Научная статья на тему 'Современное состояние некоторых объектов Владивостокской крепости, построенных военным инженером Э. О. Мааком'

Современное состояние некоторых объектов Владивостокской крепости, построенных военным инженером Э. О. Мааком Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
355
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАДИВОСТОКСКАЯ КРЕПОСТЬ / ОСТРОВ РУССКИЙ / АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ БАТАРЕИ ЮЖНОГО ОТДЕЛА / ПОРОХОВОЙ ПОГРЕБ / ВОЕННЫЙ ИНЖЕНЕР Э.О. МААК / VLADIVOSTOK FORTRESS / RUSSIAN ISLAND / ARTILLERY BATTERY OF SOUTH SECTION / POWDER MAGAZINE / MILITARY ENGINEER E.O. MAAK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Назаренко Борис Александрович

В статье рассказано об истории постройки и современном состоянии двух артиллерийских батарей («Ларионовская-на-Пике» и «Новосильцевская») и порохового питательного погреба П-5 («Ларионовский запасный»), спроектированных и возведенных под руководством одного из самых известных военных инженеров Владивостокской крепости капитана Э.О. Маака. Подробно рассмотрены назначение, особенности устройства и историческое значение этих объектов, выявлены возможности их туристического и экскурсионного посещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the history of construction and the modern condition of two coast artillery batteries ("Larionovskaya-on-Peak" and "Novosiltsevskaya"), designed and constructed under the guidance of one of the most famous military engineers of Vladivostok fortress captain E.O. Maak. The author discusses in detail the functions, device features and historical significance of these objects, considers their touristic and sightseeing potential.

Текст научной работы на тему «Современное состояние некоторых объектов Владивостокской крепости, построенных военным инженером Э. О. Мааком»

УДК 94:355.713(571.63-25)

Назаренко Борис Александрович

старший преподаватель кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НЕКОТОРЫХ ОБЪЕКТОВ ВЛАДИВОСТОКСКОЙ КРЕПОСТИ, ПОСТРОЕННЫХ ВОЕННЫМ ИНЖЕНЕРОМ Э.О. МААКОМ

Nazarenko Boris Aleksandrovich

Senior Lecturer, Special Tactical, Firing and Physical Training Department, Vladivostok branch of Far Eastern Institute of Law of the Ministry of Internal Affairs of Russia

MODERN STATE OF SOME OBJECTS OF VLADIVOSTOK FORTRESS BUILT BY THE MILITARY ENGINEER E.O. MAAK

Аннотация:

В статье рассказано об истории постройки и современном состоянии двух артиллерийских батарей («Ларионовская-на-Пике» и «Новосильцевская») и порохового питательного погреба П-5 («Ларио-новский запасный»), спроектированных и возведенных под руководством одного из самых известных военных инженеров Владивостокской крепости капитана Э.О. Маака. Подробно рассмотрены назначение, особенности устройства и историческое значение этих объектов, выявлены возможности их туристического и экскурсионного посещения.

Ключевые слова:

Владивостокская крепость, остров Русский, артиллерийские батареи Южного отдела, пороховой погреб, военный инженер Э.О. Маак.

Summary:

The article deals with the history of construction and the modern condition of two coast artillery batteries ("Larionovskaya-on-Peak" and "Novosiltsevskaya"), designed and constructed under the guidance of one of the most famous military engineers of Vladivostok fortress - captain E.O. Maak. The author discusses in detail the functions, device features and historical significance of these objects, considers their touristic and sightseeing potential.

Keywords:

Vladivostok fortress, Russian Island, artillery battery of South Section, powder magazine, military engineer E.O. Maak.

Эрнест Оскарович Маак (04.09.1869-14.05.1935) - знаковая для истории Владивостокской крепости личность. Единственный военный инженер, который служил во Владивостокском крепостном инженерном управлении с 1898 г. еще при Николае II. Стал последним начальником инженеров Владивостокской крепости в 1923 г. После девятилетнего перерыва в возрасте 72 лет вернулся на военную службу и возглавил все проектные работы по фортификационным сооружениям. Закончил службу в декабре 1933 г. в должности начальника Технического сектора 2-го отдела Управления начальника инженеров Морских сил Дальнего Востока уже при И.В. Сталине. Э.О. Маак владел всей информацией, касающейся крепости. Он связал два совершенно разных периода строительства оборонительных сооружений во Владивостоке, обеспечив тем самым преемственность традиций. Скончался инженер 14 мая 1935 г. в доме № 8 по ул. Посьетской во Владивостоке. Похоронен на Морском кладбище. Место захоронения, к сожалению, неизвестно.

