Русский язык в современном мире
Р.Б. Сабаткоев
современное состояние
методики преподавания русского языка
как педагогической науки
По мнению автора, методика преподавания русского языка в национальной школе по-прежнему тесно связана с методикой преподавания русского языка как родного. обосновывается необходимость восстановления института национальных школ в прежнем виде в составе РАо для пропаганды и распространения русского языка и русской культуры в национальных регионах страны.
Ключевые слова: методика преподавания русского языка, языки национальных республик, национальные школы, институт национальных школ.
Методика русского языка как педагогическая наука насчитывает менее двухсот лет. Она имеет свою объектно-предметную область, свое содержание, систему фундаментальных понятий, методы исследования, которыми отличается от других наук. В настоящее время существуют три отрасли методики русского языка: методика русского языка как родного, методика русского языка в нерусской школе и методика русского языка как иностранного. Эти отрасли объединяет один и тот же предмет, поэтому они имеют много общего, но есть и специфичное.
В становлении и развитии методики русского зыка как родного особую роль сыграли такие выдающиеся ученые, как Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинс-кий, И.И. Срезневский, В.П. Шереметевский, Д.И. Тихомиров, Ф.Ф. Фортунатов, А.Д. Алферов и др. В фундаментальном труде Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка», вышедшем в 1844 г., впервые были заложены основы теории преподавания русского языка. Главной задачей обучения учащихся отечественному языку автор считал развитие у них «врожденного дара слова» посредством анализа образцов художественной литературы и фольклора. Чтение, письмо, развитие речи, работу по грамматике и лексике, этимологии Ф.И. Буслаев рекомендовал рассматривать в совокупности.
В дальнейшее развитие методики русского языка огромный вклад внес основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский. До революции многие поколения отечественному языку учились по учебнику К.Д. Ушинского «Родное слово», выдержавшему 145 изданий. До сих пор не устарели такие дидактические принципы ученого, как принцип
народности, связи теории и практики, сознательности, самостоятель- ш
ности учащихся, наглядности и многие другие. Актуальны также идеи S
К.Д. Ушинского о роли и месте грамматики в обучении родному языку, 1
о
о речевом развитии учащихся и т.д. Все это нашло отражение в трудах §
многих современных методистов русского языка как родного: А.В. Теку- ©
чева, Л.П. Федоренко, В.А. Добромыслова, А.В. Дудникова, Р.М. Львова,
Т.А. Ладыженской, М.Г. Баранова.
Появление методики русского языка в нерусской школе как педагогической науки связано с именами известных ученых и просветителей Хачатура Абовяна, Н.Н. Ильминского, Каюма Насыри, В.В. Радлова, Ибрая Алтынсарина, Я.С. Гогебашвили, Будуэна де Куртенэ, В.А. Богородицкого, Н.В. Бобровникова, И.И. Яковлева, А.В. Миртова, Е.В. Поливанова, Ф.Ф. Советкина, В.М. Чистякова, Н.К. Дмитриева и др. В работах этих ученых и просветителей обучение нерусских детей русскому языку рекомендовалось проводить с учетом особенностей родных языков. Данная идея нашла наиболее полное отражение в капитальном труде профессора В.М. Чистякова «Основы методики русского языка в нерусской школе» (1944). Эта книга сразу же стала настольной для всех учителей страны. Методы и приемы, рекомендованные ученым, и сегодня в какой-то степени находят применение в школьной практике. Велика заслуга В.М. Чистякова и в подготовке кадров высшей квалификации для национальных республик.
Значительную роль в пропаганде и распространении русского языка среди народов всей страны сыграл Научно-исследовательский институт национальных школ Академии педагогических наук СССР, который был открыт в 1940-х гг. Здесь сразу стали работать такие ученые, как Ф.Ф. Советкин, Н.К. Дмитриев, Е.И. Кореневский, Г.П. Сердюченко,
В.М. Чистяков, А.А. Липаев, А.Ф. Бойцова, Н.З. Бакеева, С.С. Филиппов. Позднее к ним присоединились выпускники аспирантуры института И.В. Баранникова, Н.Б. Экба, Е.В. Ефремова, Р.Б. Сабаткоев,
Г.Н. Никольская, Н.М. Хасанов, Х.Х. Сукунов. Институт в основном занимался составлением программ, учебников и учебно-методических пособий по русскому языку и литературе для национальных школ. Так, например, были созданы учебники для школ народов Крайнего Севера (авторы А.Ф. Бойцова, Л.А. Варковицкая, К.Ф. Хватай-Муха, Т.М. Караваева); для начальных классов школ народов абхазо-адыгской, тюркской и финно-угорской групп (авторы М.Х. Баргунов, Н.Б. Экба, М.З. Ахи-ярова, А.И. Грекул, М.И. Сажина). Кроме того, были созданы единые учебники для 4-11 классов национальных школ (авторы Н.Б. Экба,
Г.Н. Никольская, Х.Х. Сукунов, Н.М. Хасанов, М.В. Панов, Р.Б. Сабат-
Русский язык в современном мире
коев, Л.З. Шакирова). Серьезным успехом в работе института явилась подготовка обобщающих методик для школ народов трех языковых групп (абхазо-адыгской, тюркской и финно-угорской) с учетом последних достижений методики и смежных с ней наук (авторы С.Д. Ашурова, Е.В. Ефремова, Г.Н. Никольская, М.В. Панов, Х.Х. Сукунов, Н.М. Хасанов, Н.Б. Экба и др.).
