УДК 008
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРООБРЯДЦЕВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ1
Рябцева Васелина Александровна, кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
В статье рассматривается современное состояние церковно-певческих традиций Белокриницкой иерархии г. Новокузнецка. Сегодняшнее состояние музыкальной культуры старообрядцев Западной Сибири можно проследить через деятельность хора певчих старообрядческих приходов Сибири, участником которого является о. Игорь Мыльников. О. Игорь - иерей Новокузнецкого Белокриницкого прихода и настоятель храма иконы Богородицы «Всех скорбящих радость», на сегодняшний день - это единственный центр Белокриницкой иерархии на территории Кемеровской области. Начал свое пастырское служение о. Игорь c 2005 года в Новокузнецке. С появлением постоянного священника жизнь в приходе вышла на новый уровень: в полную силу заработала детская воскресная школа, количество прихожан увеличилось. Членами общины являются как потомки староверов-поповцев, староверов-беспоповцев, переселенцев из других регионов и новообращенные, которые, в свою очередь, сохранили «свои» варианты напевов, заметно отличающихся от местных традиций. В великие церковные праздники прихожан насчитывается более семидесяти, также наблюдается тенденция увеличения молодых прихожан, что говорит об омоложении состава общины и о дальнейшем сохранении богослужебных традиций. О. Игорь - музыкально образованный настоятель прихода, владеющий крюковой нотацией, который трепетно относится к традициям церковного пения, что положительно сказывается на его сохранении в данном согласии. Песнопения всех богослужений исполняются по знаменам из новых и старинных книг. Прихожане, в основном, крюковой нотацией не владеют, поэтому поют «по напевке», на память. Воспроизведение богослужебных текстов напевкой подразумевает исполнение песнопений по устной версии, принятой в общине, а не по крюковым книгам. По результатам исследования, в настоящее время, выяснилось, что в богослужебной жизни Белокриницкого согласия Кемеровской области наблюдается положительная динамика в активизации певческой практики. Заметен интерес к освоению крюковой нотации, принципам его исполнения.
Ключевые слова: старообрядчество, Кемеровская область, Белокриницкая иерархия, богослужение, духовное песнопение, крюковая грамотность, община, традиции.
CURRENT STATE OF MUSICAL CULTURE OLD BELIEVERS OF WESTERN SIBERIA2
Ryabtseva Vaselina Aleksandrovna, PhD in Culturology, Associate Professor at the Department of Culturology, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: vaselina21@ mail.ru
In article the current state of church and singing traditions of belokrinitsky hierarchy of Novokuznetsk is considered. The current state of musical culture of Old Believers of Western Siberia can be tracked through activity of chorus of singing Old Belief parishes of Siberia, the participant whom the lake Igor Mylnikov
1 Статья выполнена в рамках реализации гранта РФФИ «Музыкальная культура Кемеровской области (19432018)» №18-412-420002 p_a.
2 The article was created as a part of the RFBR grant "Musical culture of Kemerovo region (1943-2018)" No. 18-412-420002 p a implementation.
is. O. Igor is the priest of Novokuznetsk belokrinitsky arrival and the prior of the temple of an icon of the Virgin "All grieving joy", today the only center of Belokrinitsky hierarchy in the territory of the Kemerovo region, Novokuznetsk. Members of community are as descendants of conservatives-popotsev, conservatives-bespopovtsy, immigrants from other regions also new converts who in turn kept "the" options of tunes, considerably different from local traditions. On great church holidays of parishioners there are more than seventy, the tendency of a gain of the younger generation is also observed, and it speaks about updating, rejuvenation of structure of community and about further maintaining liturgical traditions. O. Igor thinks of traditions of church singing much that positively affects its preservation in this consent. The prior of arrival musically educated person owning a hook notation. Church services are sung on banners from new and ancient books. Parishioners, generally do not own a hook notation therefore they sing "on a napevka", for memory. Execution of liturgical texts a napevka means execution of chants according to the oral version accepted in community, but not according to hook books. By results of a research it became clear now that in liturgical life of belokritsky consent of the Kemerovo region positive dynamics in activization of singing practice is observed. Interest in development of a hook notation, the principles of its execution is noticeable, all this leads to reconstruction attempt, but not about revival of singing traditions.