Э.О. Маак происходил из немецкой семьи, которая еще в начале XIX в. переселилась в Россию [1, с. 81]. Из семьи Мааков наиболее известен дядя Эрнеста Оскаровича, родной брат отца - Ричард Карлович Маак, один из первых исследователей природы Уссурийского края, именем которого названы эндемик Дальнего Востока - бабочка махаон (Хвостоносец Маака), несколько видов растений - маакия амурская, жимолость Маака, черемуха Маака [2, с. 137].

Э.О. Маак родился в городе Вологде. Окончив Александровское реальное училище, продолжил образование в Николаевском инженерном училище. После окончания был назначен в 7-й понтонный батальон, расквартированный под Санкт-Петербургом. В 1893 г. Эрнест Оскарович поступает в Николаевскую инженерную академию и в 1896 г. оканчивает ее с присвоением за успехи в учебе чина штабс-капитана. В январе 1898 г. Э.О. Маак прибывает во Владивосток. В период до 1902 г. Э.О. Маак был производителем работ на Третьем строительном участке, располагавшемся в северной части острова Русский. После завершения основных работ был переведен на материковую часть крепости [3, с. 15-16].

Батарея «Ларионовская-на-Пике»

Батарея расположена на вершине горы Ларионова (90,6 м), наивысшей точке острова Елены. Сам бетонный массив батареи практически не просматривается ни с одной точки наблюдения, однако прекрасными ориентирами расположения объекта могут служить радар, антенны,

штанга ветрогенератора и другое оборудование выносного радиолокационно-технического поста Центра управления движением морских судов порта Владивосток, расположенного на восточной (правой) половине батареи «Ларионовская-на-Пике».

Гора, на которой была возведена батарея, начала использоваться для размещения батарей еще с 1894 г., когда на северных уступах Ларионовского пика построили земляную батарею «Ларионовская Уступная». Были возведены две полубатареи на два 6-дм орудия образца 1877 г. в 190 пудов на береговых лафетах системы Дурляхера. Рядом с орудиями были возведены две спаренные бетонные ниши-погребки для расходного боекомплекта боеприпасов.

С 1898 по 1902 г. велось проектирование и строительство новой бетонной батареи уже на вершине пика. Окончательный проект батареи был разработан военным инженером капитаном Э.О. Мааком, который и вел ее постройку. Об этом указывает информационный стенд, установленный на территории батареи в 2012 г. Аналогичные стенды были установлены на многих наиболее значимых объектах Владивостокской крепости в преддверии саммита глав государств Азиатско-Тихоокеанского экономического содружества (АТЭС), проведенного на острове Русский в сентябре 2012 г.

Батарея «Ларионовская-на-Пике» имеет очень выгодную позицию, препятствуя прорыву крейсеров противника в пролив Босфор Восточной с западной стороны. Благодаря достаточному возвышению над уровнем моря (90,6 м) батарея практически неуязвима для артиллерийского огня вражеских кораблей на близких дистанциях, так как такого большого угла возвышения орудий на тот период не имел ни один корабль, а авиации еще не существовало. Для возможности обстрела кораблю противника необходимо было отойти далеко вглубь Амурского залива и вести огонь с предельных дистанций артиллерийской стрельбы, что существенно повышало живучесть батареи. Назначением батареи «Ларионовская-на-Пике» являлось противодействие попыткам вражеских крейсеров подойти к западному выходу из пролива Босфор Восточный, воспрепятствование тралению противником минных заграждений в Амурском заливе, недопущение высадки неприятеля в западных бухтах острова Русский, поддержка огнем действий пехоты при отражении неприятельского десанта, двигающегося с западного берега Амурского залива по льду в зимнее время.

