Научная статья на тему 'Современное состояние некоторых объектов Владивостокской крепости, расположенных на острове Елены'

Современное состояние некоторых объектов Владивостокской крепости, расположенных на острове Елены Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
327
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАДИВОСТОКСКАЯ КРЕПОСТЬ / ПОЛУОСТРОВ САПЕРНЫЙ / КАНАЛ НА ОСТРОВЕ РУССКИЙ / ОСТРОВ ЕЛЕНЫ / АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ БАТАРЕИ ЮЖНОГО ОТДЕЛА / ПОРОХОВОЙ ПОГРЕБ / VLADIVOSTOK FORTRESS / SAPERNY PENINSULA / CHANNEL ON THE RUSSIAN ISLAND / ISLAND OF HELENA / ARTILLERY BATTERY OF SOUTH SECTION / POWDER MAGAZINE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Назаренко Борис Александрович

В статье рассказывается об истории постройки, современном состоянии и возможностях осмотра нескольких артиллерийских батарей («Ларионовская Южная», «Ларионовская Северная», «Ларионовская Северная Скорострельная № 18», «Ларионовская Уступная»), береговых полукапониров № 450 и 451 и Ларионовского расходного порохового погреба, расположенных на острове Елены. Рассмотрены назначение, особенности устройства и историческое значение этих объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN STATE OF SOME OBJECTS OF VLADIVOSTOK FORTRESS LOCATED ON THE ISLAND OF HELENA

The article deals with the history of construction and modern condition of several coast artillery batteries ("South Larionovskaya", "North Larionovskaya", "North Larionovskaya Quick-Firing No. 18", "Larionovskaya Ustupnaya"), Coastal Semi-Caponiers No. 450 and No. 451 and Larionovskaya Supplying Powder Magazine located on the Island of Helena. The author considers functions, device features and historical significance of these objects.

Текст научной работы на тему «Современное состояние некоторых объектов Владивостокской крепости, расположенных на острове Елены»

УДК 355:94(571.63-25)

Назаренко Борис Александрович

старший преподаватель кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки

Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НЕКОТОРЫХ ОБЪЕКТОВ ВЛАДИВОСТОКСКОЙ КРЕПОСТИ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ОСТРОВЕ ЕЛЕНЫ

Nazarenko Boris Aleksandrovich

Senior Lecturer, Special Tactical and Firing and Physical Training Department, Vladivostok branch of Far Eastern Institute of Law of the Ministry of Internal Affairs of Russia

MODERN STATE OF SOME OBJECTS OF VLADIVOSTOK FORTRESS LOCATED ON THE ISLAND OF HELENA

Аннотация:

В статье рассказывается об истории постройки, современном состоянии и возможностях осмотра нескольких артиллерийских батарей («Ларионов-ская Южная», «Ларионовская Северная», «Ларио-новская Северная Скорострельная № 18», «Ларионовская Уступная»), береговых полукапониров № 450 и 451 и Ларионовского расходного порохового погреба, расположенных на острове Елены. Рассмотрены назначение, особенности устройства и историческое значение этих объектов.

Ключевые слова:

Владивостокская крепость, полуостров Саперный, канал на острове Русский, остров Елены, артиллерийские батареи Южного отдела, пороховой погреб.

Summary:

The article deals with the history of construction and modern condition of several coast artillery batteries ("South Larionovskaya", "North Larionovskaya", "North Larionovskaya Quick-Firing No. 18", "Larionovskaya Ustupnaya"), Coastal Semi-Caponiers No. 450 and No. 451 and Larionovskaya Supplying Powder Magazine located on the Island of Helena. The author considers functions, device features and historical significance of these objects.

Keywords:

Vladivostok fortress, Saperny Peninsula, Channel on the Russian Island, Island of Helena, artillery battery of South Section, powder magazine.

Остров Елены - это часть Саперного полуострова, крупнейшего полуострова острова Русский; расположен в районе мыса Ларионова. Остров Елены стал островом после открытия 27 октября 1899 г. канала через перешеек между бухтой Новик и проливом Босфор Восточный. При строительстве канала пришлось срыть батарею перешейка, построенную в 1880-1882 г. [1, с. 37].

На этой территории образовался небольшой историко-фортификационный «заповедник», включающий в себя оборонительные сооружения крепости, построенные в различные периоды ее существования. Основная задача данных сооружений состояла в контроле за входом в пролив Босфор Восточный и бухту Новик. Эта территория в случае развития дорожной инфраструктуры Владивостока в весьма обозримое время может быть задействована при сооружении объектов так называемой Владивостокской кольцевой автомобильной дороги (ВКАД), то есть моста между полуостровом Шкота (неправильно, но традиционно называемом Эгершельдом) и северо-западной частью Русского острова и подъездных путей к нему. По этой причине исследование современного состояния объектов фортификационного наследия, расположенных в этом районе, весьма актуально с целью разработки мер по их охране или, по крайней мере, документирования этих сооружений на случай их возможной утраты.

