развит ия страт егии государственной безопасности.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, национальная безопасность, государственная поддержка, государственный оборонный заказ.

UDK 338.012

THE CURRENT STATE OF THE DEFENSE-INDUSTRIAL COMPLEX OF

RUSSIA

JEL Codes: L32

Chernysheva G. N., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Engineering and Aviation Support, Military Educational and Scien tific Center of the Air Force "Air Force Academy named after Professor N. E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin", Voronezh, Russia

E-mail: sgs206@mail.ru; SPIN-код: 7046-7050

Ivashinina Т. В., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Finance and Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Adinimstration (RANEPA Branch), Voronezh, Russia

E-mail: neva81@bk.ru; SPIN-код: 6486-2653

Savich Yu. A., Senior Lecturer, Department of Economic Security, Voronezh State Technical University, Voronezh, Russia

E-mail: vilsavia@mail.ru; SPIN-код: 9628-5704

Abstract

Subject. Relevance of the topic. In conditions when aggressive sanctions and military actions of NATO coun tries aim to weaken the economic and political sovereign ty of Russia, when con ducting a special military operation is an objective necessity, the coun try's leadership has to simultaneously solve problems such as ensuring stable economic growth, and strengthening the country's military power. In this situation, the development of the military-industrial complex (DIC), which has historically concentrated, the country's most advan ced technologies, becom es a priority direction of the in dustrial policy of the Russian Federation, The priority of the developmen t of the defense industry is explained by its proactive role in scientific and technological progress, through the developm en t of in formation and. innovative technologies, including for a number of related, industries.

Purpose. A study of the current state of the defense industry, the level of its state support, to determine the possibilities of using technologies created in this area in the civilian sector of the economy, ultimately contributing to the economic development of the coun try.

Methodology. .1// analysis of actual data was carried out using structuring methods, which makes it possible to identify, detail and systematize the most, effective ways of developing defense industry enterprises.

Result s and conclusions. The article determines that the defense industry is an integral part of the national econom ic system and national security. The total volume of production at defense industry enterprises is constantly growing, and almost all regions are participating in one way or another in the creation of the necessary weapons. The study established that the practical implementation of the approved state program for the developmen t of the defense industry will contribute to the further improvement of the technologies used, the expansion of arms exports, the optimization of diversification measures related to the creation of high-tech military, civil and dual-use product% and the development of human resources of enterprises and defense industry organizations.

Scope of application: practice of ensuring defense capability and national security as part, of the development of a state security strategy.

Keywords: military-industrial complex, national security, state support, state defense order.

Введение

За последние 30 лет развития ОПК с точки зрения финансовой поддержки со стороны государства, можно выделить 3 этапа. Первый этап связан с распадом СССР, вследствие которого осуществлялась распродажа предприятий бывшего военно-промышленного комплекса (ВПК) в частные руки или частичного их банкротства. В этот период основная часть предприятий ВПК утратила свой кадровый потенциал: число высококвалифицированных резко сократилось, их средний показатель возраста вырос с 28 до 64 лет. Финансирование новых разработок прекратилось. Вследствие разрыва технологических связей, распада кооперации, недостатка финансовых средств, ВПК, как научно-производственная система, практически прекратил свое существование [1]. Второй этап — возвращение ряда предприятий в собственность государства путем создания крупных государственных корпораций н холдингов, принятия первой программы вооружений (ГПВ) в ноябре 1996 года, на период 1996—2005 годов. Однако, из-за сильно завышенного прогноза по развитию экономики ее выполнение было сорвано уже в 1997 году [9]. Третий этап развития ОПК можно связать с увеличением военных заказов вследствие роста международной напряженности, и соответственно роста расходов на национальную оборону. Увеличение финансирования потребовало изменений в управлении военными закупками. Принятие государственной программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2006—2011 гг.» были поддержаны большими объемами финансирования. Разрозненные предприятия были объединены в интегрированные проекты. В это время принимаются: Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», в соответствии с которым состав ОПК

Б01: 10.22394/1997-4469-2024-64-1-134-142

должен определяться сводным реестром организаций в порядке, установленном Правительством РФ н Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ, регулирующим экономико-правовые основы взаимосвязей ОПК в вопросах государственных закупок для обеспечения нужд национальной безопасности [7].

