Научная статья на тему 'Современное состояние межэтнических и межконфессиональных отношений в молодежной среде СКФО'

Современное состояние межэтнических и межконфессиональных отношений в молодежной среде СКФО Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь Северного Кавказа / межэтнические отношения / культура межнациональ-ного общения / конфликтогенность поликультурной среды / риски конфликтной идентификации / система обра-зования / воспитание / конфликты / youth of the North Caucasus / interethnic relations / culture of interethnic communication / conflic-togenicity of multicultural environment / risks of conflict identification / education system / upbringing / conflicts

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Светлана Юрьевна Иванова, Марина Михайловна Шульга

В статье рассматривается современное состояние межэтнических и межконфессиональ-ных отношений в молодежной среде Северо-Кавказского федерального округа, проблемы и перспективы раз-вития этих отношений. Анализ ситуации основан на результатах проведенного социологического исследова-ния. Авторы выделяют и характеризуют основные проблемы в процессе формирования культуры межнацио-нального общения в полиэтничной молодежной среде региона, обосновывают роль системы образования как основного субъекта воспитательного процесса, подчеркивают общероссийский масштаб воспитательных за-дач в области формирования культуры межнационального общения, необходимость учета реального состоя-ния отношений в молодежной среде, формулируют выводы и рекомендации по оптимизации процесса подго-товки молодых людей к реализации своих жизненных планов в поликультурном социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Светлана Юрьевна Иванова, Марина Михайловна Шульга

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current State of Interethnic and Interfaith Relations in the Youth Environment of the North Caucasus Federal District

The article considers the current state of interethnic and interfaith relations in the youth environ-ment of the North Caucasus Federal District, problems and prospects for the development of these relations. Anal-ysis of the situation hinges primarily on the results of a sociological study. The authors ascertain and characterize the major challenges in the process of forming a culture of interethnic communication in a multi-ethnic youth envi-ronment of the region, substantiate the role of the education system as the main subject of the educational process, emphasize the all-Russian scale of educational tasks in the field of forming a culture of interethnic communication, and the necessity to take into account the real state of relations in the youth environment. Conclusions and recom-mendations dwells on optimizing the process of preparing youth for the implementation of their life plans according to their own cultural and religious beliefs in a multicultural society.

Текст научной работы на тему «Современное состояние межэтнических и межконфессиональных отношений в молодежной среде СКФО»

Научная статья УДК 316.455

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.9.2

Современное состояние межэтнических и межконфессиональных отношений в молодежной среде СКФО

Светлана Юрьевна Иванова1, Марина Михайловна Шульга2

12Южный научный центр РАН, Ростов-на-Дону, Россия 12Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия 1isu-socf@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2375-6348 2shulgamm@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4698-5197

Аннотация. В статье рассматривается современное состояние межэтнических и межконфессиональных отношений в молодежной среде Северо-Кавказского федерального округа, проблемы и перспективы развития этих отношений. Анализ ситуации основан на результатах проведенного социологического исследования. Авторы выделяют и характеризуют основные проблемы в процессе формирования культуры межнационального общения в полиэтничной молодежной среде региона, обосновывают роль системы образования как основного субъекта воспитательного процесса, подчеркивают общероссийский масштаб воспитательных задач в области формирования культуры межнационального общения, необходимость учета реального состояния отношений в молодежной среде, формулируют выводы и рекомендации по оптимизации процесса подготовки молодых людей к реализации своих жизненных планов в поликультурном социуме.

Ключевые слова: молодежь Северного Кавказа, межэтнические отношения, культура межнационального общения, конфликтогенность поликультурной среды, риски конфликтной идентификации, система образования, воспитание, конфликты

Финансирование: публикация подготовлена в рамках реализации ГЗ ЮНЦ РАН, гр. проекта № 122020100306-9.

Для цитирования: Иванова С.Ю., Шульга М.М. Современное состояние межэтнических и межконфессиональных отношений в молодежной среде СКФО // Теория и практика общественного развития. 2023. № 9. С. 24-30. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.9.2.