Keywords: Old Belief, Kemerovo region, Belokrinitsky hierarchy, church service, spiritual hymns, hook literacy, community, traditions.
На протяжении последних десятилетий в России все более пристальное внимание ученые обращают на сохранение и изучение традиционных культурных феноменов. В русской культуре таким феноменом считается старообрядчество, которое являет собой огромную духовную сокровищницу российской истории. Старообрядчество около трехсот лет влияло на культуру, но при этом находилось в обрядово-ритуальной самоизоляции благодаря использованию архаичных форм.
Старообрядчество, сохранив основы древнерусской культуры, к началу XXI века выразило себя как особую общность, наделенную собственными культурно-историческими особенностями. Ученые не могли оставить без внимания такую важную часть отечественного православия и русской национальной культуры. Внимание было направленно на изучение традиций старообрядческого богослужебного пения, особенностей его появления, распространения и сохранения.
Духовная культура старообрядцев характеризуется принципиальным консерватизмом, который обусловлен заветами благочестия и сохранением апостольской веры. На протяжении веков старообрядцы соблюдали мировоззренческие, ритуальные и бытовые нормы, которые были унаследованы из Средневековья. Такому же трепетному сохранению подвергся и древний канон, частью которого являются богослужебное моно-дийное пение и обрядность.
Конец прошлого века ознаменован в российской науке появлением ряда научных исследований, в которых освящался вопрос становления, развития и сохранения традиционного церковного пения старообрядцев Западной Сибири. Данные исследования принадлежат Л. Р. Фаттаховой, Е. Л. Плавской, И. В. Полозовой. Отличительной чертой данных работ является то, что внимание исследователей уделяется наличию в литургии староверов особенностей, продиктованных территориальными факторами.
Учеными была проведена масштабная работа, но, несмотря на это, проблема формирования церковно-певческих традиций старообрядцев, сохранившихся на некоторых территориях Западной Сибири, не была в достаточной мере освещена. Такой малоизученной территорией можно считать и Кемеровскую область. Исследователями было выявлено, что в начале XXI века на территории Кемеровской области сохранилась принадлежность общин к одному из двух старообрядческих толков - поповскому или беспоповскому. В поповских общинах религиозная жизнь более регулярна, нежели в беспоповских. Руководство из священнослужителей способствует тому, чтобы велось большинство воскресных и праздничных служб. Богослужение подчинено уставным требованием и осуществляется иереем. Исходя из анализа численного распределения кузбасских старообрядцев, К. Ю. Иванов указывает,
что в конце XIX века наиболее распространенными в данном регионе были часовенные (беспоповцы), а к началу 1910-х годов возрастает доля старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии (поповцы) [3, с. 167-179]. С 1988 года Белокриницкая иерархия официально именуется Русской православной старообрядческой церковью.
В данном регионе исследователи выявляют среди поповского толка поморское, белокриниц-кое и новозыбковское согласия старообрядцев. Помимо указанных согласий, на данной территории были выявлены и небольшие беспоповские ответвления: филипповцы, часовенные, ря-биновцы, нетовцы (спасово согласие), странники, токаревцы, оховцы (немоляки), окнопоклонники (дырники), стариковцы и др.
Разнообразие толков в старообрядчестве, которое появилось в результате особого культурно-исторического развития Кемеровской области, определило необходимость изучения их локальных певческих традиций, так как под влиянием политических, природно-климатических и экономических факторов у них складываются свои особенности, которые необходимо изучать, обращаясь непосредственно к носителям.