Примечательно, что для таких же целей, в частности недопущения перехода больших масс китайской пехоты по льду Амурского залива, а по-простому для разбивания льда, были построены в 1971 г. последние укрепления Владивостокского оборонительного района (ВлОР «Обруч»): батарея № 197 «Холодильник» на горе Муравьева-Амурского и ряд других, расположенных в районе кладбища «Лесное» (14-й километр) [4, с. 233].

Батарея была рассчитана на установку восьми 6-дм (152-мм) орудий системы Кане на береговом станке, со стволами длиной в 45 калибров, в двух полубатареях на четыре орудия в каждой. По тем временам эти орудия были современнейшими образцами артиллерии, обладавшими скорострельностью около 6 выстрелов в минуту и дальностью стрельбы до 14 км [5, с. 387].

К началу Русско-японской войны в 1904 г. батарея обозначалась как «Ларионовская-на-Пике II», в начале 1914 г. - батарея XXXII, уже к концу 1914 г. - батарея № 350.

После начала Первой мировой войны и подписания союзной конвенции с Японией Владивосток оказался в глубоком тылу. По этой причине было снято и отправлено в действующую армию большое количество орудий из числа установленных на батареях Владивостокской крепости. Была разоружена и «Ларионовская-на-Пике». В первую очередь «уходили» на фронт орудия современных артиллерийских систем, к которым относились и 6-дм/45-кал. пушки системы Кане.

После упразднения крепости, в период с 1923 г. до конца 1930-х гг., батарея была заброшена. Позиция батареи вновь стала использоваться после установки в ее орудийных двориках орудий зенитной батареи одного из артдивизионов Тихоокеанского флота.

Батарея развернута фронтом на северо-запад. Объект состоит из восьми орудийных двориков, выполненных в монолитном бетонном массиве, состоящих их двух половин, называемых полубатареями, по четыре в каждой.

Левая половина имеет в районе второго орудийного дворика излом, направленный вершиной в сторону тыла (назад), а правая половина имеет в районе шестого дворика излом в сторону фронта (вперед). Между полубатареями имеется разрыв около 15 м. Грунт в этом месте спланирован таким образом, чтобы имелась возможность въезда на бетонный бруствер и земляную насыпь.

Орудийные дворики, полукруглые в плане, снабжены цилиндрическими бетонными основаниями для артиллерийских орудий и прикрыты с фронта бетонным бруствером. Между двориками находятся бетонные траверсы, внутри которых находятся казематированные пороховые погреба. Всего на батарее восемь траверсов, по числу орудий. На левой полубатарее траверс, относящийся к орудию, находится справа от него, а на правой полубатарее, соответственно, слева. По этой причине на флангах батареи траверсов нет.

Выходы из казематированных пороховых погребов прикрыты массивными прямыми сквоз-никами. Крайний левофланговый и третий справа сквозник выполнены в виде двускатных пира-мидоподобных кровель, в торцах которых устроены ниши для наблюдателей, и снабжены скоб-трапами. Идентичные пирамидальные сквозники были возведены и на батарее «Новосильцев-ская» - еще одном творении Э.О. Маака, расположенном на одноименном мысе острова Русский.

Скоб-трапы имеются также и на боковых внутренних стенках каждого орудийного дворика и служат для подъема на крыши бетонных траверсов.

В наружной стене второго справа сквозника отформован киот под установку иконы размерами 50 х 35 см.

От поверхности земли до верхнего уровня орудийных двориков отсыпаны земляные аппарели. Однако кроме них для подъема к орудиям были сделаны бетонные лестницы, расположенные попарно по сторонам от орудийных оснований.

С фронта и тыла бетонный бруствер усилен мощным земляным тюфяком (грунтовой насыпью), которая своими очертаниями повторяет естественный профиль горы Ларионова.

Со стороны тыла к батарее по крутому склону горы проложена дорога, образующая трехколенный серпантин, выходящая на военную улицу батареи.