Original article

Current State of Interethnic and Interfaith Relations in the Youth Environment of the North Caucasus Federal District

Svetlana Yu. Ivanova1, Marina M. Shulga2

^Southern Research Center of the Russian Academy of Sciences, Rostov-on-Don, Russia 12North Caucasus Federal University, Stavropol, Russia 1isu-socf@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-4698-5197 2shulgamm@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4698-5197

Abstract. The article considers the current state of interethnic and interfaith relations in the youth environment of the North Caucasus Federal District, problems and prospects for the development of these relations. Analysis of the situation hinges primarily on the results of a sociological study. The authors ascertain and characterize the major challenges in the process of forming a culture of interethnic communication in a multi-ethnic youth environment of the region, substantiate the role of the education system as the main subject of the educational process, emphasize the all-Russian scale of educational tasks in the field of forming a culture of interethnic communication, and the necessity to take into account the real state of relations in the youth environment. Conclusions and recommendations dwells on optimizing the process of preparing youth for the implementation of their life plans according to their own cultural and religious beliefs in a multicultural society.

Keywords: youth of the North Caucasus, interethnic relations, culture of interethnic communication, conflic-togenicity of multicultural environment, risks of conflict identification, education system, upbringing, conflicts

Funding: The reported study was funded by the South Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, gr. project No. 122020100306-9.

For citation: Ivanova, S.Yu. & Shulga, M.M. (2023) Current State of Interethnic and Interfaith Relations in the Youth Environment of the North Caucasus Federal District. Theory and Practice of Social Development. (9), 24-30. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.9.2 (In Russian).

Введение. Поликультурность пространства жизнедеятельности человека является неотъемлемой чертой современного мира, связанной с миграционными процессами, которые объек-

© Иванова С.Ю., Шульга М.М., 2023

СОЦИОЛОГИЯ ЭОСЮЬООУ

тивно усложняют социокультурную структуру населения различных стран и регионов. Это актуализирует проблему подготовки молодежи к жизни в обществе, в котором необходимо взаимодействовать с людьми разной культуры (этнической, конфессиональной, субкультурной). Предполагается, что освоение собственной культуры в таком мире становится основой для принятия культуры соседних народов и далее - общей, единой, интергационной культуры. Однако в реальной жизни различия в культуре, ценностях, образе жизни не только создают условия для их взаимодополнения, но и часто становятся источником социальных конфликтов.

Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) является самым многонациональным регионом России, что обуславливает его латентную, фоновую конфликтность в этноконфессиональной сфере. Отсутствие значимых конфликтов с этнической составляющей в последнее десятилетие, а также результаты многочисленных региональных исследований (Кринко, 2013; Гаджиев, 2016; Шаов, Нехай, Хачецуков, 2017; Авксентьев, Гриценко, 2018; Аствацатурова, 2020; Сущий, 2021; Адиев, Щербина, 2021 и др.), свидетельствующие о низком уровне социальной напряженности в сфере этноконфессиональных отношений в настоящее время, позволяют говорить об устойчивом и долговременном характере позитивных тенденций в этой сфере. Стабильность ситуации является результатом субъективных и объективных факторов. С одной стороны, это успехи политического управления в сфере регулирования межэтнических отношений. С другой - происходящие в Российской Федерации события, которые отодвинули проблемы межэтнического противостояния в общественном сознании и в СМИ на второй план. Однако стабилизация ситуации не означает отсутствие латентных конфликтогенных проблем. Наличие неурегулированных проблем и споров (территориальных, этнокультурных) сохраняется и может стать причиной межэтнических конфликтов, особенно среди молодежи, представляющей особую группу риска, более подверженную влиянию радикальных идей и протестных настроений, чем другие социально-возрастные группы.

СКФО считается одним из самых молодежных регионов России - доля молодежи (15-29 лет) в населении региона, по результатам всероссийской переписи 2020 г., составляет от 17,5 % в Ставропольском крае, до 30,1 % - в Республике Ингушетия.1 Полиэтничная, поликонфессиональная и разнокультурная среда, в которой происходит социализация региональной молодежи, обуславливает дополнительные сложности и риски в процессе формирования личности молодого человека. Результаты многочисленных региональных исследований молодежной проблематики (Авксентьев, Аксюмов, 2010; Апажева и др., 2017; Высоцкая, 2021; Джабраилов, 2021; Авдеев, Воробьев, 2021; Нанаева, Сулейманова, 2021 и др.) свидетельствуют о том, что молодежь СКФО в силу социокультурных особенностей региона имеет более сложную стратификационную структуру, формирующую риски конфликтной идентификации молодых людей, а также их быстрой этноконфликтной мобилизации независимо от причин конфликтной ситуации. Этому способствует и политика идентичности в республиках, которая в большей степени ориентирована на поддержание и развитие этнической самобытности населения. В то же время поликультурность пространства современного российского общества обуславливает необходимость подготовки молодежи СКФО к эффективным взаимодействиям с представителями других национальностей и религий как в трудовой сфере, так и в сфере повседневности.