Современное состояние музыкальной культуры старообрядцев Западной Сибири можно проследить через деятельность хора певчих старообрядческих приходов Сибири, участником которого является о. Игорь Мыльников. О. Игорь - иерей Новокузнецкого белокриницко-го прихода и настоятель храма иконы Богородицы «Всех скорбящих радость» - возглавляет единственный центр Белокриницкой иерархии на территории Кемеровской области (г. Новокузнецк).
О. Игорь начал свое пастырское служение в 2005 году в Новокузнецке. С появлением постоянного священника жизнь в приходе вышла на новый уровень: в полную силу заработала детская воскресная школа, количество прихожан увеличилось. О. Игорь трепетно относится к традициям церковного пения, что положительно сказывается на их сохранении. В результате изучения данных традиций появляется возможность реконструкции интонационных особенностей монодии Средних веков. Этот процесс очень сложный, так как несмотря на большое число примеров знаменного
распева, которые сохранились в крюковых рукописях, восстановить особенности исполнения песнопения возможно лишь при условии активной певческой практики, в которой учитывается темп, динамика, артикуляция. Следует также отметить, что устная традиция характеризуется свойственными только ей типами интонирования и жанров. Выявление их специфики возможно лишь при прослушивании музыкального материала.
Настоятель прихода - музыкально образованный человек, владеющий крюковой нотацией. Богослужебные песнопения исполняются по знаменам из новых и старинных книг. Прихожане, в основном, крюковой нотацией не владеют, поэтому поют «по напевке», на память. Исполнение богослужебных текстов напевкой подразумевает исполнение песнопений по устной версии, принятой в общине, а не по крюковым книгам. Существуют различные взгляды на природу происхождения этого явления. Некоторые ученые объясняют возникновение напевки «безграмотностью певцов, низким уровнем религиозности, отсутствием культуры, нарушением традиции, ошибками, имеющимися в певческих книгах, принадлежностью данных певцов и их приходов к провинции. Другие считают, что все напевки обязаны своим происхождением исключительно влиянию местных вкусов, а еще чаще - сводному и своеобразному пониманию певческого искусства певцами и их руководителями. Тем не менее, напевка не должна иметь принципиальных отличий от письменного источника» [8, с. 50].
Когда к исполнительскому процессу присоединяется уставщик, изменения перестают быть стабильными: «Напев все больше трансформируется не только композиционно, но и ритмически и звуковысотно. Устная версия изменяет письменный источник практически в новый напев, основой которого является одна мелодическая модель, в которой можно рассмотреть свойственные определенной общине. Близость к крюковому образцу можно проследить только в последней строке» [6, с. 124].
Одной из важных задач о. Игоря является обучение крюковой музыкальной грамоте прихожан, в особенности подрастающего поколения. В этом ему помогает руководитель хора певчих старообрядческих приходов Сибири А. Н. Еме-
льянов, который регулярно приезжает в общину и занимается с прихожанами изучением крюковой нотации и богослужебного устава.
В декабре 2017 года исполнилось 10 лет «Хору певчих старообрядческих приходов Сибири» -одному из ведущих певческих коллективов старообрядцев. Хор состоит из клиросных певцов старообрядческих храмов Новосибирска, Барнаула, Томска и Новокузнецка. Деятельность хора призвана обратить внимание на современное бытование одного из древнейших видов русского церковного пения - знаменного распева, традиционными исполнителями которого на сегодняшний день являются русские старообрядцы.
Хоры старообрядческих приходов живы в храмах и в настоящее время, но и вне церкви можно услышать их выступления. С 2007 до 2013 года хор состоял исключительно из мужчин, на сегодняшний момент он стал смешанным, количество певцов постоянно увеличивается, в связи с чем состав коллектива достигает более тридцати певчих.
Таким образом, основная цель создания данного коллектива состоит в том, чтобы поднять уровень певческой культуры на местах, повысить уровень исполнительского профессионализма в сибирских приходах Старообрядческой церкви. Также существует и просветительская цель, выходящая за рамки собственно церковного служения.