Основными объектами Владивостокской крепости, построенными на острове Елены, являются береговые батареи, относящиеся к группе так называемых Ларионовских батарей. Это «Ларионовская Северная», «Ларионовская Южная», «Ларионовская Центральная», «Ларионовская Уступная», «Ларионовская-на-Пике» и «Ларионовская Северная Скорострельная № 18». Для обеспечения боепитанием указанных батарей были построены пороховой питательный погреб П-5 (Ларионовский запасный) и Ларионовский расходный погреб, переделанный из погребов упраздненной батареи «Ларионовская Центральная». Намного позже, в 1912-1916 гг., для осуществления противодесантной обороны были возведены два береговых полукапонира № 451 и 450, каждый рассчитан на две 3-дюймовые (76-мм) скорострельные пушки, расположенные, соответственно, с южной и северной частей мыса Ларионова.

Батарея «Ларионовская Южная»

Основная часть батареи расположена на хребтовой части высокого холма, обрывающегося к морю, несколько севернее мыса Крутого острова Елены.

Представляет собой комбинированную расстыкованную батарею, отдельные части которой являются батареями разного калибра. Орудия располагались в нескольких отдельных сооружениях, не состыкованных друг с другом [2, с. 121, 123].

Была построена под руководством военного инженера капитана В.В. Курилова в 1894 г. Строительство павильона для дальномера было начато в 1900 г. и закончено в 1902 г. (в конце 1902 г. была установлена бронекрыша павильона). В том же 1902 г. батарею удлинили для размещения большего количества орудий. В разные периоды строительства крепость имела обозначения «Ларионовская Южная № I» и Батарея № 22.

Батарея была рассчитана на установку шести 8-дюймовых (203-мм) береговых пушек образца 1867 г. на станках Семенова (первоначально на четыре орудия) и четыре 57-мм скорострельные береговые пушки системы Норденфельда, которые располагались попарно на флангах в некотором отдалении. Особенно далеко от основной позиции находится левофланговая 57-мм двухорудийная батарея. Двухорудийные батареи на 57-мм береговые пушки были построены в бетонном варианте в 1897 г. Позиция 8-дюймовых орудий была выполнена земляной. Пушки устанавливались в орудийных двориках на шпальную клетку - деревянные основания, которые собирались из железнодорожных шпал, стягивались болтами и металлическими скобами. Орудийные дворики прикрыты с фронта (со стороны моря) земляным бруствером, между двориками насыпались земляные траверсы. В траверсах находились ниши для расходного комплекта боеприпасов. Батарея располагается на местности под определенным уклоном в сторону правого фланга, поэтому орудийные дворики расположены с уступом по отношению друг к другу. В 1902 г. батарея «Ларионовская Южная» и Ларионовский расходный пороховой погреб были соединены узкоколейной железной дорогой.

В данный момент позиция основной части батареи представляет собой шесть достаточно сильно поросших деревьями и кустарником, но узнаваемых орудийных площадок, разделенных земляными траверсами. В траверсах хорошо сохранились ниши для зарядов первых выстрелов. В отличие от позиции батареи, они выполнены из бетона, имеющего толщину свода около 30 см. О качестве проведенных около 130 лет назад работ говорит идеально ровная поверхность фасада, сводов и внутренней отделки погребков, а также тот факт, что бетон не имеет никаких видимых эрозионных повреждений в виде сколов, трещин, выщербин или осыпания. Погребки засыпаны естественным вывалом грунта примерно наполовину. Интересно расположение одного из погребков (пятого): в отличие от других четырех, он находится не в торцевой части траверса (в сторону тыла батареи), а справа и обращен в сторону орудийной площадки последнего, правофлангового орудия.

Тыльную часть батареи прикрывал земляной вал, как и основная часть батареи сильно поросший деревьями и кустарником.

На правом фланге батареи находится хорошо сохранившийся бетонный орудийный блок на две 57-мм береговые пушки Норденфельда [3, с. 266-269]. Аналогичные двухорудийные батареи имеют большое распространение среди объектов Владивостокской крепости и могли быть как самостоятельными батареями, так и частью комбинированной расстыкованной батареи, как в рассматриваемом случае.

Блок представляет собой два орудийных основания, объединенных бетонной брустверной стенкой с находящимся внутри расходным патронным погребом размером 1,8 * 2,4 м. Толщина фронтальной части бруствера и свода - около 1,8 м, части бруствера, находящегося на правом фланге, - 1,2 м.

В патронный погреб ведут два входа, которые внутри соединяются, образуя таким образом небольшую подбрустверную галерею или коленчатый сквозник. Правый из них находится посередине между основаниями под орудием, а левый, соответственно, за левым орудийным основанием. У каждого входа имеются выполненные в бруствере ниши, расположенные попарно от входов, предназначавшиеся для хранения патронов расходного боекомплекта. Ни вертикальные, ни горизонтальные поверхности батареи практически не имеют серьезных признаков повреждения эрозионного или механического характера. Внутренние помещения батареи имеют плоские потолки, усиленные двутавровыми балками. Стены и потолки галереи и патронного погреба достаточно чистые, не закопчены, полы сухие, без признаков подтопления грунтовыми водами. Лестница, ведущая от входов, и галерея завалены подушкой из опавших листьев, толщина которой достигает 50 см. На входе в патронный погреб сохранилась оригинальная металлическая клепаная дверь. Основания под орудия выполнены пятиступенчатыми, уменьшающимися в диаметре цилиндрами, находящимися один над другим. Основания монолитные.