Примерно в 100 м от левого фланга левой полубатареи, в западном направлении, на крутом склоне, практически над мысом Елагина, расположен бетонный павильон для дальномера. На многих батареях, построенных в тот период, были возведены идентичные по конструкции павильоны для дальномеров. Например, такие сооружения имели батареи «Новосильцевская», «Ларионовская Южная», «Соболь», «Тигровая», «Безымянная» и многие другие. Дальномерный павильон - единственный из сооружений батареи «Ларионовская-на-Пике», который свободно просматривается со стороны моря с южного, юго-западного, западного и отчасти северо-западного направлений. Абсолютное большинство горожан, а тем более туристов, совершающих круизы по Амурскому заливу или идущих на острова Попова, Рейнике и наблюдающих на крутом обрыве скалы павильон, уверены, что это долговременная огневая точка (ДОТ) периода Великой Отечественной войны.

Павильон представляет собой полукруглое в плане бетонное сооружение, прикрытое выпуклой бронекрышей. Диаметр павильона около 3 м, однако бронекрыша для защиты дальномера от атмосферных осадков, а главное - для предотвращения «засветки» оптики и бликов, выполнена с «напуском», т. е. имеет больший размер по сравнению с павильоном. В результате павильон имеет «грибовидную» форму. Крыша сооружения выполнена из шести листов бронированной стали, крепящихся клепкой. Толщина бронелистов составляет 1 дюйм (25,4 мм). Листы, составляющие покрытие павильона, крепятся клепкой на крестообразные, выгнутые по профилю крыши швеллера двутаврового сечения. Кроме этого, сохранилась металлическая рамка дверной коробки с петлями для дверей. При постройке павильона использовался бетон с большим содержанием морской недробленой гальки, что не могло не сказаться на общей прочности объекта. Особенно хорошо видны вкрапления гальки в амбразуре под визир дальномера. Тем не менее повреждения бетона незначительны и составляют не более 7 % от общей площади поверхности объекта. Состояние павильона можно признать хорошим.

Бетонный массив батареи «Ларионовская-на-Пике» местами имеет достаточно протяженные трещины, образовавшиеся, судя по всему, по причинам эрозионного характера. Большое количество трещин, в основном проходящих по слоям бетонирования, имеется на прямых сквоз-никах. Кроме этого, на боковых поверхностях сквозняков в некоторых местах обнаружены значительные сколы верхнего слоя бетона. Вертикальные поверхности брустверов, бетонных траверсов имеют незначительные повреждения внешних слоев бетона. В орудийных двориках левой полубатареи отсутствует бетонная стяжка между бетонным бруствером и орудийными фундаментами. Она была убрана в советский период, в результате чего образовался сегментный окоп-щель, который мог использоваться для укрытия личного состава.

На входах в пороховые погреба сохранились в нерабочем состоянии несколько металлических казематных дверей. Эти двери производились Ижорским заводом в Санкт-Петербурге. Внутри единственного доступного для осмотра порохового погреба сохранились дверная коробка, коробка снарядного окошка с роликами под металлический трос, а также зубчатая линейка механизма подачи боеприпасов из погреба к орудиям. Сохранились металлические рамки с петлями для бронеставен, закрывающих ниши расходного боекомплекта в орудийных двориках и коробки верхних снарядных окошек подачи боезапаса. Помещение порохового погреба на момент осмотра, сухое, чистое, имеет сводчатый потолок, побеленные стены с небольшими следами подтеканий воды. Общее состояние батареи можно признать хорошим.

В настоящее время, как уже отмечалось ранее, правая (восточная) полубатарея полностью используется под выносной радиолокационно-технический пост Центра управления движением

морских судов порта Владивосток. По этой причине осмотр этой части батареи невозможен. Для хозяйственных нужд упомянутого поста частично используется и левая (западная) полубатарея. Все казематированные пороховые погреба левой полубатареи, кроме последнего, используются в качестве складских помещений, а первый оборудован под баню.

По указанным выше причинам посещение батареи «Ларионовская-на-Пике» возможно с большими ограничениями и с соблюдением определенных мер предосторожности, в частности при осмотре павильона для дальномера. К позиции батареи ведет начинающаяся у Канала, единственная, вполне проезжая дорога.