В настоящее время вопросы, связанные с развитием культуры межнационального общения, общероссийской гражданской идентичности и патриотизма, тесно взаимосвязанные между собой, широко представлены как в научном, так и в управленческом дискурсе, и становятся це-леполагающими в деятельности многочисленных государственных и общественных структур (в первую очередь, Федерального агентства по делам молодежи, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Федерального агентства по делам национальностей). Однако следует иметь в виду, что «при разработке системы мер по реализации воспитательной политики среди молодежи необходимо учитывать не только желаемый образ активной, успешной, патриотически настроенной молодежи, но в первую очередь отталкиваться от существующего положения дел, то есть понимать, что представляет собой современная российская молодежь, каковы ее чаяния и нужды и каким образом возможно создать наиболее приемлемые условия для всестороннего развития и содействия реализации этой социальной группы» (Высоцкая, 2021: 32).

Методика исследования. Объективную информацию об основных характеристиках, проблемах, установках и ценностях молодежи дают результаты социологических исследований. Анализ состояния межнациональных отношений в молодежной среде СКФО был одной из задач социологического исследования, проведенного в ноябре 2022 г. в Северо-Кавказском федераль-

1 Итоги Всероссийской переписи населения 2020 года [Электронный ресурс] // Управление Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу. URL: https://26.rosstat.gov.ru/folder/77775 (дата обращения: 28.06.2023).

ном университете. Национальный состав студентов университета позволяет рассматривать использованную генеральную совокупность как проекцию этноконфессиональной структуры региональной молодежи. В опросе приняли участие студенты 1, 2 и 4-х курсов всех специальностей университета. Общий объем выборки составил 2596 студентов. Исследование проводилось в формате онлайн-опроса.

Результаты и обсуждение. Как показали результаты опроса, национальность остается одним из основных факторов, влияющих на становление молодых людей - 87,0 % опрошенных студентов определяют себя как людей, которые гордятся своей национальностью; в то время как доля тех, кто определяет себя как людей, которые гордятся своей Родиной - Россией, немного меньше (82,5 %). Является ли такая картина закономерностью или статистической погрешностью, требует дальнейшего мониторингового исследования.

Ответы респондентов на вопрос о роли национальных традиций в обществе, приведенные ниже в виде ранжированного ряда, также свидетельствуют о сложности и важности национальной проблематики для региональной молодежи. В частности, 15,0 % затруднившихся ответить на вопрос, на наш взгляд, является результатом чрезмерной ангажированности национальной проблематики в регионе, которая ставит много вопросов, но дает мало ответов.

Как Вы понимаете роль национальных традиций в обществе?

1. Это то, что сплачивает людей, обеспечивает социальный мир и согласие (47,7 %).

2. Затрудняюсь ответить (15,0 %).

3. Национальные традиции позволяют человеку не потеряться в быстроменяющемся мире (13,2 %).

4. Национальные традиции украшают жизнь общества, но они мало нужны современному человеку (9,4 %).

5. Национальные традиции выступают регуляторами общественной жизни и жизни отдельного человека (7,2 %).

6. Национальные традиции в современном обществе зачастую становятся причиной проблем и конфликтов (4,4 %).

7. Национальные традиции в современном обществе разделяют людей, препятствуют общению людей разных национальностей (3,1 %).

В то же время, 77,4 % участников опроса убеждены, что в повседневной жизни национальность человека значения не имеет, а приоритет позиции «гражданин России» в идентификационной матрице студентов СКФУ (табл. 1), позволяет сделать вывод о достижении определенной стабильности в сфере межэтнических отношений в молодежной среде региона.