Правее и ниже, практически у выхода на берег моря, находится колодец, также относящийся к комплексу сооружений батареи «Ларионовская Южная». Колодец выполнен из гранитных, достаточно грубо обтесанных камней. Сооружение закрыто сверху деревянной, обитой листовым железом крышкой с дополнительной дверцей. Вода в колодце на данный момент, скорее

всего, не является питьевой, но само колодезное сооружение находится в отличном состоянии, в отличие от павильона, возведенного над ним в советское время.

Несколько левее и выше по склону от основной части батареи, на самой высокой точке мыса Крутого, находится павильон для дальномера. Аналогичные сооружения имелись на многих батареях. Павильоны, как правило, были рассчитаны на установку в них вертикально-базных дальномеров системы Прищепенко. До 2010 г. на павильоне для дальномера батареи «Ларионовская Южная» присутствовала грибовидная бронекрыша, однако в октябре того года она была демонтирована незаконными сборщиками металлолома. Кроме отсутствующей крыши сооружение имеет и другие повреждения, в частности серьезные сколы бетонных частей. С позиции павильона в северном направлении хорошо просматривается такой же павильон для дальномера батареи «Ларионовская-на-Пике», расположенный на самом краю обрыва мыса Елагина, но с сохранившейся броневой крышей.

Левофланговый орудийный блок на две 57-мм береговые пушки Норденфельда располагается в 200-250 м ниже и левее основной части батареи, сразу за мысом Крутым. Фронт левофлангового орудийного блока развернут на угол 80-85 относительно основной позиции 8-дюймовых орудий батареи.

По конструкции он представляет собой абсолютно идентичное правофланговому орудийному блоку бетонированное сооружение. Из внешних отличий можно отметить только более короткий правофланговый участок бруствера орудийного блока. Во всем остальном правофланговый и левофланговый орудийные блоки одинаковы. Из отличий в интерьере можно упомянуть отсутствие металлической двери на входе в патронный погреб.

Общее состояние основной части батареи «Ларионовская Южная» можно признать удовлетворительным, а фланговых позиций 57-мм береговых пушек и колодца - хорошим.

Батарея «Ларионовская Южная» доступна для осмотра, но возможности ее экскурсионного использования достаточно ограничены прежде всего из-за изолированного положения острова Елены. К позиции батареи ведут минимум две пешеходные тропы, начинающиеся от канала и проходящие мимо развалин казарменного городка.

Батарея «Ларионовская Северная»

Батарея расположена на мысе Безымянном, на высоте около 20 м над уровнем моря. Современным ориентиром расположения батареи может служить опора линии электропередачи, находящаяся на мысе Безымянном, прямо над позицией батареи.

Строилась под руководством военного инженера капитана В.В. Курилова в 1894 г. одновременно с батареей «Ларионовская Южная» и была удлинена в 1902 г. В разное время имела обозначения «Ларионовская Северная № III» и Батарея № 16.

Батарея была рассчитана на установку восьми 8-дюймовых (203-мм) береговых пушек образца 1867 г. (первоначально четырех). Позиция 8-дюймовых орудий была выполнена земляной. Пушки устанавливались в орудийных двориках на шпальную клетку. Орудийные дворики прикрыты с фронта (со стороны моря) земляным бруствером, между двориками насыпались земляные траверсы шириной 11,5 м. В первых четырех траверсах, начиная с правого фланга батареи, находились ниши для расходного комплекта боеприпасов. В отличие от «Ларионовской Южной» параллельно фронту в траверсах батареи «Ларионовская Северная» были проложены блиндированные (крытые) ходы сообщения между орудийными двориками размером 1,5 * 1,8 м. Для стока воды на правом фланге батареи был оборудован закрытый дренаж.

В настоящее время позиция батареи «Ларионовская Северная» представляет собой восемь сильно поросших деревьями и кустарником орудийных площадок, разделенных земляными траверсами. В четырех правофланговых траверсах имеются бетонные ниши расходного комплекта боеприпасов. Первый из них имеет серьезные эрозионные повреждения свода и задней стенки погребка. Кроме этого, на его задней стенке есть несколько пулевых отметин. Степень сохранности остальных погребков примерно соответствует состоянию аналогичных сооружений на батарее «Ларионовская Южная», за исключением, пожалуй, растительности, более буйно произрастающей на батарее «Ларионовская Северная». Военная улица, проходящая непосредственно за орудийными двориками, частично завалена сильно заросшими травой и деревьями скальными обломками. В земляных траверсах, в местах расположения блиндированных ходов сообщения, сохранились лишь обвалившиеся выемки грунта треугольной формы. Из всех сооружений батареи «Лари-оновская Северная» хорошо сохранился и, судя по ее состоянию, до сих пор функционирует закрытый дренаж, выполненный из гранитных камней, скрепленных бетонным раствором.

