Научная статья на тему 'Современное состояние музыкальной индустрии и проблемы плагиата песенных произведениях'

Современное состояние музыкальной индустрии и проблемы плагиата песенных произведениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1860
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕСЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ПЛАГИАТ / PLAGIARISM / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / INTELLECTUAL PROPERTY / АВТОРСКОЕ ПРАВО / ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ / COPYRIGHT / НЕЗАКОННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / ILLEGAL USE / SONGS / COPYRIGHT PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тансыккужина А.К.

В статье рассматриваются проблемы плагиата в песенных произведениях. Аудиовизуальные произведения являются основным объектом авторского, в отношении которого нарушаются авторские права. Приводятся примеры нарушения авторских прав в песенных произведениях. Большинство нарушений связано с незаконным использованием песенных произведений без согласия автора. Автор рассматривает одну из самых глобальных проблем интеллектуальной собственности распространение объектов авторского права в телекоммуникационной сети «Интернет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current state of the music industry and the problem of plagiarism of song works

The article deals with the problems of plagiarism in song works. Audiovisual works are the main object of copyright, in respect of which copyright is violated. Examples of copyright infringement in song works are given. Most of the violations are related to the illegal use of song works without the consent of the author. The author considers one of the most global problems of intellectual property the distribution of copyright in the telecommunications network "Internet".

Текст научной работы на тему «Современное состояние музыкальной индустрии и проблемы плагиата песенных произведениях»

Современное состояние музыкальной индустрии и проблемы плагиата песенных

произведениях

The current state of the music industry and the problem of plagiarism of song works

Тансыккужина А.К.

Студентка 4 курса Факультет экономики и права Сибайский институт (филиал) БашГУ

РФ, г. Сибай

Tansykkuzhina A. K.

4th year student Faculty of Economics and law Sibayskiy Institute (branch) Bashkir state University Of the Russian Federation, Sibay

Научный руководитель Трофимова О.А.

ст.преподаватель кафедры ТиИГП Сибайский институт (филиал) БашГУ

РФ, г. Сибай e-mail: tansykkuzhina2015@mail ru

Scientific adviser Trofimova O. A.

senior lecturer Tihp Sibayskiy Institute (branch) Bashkir state University Of the Russian Federation, Sibay e-mail:tansykkuzhina2015@mail. ru

Аннотация.

В статье рассматриваются проблемы плагиата в песенных произведениях. Аудиовизуальные произведения являются основным объектом авторского, в отношении которого нарушаются авторские права. Приводятся примеры нарушения авторских прав в песенных произведениях. Большинство нарушений связано с незаконным использованием песенных произведений без согласия автора. Автор рассматривает одну из самых глобальных проблем интеллектуальной собственности - распространение объектов авторского права в телекоммуникационной сети «Интернет».

Annotation.

The article deals with the problems of plagiarism in song works. Audiovisual works are the main object of copyright, in respect of which copyright is violated. Examples of copyright infringement in song works are given. Most of the violations are related to the illegal use of song works without the consent of the author. The author considers one of the most global problems of intellectual property - the distribution of copyright in the telecommunications network "Internet".

Ключевые слова: песенные произведения, плагиат, интеллектуальная собственность, авторское право, незаконное использование, защита авторских прав.

Keyword: Songs, plagiarism, intellectual property, copyright, illegal use, copyright protection.

Человечество всегда хотело иметь в собственности то, что было создано им когда - то - сфера интеллектуальной собственности также не является исключением. На данный момент сложилась ситуация, при которой пользователи любыми ухищрениями и способами пытаются менее затратно и в короткие сроки воспользоваться объектами интеллектуальной собственности в своих личных интересах. В ходе такого применения объектов авторских прав урон наносится непосредственно правообладателю, которого законодатель пытается вооружить новыми законами, направленные на охрану правообладателей от незаконного использования.

