ЭКОНОМИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОТРАСЛЯМИ, КОМПЛЕКСАМИ: АПК И СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
УДК 338.43:658.152
Р.И. Иванова
Современное состояние источников воспроизводства основного капитала сельскохозяйственных предприятий в РФ
В статье представлен анализ состояния и перспективы развития источников воспроизводства основных фондов сельскохозяйственных предприятий. Автором выявлена и обоснована необходимость формирования предприятиями амортизационного фонда, который позволит ускорить обновление основного капитала.
The article presents the analysis of the status and prospects of development of sources of reproduction of fixed capital of agricultural enterprises. The author recognizes and substantiates the necessity to develop Depretiation Fund at enterprises. It will accelerate the renewal of fixed capital.
Ключевые слова: норма амортизации основных средств, срок полезного использования, способы начисления амортизации основных средств, амортизационный фонд.
Key words: depreciation rate of fixed capital, useful lives, methods of depreciation of fixed capital, Depreciation Fund.
Сельское хозяйство - центральное производящее звено аграрно-промышленного комплекса и призвано обеспечивать продовольственную безопасность страны.
Особенностью сельскохозяйственного производства является высокая зависимость его результатов от воздействия элементов живой и неживой природы. Устойчивое развитие сельского хозяйства невозможно без своевременного восполнения затраченных ресурсов. Важнейшим источником воспроизводства ресурсной базы являются инвестиции. В этой связи необходимо осуществлять постоянный мониторинг и анализ состояния и источников воспроизводства основного капитала аграрных предприятий.
На протяжении всего периода постсоветских экономических реформ сельское хозяйство нашей страны отличалось существенным снижением инвестиционной активности. Причиной сложившей-
© Иванова Р.И., 2015
52
ся ситуации стало ухудшение финансового состояния сельскохозяйственных предприятий. И, несмотря на незначительный рост сальдированного финансового результата в период с 2007 по 2010 г., рентабельность проданной продукции снизилась на 4 % с 14,3 % в 2007 г. до 10,3 % 2010 г. [1]. Такая ситуация наблюдалась до 2013 г.
В сельскохозяйственных организациях по данным Росстата [17] за период с 2011 по 2014 г. происходило снижение показателя индекса производства продукции сельского хозяйства. Однако в ситуации контрсанкций в 2014 г. рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учётом субсидий) увеличилась до 16,2 %, а также увеличился удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций до 80,4 %.
Однако за годы реформ сельское хозяйство заметно утратило свою роль на внутреннем рынке. Выпуск сельскохозяйственной продукции сократился на 63 %. В результате производство зерна сократилось со 104, 3 млн т в среднем в 1986-1990 гг. до 47 млн т в 1998 г. и 45 млн в 1999 г. [9]. После финансового кризиса 1998 г. в отрасли началось поступательное движение: темпы прироста, например в 2000 г., составляли около 8 % в год, но к 2007 г. снизились до 3,3 % [3]. Не используются или используются с убытком свыше 60 % пригодных для пахоты земель. Из сельскохозяйственного оборота по различным причинам уже исключено 30 млн гектаров пахотной земли [8]. В период с 1992 по 2012 г. произошло снижение доли сельского хозяйства: по среднегодовой численности занятых в
экономике - с 13 до 9,5 %, по инвестициям - с 17,1 до 3,0 %, в то же время собственные средства занимают более 50 % в основном капитале. По состоянию на 2014 г. привлеченные средства составили 47,1 %, из них бюджетные средства занимают всего лишь около 2 % [17].
В то же время уровень технического обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей остаётся недостаточным. Объём приобретения тракторов снизился на 7,5 % (до 14,1 тыс. единиц), зерноуборочной техники - на 3 % (до 5,3 тыс. единиц), кормоуборочной - вырос на 1,3 % (до 835 единиц). Основная масса машин -61 % тракторов, 47 % зернокомбайнов и 42 % кормоуборочных комбайнов - эксплуатировались более 10 лет [18].
Поскольку в современной агропродовольственной политике особое внимание уделяется импортозамещению, осуществление которого невозможно без современной материально-технической базы, то и решению проблем воспроизводства и эффективности использования основных фондов сельского хозяйства следует отводить ведущее место в управлении экономикой страны.
В мире считается, что развитая страна должна располагать в год не менее чем одной тонной зерна на душу населения, чтобы
53
обеспечить полноценное питание граждан. С учётом импорта считается, что Российской Федерации необходимо иметь ежегодно не менее 75 млн т зерна [4].