Несмотря на неплохо сохранившиеся погребки и закрытый дренаж, общее состояние батареи можно признать неудовлетворительным. Пройдет не более 40-50 лет, и процессы выветривания и густой лес окончательно сотрут уже изрядно оплывшие валы и траверсы батареи.

Батарея доступна для осмотра, к ее позиции ведет проезжая грунтовая дорога (центральная дорога от Канала, первый поворот направо).

Батарея «Ларионовская Северная Скорострельная № 18»

Батарея расположена на подошвенной части горы Ларионова (90,6 м), справа от скального массива, сразу за одноименным мысом, фронтом на север, северо-восток, в сторону наиболее узкой части пролива Босфор Восточный. Ориентиром расположения батареи может служить находящийся у уреза воды ОРПК № 03 (орудийный полукапонир) Владивостокского сектора береговой обороны (ВСБО) постройки 1941 г., предназначенный для двух 76-мм горных пушек образца 1909 г. [4, с. 18, 19, 112]. Батарея находится на 10-12 м выше по склону и несколько левее, если смотреть со стороны моря, по отношению к упомянутому ОРПК № 03.

Батарея была построена в 1898 г. под руководством военного инженера капитана Романовича. В разное время имела названия «Ларионовская Северная Скорострельная № 18» и «Лари-оновская Створная».

Батарея была рассчитана на установку двух 57-мм скорострельных береговых пушек системы Норденфельда. Позиция 57-мм орудий была выполнена в виде бетонного блока с находящимся внутри расходным снарядным погребом. Пятиступенчатые основания под орудия располагаются в едином орудийном дворике. По конструкции батарея «Ларионовская Северная Скорострельная № 18» ничем не отличается от орудийных блоков на два 57-мм орудия, расположенных на флангах батареи «Ларионовская Южная».

На фасаде орудийного блока, посередине бруствера, над правым входом в подбруствер-ную галерею, имеется иконная ниша (киот) под установку православной иконы. В отличие от киота батареи «Токаревская нижняя», ниша рассматриваемой батареи имеет и хорошо отформованную в бетонном массиве выемку под шестиконечный крест. Ниша имеет три хорошо видимые пулевые отметины, оставленные, если судить по их размеру и глубине, 7,62-мм пулями, выпущенными из трехлинейной винтовки системы С.И. Мосина образца 1891 г. Учитывая, что на других бетонных частях батареи пулевых отверстий не отмечено, можно сделать вывод, что огонь велся по киоту прицельно и оставлены они, скорее всего, «воинствующими безбожниками» в советский отрезок отечественной истории.

Небольшое конструктивное отличие батареи «Ларионовская Северная Скорострельная» от аналогичных заключается лишь в расположенном на левом фланге более коротком и скошенном под 45° в сторону тыла батареи участке бруствера. Впрочем, среди батарей Владивостокской крепости, рассчитанных на две 57-мм береговые пушки, встречаются объекты и вовсе лишенные фланговых бетонных брустверов, например батарея «Назимовская».

Бетонный массив батареи «Ларионовская Северная Скорострельная № 18» находится на местности, упираясь тылом в северо-восточный травянистый склон с большим углом наклона. Из-за этого еще в июле 1900 г. он начал оползать на позицию батареи. Для борьбы с оползнем пришлось в срочном порядке возводить подпорную стенку [5, с. 89]. Подпорная стена, возведенная 116 лет назад, до сих пор выполняет свою функцию.

Внутренние помещения батареи серьезно подтоплены грунтовыми водами. На момент осмотра, в середине мая 2013 г., на полу галереи находился лед. Потолок патронного погреба, как и на других подобных батареях усиленный двутавровыми балками, покрыт ледяными каплями. Пол порохового погреба и стены покрыты льдом, при этом стены имели оледенение толщиной до 5 см на высоту до 1,2 м. Со стороны фронта и особенно с правого фланга бетонный массив батареи чрезвычайно сильно зарос кустарниками шиповника, плотность которого практически исключает возможность подхода к объекту с указанных направлений. Общее состояние объекта можно признать удовлетворительным.

В настоящее время батарея доступна для осмотра, но возможности ее посещения крайне ограничены тем, что и по самому острову к позиции батареи нет никаких тропинок и дорог. Единственным относительно безопасным способом посещения батареи и расположенного в 20-30 м правее от нее берегового полукапонира № 450 может быть высадка на галечный пляж между мысами Безымянным и Ларионова. Дойдя до орудийного полукапонира № 03, необходимо подняться по крутому, сильно поросшему травой склону до левого фланга батареи. Посещение объекта желательно производить в отсутствие сильного ветра северного и северо-западного направления, до ледостава (в октябре - ноябре) и после него (апрель - май), перед появлением устойчивого травяного покроя. Зимой можно пройти вдоль берега по льду.

Береговой полукапонир № 450 (17)

Полукапонир расположен на подошвенной части горы Ларионова (90,6 м), в непосредственной близости от 57-мм батареи «Ларионовская Северная Скорострельная № 18», на 2030 м правее от нее, если смотреть в сторону пролива Босфор Восточный.