Историческая роль батареи «Ларионовская-на-Пике» представляется весьма значительной, так как, будучи первой батареей на острове Елены, построенной в бетонном варианте, она существенно повысила обороноспособность не только островов Елены и Русский, но и Владивостокской крепости в целом. Постройка «Ларионовской-на-Пике», вооруженной современными 6-дм орудиями, позволила упразднить целую группу так называемых «Ларионовских» батарей («Ларионовская Центральная», «Ларионовская Уступная», «Ларионовская Южная», «Ларионов-ская Северная»), поскольку «Ларионовская-на-Пике» могла решать все их задачи.

Пороховой питательный погреб П-5 («Ларионовский запасный»)

Погреб расположен в юго-восточной части острова Елены, на расстоянии не более 500 м по дороге от Канала. Строился в 1898-1900 гг., строитель - военный инженер, капитан Э.О. Маак. Имеет аналогичную конструкцию с пороховыми погребами, расположенными на мысе Голдобина (П-2 «Диомидовский»), полуострове Назимова (П-1 «Петропавловский) и полуострове Шкота (П-4 «Шкотовский»). Был рассчитан на 4 200 пудов (около б7 200 кг) влажного пироксилина. Предназначался для хранения боезапаса группы «Ларионовских» батарей: «Ларионовская Уступная», «Ларионовская Южная», «Ларионовская Северная», «Ларионовская-на-Пике», кроме батареи «Ларионовская Центральная», упраздненной еще до начала строительства порохового питательного погреба П-5. Кроме этого, погреб служил для обеспечения боепитанием батарей «Новосиль-цевская» и «Поспеловская», расположенных на полуострове Саперный.

Пороховой погреб П-5 подвергался нападению диверсантов. «Так, в ночь на 20 сентября 1905 г. неизвестный поджег керосином ящики с боеприпасами у Порохового погреба № 5 во Владивостоке и, убегая, выстрелил в бросившегося вдогонку часового. Солдата спас камень, о который он споткнулся и вовремя упал; пожар погасили, взрыва, к счастью, не произошло» [6, с. 87].

С конца 1930-х гг. в помещениях питательного погреба П-5 располагалась хлебопекарня.

Погреб представляет собой хранилище казематированного типа, имеющее в плане форму равностороннего прямоугольника (квадрата), углы в котором плавно скруглены. Вход в погреб один, прикрытый массивным прямым сквозником. Внутри погреб разделен на три разных по размеру части. Первое после входа помещение ориентировано осью свода параллельно сквознику, прикрывающему вход. Два других хранилища, левое из которых больше, ориентированы осями сводов по линии фасада погреба-тыла. Толщина стен около 3 м. В отличие от порохового питательного погреба П-4 («Шкотовский») у «Ларионовского запасного» погреба отсутствуют такие декоративные элементы внешней отделки строения, как зубчатые изразцы - фризы. Пороховой погреб П-5 по периметру обнесен земляным валом высотой до 5 м, стены которого были усилены сохранившейся до нашего времени в некоторых местах сухой каменной кладкой. Строение находится в хорошем техническом состоянии и даже пригодно для проживания только благодаря усилиям пенсионерки Нины Александровны Король и членов ее семьи. Этими неравнодушными к истории Владивостокской крепости и острова Елены людьми был перевезен и установлен ранее находившийся на расформированной батарее «Ларионовская Уступная» киотный обелиск, в соответствующее гнездо установлена икона. Справа от прямого сквозника находится подробная карта комплекса фортификационных сооружений Владивостокской крепости с указанием объектов советского оборонительного строительства.

Погреб отапливается и поддерживается в надлежащем состоянии. Для этого в каждом помещении установлены камины. На всех входах установлены деревянные лакированные двери. В настоящее время помещения погреба используются как склад. Из оригинальных металлических деталей сохранилась герметичная казематная дверь Ижорского завода, которая находится в рабочем состоянии. Объект может быть свободно осмотрен снаружи, доступ внутрь возможен с разрешения хозяев. В сентябре 2013 г. на сквознике погреба был установлен информационный стенд с общей информацией об объекте. На стенде допущена грамматическая (логическая) ошибка. Автор проекта Э.О. Маак указан в множественном числе.

Общее состояние погреба, по сравнению с большинством объектов Владивостокской крепости, можно оценить как отличное.