Перед началом рыночных реформ на 1000 га пашни в РСФСР имелось тракторов в три раза меньше, чем в США, зерноуборочных комбайнов - в 2,1 раза меньше. Да и качество имеющейся техники было гораздо хуже американской. По сравнению с 1990 г. поставка селу тракторов и грузовых автомобилей сократилась в 38-40 раз, зерноуборочных комбайнов в 15 раз, плугов в 100 раз. В 90-е гг. были разворованы и погибли материально-технические ресурсы многих хозяйств. Согласно данным статистики, в 1994-1997 гг. машинно-тракторный парк сельского хозяйства России ежедневно сокращался на 225 тракторов и 67 зерноуборочных комбайнов. Это равносильно тому, как если бы каждый день в течение последних лет уничтожались четыре крупных сельскохозяйственных предприятия. В агропромышленном комплексе страны 11 лет назад насчитывалось 111 тыс. тракторов «Кировец». В начале века число сократилось до 43 тыс., из которых свыше трети машин выработали свой ресурс. В 1998 г. «Кировский завод» поставил селу всего 3,7 % машин от объема 1990 г. В период с 2000 по 2014 г. происходило также снижение машинотракторного парка России, о чем свидетельствуют данные Росстата. За анализируемый период численность тракторов сократилась на 42 %, зерноуборочных комбайнов на 41 % [17]. В то же время значительные масштабы недоинвестирования привели к образованию в АПК страны массы обесцененных кризисом, физически и морально устаревших основных фондов [12].
Отсутствие четкой государственной политики поддержки отечественных производителей привела к тому, что, например, в 19951998 гг. на закупку импортной сельскохозяйственной техники было потрачено 931,6 млн долл. Если бы эти средства были потрачены внутри страны, то удалось бы закупить технику, обеспечить рабочими местами 137 тыс. человек и сэкономить бюджету 215,1 млн р. [5]. Закупки зарубежной сельхозтехники - мина замедленного действия, так как привязывает наших сельхозпроизводителей к импортным запасным частям, которые весьма и весьма недешевы.
В числе первоочередных проблем развития агропромышленного комплекса, указанных в государственной программе развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг., первой значится техникотехнологическое отставание сельского хозяйства России от индустриально развитых стран мира, а также стагнация машиностроения для сельского хозяйства и пищевой промышленности. Однако технологическая модернизация не отнесена к приоритетным, финансирование по этому направлению составило всего 1,6 %. Рост российского рынка сельскохозяйственных тракторов, который
54
наблюдался в 2012 г., уже в 2013 г. сменился сокращением продаж на 10,9 % [17].
Экономический кризис в стране, уменьшение государственной поддержки производителям сельскохозяйственной продукции вызвали резкое сокращение инвестиционной активности в АПК. Сельскохозяйственные организации лишились возможности вести не только расширенное, но и простое воспроизводство. Либерализация цен, недостатки в их регулировании привели к диспаритету и отраслевым диспропорциям, так как цены на материально-технические ресурсы и энергоносители увеличивались в эти годы большими темпами, чем на продукцию сельского хозяйства. Все это снизило возможности обновления и обусловило физическое старение основных средств. Процесс одновременной замены необходимого количества основных средств в сельском хозяйстве невозможен, так как не каждое предприятие располагает достаточными собственными денежными ресурсами, позволяющими произвести замену морально и физически устаревших основных средств. Привлечение долгосрочных заемных средств сельскохозяйственными организациями затруднено тем, что многие из них являются финансово неустойчивыми.
В этой связи актуальным становится изменение существующего подхода к поиску источников воспроизводства и их использованию. Поэтому проблема использования амортизации как инструмента управленческой стратегии, в частности реновации основных средств, приобретает особую актуальность в свете прекращения государственного бюджетного финансирования на эти цели.
До последнего времени особое внимание ученых-экономистов и экономистов-практиков вполне оправданно уделялось фонду амортизации как существенному фактору совершенствования не только воспроизводственной, но и технологической структуры капитальных вложений и на основе обновления основных средств страны.
Однако до сих пор многими экономистами амортизационный фонд рассматривается крайне однобоко, как источник только простого воспроизводства, а элементы накопления за счет амортизации рассматриваются как частный случай, а не закономерное явление [7].
Между тем еще К. Маркс и Ф. Энгельс, проводя исследование фонда амортизации, пришли к выводу, что он является дополнительным источником накопления [6]. Исследование амортизационного фонда с точки зрения возможности его использования для расширенного воспроизводства основных средств приводит к выводу, что за счет этого источника возможно накопление средств труда не только в условиях расширенного воспроизводства, как утвер-
55
ждают некоторые экономисты, но и простого, на что справедливо указывает Л. Л. Хорунжий [15].
Возможность использования средств амортизационного фонда для расширенного воспроизводства в сельскохозяйственных предприятиях, по нашему мнению, обусловлена рядом факторов.