Береговой полукапонир № 450 строился в 1915-1916 гг. военным инженером полковником И.Х. Шволковским. Назначение объекта - противодесантная оборона острова Елены с северной и северо-восточной части побережья. В начале 1914 г. объект имел название полукапонир № 17, в конце 1914 г. - береговой полукапонир № 450. Наличие на схемах оборонительных сооружений

Владивостокской крепости еще не построенного объекта объясняется тем, что часто на картах обозначались не только реально существующие батареи, полукапониры и т. д., но и сооружения, еще не возведенные, но на которые имелся утвержденный проект [6, с. 110].

В отличие от капониров (полукапониров), расположенных в фортовых сооружениях и предназначенных для фланкирования (ведения флангового огня), препятствования штурму (рвы, проволочные заграждения) и созданию промежутков между фортами, береговые капониры Владивостокской крепости представляют собой отдельные точечные казематированные сооружения, предназначенные для размещения выкатных скорострельных 3-дюймовых (76-мм) пушек образца 1902 г. Иными словами, береговые полукапониры являлись убежищами - охранительными казематированными сооружениями, предназначенными для защиты огневых средств или личного состава, готового к выполнению боевых задач [7, с. 118]. Для стрельбы по десантным средствам противника пушки выкатывались на специально подготовленные площадки, прикрытые с фронта земляным бруствером.

Береговой полукапонир № 450 был рассчитан на две 3-дюймовые (76-мм) скорострельные пушки образца 1902 г. При строительстве полукапониров учитывался характер местности, поэтому правая сторона объекта имеет уклон, соответствующий углу склонения откоса подошвенной части горы Ларионова. Конструктивно полукапонир устроен достаточно просто: внутри бетонного массива находятся три смежных помещения, первое из которых предназначено для укрытия двух 3-дюймовых пушек (находились одна за другой), второе, смежное с первым, помещение большего объема - для орудийной прислуги, третье помещение меньшего объема - патронный погреб. На фасаде полукапонира, правее входа выполнена ниша глубиной около 60 см, предназначавшаяся для прожектора. В период Великой Отечественной войны пороховой погреб берегового полукапонира № 450 использовался для хранения боекомплекта ОРПК № 03 Владивостокского сектора береговой обороны.

Фасад полукапонира имеет небольшие множественные повреждения механического характера в виде неглубоких сколов, оставленных, вероятнее всего, пулями стрелкового оружия различных калибров. На нише для прожектора сохранилась металлическая рамка с петлями для дверей. Металлический козырек, двери, ставни и ворота утрачены. Проем входных ворот, ведущих во внутренние помещения полукапонира, наполовину заложен неряшливой каменной кладкой, из-под которой четко просматриваются контуры настоящего широкого входа со сводчатым потолком.

Как и на аналогичном полукапонире № 451 (16), расположенном за мысом Елагина, внутренние помещения объекта имеют заранее отформованные желоба под установку противоот-кольных швеллеров, которые, однако, судя по отсутствию следов, так и не были установлены. Наличие желобов для противооткольной одежды на полукапонирах свидетельствует о том, что строились они в последние годы активного строительства Владивостокской крепости с учетом результатов артиллерийских испытаний на острове Березань под городом Очаковом в сентябре - октябре 1912 г. Необходимо отметить, что желоба под противооткольную одежду были выполнены далеко не на всех полукапонирах, расположенных на острове Русском. Из тринадцати полукапониров, построенных в период с 1912 по 1914 г., желоба имеют только еще два объекта - полукапонир № 462 (5), расположенный на 1,2 км южнее мыса Ахлестышева, и полукапонир № 454 (14а), находящийся у основания мыса Игнатьева.

Внутренние помещения на момент осмотра (конец мая 2013 г.) замусорены относительно несильно. Пол в помещениях сухой, стены оштукатурены и побелены. В пороховом погребе полукапонира имеются незначительные следы от протеканий воды с потолка. В комнате для орудийной прислуги частично сохранились детали двигателя внутреннего сгорания, установленного здесь в 1930-1940-х гг. для автономного освещения и отопления помещений. Стены полукапонира, в отличие от других объектов того же назначения, не имеют специальных ниш для переносных керосиновых или электрических фонарей. Общее состояние объекта можно признать удовлетворительным.

Полукапонир доступен для осмотра, но возможности его обследования ограничены по причинам, изложенным при рассмотрении батареи «Ларионовской Северной Скорострельной № 18».

Береговой полукапонир № 451 (16)

Полукапонир расположен на противоположном склоне подошвенной части горы Ларионова (90,6 м) по отношению к береговому капониру № 450 (17), сразу за скальным массивом мыса Елагина острова Елены.

Береговой полукапонир № 451 строился в 1915-1916 гг. военным инженером полковником И.Х. Шволковским. Назначение объекта - противодесантная оборона острова Елены с южной и юго-западной части побережья. Скорострельные пушки полукапонира должны были уничтожать противника, пытающегося высадиться в удобной для десантирования бухте «Девятка», расположенной между мысами Елагина и Крутым. В начале 1914 г. объект имел название полукапонир № 17, в конце 1914 г. - береговой полукапонир № 451.