Благодаря этому в настоящее время в Бело-криницком согласии идет процесс восстановления певческой культуры, несмотря на удаленность от певческих центров и отсутствие достаточного числа опытных мастеров церковного песнопения. В связи с этим возникает проблема идентификации древнего песнопения и вопрос о степени его сохранности. В настоящее время на территории Кемеровской области у общины Белокриницкого согласия есть храм, в котором совершаются регулярные богослужения.
Членами общины являются как потомки староверов-поповцев, староверов-беспоповцев, так и переселенцев из других регионов, и новообращенных, которые, в свою очередь, сохранили «свои» варианты напевов, которые заметно отличаются от местных традиций. В великие церковные праздники прихожан насчитывается более семидесяти, но на спевки не всегда собирается больше десяти. Наблюдается также тенденция
возрастания числа прихожан молодого возраста, что говорит об обновлении и омоложении состава общины, о дальнейшем сохранении богослужебных традиций.
В целом можно сказать, что в богослужебной жизни Белокриницкого согласия Кемеровской области наблюдается положительная динамика, выражающаяся в активизации певческой практики. Заметен интерес к освоению крюковой нотации, принципов его исполнения. Конечно, все это ведет лишь к попытке реконструкции, но не к собственно «возрождению» певческих традиций. «Что касается певческих традиций, они зависят, в первую очередь, от степени владения певческими навыками рядовых членов общин. Постоянное общение старообрядцев-поповцев между собой (посещение более крупных приходов, обучение в сильных в певческом отношении общинах) позволило сформироваться некоторому среднему уровню певческих традиций, при котором в целом сохраняются канонические формы произнесения литургического текста: значительная часть песнопений исполняется на самогласен или осмоглас-ную погласицу, другие тексты, в прошлом распеваемые по крюковым книгам, звучат напевкой. И хотя не приходится говорить о культивировании в белокриницких общинах региона более сложных типов пения, староверам этого согласия удается поддерживать стабильное состояние своей певческой культуры» [7, с. 166].
Кроме того, община принимает активное участие в общественной и культурной жизни региона, сотрудничает с администрацией города, общественными организациями, а также организует выставки, посвященные истории и жизни старообрядчества, участвует в научно-практических конференциях, знакомит жителей города с древним православным песнопением.
Белокриницкая община города Новокузнецка в настоящее время открыта для внешнего мира, она готова поделиться принципами уклада своей жизни, традициями предков, которые они сохраняют. Храм иконы Богородицы «Всех скорбящих радость» открыт всегда и для всех, кому просто интересно, также не возбраняется посещать службы, где можно услышать старообрядческое пение.
Несмотря на экономические, политические, культурные изменения в нашей стране старообрядческая культура всегда существовала парал-
лельно всем этим процессам. На данный момент сложилась такая ситуация, что для развития старообрядческой культуры не существует препятствий со стороны государства. Старообрядческая Белокриницкая община адаптируется к новым
условиям, сохраняет музыкальную традиционную культуру, жизненный уклад и свои устои. Это дает нам возможность изучать традиционную культуру старообрядцев, а самим староверам - становиться более открытыми для исследователей.
Литература
1. Гарднер И. А. Богослужебное пение русской православной церкви. Сущность. Система. История. - Сергиев Посад: Москов. духовная акад., 1998. - Т. 1. - 592 с.
2. Денисов Н. Г. Культура региона: наследие и современные проблемы // Изв. высш. учеб. заведений Сев.-Кавказ. региона. Сер. Общественные науки. - 1996. - № 2. - С. 70-71.
3. Иванов К. Ю. К вопросу о согласиях и толках старообрядцев на территории Кузбасса (вторая половина XIX - начало ХХ века) // Кузнецкая старина: ист.-краевед. сб. - Новокузнецк: Кузнецкая крепость, 2003. -Вып. 5. - С. 167-179.