Сфера интеллектуального права на рубеже XX и XXI века столкнулась с важной проблемой как плагиат. Плагиат в российском законодательстве определяется, как умышленное действие физического или юридического лица, направленное на незаконное использование или распоряжение результатами охраняемой интеллектуальной собственности[1]. Также лицо доводит ложные сведения, сообщая о себе, как о настоящем правообладателе. Областью проявления и применения плагиата является авторское и патентное право.

Если обратится к терминологии понятия плагиат, которое происходит от французского слова «plagiat » означает подражание. В истории литературного плагиата известно, что первоначально кража литературной собственности получила название «литературного вора»[2]. Таким образом, плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования. Необходимое условие для признания плагиата является присвоение авторства. Существует другой вид нарушения авторского права как «пиратство», под которым понимается неправомерное использование, опубликование, копирование произведения. Однако при пиратстве присвоение труда правообладателя себе[3].

В современной сфере интеллектуальной собственности благодаря развитию научно - технического потенциала и общедоступностью объектов авторского права плагиат стал обретать более сложные и изощренные формы и методы. Сначала отметим, что для определения плагиата необходимо провести специальную экспертизу, которая будет свидетельствовать о наличии или отсутствии заимствований. Интересы правообладателя охраняются на законодательном уровне. Поэтому лицо, чье интеллектуальное право было нарушено, вправе обратиться в судебные органы с иском о восстановлении нарушенного права.

В области песенных произведений нарушения происходят чаще всего. Данная тенденция возрастает с увеличением музыкальных произведений в медиа - индустрии.

Под плагиатом понимается последовательное совпадение № количества нот в произведении. Максимальное число нот достигает 11. Однако общепринятое правило гласит, что нот всего 7[4].

Последовательность нот может отойти на второй план, когда незаконно присвоившее фонограмму лицо изменило ритм и темп произведения. Тогда, обычный слушатель не сможет определить является ли то или иное произведение плагиатом. С данной целью и проводится экспертиза музыкальных произведений и их текстов. На экспертизу предоставляются все виды песенных произведений, которым предоставлена правовая охрана. На практике эксперты имеют дело с вырезанными отрывками из музыкальных произведений или схожих по своему звучанию мелодий.

Юридическая практика не упускает возможности совпадения музыкальных произведений. Так, двум композиторам одновременно пришла в голову одинаковая мелодия. В данном случае законодатель отдает приоритет тому композитору, который раньше другого опубликовал или представил свое произведение.

Также жанр или стиль музыкального произведения может быть схож. Например, в 2017 году под бурное обсуждение публики попала песня южно - корейской группы EXO - Ko Ko Bop. Слушатели отметили, что эта песня по звучанию схожа с «Light My Body Up», исполнителем которого является Дэвид Гетта[5]. На самом деле, обе песни были написаны в одинаковом поп - регги стиле, в котором присутствовали басы. Однако, несмотря на заявления слушателей никаких комментариев со стороны самого правообладателя не поступило. Так, в авторском праве без обоснованного заявления правообладателя о нарушении его авторского права, разбирательства в судебном порядке не будет.

Ситуация совсем иная, когда правообладатель заявляет о плагиате песенного произведения. Например, после запроса YG Intertainment на официальном канале You Tube по требованию правообладателя было заблокировано музыкальное видео к песне «Я люблю тебя» русской певицы Альбины. Данное песенное

произведение, начиная от мелодии до текстов песни, повторяло песню южно - корейского певца Тэяна «Eyes, Nose, Lips», кроме языка песни[5]. В данном случае правообладатель частично восстановил свое авторское право. Частично, так как невозможно остановить поток обмена информацией в сети Интернет. Тем самым, доказывая, что нарушение авторского права несет большой ущерб автору.