Во-первых, расширенное воспроизводство основных средств в натуре осуществляется вследствие постоянного научно-
технического прогресса, в соответствии с которым взамен устаревших в производство внедряются средства труда, имеющие большую мощность и производительность при той же стоимости, но в то же время стоимость основного средства может оказаться высокой из-за инфляции и стоимости материалов, из которого оно изготовлено. Этот фактор имеет особенно большое значение в условиях современной научно-технической революции, когда воспроизводство средств труда осуществляется на базе машин и оборудования, основанных на использовании принципиально новых, высокоэффективных технических решений.
Во-вторых, фонд амортизации является источником накопления основных средств вследствие снижения стоимости воспроизводства средств труда. По мере роста производительности труда стоимость воспроизводства машин и оборудования сокращается. Поэтому к моменту их выбытия в амортизационном фонде аккумулируется сумма средств большая, чем требуется для воспроизводства в натуре устаревшего средства труда, даже, как правило, на новой технической основе.
В-третьих, фонд амортизации является источником расширенного воспроизводства и обновления основных средств вследствие обособления на определенный период стоимости средств труда от их натурально-вещественной формы. Поскольку по мере снашивания основных средств их стоимость в виде резервного фонда накапливается постоянно, а воспроизводство их в натуре осуществляется единовременно через значительный период службы, то накопленная амортизационная сумма может участвовать в хозяйственном обороте средств. Этот резервный амортизационный фонд может быть использован непосредственно на приобретение новых средств труда для расширения парка или для обновления существующего производственного аппарата. И чем выше темпы накопления основных средств и больше срок их службы, тем значительнее разница между годовой суммой амортизационных отчислений и суммой выбывших основных средств. В этом и состоит воспроизводственный эффект амортизации.
При этом не учитывается, что фонд амортизации - это обособленная экономическая категория, выступающая одновременно как издержки производства, так и ресурс воспроизводства. Действуя со-
56
обща, эти затраты опосредуют собой широкий круг экономических показателей. Несмотря на столь богатую палитру аналитических возможностей данной категории как в дореформенный период, так и в настоящее время, практически совершенно не прослеживается взаимосвязь: фонда амортизации и производственной мощности; фонда амортизации и финансирования инноваций; динамики норм амортизации и ускоренного обновления продукции. Раньше на всех предприятиях создавался амортизационный фонд, специальный фонд, не облагаемый налогами, так как он создавался не из прибыли. Этот фонд служил исключительно для финансирования воспроизводственных капиталовложений, т. е. призванных поддерживать хозяйственный объект в работоспособном состоянии.
В настоящее время предприятия амортизационный фонд не образуют, и простое воспроизводство основных средств осуществляется через механизм амортизационных отчислений. При этом отсутствует требование целевого использования амортизационных средств. Исходя из наших наблюдений, можно констатировать, что из поля зрения управленцев выпала такая важнейшая функция, как контроль за образованием и целевым использованием фонда амортизации. В связи с этим амортизационный фонд как экономическая категория, в настоящее время утратил свое значение. В практической деятельности предприятий происходит накопление амортизационных средств в виде амортизационных отчислений. Ежегодные амортизационные отчисления включаются в цену товаров, (услуг) являясь необходимым элементом издержек производства. Но еще в Х1Х в. стало ясно, что такая практика амортизационного списания служит не простому, а расширенному воспроизводству [15].
Сторонники государственного контроля за целевым расходованием амортизационных отчислений организаций считают, что амортизация является важнейшим видом инвестиционных ресурсов хозяйствующих субъектов на целевые нужды: на приобретение новых объектов основных средств, техническое перевооружение и модернизацию действующих.
Поэтому можно сделать вывод, что государство имеет право контролировать использование этих средств организациями всех форм собственности, так как нормы амортизации установлены на государственном уровне. Инструментом государственного контроля за целевым использованием сумм накопленной организациями амортизации может быть возврат к прежней практике «хранение амортизации на специальных счетах в банке, а не в составе общей суммы средств на расчетных счетах в банках». Данной точки зрения придерживается А.И. Абалкин.
По мнению А.Н. Медведева, в рыночных условиях суммы амортизационных отчислений представляют собой в первую очередь ис-
57
точник самофинансирования хозяйствующих субъектов, и постановка вопроса о государственном контроле за целевым использованием амортизационных отчислений представляет собой вмешательство в хозяйственную деятельность собственников. При этом создание каких-либо специальных счетов в банках за счет принудительного изъятия амортизационных отчислений у хозяйствующих субъектов скорее похоже на конфискационную меру по изъятию имущества из хозяйственного ведения собственников, которая в современной России, согласно ст. 35 Конституции РФ, иначе как по решению (приговору) суда осуществима быть не может [7].
