УДК 343; 159.99 ББК 67; 88.8
DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10214
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАСТАВНИЧЕСТВА В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Сергей Сергеевич ТРИФОНОВ,
научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России E-mail: [email protected]
Галина Сергеевна КАРПОВА,
преподаватель кафедры общей психологии Академии ФСИН России E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
Аннотация. Целью статьи является рассмотрение современного состояния института наставничества, а также проблемных вопросов, возникающих при работе наставника.
Одной из организационно-правовых проблем наставнической деятельности, по мнению авторов и респондентов опроса, является отсутствие законодательно закрепленных мер материального стимулирования сотрудников, закрепленных в качестве наставников и осуществляющих практическую деятельность.
Ключевые слова: наставничество, уголовно-исполнительная система, личностные особенности, текучесть кадров.
Annotation. The purpose of the article is to consider the current state of the institution of mentoring, problematic issues that arise during the work of a mentor.
One of the organizational and legal problems of mentoring activities, according to the authors and respondents of the survey, is the lack of statutory measures of material stimulation of employees, enshrined as mentors and carry out practical activities.
Keywords: mentoring, penitentiary system, personality traits, staff turnover.
Одной из основных задач происходящего в настоящее время реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС) является своевременное обеспечение учреждений и органов УИС квалифицированными, профессионально-компетентными и личностно-развиты-ми кадрами1.
Этот процесс обусловливает осуществление последовательной научно обоснованной кадровой политики во всем ее разнообразии, совершенствование ее организации с учетом современных требований и положительного опыта, накопленного в учреждениях УИС, с тем, чтобы весь арсенал бесценных знаний сотрудников УИС, проработавших не один год и имеющих большой опыт, усваивался и развивался молодыми сотрудниками, находил в них свое отражение и продолжение.
Согласно сравнительному анализу результатов деятельности органов воспитательной работы Федеральной службы исполнения наказаний за второе полугодие 2019 г. количество советов
наставников практически во всех территориальных органах показывает положительный темп прироста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Рассматривая современное состояние наставничества в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, можно увидеть, что ежегодно на службу в УИС трудоустраивается значительное число граждан Российской Федерации.
Из общего числа лиц, принятых на должности начальствующего состава, выпускники образовательных организаций ФСИН России составляют 7,43%.
Большинство уволившихся в 2019 г. сотрудников относились к возрастной категории от 21 до 30 лет (27,1%), по стажу службы в должности — от 1 до 5 лет (36,3%), что является самыми большими процентными показателями среди уволившихся лиц. Общая картина свидетельствует о приросте в 2,41%.
№ 4/2020
Так, согласно данным отчета ПС-1 за 2018 и 2019 гг. отмечается увеличение общего количества принятых в УИС кандидатов на службу (увеличение на 39,1% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года), что, соответственно, увеличивает и нагрузку на наставников.
Кроме того, отмечается трехкратное увеличение количества вновь принятых сотрудников с выводом ЦПД ВВК «условно рекомендован», который выносится кандидату на службу в том случае, если кандидат на службу «минимально соответствует требованиям предполагаемой должности и допускается к профессиональной деятельности при недостатке кандидатов». Опосредованно данные цифры оказывают значительное влияние на деятельность наставников как в количественном, так и в качественном эквиваленте, поскольку работать с данной категорией наставляемых значительно сложнее и ведет к тому, что на наставников возлагается дополнительная нагрузка.
На вопрос о наиболее часто встречающихся проблемах, с которыми наставляемый обращается к наставнику, большинство респондентов отметили изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих служебную деятельность; порядок несения службы и практические ситуации в ходе служебной деятельности.
Наименьшее количество ответов было отмечено в аспекте решения вопросов, касающихся личных семейно-бытовых проблем, а также относительно помощи в разрешении конфликтных ситуаций в служебной деятельности.
Одной из организационно-правовых проблем наставнической деятельности, по мнению респондентов, является отсутствие законодательно закрепленных мер материального стимулирования сотрудников, закрепленных в качестве наставников и осуществляющих практическую деятельность.
В ходе анализа основных проблем организационно-правового обеспечения работы института наставничества выделяют:
■ отсутствие стимулирующих выплат наставникам;
■ отсутствие материального стимулирования подшефного за качественное освоение индивидуального плана обучения.
Подчеркивается необходимость разработать систему поощрений наставников за успехи в период непосредственного наставничества.
Анализ работы института наставничества в деятельности УИС в различных подразделениях позволяет сделать вывод о необходимости организации более грамотного наставничества за вновь принятыми сотрудниками и сохранения кадрового потенциала сотрудников, который становится значимым резервом повышения эффективности функционирования учреждений УИС.
1 Приказ ФСИН России от 28.12.2010 г. № 555 «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы» // http://base.garant.ru/ 1357519/
Библиографический список
1. Приказ ФСИН России от 28.12.2010 г. № 555 «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы» // http://base.garant.ru/1357519/
2. Лебедев М.В. Формирование коммуникативно-педагогической компетентности у сотрудников уголовно-исполнительной системы средствами профессионального наставничества: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2019.
3. Мишустин С.П., Нурбаев М.С. Организационно-правовое обеспечение наставничества в работе с кадрами уголовно-исполнительной системы. Самара, 2015.
№ 4/2020