Научная статья на тему 'Современное состояние логистического потенциала Иркутска'

Современное состояние логистического потенциала Иркутска Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
494
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛОГИСТИКА ТЕРРИТОРИИ / ТРАНСПОРТ / МАРШРУТ / LOGISTIC POTENTIAL / LOGISTICS TERRITORY / TRANSPORT / ROUTE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Заяц А.Р., Комарова Т.В.

Содержится аналитический обзор текущего состояния логистики в городе Иркутск, проанализировано состояние транспортной инфраструктуры и складского хозяйства. Рассмотрены основные логистические операторы. Сделаны выводы о состоянии логистического развития территории, определены основные перспективы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT SITUATION OF LOGISTIC POTENCIAL OF IRKUTSK

The article provides an analytical overview of the current state of logistics in the city of Irkutsk. It analyzes the state of the transport infrastructure and storage facilities. The article describes the main logistics operators. There are also conclusions about the state of development of the logistics area and the main development prospects.

Текст научной работы на тему «Современное состояние логистического потенциала Иркутска»

УДК 658.7

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ИРКУТСКА

А. Р. Заяц, Т. В. Комарова Научный руководитель - А. С. Астраханцева

Иркутский государственный университет путей сообщения, Российская Федерация, 660074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15 E-mail: zayatsnastya@gmail.com

Содержится аналитический обзор текущего состояния логистики в городе Иркутск, проанализировано состояние транспортной инфраструктуры и складского хозяйства. Рассмотрены основные логистические операторы. Сделаны выводы о состоянии логистического развития территории, определены основные перспективы развития.

Ключевые слова: логистический потенциал, логистика территории, транспорт, маршрут.

CURRENT SITUATION OF LOGISTIC POTENCIAL OF IRKUTSK

A. R. Zayats, T. V. Komarova Scientific Supervisor - A. S. Astrakhantseva

Irkutsk State University of Railway Transport 15, Chernyshevskiy Str., Irkutsk, 664074, Russian Federation E-mail: zayatsnastya@gmail.com

The article provides an analytical overview of the current state of logistics in the city of Irkutsk. It analyzes the state of the transport infrastructure and storage facilities. The article describes the main logistics operators. There are also conclusions about the state of development of the logistics area and the main development prospects.

Keywords: logistic potential, logistics territory, transport, route.

Современные условия развития рынка характеризуются глобализацией экономических связей в системе мирового хозяйства, несомненным фактором которой выступает уровень развития логистических систем. Логистический потенциал территории во многом определяет её конкурентоспособность на фоне других регионов страны или других городов, способных также быть центрами транспортной и логистической активности. А повышение конкурентоспособности регионов является одним из важных условий стабильного экономического развития государства. По этой причине возникает необходимость в оценке состоятельности территории в сфере логистических операций, как на региональном, так и на международном уровне, и представляется целесообразным проводить оценку такого показателя, как логистический потенциал территории.

Одной из составляющих логистики является складское хозяйство. По оценкам специалистов в области логистики, на территории Иркутска можно создать терминально-складской комплекс, и не один, но создание крупного логистического центра затруднительно в силу наличия в городе устоявшейся сети автомобильных дорог и железнодорожных путей. В настоящее время распределение складской недвижимости, которая могла бы стать основой для формирования логистического комплекса на территории города Иркутска, характеризуется как неравномерное. Необходимо отметить, что основная доля складских площадей расположена в Свердловском и Ленинском районах города, некоторые складские комплексы снабжены железнодорожными путями, что способствует формированию доставки по типу «от двери до двери». Однако создание единого комплекса в правобережной и левобережной частях города в настоящее время невозможно [1].

Следующая характеристика, по которой можно оценить логистический потенциал города Иркутска - это транспорт. Имеются в виду логистические, транспортные и коммерческие организации. Сюда входят:

Секция «Актуальнее проблемы в логистике и управления цепями поставок»

- две железнодорожные станции;

- международный аэропорт;

- причалы на Ангаре и на Иркутском водохранилище;

- предприятия автотранспорта.

Авиационный транспорт в области приобретает большое значение, как во внешних, так и внутренних связях. Над территорией города проходят международные авиалинии: Москва - Иркутск -Пекин, Москва - Иркутск - Токио, Москва - Иркутск - Улан-Батор и авиалинии общероссийского и местного значения. Важное значение имеет авиатранспорт для северных районов области, для некоторых из них он является единственным средством сообщения с Иркутском [2].

В Иркутской области функционируют 15 авиакомпаний: (ЗАО «Авиакомпания Ангара», ЗАО «Авиакомпания ИрАэро», ЗАО «Авиакомпания «ИркутскАвиа «87», «Аэрофлот», «Трансаэро», ЮТэйр», «Хайнаньские авиалинии» и др.) [4].

