Экстремизм (от лат. ех1хетие - крайний) большинство авторов понимают как приверженность крайним, преимущественно насильственным средствам достижения целей. Экстремизм порождается самыми различными факторами: социально-
экономическими причинами, деформацией политических институтов, тоталитарным характером режима, подавлением властями оппозиции, стремлением социальных или политических групп ускорить и силовыми методами осуществить выдвигаемые ими задачи [18]. Социальной базой экстремизма являются, как правило, маргинальные слои общества, представители националистических, религиозных движений, недовольная существующей политической реальностью интеллигенция, студенчество, военные.
Правовую основу борьбы с экстремизмом в нашей стране составляют Конституция Российской Федерации [1], Федеральный Конституционный закон «О чрезвычайном положении» [2], Уголовный кодекс Российской Федерации [3], Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [4], Федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности» [5], «О противодействии терроризму» [7], «О прокуратуре Российской Федерации» [8], «О полиции» [9], «О политических партиях» [10], «Об общественных объединениях» [11], «О свободе совести и религиозных объединениях» [12], «О средствах массовой информации» [13] и др.
Основным нормативным актом, регламентирующим вопросы борьбы с экстремизмом и дающим перечень его признаков, является Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ [5].
Понятие экстремистской деятельности (экстремизма) определено ст. 1 данного закона [6]. Таким образом, к экстремистской деятельности на территории Российской Федерации относят:
а) деятельность общественных и религиозных объединений либо иных организаций, редакций средств массовой информации, физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- подрыв безопасности Российской Федерации;
- захват или присвоение властных полномочий;
- создание незаконных вооруженных формирований;
- осуществление террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма;
- возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
- унижение национального достоинства;
- осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
- пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
- воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, избирательных комиссий, а также законной деятельности должностных лиц указанных органов, комиссий, соединенное с насилием или угрозой его применения;
- публичную клевету в отношении лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, соединенную с обвинением указанного лица в совершении деяний, указанных в настоящей статье, при условии, что факт клеветы установлен в судебном порядке;
- применение насилия в отношении представителя государственной власти либо на угрозу применения насилия в отношении представителя государственной власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей;
- посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;
- нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением;
- создание и (или) распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных настоящей статьей;
б) пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
в) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности, а также публичные призывы и выступления, побуждающие к осуществлению указанной деятельности, обосновывающие либо оправдывающие совершение деяний, указанных в настоящей статье;
г) финансирование указанной деятельности либо иное содействие в планировании, организации, подготовке и совершении указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материальнотехнических средств.
В контексте данной статьи к экстремистским организациям законом причислены общественные или религиозные объединения либо иные организации, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
Так, по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», вступили в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности некоторых общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций, действовавших на территории юга России, среди которых:
- религиозная группа Краснодарская Православная Славянская община «ВЕК РА» (Ведической Культуры Российских Ариев) Скифской Веси Рассении (решение Краснодарского краевого суда от 05.10.2006 о запрете деятельности) [14];
- общественное незарегистрированное объединение «Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь» (решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 13.04.2006 о ликвидации) [14];
- общественное объединение Ахтубинское народное движение «К Богодержавию» (решение Ахтубинского городского суда Астраханской области от 17.07.2008 и определение Судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 17.09.2008) [15];
- международная религиозная организация «Нурджулар» (решение Верховного суда Российской Федерации от 10.04.2008 о запрете деятельности) [14];
- международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра» (решение Верховного суда Российской Федерации от 15.07.2010 о запрете деятельности) [16];
- местная организация города Краснодара «Пит Буль» («Pit Bull») (решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 24.08.2010) [16].
Следует отметить, что международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра» официального статуса в Российской Федерации не имело и действовало конспиративно в ряде субъектов страны. В частности, на юге страны - в Северной Осетии-Алании, Дагестане, Волгоградской области. Участники объединения не признают светские законы, институты гражданского общества, негативно относятся к официальному мусульманскому духовенству. Конечной целью деятельности объединения является установление мирового господства радикальной формы ислама и создание на базе мусульманских регионов, в том числе России, единого исламского государства «Всемирный Халифат» [19].