ОПК России не является обособленной частью экономики страны, а представляет собой совокупность научных, исследовательских, испытательных организаций и предприятий промышленности, целью которых является выполнение Государственного оборонного заказа (ГОЗ). ГОЗ распространяется на военную продукцию н услуги в интересах обороны для российских военных и силовых структур, а также для обеспечения поставок вооружения и военной техники (ВВТ) иностранным государствам в рамках военно-технического и политического сотрудничества [3].

Результаты исследования и их обсуждение

Особенность функционирования ОПК заключается в том, что он является составной частью одновременно двух подсистемам системы государственного управления: национальной экономики н обеспечения национальной безопасности, обеспечивая их взаимодействие (рисунок 1).

В гражданском секторе экономики управленческая роль государства сводится к регулированию отношений между субъектами рыночных отношений в вопросах ограничения недобросовестной конкуренции. Управление обеспечением национальной безопасности реализуется на основе разработки стратегических и тактических планов организации и обеспечения вооруженных сил п правоохранительных органов [4].

Система государственного управления

Субъект управления

Субъекты рыночного регулирования

Субъекты планового

Субъекты регулирования обеспечения

управления внутренней и внегиней

Подсистема обеспечения \ национальной

/ безопасности

Подсистема национальной экономики

опк

Объект управления

Рис. 1. ОПК в системе государственного управления

Для вооруженных сил в процессе государственного управления решаются проблемы:

— обеспечения непрерывного и своевременного улучшения тактико-технических характеристик военной техники, поддержание технической оснащенности вооруженных сил на уровне разумной достаточности при ограниченных финансовых, материальных и трудовых ресурсах;

— своевременной подготовки производственной, научно-исследовательской, опытно-конструкторской базы промышленности к созданию в установленные сроки потребных объемов военной техники и вооружения:

— формирования баланса между собой средства вооруженной борьбы различных видов вооруженных сил и родов войск и их рациональная номенклатура и состав на планируемый период;

— максимального сокращения сроков разработки, производства и поступления в войска потребных объемов военной техники и вооружения.

Проблемы технического обеспечения военной техникой и вооружением решаются на предприятиях ОПК на основе ГОЗ. Подсистема государственного управления ГОЗ замкнута главным образом на Федеральные органы исполнительной власти (в частности на Правительство РФ и подведомственные структуры) и Президента РФ. Однако без взаимодействия с законодательной властью управление ОПК было бы попросту невозможно. Поэтому наряду с функциями, предписанными Конституцией РФ при законодательных органах создаются дополнительные структуры для улучшения ко-

ординации различных ветвей власти в данной сфере [3]. Таким образом, функционируя в правовом поле юридических лиц в гражданской экономике, ОПК управляется государственными структурами, представленными: законодательным органом (Экспертный совет по проблемам законодательного обеспечения оборонно-промышленного комплекса при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ); исполнительными органами (Министерство обороны, Министерство промышленности и энергетики, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство по атомной энергии, Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ).

В соответствии с приказом, утверждённым Минпромторгом РФ от 18.05.2022 г. № 1981, в Сводном реестре организаций российского ОПК в настоящее время числится чуть более 1400 юридических лиц, различных организационно-правовых форм, форм собственности и видов деятельности.

Отраслевая структура предприятий и организаций ОПК, подпадающих под ведомственное управление, согласно Сводному реестру, показана на рисунке 2. Более 977 предприятий ОПК находятся в ведомственной подчиненности Мннпромторга РФ; 166 предприятий и организаций — в ведомствах Министерства обороны; в ведомствах «Роскосмоса» и «Росато-ма» 80 и 43 предприятия и организации [6, 8]. С учетом кооперации по ГОЗ, в которой могут принимать предприятия не включенные в Сводный реестр ОПК, госуправление ОПК распространяется более чем на 4000 предприятий и организаций.