На наш взгляд, необходим государственный контроль за целевым использованием сумм накопленной организациями амортизации, это позволит реализовать функцию, которую должна выполнять амортизация - воспроизводство основных средств.
Поясним эту точку зрения. В условиях централизованной экономики преобладающим системообразующим элементом системы экономических отношений было отношение «государство - хозяйствующий субъект». Горизонтальный же срез экономических отношений: «хозяйствующий субъект - хозяйствующий субъект»
практического значения не имел. В этом случае контроль за движением средств амортизационного фонда (формирование и использование) был очень жесткий. В условиях экономики переходного периода роль государства существенно изменилась. Изначально слабое постсоциалистическое государство должно усилить свое влияние, чтобы приостановить углубление кризисных явлений и уменьшить социальную цену перехода. Однако затем оно должно передать, подготовив правовую базу и заложив фундамент организационной структуры, часть полномочий рыночной самоорганизующейся системе, чтобы естественные процессы роста продолжались. Однако когда амортизация и формы её движения практически перестали контролироваться государством, а хозяйствующие субъекты порой в силу существующих психологических ожиданий чаще заботятся о решении проблем сегодняшнего дня, теория амортизации просто исчезла из поля зрения теоретиков и практиков.
На поверхности экономических явлений сущность и функции амортизационного фонда должны проявляться через экономические категории и инструменты, взаимодействие которых составляет содержание амортизационной политики как части экономической политики хозяйствующих субъектов, так и государства. Экономический механизм управления амортизационным фондом может быть представлен в виде следующей схемы (рисунок).
58
Инструм енты
Рисунок. Структурная схема механизма управления амортизационным фондом основных средств
Таким образом, амортизационная политика должна стать ключевым элементом финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий, что проявится, прежде всего, в формировании собственных финансовых ресурсов, увеличении доли накоплений и их эффективности. Входя в состав денежного потока, амортизационные отчисления участвуют в процессе
непрерывного кругооборота инвестиционных средств, а также при формировании себестоимости производимой продукции и, следовательно, в ее конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Выработка и реализация амортизационной политики возможны лишь при ясном понимании целей развития организации. Важное место в сельскохозяйственной практике должны занять инструменты амортизационной политики, т. е. выбор оптимального срока полезного использования, способов начисления амортизации, порядка использования амортизационных отчислений. Дополнительными к указанному мерами для воспроизводства основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей станут возможности предоставления целевого финансирования для внедрения новых технологий, для приобретения отечественной сельскохозяйственной техники и общего снижения налоговой нагрузки.
Список литературы
1. Баранов Э., Мальцева И., Райская Н. Национальная экономика в 20112013 гг. // Экономист. - 2012. - № 9. - С. 16-35.
2. Волков С., Погодин А. Приоритеты финансово-экономической политики // Обозреватель - Obsrrver. - № 4 (111). - 1999. - С. 52.
3. Воспроизводство в аграрной экономике: вопросы теории, государственного регулирования и эффективности производства. - Тула: Гриф и К, 2009. -324 с.
4. Иващенко А. Чужой хлеб. Россия потеряла продовольственную независимость // Лит. газ. - 2000. - № 34-35(5801). - 30 авг. - 5 сент. - С. 3.
5. Куканов Ю. Прощай «Кировец»? // Слово. - 1999. - № 13(29). -24-25 февр. - С. 2.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд. Т. 26. - М. Политиздат, 1962. - 703 с.
59
7. Медведев А.Н. Для чего нужны амортизационные отчисления? // Консультант. - 2000. - № 11. - С. 76-80.
8. Михаил Постол «Похитители Евразии» / Сов. Россия. - 2000. -№ 7(11902). - 20 янв. - С. 2.
9. Московский Ю. Износ оборудования как угроза национальной безопасности России // Наука и техника. - № 20(218).
10. НГ-Политэкономия. - № 3. - 15 февр. - 2000. - С. 6.
11. Огарков С.А. Основные фонды сельского хозяйства. - Щелково, Московская обл.: ОнтоПринт; издатель Мархотин П.Ю., 2011. - 375 с.
12. Особенности инвестиционной деятельности в АПК России // Инвестиции России. - 2012. - № 3. - С. 10-13.
13. Распоряжение Правительства РФ от 18.11.2011-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года.
14. Сазонов Ю. Мина под российский трактор // Парламентская газ. - 1999. -№ 35(165). - 25 февр. - С. 2.
15. Хорунжий Л. А. Амортизационный фонд. - М.: Экономика, 1971. - 197 с.
16. Экономика: учеб. / под ред. доц. А. С. Булатова. - М.: БЕК, 1996. -632 с.
17. http://www.gks.ru
18. http://www.mcx.ru
60