Таблица 1 - Матрица идентичностей студентов СКФУ (в % от числа ответивших на вопрос)

Table 1 - Matrix of Identities of Students of North Caucasus Federal University (In % of Those Who Answered the Question)_

О какой из перечисленных групп Вы можете, прежде всего, сказать: «Это мы»? (отметьте не более трех вариантов ответов) %

Граждане России 81,1

Жители Северного Кавказа 47,8

Жители моего края, республики 44,7

Люди той же национальности 23,6

Люди схожего социального положения 16,5

Люди схожих политических взглядов 15,7

Люди того же вероисповедания 14,1

Затрудняюсь ответить 9,4

Вторая и третья позиции «житель Северного Кавказа» и «житель моего края, республики» в матрице идентичностей студентов свидетельствует о формировании региональной идентичности как основы дальнейшего развития общероссийской гражданской идентичности.

Тем не менее остается определенная часть молодых людей, сохраняющая этнические предубеждения и стереотипы (табл. 2).

Таблица 2 - Негативные установки на межнациональные взаимодействия (в % от числа ответивших на вопрос)

Table 2 - Negative Attitudes towards Interethnic Interactions (In % of Those Who Answered the Question)

Согласны ли Вы со следующими суждениями: Я - человек, который... Скорее согласен, %

считает, что взаимодействие людей разных национальностей часто является источником неприятностей 15,5

считает, что каждый народ должен жить на своей исторической Родине 15,3

уверен, что права нации выше прав человека 14,2

испытывает чувство стыда за людей своей национальности 13,7

считает, что есть «хорошие» и «плохие» нации 12,1

осуждает межнациональные браки 9,9

Именно эта группа должна стать объектом внимания и педагогического воздействия со стороны образовательных учреждений и органов власти, так как акцентирование в социокультурной практике этнической и конфессиональной принадлежности является риском формирования над-этнической общероссийской гражданской идентичности, способствует сохранению исторически сложившейся социокультурной фрагментации, углублению архаического характера социокультурных изменений в «национальных» регионах. Анализ общественно-политического дискурса в современной России («общероссийская гражданская идентичность», «цивилизационная идентичность», «национальные интересы», «русский мир», «национальная идея», «согласие», «патриотизм») свидетельствует об актуализации социального запроса на развитие консолидирующих и стабилизирующих компонентов российского социума. В этих условиях потребность в межэтническом согласии молодого поколения становится особенно ощутимой (Российская гражданская и цивилизационная идентичность..., 2019).

Важным фактором системы межкультурного взаимодействия в молодежной среде региона является и конфессиональная идентичность. По мнению 43,6 % опрошенных, религия важна, так как она «может способствовать преодолению духовного кризиса общества». Такая точка зрения не является новой для нашего времени. Например, Карл Ясперс, описывая коллизии осевого времени, особенно подчеркивал способность религии быть фактором самосохранения и саморазвития народов (Ясперс, 1991: 33-38). Именно такое отношение к религии объясняет, на наш взгляд, достаточно высокий уровень религиозности участников опроса: идентифицируют себя как верующих 67,2 % участников опроса (21,1 % идентифицируют себя как неверующих, 11,7 % опрошенных студентов не смогли ответить на вопрос, являются они верующими или нет). Среди респондентов, представителей народов Северного Кавказа, уровень религиозности выше - 88,3 %. Следует отметить, что рост религиозности исламской молодежи региона проявляется не только в количественных показателях, но и в повседневном поведении. По результатам включенного наблюдения, проведенного в субъектах РФ на территории СКФО в рамках реализации ГЗ ЮНЦ РАН, принадлежность к исламу репрезентируется в ношении одежды и атрибутики ислама, бороды у юношей, в использовании в повседневном общении религиозной терминологии, подчеркнутом соблюдении религиозных норм и традиций, оценка других по их приверженности религии (Авксентьев и др., 2022: 163-180). Все чаще молодые люди выступают за ограничение проникновения массовой поп-культуры и новых стандартов поведения в СКФО.

Следует отметить, что не купировано распространение идеологии радикального ислама, сохраняется угроза совершения террористических актов, хотя достигнуты значительные успехи в их предупреждении. Продолжается вербовка северокавказской молодежи в ряды «спящих ячеек» радикалами международных террористических синдикатов. Формируется конкуренция светского и религиозного права, отчетливо проявившаяся в этнотерриториальных конфликтах и взаимных претензиях этнических сообществ в 2018-2019 гг. Проявляется конкуренция между официальными духовными управлениями мусульман и неформальными исламским центрами.