Батарея «Новосильцевская»

Батарея расположена на вершине одного из самых красивых скалистых мысов острова Русский - мыса Новосильского. Объект находится над урезом воды на высоте 45,8 м над уровнем

моря. Батарея хорошо видна со стороны полуострова Назимова, а при движении на автомобиле в сторону материка открывается прекрасный вид на батарею с моста на остров Русский.

Позиция для батареи начала использоваться еще с 1888 г. Как и многие другие батареи того периода, «Новосильцевская» была построена в дерево-земляном варианте. В период с 1899 по 1903 г. под руководством военного инженера капитана Э.О. Маака батарея была перестроена в бетонную.

Назначением батареи «Новосильцевская» являлось противодействие попыткам вражеских крейсеров подойти к восточному входу в пролив Босфор Восточный, а также воспрепятствование тралению противником минных заграждений.

Основным вооружением батареи «Новосильцевская», кроме двух пристрелочных скорострельных 57-мм орудий Норденфельда, расположенных на правом фланге, были шесть 152-мм/45-кал. пушки системы Кане на береговом станке. С началом Первой мировой войны, как уже отмечалось, практически все орудия современных систем были отправлены в действующую армию на западный фронт. На артиллерийских складах Владивостокской крепости имелось некоторое количество 152-мм (6-дм) пушек на корабельном станке. Поэтому, чтобы хоть каким-то образом прикрыть восточный вход в пролив Босфор Восточный, в 1914 г. были приняты меры по установке четырех 152-мм орудий на корабельном станке на бетонные основания «Новосильцев-ской» батареи. Для этого на первых четырех орудийных основаниях (фундаментах), начиная с левого фланга, были возведены бетонные подушки в виде усеченных конусов с установленными внутри посадочными резьбовыми штырями. Однако даже в таком, на треть ослабленном варианте, вооружение батареи оставалось недолго, и в 1915 г. 152-мм орудия на корабельном станке были отправлены на фронт.

Как и у многих других батарей Владивостокской крепости, у «Новосильцевской», строительство которой началось еще в конце 80-х гг. XIX в., за годы службы было немало тактических и построечных номеров: в 1904-1905 гг. она обозначалась как батарея XXI (21), в начале 1914 г. -батарея XXXVI, в конце 1914 г. - батарея № 375.

По конструкции орудийных двориков, казематированных траверсов, толщине сводов и брустверов, устройству окон подачи боеприпасов, ниш расходного комплекта снарядов «Ново-сильцевская» очень близка к батарее «Ларионовская-на-Пике». Это и неудивительно, учитывая одинаковый качественный состав вооружения, совпадающее время строительства, а главное, одного и того же автора проекта.

Батарея развернута фронтом на юго-восток. Объект состоит из восьми орудийных двориков, выполненных в монолитном бетонном массиве, шесть из которых, начиная с левого фланга, предназначены для установки орудий главного калибра (152-мм/45-кал. орудия системы Кане), а остальные два - для 57-мм скорострельных пушек образца 1892 г. системы Норденфельда.

Левый фланг батареи имеет в районе второго дворика излом, направленный вершиной в сторону тыла (назад), идентичный по форме и конструкции левой полубатарее «Ларионовская-на-Пике». Орудийные дворики, полукруглые в плане, снабжены цилиндрическими бетонными основаниями для артиллерийских орудий и прикрыты с фронта бетонным бруствером, толщина которого составляет 1,2 м. Между двориками находятся бетонные двухэтажные казематированные траверсы, внутри которых расположены пороховые погреба. В настоящее время все входы внутрь погребов закрыты, поэтому осмотр внутренних помещений батареи невозможен. Всего на батарее семь траверсов. Траверс, относящийся к орудию, находится справа от него, поэтому окна подачи снарядов первых пяти 152-мм пушек находятся справа. Пятый траверс имеет увеличенную площадь застройки, кроме этого, он выполнен двухэтажным. Он обеспечивал боепитанием два 152-мм орудия. По этой причине у шестого 152-мм орудия окно подачи снарядов в стенке орудийного дворика находится слева.