Другая международная религиозная организация - «Нурджулар» - имела тесные контакты с представителями действующих в Турции организаций, оказывающих помощь бандформированиям в Чечне, в том числе фонду «Кавказ». Только в 2002 году органами безопасности была пресечена деятельность более 50 функционеров секты «Нурджулар», которые действовали в Башкирии, Дагестане и Карачаево-Черкесии [20]. Кроме того, организаторы «Нурджулар» действовали через созданные ею фирмы «Серхат», «Эфляк», фонды «Торос», «Толеранс» и «Уфук», осуществляя сбор информации о происходящих на Северном Кавказе процессах, проводя пантюркистскую и панисламистскую обработку российской молодежи, изучая кандидатов на вербовку в целях формирования протурецкого лобби в местных властных структурах, проникновения в правоохранительные органы и общественные объединения.
Анализируя деятельность данной международной религиозной организации, становится очевидным, что основное значение в пропаганде своих целей и задач ее руководители отводили вербовке новых участников движения из числа молодежи, делая акцент на слабую морально-психологическую устойчивость молодых людей и их материальную заинтересованность. В результате чего в сферу деятельности данных экстремистских организаций было вовлечено большое количество молодежи, проживающей на территории Северо-Кавказского региона.
Учитывая, что в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах из числа экономически активного населения большую часть составляют граждане от 14 до 30 лет, одной из самых опасных форм проявлений экстремизма на юге России является молодежный экстремизм. Его распространение на юге стало одной из самых злободневных проблем. Ежегодно отмечается рост убийств на почве межнациональной розни, совершаются нападения на представителей различных национальностей и вероисповеданий. Проявления молодежного экстремизма с каждым годом становятся более жестокими. В целом в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах отмечается активное участие молодежи в организованных массовых экстремистских акциях и их объединение в неформальные молодежные организации (группировки) экстремистско-националистической направленности и экстремистские сообщества.
Все это свидетельствует о нарастании угрозы экстремизма, при том, что значительную часть участников экстремистских организаций составляет молодежь. Радикальная форма выражения протеста рассматривается частью молодежи как наиболее эффективный путь выражения своих интересов и отстаивания прав. Причины, формирующие проявление протеста, различны: религиозный фактор, сепаратизм, национализм и др.
По мнению ряда криминологов - И.Ю. Сундиева, В.А. Казаковой, Г.И. Иванова, С.Н. Мешалкина, Д.Е. Горюнкова и др. - молодежный экстремизм на территории Российской Федерации представляет собой трехуровневую систему [22, с. 35].
Первый уровень, организационный, предлагает формальное и неформальное членство в организациях и движениях экстремистского толка (например, в Национал-большевистской партии, движениях скинхедов, футбольных фанатов).
Второй уровень, ментальный, представлен экстремистской политической культурой, а также деструктивными действиями средств массовой коммуникации (экстремистские идеи, семантическое поле СМИ, ценностные ориентации).
Третий уровень, поведенческий, здесь проявляются конкретные действия и поступки экстремистского толка.
В зависимости от направленности молодежный экстремизм на указанных уровнях классифицируют по трем основным течениям:
- молодежные экстремистские движения националистическо-расистской
направленности;
- молодежные экстремистские движения религиозной направленности;
- молодежные экстремистские движения политической направленности [22, с. 35-41].
На территории Северо-Кавказского и Южного федеральных округов наибольшее
распространение получили молодежные экстремистские движения националистическо-расистской и религиозной направленности.
Так, по информации правоохранительных органов, в 2007-2009 гг. в г. Краснодаре действовала экстремистская группа «Пит Буль», члены которой неоднократно совершали нападения на лиц кавказской внешности, причем в каждой «акции», как называли эти действия сами экстремисты, участвовало до 20 человек. Преступления снимались на камеры мобильных телефонов. Следствие доказало два эпизода, связанных с нападениями на людей по мотивам национальной ненависти. В частности, в октябре 2008 г. члены группировки «Пит Буль» избили на улице армянина, а в марте 2009 г. напали на мужчину, который показался им похожим на выходца с Кавказа. В обоих случаях был причинен тяжкий вред здоровью пострадавших. В правоохранительных органах считают, что на самом деле пострадавших от действий экстремистов больше, однако большинство жертв группировки не обратились в милицию с заявлениями [21].