Особую тревогу вызывает тот факт, что влияние радикальных религиозных лидеров и организаций осуществляется преимущественно через информационные ресурсы, которые являются основными источниками информации студентов по общественно-политическим вопросам, намного опережая по масштабам своего воздействия телевидение и прессу. По результатам проведенного опроса студентов СКФУ, основным источником информации по социально-политической ситуации в России и мире для большинства респондентов (51,3 %) являются социальные сети и новостные ленты Интернет-ресурсов. В этих условиях требуется оптимизация и активизация одного из основных ресурсов целенаправленной социализации - системы образования, и, прежде всего, высшего образования. Высшая школа с момента своего возникновения, помимо передачи профессиональных знаний и навыков, была ориентирована на формирование того типа личности, который необходим для последующего эффективного преобразования общества.

В настоящее время пришло понимание того, что потенциал образования должен быть в полной мере использован для «сохранения российской самобытности, культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей; для предупреждения и нейтрализации социальных, межконфессиональных и межнациональных конфликтов, сепаратистских проявлений, предупреждения распространения религиозного радикализма, деструктивных религиозных течений, формирования этнических и религиозных анклавов, социальной и этнокультурной изолированности отдельных групп граждан»1, прежде всего, молодежи.

При этом, как справедливо отмечают исследователи молодежной проблематики на Северном Кавказе, «ошибки в выборе средств, методов, целей развития и воспитания молодого поколения, появление вакуума моральных ценностей, разрушение традиций семейного воспитания

1 Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 17.07.2023).

молодого поколения, деформация привычных условий и способов жизни, неопределенность жизненных перспектив приводят к социальной неудовлетворенности и отчуждению молодых людей от реальных социальных процессов в обществе. В этих условиях молодые люди используют различные разрушительные силы (радикализм и экстремизм) для дестабилизации ситуации на Северном Кавказе» (Апажева и др., 2017: 41).

По мнению Ортега-и-Гассета, ведущей функцией современного высшего образования, должна стать подготовка культурных интеллектуалов (Ортега-и-Гассет, 2010: 99-120), то есть профессионалов с активной жизненной позицией, способных ориентироваться в окружающем социальном хаосе, отыскивая собственный путь, и обладающих навыками взаимодействия в поли-этничном социуме.

Заключение. Таким образом, исходя из наличия существующих проблем и рисков, для достижения устойчивых результатов в процессе гармонизации этноконфессиональных отношений в молодежной среде СКФО необходима системная и продуманная деятельность, направленная на: 1) создание условий для сохранения и развития этнокультурного многообразия региона; 2) укрепление русского языка как языка государственного и межнационального общения в республиках Северного Кавказа; 3) укрепление единства многонационального народа Российской Федерации, общероссийской гражданской идентичности. Для этого необходимо обеспечить: изучение исторического опыта взаимодействия народов России; формирование навыков общения с представителями разных этносов; воспитание уважения к многонациональной российской культуре и истории, общим традициям и ценностям. Основными механизмами развития нормативных этноконфессиональных отношений в молодежной среде региона должны стать: включение в учебные планы курсов по изучению традиций и культурных ценностей народов России; поддержка проектов, ориентированных на знакомство молодых людей с историей и культурой народов, проживающих на территории округа; обеспечение более глубокой интеграции студенческой молодежи СКФО в общероссийскую образовательную среду (например, посредством стажировок в вузах других регионов Российской Федерации); развитие социальной и гражданской ответственности как важнейшей характеристики молодежи, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, ее укреплении и защищенности.

Список источников:

Авдеев Е.А. Воробьев С.М. Общероссийская гражданская идентичность молодежи Северного Кавказа: основные вызовы и риски конфликтности // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2021. Том 17. № 1. С. 69-86. https://doi.org/10.21638/spbu23.2021. 106.

Авксентьев В. А., Аксюмов Б. В. Портфель идентичностей молодежи Юга России в условиях цивилизационного выбора // Социологические исследования. 2010. № 12 (320). С. 18-27.

Авксентьев В.А., Гриценко Г.Д. Рискогенные факторы в этнополитической сфере Северного Кавказа // Научная мысль Кавказа. 2018. № 4 (96). С. 81-91. https://doi.org/10.18522/2072-0181-2018-96-4-81-91.

Адиев А.З., Щербина Е.А. Общероссийская идентичность на Северном Кавказе: pro et contra // Вестник российской нации. 2021. № 3 (79). С. 54-63.