Выходы из пяти казематированных пороховых погребов, предназначенных для обеспечения боепитанием орудий главного калибра, прикрыты массивными прямыми сквозниками. Второй, четвертый и пятый сквозники, считая от левого фланга, выполнены в виде двускатных пирамидопо-добных кровель, в торцах которых устроены ниши для наблюдателей (для командиров взводов), и снабжены скоб-трапами и поручнями. Скоб-трапы имеются также и на боковых внутренних стенках каждого орудийного дворика и служат для подъема на крыши бетонных траверсов.

На фасаде третьего слева сквозника отформован киот под установку иконы. Имевшаяся возле киота дата отливки бетонного массива батареи (1901 г.) была уничтожена во время реставрации, но ее следы все же читаются.

Орудийные дворики и фундаменты под орудия в некоторых деталях отличаются друг от друга. Например, от поверхности земли почти до верхнего уровня третьего и четвертого орудийных двориков отсыпаны земляные аппарели, далее к орудиям ведут специально отформованные небольшие лестницы в три ступени. К пятому и шестому орудийным дворикам земляная аппарель

отсыпана до верхнего уровня, а трехступенчатых лестниц на фундаменте под орудие там нет. Кроме них для подъема к орудиям были выполнены бетонные лестницы, расположенные попарно по сторонам от орудийных оснований. К первому и второму орудийным фундаментам земляные аппарели не отсыпались, поэтому для подъема к орудиям служили только бетонные лестницы. Два последних (седьмой и восьмой) орудийных дворика предназначены для установки 57-мм береговых пушек системы Норденфельда. На фасаде правого траверса береговых пушек установлен информационный стенд с общей информацией о батарее. Слева от орудий в боковой стене траверса находятся окна для подачи боеприпасов. Кроме окон с внутренней стороны бруствера в каждом орудийном дворике выполнены по две ниши для расходного комплекта боеприпасов.

Не далее чем в 30 м от левого фланга батареи в восточном направлении находится заглубленный каземат для парового двигателя, электрогенератора и прожектора. На фасаде каземата, как и на батарее, установлен информационный стенд с указанием названия и назначения данного объекта. Непосредственно перед казематом находится восстановленная в виде каменной мозаики площадка для выносного прожектора. От каземата к позиции батареи ведет каменная лестница.

На расстоянии около 145 м от правого фланга батареи в юго-западном направлении находится павильон для дальномера. Как и на других объектах инфраструктуры батареи, на павильоне установлен информационный стенд. Все металлические детали павильона были утрачены в начале 2000-х гг. Павильон для дальномера был восстановлен в период с августа по октябрь 2012 г. Современная грибовидная крыша и двери представляют собой достаточно качественную копию оригинальных деталей павильона, за исключением головок клепок, которые на оригинальной крыше павильона были выполнены заподлицо и над уровнем крыши не выступали. Сымитирована также и толщина бронекрыши. Как известно, она составляет 1 дюйм (25,4 мм). Для имитации указанной толщины крыши по ее краю приварена полоса металла соответствующего размера. На самом деле толщина листов не более 5 мм. Во всем остальном металлические детали павильона в целом соответствуют оригиналу по внешнему виду. Двери павильона заперты на вполне современный сувальдный замок. Вокруг позиции павильона поднялся молодой лес, поэтому море теперь из него не просматривается.

Во время подготовки к саммиту стран - участников АТЭС в течение 2012 г. батарея «Ново-сильцевская» была капитально отремонтирована и отреставрирована. В орудийные дворики были установлены четыре макета 152-мм орудия на корабельном станке без щитов, два макета 152-мм орудия на береговом станке с щитами, два макета 57-мм береговых пушек. Макеты орудий главного калибра по размерам составляют 80-85 % от реальных 152-мм пушек системы Кане. По этой причине станки орудийных макетов не подошли к оригинальным штырям с резьбой. Детали макетов существенно упрощены. Несколько более близки к оригиналам макеты 57-мм береговых пушек. По размерам они практически соответствуют реальным пушкам, кроме длины стволов - стволы у макетов несколько короче. Макеты 57-мм орудий неплохо детализированы, имеются механизмы вертикального и горизонтального наведения, некоторые детали затвора. Естественно, ни один механизм у макетов орудий не двигается, затворы не открываются, штурвалы не вращаются - это бы заметно повысило стоимость макетов.