В начале 1970-х гг. при Академии педагогических наук был открыт Институт преподавания русского языка в школах национальных республик, основной костяк которого составили ведущие ученые Института национальных школ Н.З. Бакеева, И.В. Баранников, К.В. Мальцева, М.Н. Борисова, А.И. Грекул. Институт же национальных школ был передан Министерству просвещения РСФСР. После этого Институт национальных школ стал заниматься главным образом разработкой содержания и методов обучения русскому языку, родным языкам и литературам в нерусских школах.
Институтом особое внимание уделялось экспериментальной проверке программ и учебников в школах всех национальных регионов. К этой работе, как правило, привлекались наиболее опытные учителя, которые постоянно собирали материал о ходе эксперимента. Труд данных учителей институт оплачивал. По результатам эксперимента учебники готовились к очередному изданию. Ныне, к сожалению, учебники выпускаются без такой проверки, поэтому не всегда отвечают современным требованиям. Ввиду того, что в Москве не было национальных школ, от каждого научного сотрудника требовалось, чтобы он в течение календарного года три месяца находился в научных командировках в республиках и оказывал помощь местным органам народного образования.
Значительным событием в жизни института явилось открытие в Российской Федерации Башкирского, Бурятского, Татарского, ЧеченоИнгушского и Якутского филиалов, а также Адыгейской, КабардиноБалкарской, Калмыцкой, Северо-Осетинской, Тувинской и Чувашской лабораторий, которые с учетом местных условий приступили к разработке актуальных проблем содержания и методов обучения русскому языку с использованием новых достижений методики и смежных с нею наук. Особое внимание при этом уделялось новым открытиям в области лингвистики, в частности, теории текста. О тесной связи методики с лингвистикой в этот период известный филолог и методист М.В. Панов писал: «В нашей отечественной культурной традиции лингвистика и методика преподавания языка всегда были союзники. Нет ни одного крупного язы-коведа-русиста, который не заботился бы о нуждах учителя и ученика. С другой стороны, все авторитетные деятели педагогики, преподавате-
ли русского языка видели в лингвистике свою надежную и желанную опору» [1]. В этой же статье ученый подчеркивал, что преподавание русского языка нерусским часто более чутко отзывается на лингвистическую современность, чем русская школьная методика. М.В. Панов называет лингвистические работы, которые в национальной школе стали использоваться раньше, чем в русской школе.
Дальнейшему развитию методики способствовали исследования бывших аспирантов, проведенные в национальных регионах Российской Федерации, которые позволили создать такие важные книги, как «Методика преподавания русского языка в 5-9 классах башкиркой школы» (под ред. К.З. Закирьянова); «Научные основы методики преподавания русского языка в татарской школе» (автор Л.З. Шакирова); «Методика русского языка в 4-8 классах якутской школы» (под ред. К.Ф. Федорова); «Изучение синтаксиса русского языка в чувашской школе» (автор Г.А. Анисимов); «Обучение морфологии русского языка в чувашской школе» (автор Г. А. Анисимов); «Методика развития связной русской речи в бурятской школе» (автор М.Н. Мангадаев) и т.д. К сожалению, после преобразования Института национальных школ в Институт национальных проблем образования и закрытия его филиалов и лабораторий в республиках не было создано ни одной подобной работы по методике преподавания русского языка в нерусской школе, что отрицательно сказывается на качестве знаний, умений и навыков современных учащихся.
Следует отметить, что в Институте национальных школ, его филиалах и лабораториях в основном работали носители родных языков и культур народов Российской Федерации, хорошо знающие трудности, с которыми встречаются нерусские дети при изучении ими русского языка как второго.
С конца 1960-х гг. сотрудниками Института национальных школ и его бывшими аспирантами было защищено огромное количество докторских диссертаций по методике преподавания русского языка. Здесь модно назвать диссертации А.Ф. Бойцовой, Н.З. Бакеевой, Н.Б. Экбы, Л.З. Шакировой, Г.Г. Буржунова, Л.Г. Саяховой, К.З. Закирьянова, Г.А. Анисимова, Р.Б. Сабаткоева, Р.Б. Гарифьяновой, А.М. Айберова, З.М. Загирова, Г.Н. Никольской, Н.М. Хасанова и др. Защита этих работ проходила в основном в Институте преподавания русского языка в союзных республиках Академии педагогических наук СССР.