Количество предприятий и организаций, %

I Минпромторг РФ, включая организации "Ростех"

I "Роскосмос"

Рис. 2. Отраслевая структура предприятий и организаций ОПК

Военная продукция ОПК создается в результате производственной деятельности предприятий и организаций различных отраслей

промышленности. Промышленная структура предприятий и организаций ОПК показана на рисунке 3.

Количество предприятий и организаций в %

14,3

Авиационная промышленность

Промышленность боеприпасов и спецхимии

Рис. 3. Промышленная структура предприятий и организаций ОПК

На предприятиях и в организациях ОПК занято более 4,5 млн человек, при этом 25 % занятых приходится на научные организации ОПК и 75 % — на промышленные предприятия. По статистическим данным с учетом членов семей работников ОПК, каждый десятый житель России связан с ОПК.

Предприятия и организации ОПК, включенные в Сводный реестр распределены по

всем округам РФ. Размещение предприятий и организаций ОПК по федеральным округам представлено на рисунке 4. Как видно из данных рисунка 4 наибольшее количество предприятий и организаций ОПК сосредоточено в Центральном (41,8 %), Приволжском (16,4 %) и Северо-Западном (15,4 %) федеральных округах.

Количество предприятий и организаций ОПК,%

5,6 2,1

Центральный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Южный

федеральный округ

Рис. 4. Территориальное распределение предприятий и организаций ОПК

На данный момент в Сводном реестре пред- 2 — в промышленности обычных вооружений,

приятий ОПК — 21 организация Крыма и Се- В 32 регионах РФ 129 предприятий ОПК явля-

вастополя, среди которых: 14 — в судостроении, ются градообразующими. 3 — в авиастроении, 2 — в радиоэлектронике,

Совокупный объем продукции на предприятиях ОПК на 2021 г. составлял более 20 % всего объема промышленной продукции России.

Значимость предприятий и организаций ОПК для экономического развития отдельных регионов показано на рисунке 5.

Доля в объеме промышленного производства региона в промилях ; к1000)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Удмуртская обл. Пензенская обл. Владимировская Омская обл. Пермская обл. Калужская обл. Воронежская обл. Тульская обл. Новосибирская обл.

Нижегородская., ч з Санкт Петербург Московская область Москва

0 200 400 600

Рис. 5. Распределение предприятий и организаций ОПК по доле в объеме промышленного производства региона

Количество предприятий ОПК

Роль ОПК в инновационном экономическом развитии РФ можно проследить на основе объемов выпуска высокотехнологичной продукции. Так, предприятия ОПК обеспечивают 100 % инноваций в производстве авиационной техники, оптического приборостроения, изделий электронной техники, промышленных взрывчатых

веществ, при проведении исследовании в космосе; 90 % в судостроении и производстве радиоэлектронной аппаратуры; 70 % в создании н производстве средств связи; 60 % в сложной медицинской технике. Удельный вес научной продукции предприятий и организаций ОПК представлен на рисунке 6.

ОПК в целом Электронная.. Производство.. Радиопромышл.. Судостроительн.. Производство-Производство..

Ракетно-.. Авиационная..

0%

50% 100%

■ доля промышленной продукции,%

■ Доля научной продукции, %

Рис. 6. Структура продукции предприятий и организаций ОПК

Динамика бюджетных расходов на национальную оборону показана в таблице 1. Наи-

более наглядно динамика расходов на национальную оборону отражена на рисунке 7.

Военный бюджет РФ

5000

......II II II II II II II Ii i

.111.111.111

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

■ Утвержденный бюджет, млрд руб

■ Фактическое исполнение, млрд руб

■ Реальная сумма финансирования, млрд руб

Рис. 7. Военный бюджет РФ

Утверждение Государственной программы вооружений 2011—2020 гг. связано с увеличением доли новой техники с 10 % в 2010 г. до 70—80 %. Последующий кризис и введение санкций привели к необходимости в 2014 г. усилить импортозамещение. Указанные об-

стоятельства способствовали росту объемов ГОЗ н, следовательно, объемов финансирования деятельности предприятий и организаций ОПК [2]. Все вышеуказанное благоприятно сказывается на современном развитии Российского ОПК.