Советский районный суд г. Краснодара 5 апреля 2010 года вынес приговор организатору и одному из членов экстремистской группы «Пит Буль». Обвиняемые, Владислав Гмыря и Павел Ветров, получили по шесть лет лишения свободы в колонии строгого режима. Суд признал их виновными в совершении преступлений, предусмотренных ст. 282.1 («Организация экстремистского сообщества») и ст. 111 УК РФ («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»).
Наиболее активной экстремистской организацией религиозной направленности на территории республик Северного Кавказа являлась ранее упомянутая международная организация «Нурджулар».
Кроме того, вызывают серьезную озабоченность имеющие место случаи насильственных акций футбольных фанатов. В сезоне 2010 г. в «Российской футбольной Премьер-Лиге» выступало пять футбольных клубов с юга России («Анжи» Махачкала, «Алания» Владикавказ, «Ростов» Ростов-на-Дону, «Спартак» Нальчик, «Терек» Грозный). В 2011 г. в элите российского футбола выступят два клуба из г. Краснодара («Кубань», «Краснодар»). Нередки случаи противостояния представителей фандвижений данных клубов. Так, 26 марта в г. Махачкале состоялся матч с участием команд «Анжи» и ЦСКА. В ходе матча болельщики не раз использовали ненормативную лексику и нецензурные высказывания в адрес главного арбитра матча, а затем по окончании игры между махачкалинскими и московскими фанатами возникла перебранка, вылившаяся в итоге в обоюдную ругань, а также в забрасывание камнями и бутылками автобуса с игроками ЦСКА [17].
Между тем выделять футбольных фанатов как самостоятельное экстремистское движение не вполне правильно, поскольку националистические и расистские установки разделяются далеко не всеми фанатами, и экстремистские движения в этой среде, как правило, имеют место только под воздействием деструктивных сил, как внутренних, так и внешних [22, с. 37].
Таким образом, основными факторами, способствующими проявлениям молодежного экстремизма на юге России, остаются:
- недостаточная эффективность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по созданию оптимальных условий для развития региона;
- наличие острых социально-экономических проблем, в частности низких доходов у большей части населения, высокой безработицы;
- высокий уровень коррупции;
- недовольство населения деятельностью органов государственной власти;
- низкий уровень патриотического воспитания молодежи, незнание культуры, обычаев и традиций представителей иных этнических групп, правовой нигилизм;
- потенциал межэтнической напряженности, обусловленный конкуренцией групп влияния, сформировавшихся на этнической основе, за доступ к экономическим и политическим ресурсам.
Учитывая изложенное, в целях оптимизации работы, направленной на противодействие молодежному экстремизму, целесообразно рассмотреть вопрос о возможности выработки и проведения органами власти субъектов РФ Северо-Кавказского и Южного федеральных округов следующего комплекса мероприятий:
- региональными органами власти утвердить комплексные целевые программы по патриотическому воспитанию молодежи;
- разработать и внедрить методы и организационные механизмы мониторинга, диагностики и прогнозирования экстремистских настроений молодежи, оценки рисков и последствий деструктивных процессов в молодежной среде;
- создать на базе одного из учебных или научных государственных учреждений юга России специализированную комиссию с целью проведения экспертиз печатных, телевизионных и радиоматериалов на предмет определения наличия признаков экстремистской пропаганды;
- подготовить и реализовать комплекс мероприятий по антиэкстремистской пропаганде в обществе с опорой на региональные средства массовой информации, общественные движения и организации;
- предусмотреть в рамках школьных программ проведение мероприятий по интернациональному воспитанию учащихся с учетом их этнического состава;
- ввести на федеральном и региональном уровнях гуманитарную экспертизу учебников, образовательных программ и игровой продукции, в том числе компьютерных игр, с целью формирования толерантности, веротерпимости, миролюбия и профилактики деструктивных форм поведения.
На наш взгляд, решение перечисленных задач позволит эффективно противодействовать молодежному экстремизму на юге России.