Аствацатурова М.А. Этническая память как фактор организации политического процесса Северо-Кавказского федерального округа // Россия: тенденции и перспективы развития : ежегодник. 2020. Вып. 15. Ч. 2. С. 742-747.

Высоцкая З.Р. Актуализация идентичностей в молодежной среде. Часть 1: постановка проблемы и методика исследования // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. Вып. 86. C. 24-41. https://doi.org/10.24412/2070-1381-2021-86-24-41.

Гаджиев М.М. Религиозный фактор в межнациональных отношениях на Северном Кавказе // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 1. C. 15-18.

Джабраилов Ю.Д. Проблема этнокультурных неравенств глазами дагестанской молодежи: социологический анализ // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 4. С. 208-213. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2021-1-4-208-213.

Институциональные, исторические и культурные рамки формирования общероссийской идентичности на Северном Кавказе / В.А. Авксентьев [и др.]; под ред. В.А. Авксентьева, М.М. Шульги. Ростов-на-Дону, 2022. 224 с.

Кринко Е.Ф. Прошлое под контролем: историческая политика на Северном Кавказе // Новое прошлое. 2018. № 3. С. 200-210. https://doi.org/10.23683/2500-3224-2018-3-200-210.

Нанаева Б.Б., Сулейманова Р.Р. Духовно-нравственная безопасность молодежи в контексте формирования гражданской идентичности (социально-философский анализ) // Гуманитарное знание и духовная безопасность : сб. мат. VIII Международной научно-исследовательской конференции. Махачкала, 2021. С. 222-230.

Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета / пер. с исп. М. Н. Голубевой, А. М. Корбута. М., 2010. 144 с.

Российская гражданская и цивилизационная идентичность: теоретические подходы, экспертиза и механизмы формирования: сборник материалов регионального научно-методического семинара / под науч. ред. С.Ю. Ивановой, Б.В. Ак-сюмова. Ставрополь. 2019. 128 с.

Современная молодежь Северного Кавказа: проблема выбора между традицией и новациями / С.С. Апажева [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2017. № 4 (209). С. 32-42.

Сущий С.Я. Конфликтогенный потенциал Северного Кавказа на рубеже 2020-х годов: факторы и основные тренды // Научная мысль Кавказа. 2021. № 1 (105). С. 72-78. https://doi.org/10.18522/2072-0181-2021-105-1-72-78.

Шаов А.А., Нехай В.Н., Хачецуков З.М. Социокультурная превенция межэтнической напряженности в условиях глобализирующегося мира: региональный аспект // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 7. С. 28-35.

Ясперс К. Смысл и назначение истории / пер. с нем. М., 1991. 527 с.

References:

Adiev, A.Z. & Shherbina, E.A. (2021) All-Russian Identity in the North Caucasus: Pro et Contra. Bulletin of Russian Nation. (3 (79)), 54-63. (In Russian).

Apazheva, S.S., Unezhev, K.H., Zumakulov, B.M. & Mamsirov, A.H. (2017) Modern North Caucasian Youth: the Choice Problem Between Tradition and Innovations. The Bulletin of the Adyghe State University. Series: Region Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences and Culturology. (4 (209)), 32-42. (In Russian).

Astvaczaturova, M.A. (2020) Etnicheskaya pamyat' kak faktor organizatsii politicheskogo protsessa Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga [Ethnic memory as a factor in organizing the political process of the North Caucasus Federal District]. Rossiya: tendencii iperspektivy' razvitiya. (15 (2)), 742-747. (In Russian).

Avdeev, E.A. & Vorobev, S.M. (2021) Russian Civic Identity of Youth in the North Caucasus: the Main Challenges and Risks of Conflict. Political Expertise: POLITEKS. (17(1)), 69-86. Available from: doi:10.21638/spbu23.2021.106. (In Russian).

Avksentev, V.A. & Aksyumov, B.V. (2010). Portfel' identichnostey molodezhi Yuga Rossii v usloviyakh tsivilizatsionnogo vybora [Portfolio of identities of young people in the South of Russia in the conditions of civilizational choice]. Sociological Studies. (12 (320)), 18-27. (In Russian).

Avksentev, V.A. & Gritsenko, G.D. (2018) Risk Factors and Situations in the Ethnopolitical Sphere of the North Caucasus. Scientific Thought of Caucasus. (4 (96)), 81-91. Available from: doi:10.18522/2072-0181-2018-96-4-81-91. (In Russian).