Береговой полукапонир № 451 был рассчитан на две 3-дюймовые (76-мм) скорострельные пушки образца 1902 г. По конструкции полукапонир № 451 зеркально идентичен береговому полукапониру № 450, находящемуся с противоположной части горы Ларионова. Полукапонир строился с учетом характера местности, поэтому помещения для орудийной прислуги и снарядного погреба, относительно убежища для 3-дм орудий, находятся справа, для лучшей защищенности людей и снарядов при возможном обстреле. Фасад объекта в несколько большей степени поврежден пулями стрелкового оружия по сравнению с полукапониром № 450. На нише для прожектора также сохранилась металлическая рама с петлями для дверей. Двери, ставни и ворота утрачены, а металлический козырек сохранился.

Во всех помещениях полукапонира имеются заранее отформованные желоба под установку противооткольной одежды потолков, которую, как и на полукапонире № 450, так и не успели установить.

Внутренние помещения на момент осмотра (начало июня 2013 г.) практически не замусорены. Пол в помещениях сухой, однако все оштукатуренные поверхности стен изрисованы представителями неформальной молодежи в стиле «граффити». Единственное серьезное повреждение бетонного массива полукапонира - прямоугольное отверстие размером 30 х 40 см, пробитое с большими отколами бетонных частей фасада объекта. Отверстие было сделано из помещения для орудийной прислуги, поэтому можно сделать вывод, что полукапонир каким-то образом был использован во времена советского оборонительного строительства. Орудийная площадка под скорострельные 3-дюймые пушки образца 1902 г. и ограждающий ее бруствер практически стерты эрозионными процессами и неузнаваемы. Кроме этого, фронт и правый фланг полукапонира сильно заросли шиповником и деревьями. Общее состояние объекта можно признать удовлетворительным.

Полукапонир доступен для осмотра, его обследование возможно, например, при посещении объектов батареи «Ларионовская Южная». С места расположения колодца указанной батареи полукапонир хорошо просматривается в направлении моря, и до него можно достаточно легко дойти по галечному пляжу бухты.

Ларионовский расходный пороховой погреб

Погреб расположен в центральной части острова Елена в непосредственной близости от дороги, ведущей от канала на батарею «Ларионовская-на-Пике». Объект строился с 1890 по 1892 г. военным инженером В.В. Куриловым и изначально предназначался для хранения боезапаса упраздненной еще в 90-х гг. XIX в. батареи «Ларионовская Центральная», возведенной в 1888 г. Позже использовался как расходный пороховой погреб для группы Ларионовских батарей, откуда и получил свое название.

Объект представляет собой два одинаковых, находящихся на расстоянии 20 м друг от друга, казематированных, бетонированных подземных погреба, имеющих входные тамбуры. С флангов погреб прикрыт земляным валом, а с фронта - естественным скальным массивом. В связи с этим произошел неприятный казус. «В апреле 1900 г. на используемый крепостной артиллерией пороховой погреб бывшей Центральной Ларионовской батареи обрушилась скала, об уборке которой шло долгое препирательство между начальником инженеров, строителем Владивостокских укреплений и командиром крепостной артиллерии» [8, с. 89].

Во внутренние помещения погребов ведет бетонированная лестница, поворачивающая на 90° влево от входа. Непосредственно к хранилищу ведет короткая, длиной около 7 м, потерна неглубокого залегания со сводчатым потолком. В первом погребе сохранились двойные деревянные двери с металлическими задвижками. Во втором погребе сохранилась одна дверь, обитая железом.

Внутренние помещения обоих погребов имеют сводчатые потолки, оштукатуренные беленые стены. На стенах имеются многочисленные следы подтеканий воды. Погреба практически не захламлены, однако подвержены постоянному подтоплению по причине своего заглубленного положения относительно поверхности земли. На момент осмотра (в середине июня 2013 г.) в обоих погребах находился лед без признаков оттаивания, даже у входов. Во время посещения объекта в октябре 2012 г., а позднее в октябре 2013 г. пол погребов был сухой.

Оголовок тамбура второго погреба имеет небольшие повреждения бетона в виде трещин и осыпания.

На оголовке входного тамбура первого погреба в октябре 2010 г. членами РМОО ПО «АвиаПоиск» была установлена мемориальная табличка об авиакатастрофе, произошедшей над островом Елена 28 июля 1963 г. во время празднования Дня ВМФ [9, с. 448-449].

Ларионовский расходный пороховой погреб открыт для осмотра, находится в удовлетворительном состоянии и, в отличие от большинства других объектов Владивостокской крепости, расположенных на острове Елены, легкодоступен.

Батарея «Ларионовская Уступная»

Батарея расположена на северо-восточном склоне горы Ларионова.

Батарея «Ларионовская Уступная» строилась военным инженером В.В. Куриловым в 1894 г. Состояла из двух полубатарей - верхней и нижней, расположенных друг над другом уступом. По этой причине батарея и получила свое название. Необходимо отметить, что других береговых батарей с подобным расположением двух полубатарей среди объектов Владивостокской крепости больше не встречается. Батарея была рассчитана на четыре 6-дюймовые пушки весом в 190 пудов образца 1877 г. на береговых лафетах Дурляхера, установленных на шпальной клетке.