С точки зрения пространственной привлекательности расположение существующего аэропорта Иркутск не совсем удачно. Нет достаточной площади для расположения грузовых терминалов, порт расположен в черте жилого комплекса города, что снижает уровень безопасности. Грузовые и пассажирские потоки не разделены, следовательно, нет достаточной специализации, как в области подбора оборудования, так и в сфере подбора персонала.

Всего две компании осуществляют водные перевозки в Иркутске (ООО «Ларп», ИП Цыде-нова З. Ж.). Судоходными маршрутами в Иркутске являются Ангара и Иркутское водохранилище. Общая протяженность водных путей недостаточна. Кроме того, они имеют значительные недостатки: мелководность отдельных участков, наличие порогов, разобщенность Байкало-Ангарского пути, отсутствие судопропускных устройств на плотине Иркутской ГЭС, удаленность крупных промышленных объектов от водных путей. Все это мешает развитию сквозного судоходства.

Автомобильный транспорт в Иркутске при небольшой густоте железных дорог и сравнительно малой протяженности речных судоходных путей имеет большое значение. Он обеспечивает внутрирайонные и внутригородские перевозки грузов и населения.

Основными автодорогами являются: федеральная трасса М55 (Тайшет - Нижнеудинск - Тулун -Зима - Черемхово - Иркутск - Слюдянка - Улан-Удэ); Р418 (Иркутск - Усть-Орда - Баяндай - Хогот -Качуг); А164 (Иркутск - Култук - Кырен - Монды - граница Монголии).

Транспортных компаний в Иркутске 278. В черте города функционируют 4 компании (ИП «Весна», ИП «Губерт», ООО «Стимул», ООО «ДампТракТехникс»). Остальные не ограничивают себя городскими маршрутами, они осуществляют перевозки за пределы области и даже за рубеж. Наиболее явные лидеры на данный момент: ООО «Системы Консалтинга и Аутсорсинга» (СКА), ООО «СпецТрансЛогистика», ООО «ПЭК» и ООО «Сервико-Авто». Эти компании зарекомендовали себя на рынке автотранспортных услуг. Они являются самыми надёжными и экономически выгодными по перевозке груза в Иркутской области. Их объединяют такие важные качества как: экономия, высокая надежность, организованное планирование, удобность и сохранность груза.

Железнодорожный транспорт является одной из важнейших составляющих частей транспортной системы региона. Крупнейшие железнодорожные узлы региона - Иркутск-Сортировочный, Иркутск-Пассажирский. Основной железнодорожной магистралью области является ВосточноСибирская железная дорога (ВСЖД) [3].

Всего в Иркутске 34 компании, осуществляющие перевозки железнодорожным транспортом. Самые крупные из них это ОАО «РЖД-Логистика», ООО «ВЛ-Лоджистик», ОАО «Первая грузовая компания», ООО «ТрансАгентство», ООО «ГТК Байкал» и ООО «Экспресс-Транзит».

Кроме этого в Иркутске начинает свою деятельность новый вид транспорта - трубопроводный. Уже закончено строительство газопровода Ковыкта - Саянск - Иркутск и нефтепровода Тайшет -Иркутск [5; 6].

В целом можно сделать вывод, что в Иркутске присутствуют необходимые условия для развития стратегии наращивания логистического потенциала. Благодаря выгодному географическому положению города и его транспортной оснащённости, следует, что город будет развиваться в логистическом направлении, будут появляться дополнительные направления логистики, строиться склады, вокзалы, аэропорты, люди будут заинтересованы в логистической деятельности. Ведь уже сейчас в Иркутском государственном университете путей сообщения самая многочисленная специальность -логистика. А это говорит о том, что жители видят перспективу развития региона в сфере логистики. Транспорт - это стабильность, за транспортом будущее, и у Иркутска есть все шансы, чтобы занять высокое положение в этом будущем.

Библиографические ссылки

1. Ахметов Р. В. Конкурентоспособность - стратегия развития России и регионов // Научные записки НГАЭиУ, 2003. № 3. С. 46-52.

2. Фрейдман О. А. Методология исследования и анализ показателей потенциала мезологисти-ческой системы (на примере Иркутской области) // Вестник Астраханского гос. техн. ун-та. Серия «Экономика». 2015. Вып. № 2.

3. Официальный сайт железнодорожного вокзала города Иркутска [Электронный ресурс]. URL: http://irkutsk-passazirskiy.dzvr.ru/ (дата обращения: 11.03.2016).

4. Официальный сайт Иркутского аэропорта [Электронный ресурс]. URL: http://iktport.ru/ (дата обращения: 11.03.2016).

5. Транспорт в Иркутской области [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Транспорт_в_Иркутской_области (дата обращения: 11.03.2016).

6. Сайт бизнес объявлений [Электронный ресурс]. URL: http://flagma.ru/ (дата обращения: 11.03.2016).

© Заяц А. Р., Комарова Т. В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.