Динамика расходов на национальную оборону

Таблица 1

Год Утвержденный бюджет, млрд руб Доля расходов по отношению к объему ВВП, % Фактическое исполнение, млрд руб Индекс инфляции Реальная сумма финансирования (гр.4/гр.5), млрд руб

2009 1203,7 3,9 1188,2 1,0880 1092,1

2010 1288,7 3,6 1276,5 1,0878 1173,5

2011 1524,4 3,4 1516,0 1,0610 1428,8

2012 1832,2 3,7 1812,4 1,0658 1700,5

2013 2111,7 3,8 2103,6 1,0645 1976,1

2014 2481,3 4,1 2479,1 1,1136 2226,2

2015 3187,8 4,9 3181,4 1,1291 2817,6

2016 3806,4 5,5 3775,3 1,0540 3581,9

2017 3059,6 4,2 2852,3 1,0250 2782,7

2018 3063,0 3,7 2827,0 1,0430 2710,5

2019 3233,5 3,9 2997,4 1,0300 2910,1

2020 3308,1 4,7 3168,8 1,0490 3020,8

2021 3113,3 3,8 3004,3 1,0839 2771,8

2022 3231,7 4,0 3573,2 1,1194 3192,1

2023 4648,3 - - - -

Заключение

Учитывая роль и значение предприятий и организаций ОПК в обеспечении национальной безопасности и развитии экономики РФ государство, оказывает всестороннюю финансовую поддержку, которая заключается в выделении субсидий на возмещение:

— недополученных доходов или фактически понесенных затрат в связи с производством (реализацией) товаров и оказанием услуг:

— затрат на кредит экспортерам продукции военного назначения, осуществление ин-

вестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции:

— финансирования стипендий работникам — исполнителям ГОЗ за выдающиеся достижения в создании прорывных технологий и разработке современных образцов вооружения н военной техники:

— расходов, идущих на сохранение кадрового потенциала, развитие системы повышения квалификации и переподготовки работников ОПК:

— части затрат, связанных с высокопроизводительными вычислениями, включая суперкомпьютерные технологии в интересах создания вооружений, военной и специальной техники. предупреждения банкротства.

Для этих целей разработана и утверждена Госпрограмма «Развитие оборонно-промышленного комплекса» (постановление Правительства РФ от 16.05.2016 г. № 425-8 в ред. постановлений Правительства РФ от 06.02.2019 № 85-6). Основными задачами программы развития ОПК являются [5, 10]:

• стимулирование развития ОПК на основе обеспечения развития и использования современных Компьютерных технологий:

• продвижение военной продукции на мировые рынки вооружений:

• создание условий для диверсификации и развития производства высокотехнологичной продукции военного, гражданского и двойного назначения;

• обеспечение финансово-экономической устойчивости и развития кадрового потенциала предприятий и организаций ОПК.

На реализацию программы запланированы бюджетные средства в размере 99285,3 млн руб. Динамика планируемых финансовых ассигнований на период реализации задач программы (2016—2027 гг.) показана на рисунке 8.

Бюджетные ассигнования, млн рублей

12000 10000

9746,4

7831,1 8000 _ 6734,5

98637,48637,48637,48637,48637,48637,48637,

2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027

Рис. 8. Расходы на реализацию Госпрограммы развития ОПК

Таким образом, принятые решения по развитию ОПК будут способствовать выполнению возрастающих объемов ГОЗ и успешной реализации целей специальной военной операции без снижения темпов экономического развития РФ.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бажанов В. А. Инновационная значимость оборонно-промышленного комплекса России / В. А. Бажанов // ЭКО. — 2008. — № 3. — С. 3—20.

2. Базилевский А. И. Перспективы развития оборонно-промышленного комплекса России в период санкций / А. И. Базилевский, Е. Ф. Злобин // Universum: Экономика и юриспруденция. — 2017 — № 2 (35). — Режим доступа: http://7universum.com/ru/economy/archive/ item/4239.