Каждая полубатарея состоит из двух земляных насыпных, подковообразных в плане орудийных двориков, разделенных земляным траверсом. В торцевой части траверса устраивались бетонные погребки расходного боекомплекта. В отличие от одиночных погребков батарей «Ларионовская Северная» и «Ларионовская Южная», на «Ларионовской Уступной» погребки выполнены в виде сдвоенных бетонных ниш. Фронтом батарея обращена на северо-запад, но могла стрелять и в тыл, имея почти круговой сектор обстрела, ограниченный только с юга Ларионовским пиком.

Как упоминалось ранее, батарея «Ларионовская Уступная» была расформирована в конце XIX в., но ее вооружение достаточно долгое время находилось на месте. Во всяком случае, в «Табели переходного вооружения крепости Владивосток на 1904 г.» информация о вооружении батареи «Ларионовская Уступная» присутствует [10, с. 363]. Причина, по которой четыре пушки были фактически брошены на расформированной батарее, очевидна: снять орудия оказалось гораздо сложнее, чем поставить их на свое место. Дело в том, что для строительства полубатарей в свое время были отсыпаны грунтовые дороги, выезды из которых были позднее перекрыты «коленьями» серпантина, ведущего к позиции батареи «Ларионовская-на-Пике». Поэтому если учитывать тот факт, что «коленья» серпантина были усилены сухой каменной кладкой, то снятие орудий с расформированной батареи «Ларионовская Уступная» оказалось делом нелегким и нескорым.

В настоящее время позиция верхней полубатареи представляет собой два орудийных дворика, разделенных одним земляным траверсом. Позиция сильно заросла деревьями, кустарником и главным образом травянистыми многолетними растениями, образующими над полубатареей сплошной полог. По этой причине батарея, не подвергавшаяся за все время каким-либо разрушениям, плохо узнаваема. Тем не менее орудийные дворики вполне различимы. Хорошо сохранился сдвоенный погребок расходного комплекта боеприпасов. Погребок завален сверху слоем земли на 10-12 см. На бетонном массиве погребка каких-либо повреждений не имеется, кроме трещины свода в районе стыка ниш погребка шириной 2 см и глубиной 7 см. На расстоянии 5-6 м перед расходным погребком был обнаружен и расчищен от растительности и земли каменный фундамент под киотный обелиск. Фундамент представляет собой прямоугольное основание с хорошо пригнанными друг к другу камнями. Сам киотный обелиск был перевезен и установлен у порохового питательного погреба П-5 («Ларионовский запасный») [11, с. 10].

При строительстве объекта к верхней полубатарее батареи «Ларионовская Уступная» была отсыпана проходящая вдоль склона дорога. В настоящее время сохранился ее небольшой участок. На каменистом склоне, к которому примыкает дорога, была обнаружена сильно укрытая наносным грунтом, валежником и опавшими листьями каменная лестница. Лестница имеет 25 ступенек (три нижние из них обрушены), выполненных из достаточно грубо отесанных камней. После расчистки лестницы появилась возможность подняться по ней, что позволило сделать вывод о том, что она вела к правому флангу Восточной полубатареи батареи «Ларионовская-на-Пике».

Нижняя полубатарея батареи «Ларионовская Уступная» находится на 10-12 м ниже по склону в северо-восточном направлении. По устройству орудийных двориков, траверса, бруствера и других элементов она является копией верхней полубатареи. К нижней полубатарее от первого правого изгиба (колена) серпантина ведет дорога, отсыпанная с небольшим уклоном вниз. Расположенный в торце траверса сдвоенный расходный погребок нижней полубатареи имеет несколько лучшую сохранность: крупных трещин и сколов на нем нет. Орудийные дворики нижней полубатареи сохранились лучше, во всяком случае, они свободно опознаются среди растительности. Насыпной земляной бруствер нижней полубатареи толщиной около 4 м также неплохо сохранился.

В сторону тыла полубатареи на склоне в восточном направлении находится лежащий головной частью вниз киотный обелиск. Обелиск имеет серьезнейшие повреждения бетона: вся головная часть фактически разрушена и осыпалась, центральная часть с нишей под икону имеет сплошные трещины, нижняя часть расколота.

Исходя из тезиса об идентичности верхней и нижней частей батареи «Ларионовская Уступная», можно предположить, что место установки киотного обелиска и, соответственно, его фундамента должно находиться в 5-6 м перед сдвоенным расходным погребком. Однако фундамента в том месте нет, он не был найден и в других возможных местах установки киотного обе-

лиска. Вместо фундамента на его месте находится круглая яма глубиной 60-70 см с вывороченными с краев камнями прямоугольного сечения, по форме очень напоминающая воронку. Учитывая характер повреждений, имеющихся на киотном обелиске, который находится в непосредственной близости от воронки ниже по склону, можно предположить, что фундамент с установленным на нем обелиском был подорван небольшим по мощности зарядом в 200-400 г в троти-ловом эквиваленте, который был заложен под фундамент. Данное предположение может объяснить наличие таких серьезных повреждений киотного обелиска. Ведь обелиск, ныне установленный у порохового погреба П-5, являясь его близнецом по возрасту и внешнему виду, не имеет никаких видимых повреждений, а простое падение «с высоты собственного роста» на достаточно мягкий, поросший травой склон таких повреждений нанести не могло. Также можно предположить, что подрыв был произведен по указанию политработников расположенных на острове Елены воинских частей в 30-е гг. прошлого века.