Также, в начале 2017 года в СМИ сообщалось о плагиате песен группы EXO «Growl» и «Baby don't cry». Данные песенные произведения, пройдя перевод на индийский язык, стали саундтреками к фильму «Kannayya». SM Intertainment прокомментировало, признав данный случай плагиатом, обещая принятием соответствующих мер[5].

На самом деле, такие случаи на практике не новшество. Как считает автор, такие случаи невозможно проконтролировать. Ведь умышленно, с целью приобретения известности и пиара, лица «крадут» песенные произведения.

В некоторых случаях, правообладатель не может обратиться за восстановлением авторских прав ввиду отсутствия доказательственной базы или экономически нецелесообразности. Специализированный международный орган в области защиты авторских прав Всемирная организация интеллектуальной собственности на сегодняшний день не может полностью и эффективно на практике урегулировать создавшуюся проблему. Сфера музыкальной индустрии расширяется, пополняясь новыми жанрами, стилями и песенными произведениями. К сожалению, на международном уровне обеспечение охраны авторских прав на них отсутствует. Также, действующий постоянный комитет ВОИС по авторскому праву и смежным права, занимается непосредственно рассмотрением вопросов материального права и гармонизацией норм в области авторского права и смежных прав[6]. Таким образом, непосредственной координации деятельности внутри каждой страны отсутствует.

Существующий Центр ВОИС по арбитражу и посредничеству является альтернативой урегулированию споров в области авторского права. Однако, конфликт между правообладателем и нарушителем права возможен, в данном органе, только при волеизъявлении обоих сторон. Разбирательство дела о восстановлении авторского права в внутри государственных судебных органах становится затяжным и дорогостоящим путем урегулирования конфликта. Поэтому автором предлагается создание на базе Всемирной организации интеллектуальной собственности, экспертной комиссии, состоящей из опытного экспертного штаба, специализирующихся в области музыкальных произведений. В компетенцию данной подструктурной организации будет входить экспертиза песенных произведений, дача заключения об отсутствии или присутствии элементов плагиата. В дополнение создание международного суда защиты авторских прав, занимающийся разбирательством дел о восстановлении авторских прав, смог бы снять нагрузку с внутри государственных судебных органов. Предполагается совместная деятельность Суда и Центра ВОИС по арбитражу и посредничеству, как взаимодополняющих друг друга органа. Создание данного суда также необходимо ввиду отличия в государствах законодательной базы по авторскому праву. Решения международного суда обладали бы высшей юридической силой, нежели внутринациональное законодательство.

Более эффективное влияние на уменьшение плагиата в медиа - индустрии оказало бы создание единого потока всех музыкальных произведений, исключающий добавление «ворованной» музыки.

Таким образом, плагиат как один из видов нарушения авторских прав развивается и распространяется по всему миру. Плагиат наносит экономический ущерб правообладателю песенного произведения, который зачастую невозможно поправить. Глобальная сеть Интернет распространяет материалы плагиата, остановить который на данный момент законодательно нельзя. ВОИС, как главный орган по защите и охране

интеллектуальных прав не в силах выполнить прямые обязанности. Оно становится чисто глобальным форумом, регулирующим администрирование законодательных актов в области интеллектуальной собственности.

Список используемой литературы:

1. Бобкова О. В., Давыдов С. А., Ковалева И. А. Плагиат как гражданское правонарушение // Патенты и лицензии. — 2016. — № 7.

2. Thomasius J. De plagio litterario.

3. Richard Stallman. Free Software in Ethics and Practice речь в МГУ, 3 марта 2008

4. ©opyright.ru\\Количество нот плагиата в музыке. Точка доступа: http://www.copyright.ru/news/main/2015/2/2/plagiat. Дата обращения (07.03.2018 г.).

5. Новостной интернет - портал YESASIA. Точка доступа: http://www.yesasia.ru/article/447005. Дата обращения (07.03.2018 г.).

6. Официальный сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности. Точка доступа: http://www.wipo.int/policy/ru/sccr/. Дата обращения (07.03.2018 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.