3. Верник П. А. Механизм выполнения оборонного заказа как фактор стратегической стабильности / П. А. Верннк, В. В. Иванов, С. В. Ка-зачковскнй, В. А. Коршук // Стратегическая стабильность. — 2016. — № 4 (77). — С. 2—19.

4. Ковалев А. Актуальные проблемы национальной безопасности России: теоретические и практические аспекты / А. Ковалев ; под общ. ред. В. А. Шамахова. — Санкт-Петербург : Изд-во Коновалова А. М., 2019. — 301 с.

5. Коробов С. П. Стратегическое планирование развития отраслей оборонно-промышленного комплекса / С. П. Коробов, А. М. Батьковский // Стратегическое планирование и развитие предприятий : материалы 15-го Всероссийского симпозиума / под ред. Г. Б. Клейнера. — Москва : ЦЭМИ РАН, 2014. — С. 75—77.

6. Кушнир К. А. Анализ развития предприятий оборонно-промышленного комплекса России / К. А. Кушнир // Вестник Евразийской науки. — 2018. — № 4.

7. Мишин Ю. В. Методы, процедуры и инструменты диверсификации предприятий и организаций ВПК России / Ю. В. Мишин, Н. Б. Ко-стерев, В. Б. Суханов, А. Ю. Мишин // М.И.Р. — 2019. — № 1. — С. 38—53.

8. Расходы на оборону вырастут / Интерфакс. — Режим доступа: https://www.interfax. ru/russia/925290.

9. Рябошапко В. А. О проблеме конверсии обронных отрслей промышленности в СССР / В. А. Рябошапко, В. А. Вторушин // Военная мысль. — 1990. — № 9. — С. 29—33.

10. Суслова A. JI. Реализация планов развития ОПК / A. JI. Суслова // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 211—213.

LITERATURE

1. Bazhanov \.' A. Innovative significance of the military-industrial complex of Russia / V. A. Bazhanov//IVF. —2008. — No. 3. — P. 3—20.

2. Bazilevsky A. Prospects for the development of the Russian military-industrial complex during the period of sanctions / A. Bazilevsky, E. Zlobin // Universum: Economics and jurisprudence : electronic, scientific magazine. — 2017. — № 2 (35). — URL: http://7universum.com/ru/ economy/archive/item/4239.

3. Vernik P. A. Mechanism for fulfilling defense orders as a factor of strategic stability / P. A. Vernik, V. V. Ivanov, S. V. Kazachkovsky, V. A. Korshuk // Strategic stability — 2016. — № 4 (77). — P. 2—19.

4. Kovalev A. Current problems of national security of Russia: theoretical and practical aspects /

A. Kovalev: edited by V. A. Shamakhova. — St. Petersburg : Publishing house Konovalov A. M., 2019. — 301 p.

5. Korobov S. P. Strategic planning for the development of branches of the military-industrial complex / S. P. Korobov, A. M. Batkovsky // Strategic planning and development of enterprises: materials of the 15th All-Russian Symposium / ed. G. B. Kleiner. — Moscow : CEMI RAS, 2014. — P. 75—77.

6. Kushnir K. A. Analysis of the development of enterprises of the Russian military-industrial complex / K. A. Kushnir // Bulletin of Eurasian Science. —2018. — No. 4.

7. Mishin Yu, \'. Methods, procedures and tools for diversification of enterprises and organizations of the Russian military-industrial complex / Yu. V. Mishin, N. B. Kosterev, V. B. Sukhanov // M.I.D. — 2019. — T. 10. No. 1. — P. 38—53.

8. Defense spending will increase / Interfax. — URL: https://www.interfax.ru/russia/925290.

9. Ryaboshapko V. A. On the problem of conversion of defense industries in the USSR / V. A. Ryaboshapko, V. A. Vtorushin // Military thought. — 1990. — No. 9. — P. 29—33.

10. Suslova A. Implementation of plans for the development of the military-industrial complex / A. Suslova // Young scientist. — 2019. — No. 43 (281). — P. 211—213.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.