Общее состояние батареи можно оценить как близкое к неудовлетворительному. По нашему мнению, киотный обелиск нуждается в реставрации и установке на свое место, а территория батареи - в сохранении и расчистке от растительности.

В настоящее время батарея доступна для осмотра, но возможности ее посещения достаточно ограничены отсутствием нормальных путей подхода и труднопроходимыми зарослями. К нижней полубатарее можно пройти от первого правого изгиба (колена) серпантина, ведущего к батарее «Ларионовская-на-Пике», к верхней полубатарее, соответственно, от второго правого изгиба.

Подводя итог, необходимо отметить, что остров Елены, несмотря на свою относительно небольшую площадь (около 1,5 км2), уникален прежде всего тем, что изобилует историческими инженерными сооружениями Владивостокской крепости. Практически в одном месте сосредоточены объекты, которые были построены в разные исторические периоды: батарея «Ларионовская Центральная» строилась в 1888 г. еще до официального объявления Владивостока крепостью, батареи «Ларионовская Южная», «Ларионовская Северная» и «Ларионовская Уступная» начинали возводиться в 1894 г., вскоре после этого события. «Ларионовская-на-Пике» в период с 1901 по 1914 г. выполняла исключительно важную роль защиты западного входа в пролив Босфор Восточный [12, с. 16], а строительство береговых полукапониров № 450 и 451 было закончено в 1916 г., таким образом они стали одними из последних сооружений крепости.

Ссылки:

1. Владивостокская крепость / Н.Б. Аюшин, В.И. Калинин, С.А. Воробьев, Н.В. Гаврилкин. Владивосток, 2006. 336 с.

2. Воробьев С.А. Фортификация ХХ века. К построению единой системы фортификационных форм // Крепость Россия. Историко-фортификационный сборник. Вып. 1. Владивосток, 2003. 144 с.

3. Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. Минск, 2000. 1156 с.

4. Противодесантные долговременные фортификационные сооружения Владивостокского сектора Береговой обороны Главной военно-морской базы Тихоокеанского флота «Владивосток». 1932-1945 гг. / В.И. Калинин, А.В. Стехов, Ю.В. Иванов, А.Е. Панасенко, Ю.В. Королев, Ю.М. Зайцев, Н.В. Гаврилкин // Крепость Россия. Историко-фортифи-кационный сборник. Вып. 4. Владивосток, 2010. 310 с.

5. Владивостокская крепость. С. 89.

6. Стратиевский О.Б. Остров Русский (Страницы истории). Владивосток, 2013. 488 с.

7. Владивостокская крепость. С. 118.

8. Там же. С. 89.

9. Стратиевский О.Б. Указ. соч. С. 448-449.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Авилов Р.С., Аюшин Н.Б., Калинин В.И. Владивостокская крепость: войска, фортификация, события, люди. Ч. 1. Назло надменному соседу. 1860-1905 гг. Владивосток, 2013. 384 с.

11. Назаренко Б.А. Современное состояние некоторых объектов Владивостокской крепости, построенных военным инженером Э.О. Мааком // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2016. Находится в печати.

12. Там же. С. 16.

References:

Avilov, RS, Ayushin, NB & Kalinin, VI 2013, Vladivostok Fortress: military, fortification, events, people. Part 1. spite haughty neighbor. 1860-1905, Vladivostok, 384 p., (in Russian).

Ayushin, NB, Kalinin, VI, Vorobiev, SA & Gavrilkin, NV 2006, Vladivostok Fortress, Vladivostok, 336 p., (in Russian). Kalinin, VI, Stekhov, AV, Ivanov, YV, Panasenko, AE, Korolev, YV, Zaitsev, YM & Gavrilkin, NV 2010, 'Antilanding long-term fortifications of Vladivostok Coast Defense Sector main naval base of the Pacific Fleet "Vladivostok". 1932-1945', Krepost' Ros-siya. Istoriko-fortifikatsionnyy sbornik, vol. 4, Vladivostok, 310 p., (in Russian).

Nazarenko, BA 2016, 'The current state of some objects Vladivostok fortress built by the military engineer EO Maak', Oyku-mena. Regionovedcheskiye issledovaniya, (in Russian).

Shirokorad, AB 2000, Encyclopedia of Russian artillery, Minsk, 1156 p., (in Russian). Stratievsky, OB 2013, Russian Island (Pages of History), Vladivostok, 488 p., (in Russian).

Vorobiev, SA 2003, 'Fortification of the twentieth century. On the construction of a unified system of fortification forms', Krepost' Rossiya. Istoriko-fortifikatsionnyy sbornik, vol. 1, Vladivostok, 144 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.