В названном институте были достигнуты заметные успехи в научноисследовательской деятельности по подготовке учебно-методической литературы для школ национальных регионов страны; созданы аспектные
Филологические
науки
Русский язык в современном мире
словари-минимумы по лексике, фразеологии, словообразованию и т.д.; подготовлен ряд монографических работ по методике преподавания русского языка; составлено несколько школьных учебников. В этот период академиком Н.М. Шанским в научный обиход был введен термин «линг-водидактика» вместо «методика русского языка». К этому новому термину ученые вначале относились по-разному. Одни его не принимали, считая, что при его использовании вместо методики надо будет ввести, например, и такие термины, как «историодидактика», «физиодидактика», «химиодидактика» и т.д. Другие ученые термин «лингводидактика» сразу же одобрили, т.к. он им показался более наукообразным, чем методика русского языка.
В настоящее время термины «методика русского языка», «лингво-дидактика» и «лингвометодика» употребляются как синонимы. И хотя под лингводидактикой сторонники данного термина понимают теорию обучения языку, до сих пор не разработаны научные основы этой теории. Что касается методики русского языка, то она как педагогическая наука со времен Ф.И. Буслаева имеет свой объект, предмет и методы исследования, свой понятийный аппарат и способы доказательства, поэтому считаем недопустимым деление ее на теорию и методику, как это делается нынче.
Современный уровень методической науки характеризуется наличием разных подходов к обучению языку: системно-функционального, структурно-семантического, коммуникативного, когнитивного и других. При обучении русскому языку как второму языку из них особое место отводится применению коммуникативного подхода. С этой целью учеными из национальных регионов Российской Федерации широко используются достижения в области лингвистики, психолингвистики, теории коммуникации и культурологии. Значительных успехов в применении указанного подхода добились, например, преподаватели Башкирского государственного университета под руководством профессора Л.Г. Саяховой. В трудах этого коллектива впервые нашли отражение такие проблемы, как «Язык и культура», «Межкультурная коммуникация», реализована сквозная лингвометодическая идея «Диалог языков и культур». Л.Г. Саяхова является известным ученым в области учебной лексикографии. Ряд работ Л.Г. Саяховой посвящен вопросу формирования языковой личности в школе. Она автор учебников русского языка для старших классов школ народов тюркской группы. В республике имеется своя научно-методическая школа, в создании которой наряду с Л.Г. Саяховой активное участие принимали и другие выпускники Института национальных школ: М.Г. Хайрулина, К.З. Закирьянов, Р.В. Альмухаметов.
В Республике Татарстан методическую школу успешно возглавляет известный ученый профессор Л.З. Шакирова. Нельзя переоценить ее роль в пропаганде и распространении русского языка среди татар, в подготовке кадров учителей для республики, в сохранении лучших традиций института, в аспирантуре которого она училась под руководством В.М. Чистякова. Эти традиции стараются сохранить и другие бывшие аспиранты Института национальных школ: Г.А. Анисимов (Республика Чувашия), Т.П. Самсонова, К.С. Евсеева (Республика Саха (Якутия)) и т.д. Для развития методики преподавания русского языка как науки также много сделано учеными из Республики Дагестан Г.Г. Буржуновым, Г.М. Магомедовым, А.М. Айтберовым, З.М. Загировым, благодаря которым русский язык стал вторым родным языком для многих народов этого уникального региона.
Институт национальных школ был известен во многих странах мира. В нем учились аспиранты из Венгрии, Китая, Монголии, Польши и других стран. Деятельностью института интересовались и в США, Аргентине, Канаде и т.д. С Канадой у института был даже заключен договор о совместном исследовании проблем образования в районах проживания малочисленных народов советского и канадского Севера, в соответствии с которым было проведено несколько международных симпозиумов.
Все изложенное свидетельствует о том, что фактическая ликвидация Института национальных школ вместе с его филиалами и лабораториями в регионах Российской Федерации была грубой ошибкой тогдашнего Министерства образования РСФСР во главе с его министром Э.Д. Днепро-вым. Поэтому считали бы необходимым восстановление данного института в прежнем виде в составе РАО для пропаганды и распространения русского языка и русской культуры в национальных регионах страны, хотя сейчас для этого трудно найти таких крупных ученых, какие в свое время работали в институте.
В заключение следует отметить, что методика преподавания русского языка в национальной школе по-прежнему тесно связана с методикой преподавания русского языка как родного и методикой преподавания русского языка как иностранного. В свое время периодически проводились специальные исследования по проблеме взаимодействия и взаимовлияния этих трех отраслей методики. Так, в 1980-х гг. по поручению ВАК СССР мне пришлось проанализировать кандидатские и докторские диссертации за несколько лет по методике преподавания русского языка как родного, методике преподавания русского языка в национальной школе и методике преподавания русского языка как иностранного. В результате этого анализа удалось установить, что три указанные отрасли имеют
Филологические
науки
Русский язык в современном мире
много общего в подходах к обучению русскому языку, а также в принципах и методах подачи учебного материала. Одновременно были выявлены особенности, которыми отличаются друг от друга эти отрасли методической науки. Будем надеяться, что связи трех отраслей методики в дальнейшем станут более тесными и глубокими.
Библиографический список
1. Панов М.В. Лингвистика и методика преподавания русского языка // Вопросы языкознания. 1989. №1. С. 31-42.