4. Казанцева Т. Г. Богослужебное пение старообрядцев Сибири [Электронный ресурс] // Энцикл. Сибири. -URL: http://bsk.nios.ru/enciklodediya/bogosluzhebnoe-penie.
5. Новокузнецк [Электронный ресурс] // Русская Православная Старообрядческая Церковь: офиц. сайт Московской митрополии. - Самара, 2014. - URL: http://rpsc.rU/history/mesta-staroverskie/2/novokuznetsk.
6. Рябцева В. А., Егле Л. Ю. Трансформации музыкальных традиций в современных условиях. - Кемерово: ИНТ, 2015. - 174 с.
7. Фаттахова Л. Р. Духовная жизнь старообрядческих общин белокриницкого согласия Кемеровской области // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2016. - № 36. - С. 162-166.
8. Фаттахова Л. Р. Традиции духовного пения старообрядцев Кузбасса: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. - Новосибирск, 2002. - 331 с.
References
1. Gardner I.A. Bogosluzhebnoe penie russkoy pravoslavnoy tserkvi. Sushchnost'. Sistema. Istoriya [Worshipful singing of the Russian Orthodox Church. Essence System. Story]. Sergiyev Posad, Moskovskaya dukhovnaya akademiya, Publ., 1998, vol. 1. 592 p. (In Russ.).
2. Denisov N.G. Kul'tura regiona: nasledie i sovremennye problemy [Culture of the region: heritage and contemporary problems]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy Severo-Kavkazskogo regiona. Ser. Obshchestvennye nauki [News of the higher educational institutions of the North Caucasus region. Ser. Social Sciences], 1996, no. 2, pp. 70-71. (In Russ.).
3. Ivanov K.Yu. K voprosu o soglasiyakh i tolkakh staroobryadtsev na territorii Kuzbassa (vtoraya polovina XIX - nachalo XX veka) [On the issue of consent and interpretations of the Old Believers in the territory of Kuzbass (second half of the XIX - beginning of the XX centuries)]. Kuznetskaya starina: istoriko-kraevedches-kiy sbornik [Kuznetsk antiquity: historical and local history collection]. Novokuznetsk, Kuznetskaya krepost' Publ., 2003, iss. 5, pp. 167-179. (In Russ.).
4. Kazantseva T.G. Bogosluzhebnoe penie staroobryadtsev Sibiri [The liturgical singing of the Old Believers of Siberia]. Entsiklopediya Sibiri [Encyclopedia of Siberia]. (In Russ.). Available at: http://bsk.nios.ru/enciklodediya/ bogosluzhebnoe-penie.
5. Novokuznetsk [Novokuznetsk]. Russkaya Pravoslavnaya Staroobryadcheskaya Tserkov': ofitsial'nyy sayt Moskovs-koy mitropolii [Russian Orthodox Old Believers Church: the official website of the Moscow Metropolis]. Samara, 2014. (In Russ.). Available at: http://rpsc.ru/history/mesta-staroverskie/2/novokuznetsk.
6. Ryabtseva V.A., Egle L.Yu. Transformatsii muzykal'nykh traditsiy v sovremennykh usloviyakh [Transformations of musical traditions in modern conditions]. Kemerovo, INT Publ., 2015. 174 p. (In Russ.).
7. Fattakhova L.R. Dukhovnaya zhizn' staroobryadcheskikh obshchin belokrinitskogo soglasiya Kemerovskoy oblasti [The Spiritual Life of the Old Believer Communities of the Belokrinitsky Consent of the Kemerovo Region]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2016, no. 36, pp. 162-166. (In Russ.).
8. Fattakhova L.R. Traditsii dukhovnogo peniya staroobryadtsev Kuzbassa: dis. kand. iskusstvovedeniya: 17.00.02 [Traditions of spiritual singing of the Old Believers of Kuzbass. Diss. PhD in Art History: 17.00.02]. Novosibirsk, 2002. 331 p. (In Russ.).