Avksentev, V.A., Aksyumov, B.V. & Gricenko G.D., et al. (2022) Institucional'ny'e, istoricheskie i kul'turny'e ramki formiro-vaniya obshherossijskoj identichnosti na Severnom Kavkaze [Institutional, historical and cultural frameworks for the formation of pan-Russian identity in the North Caucasus]. In: Avksentev, V.A. & Shulga, M.M. (eds.). Rostov-na-Donu. 224 p. (In Russian).

Dzhabrailov, Yu.D. (2021) The Problem of Ethno-Cultural Inequalities Through the Eyes of Dagestan Youth: A Sociological Analysis. State and Municipal Management. Scholar Notes. (4), 208-213. Available from: doi:10.22394/2079-1690-2021-1-4-208-213. (In Russian).

Gadzhiev, M.M. (2016) The Religious Factor in the Inter-Ethnic Relations in the North Caucasus. Society: Politics, Economics, Law. (1), 15-18. (In Russian).

Ivanova, S.Y. & Aksyumov, B.V. (eds.) (2019) Rossijskaya grazhdanskaya i civilizacionnaya identichnost: teoreticheskie podxody, ekspertiza i mexanizmy formirovaniya [Russian Civil and Civilisational Identity: Theoretical Approaches, Expertise and Mechanisms of Formation]. Stavropol. 128 p. (In Russian).

Jaspers, K. (1991) Smysl i naznachenie istorii [The meaning and purpose of history]. Moscow. 527 p. (In Russian).

Krinko, E.F. (2018). The Past Is Under Control: the Historical Policy In the North Caucasus. The New Past. (3), 200-210. Available from: doi:10.23683/2500-3224-2018-3-200-210. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nanaeva, B.B. & Sulejmanova, R.R. (2021) Duhovno-nravstvennaya bezopasnost' molodezhi v kontekste formirovaniya gra-zhdanskoj identichnosti (social'no-filosofskij analiz) [Spiritual and moral security of youth in the context of the formation of civic identity (Socio-Philosophical Analysis)]. In: Gumanitarnoe znanie i duhovnaya bezopasnost' [Humanitarian knowledge and spiritual security]. Mahachkala, pp. 222-230. (In Russian).

Ortega y Gasset, H. (2010) Missiya universiteta [Mission of the university]. Moscow. 144 p. (In Russian).

Shaov, A.A., Nexay, V.N. & Khachetsukov, Z.M. (2017) Sociocultural Prevention of Ethnic Tensions in a Globalizing World: Regional Aspect. Socialno-gumanitarnye znaniya. (7), 28-35. (In Russian).

Suschhiy, S.Ya. (2021) The Conflict-Prone Potential of the North Caucasus at the Turn of the 2020s: Factors and Major Trends. Scientific Thought of Caucasus. (1 (105)), 72-78. Available from: doi:10.18522/2072-0181-2021-105-1-72-78. (In Russian).

Vysotskaya, Z.R. (2021) Actualization of Identities among the Youth. Part 1: Problem Statement and Research Methodology. Public Administration. E-Jourlal. (86), 24-41. Available from: doi:10.24412/2070-1381-2021-86-24-41. (In Russian).

Информация об авторах С.Ю. Иванова - доктор философских наук, профессор, Южный научный центр РАН, главный научный сотрудник, Ростов-на-Дону, Россия. Северо-Кавказский федеральный университет, заведующая кафедрой социальной философии и этнологии, Ставрополь, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=741924

М.М. Шульга - доктор социологических наук, профессор, Южный научный центр РАН, ведущий научный сотрудник. Ростов-на-Дону, Россия. Северо-Кавказский федеральный университет, профессор кафедры социологии, Ставрополь, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=533679

Вклад авторов:

все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors S.Yu. Ivanova - D.Phil., Professor, Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Chief Researcher, Rostov-on-Don, Russia. North Caucasus Federal University, Head of the Department of Social Philosophy and Ethnology, Stavropol, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=741924

M.M. Shulga - D.Phil. in Sociology, Professor, Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Leading Researcher. Rostov-on-Don, Russia. North Caucasus Federal University, Professor, Department of Sociology, Stavropol, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=533679

Contribution of the authors:

The authors contributed equally to this article.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 08.08.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 05.09.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 29.08.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.