Кроме орудий восстановлено леерное ограждение орудийных двориков, если судить по архивным фотографиям [7, с. 81], очень близко к оригиналам. На входах во все казематированные траверсы, а также на каземате для прожекторной установки были установлены металлические, с имитацией клепки, двери. Внешне двери выглядят как оригинальные. Все двери закрыты на замки, возможности осмотреть внутренние помещения батареи нет.

Сохранившиеся металлические детали, такие как скоб-трапы, рамки с петлями для броне-ставен на нишах расходного боекомплекта, коробки верхних снарядных окошек подачи боезапаса, дверные коробки, зубчатые линейки механизмов подачи боеприпасов, после ремонта батареи находятся в удовлетворительном состоянии, хотя на общую ситуацию на батарее эти детали оказывают небольшое влияние.

Кроме всего ранее указанного, капитальный ремонт был проведен и на всем бетонном массиве батареи, как с внешней стороны, так и во внутренних помещениях. По этой причине на бетонных сооружениях батареи полностью отсутствуют какие-либо повреждения. О качестве проведенных ремонтных работ говорить пока рано, однако следует отметить, что три зимы, прошедшие после ремонта, никак не повлияли на качество и внешний вид отделочных материалов, использованных на батарее. Объект доведен практически до музейного состояния.

По указанным выше причинам общее состояние батареи «Новосильцевская» можно признать отличным. Уместно здесь выразить пожелание, чтобы власти города нашли средства на

восстановление по крайней мере двух-трех батарей постройки периода Владивостокской крепости (1889-1923 гг.) с отличным от «Новосильцевской» составом вооружения, например батарей «Петропавловская мортирная», «Назимовская» и «Великокняжеская».

Батарея свободна для осмотра. Добравшись до поселка «Поспелово», необходимо продолжать двигаться по уложенной бетонными плитами дороге (бетонке), уходя на встречающихся трех развилках направо вверх. Далее дорога проходит между опорами вантового моста и выходит непосредственно на военную улицу батареи «Новосильцевская».

В заключение отметим, объекты, спроектированные и построенные под руководством одного из самых известных военных инженеров Владивостокской крепости капитана Э.О. Маака, являются замечательными образцами военной архитектуры конца XIX - начала XX в. В свою историческую эпоху батареи «Ларионовская-на-Пике» и «Новосильцевская», вооруженные современными образцами артиллерии, выполняли исключительно важную функцию в оборонительном обводе Владивостокской крепости - препятствовали возможному прорыву вражеских кораблей через западный и восточный входы в пролив Босфор Восточный. Наша задача - сохранить эти объекты для потомков, сделать их максимально доступными для туристического и экскурсионного посещения.

Ссылки:

1. Турмов Г.П., Калинин В.И., Аюшин Н.Б. По следам старой фотографии. Владивосток, 2010. 192 с.

2. Дормидонтов Р.В., Маточкин А.Г. Заповедники Приморья. М., 1988. 272 с.

3. Авилов Р.С., Аюшин Н.Б., Калинин В.И. Владивостокская крепость: войска, фортификация, события, люди. Ч. 4. Инженеры Владивостокской крепости: счастливые люди. Владивосток, 2015. 378 с.

4. Артемовский сектор Береговой обороны Главной военно-морской базы Тихоокеанского флота «Владивосток». 19411945 гг. Ч. 2. Артиллерийские батареи / А.В. Стехов, Ю.В. Иванов, С.А. Воробьев, В.И. Калинин // Крепость Россия. Историко-фортификационный сборник. Вып. 2. Владивосток, 2005. 252 с.

5. Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. Минск, 2000. 1156 с.

6. Авилов Р.С., Аюшин Н.Б., Калинин В.И. Владивостокская крепость: войска, фортификация, события, люди. Ч. 2. Уроки Порт-Артура. 1906-1917 гг. Владивосток, 2014. 408 с.

7. Владивостокская крепость / Н.Б. Аюшин, В.И. Калинин, С.А. Воробьев, Н.В. Гаврилкин. Владивосток, 2006. 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.