Political, and Social Integration, 14(1-2), 11-75. Also available at: http://www.eyeonsociety.co.uk/resources/ Bookchin.pdf
39. Raven, J., Johnstone, J., & Varley, T. (1985). Opening the Primary Classroom. Edinburgh: Scottish Council for Research in Education.
40. Raven, J., & Stephenson, J. (Eds.). (2001). Competence in the Learning Society. New York: Peter Lang.
41. Ridley, M. (2010). The Rational Optimist: How Prosperity Evolves. London: Fourth Estate.
42. Robb, F. F. (1989). Cybernetics and Superhuman
Autopoietic Systems. Systems Practice, 21, 47-74.
43. Roberts, A. E. (1984). The Most Secret Science. Fort Collins, CO: Betsy Ross Press.
44. Shiva, V. (1998). Biopiracy: The Plunder of Nature and Knowledge. London: Green Books.
45. Wackernagel, M., & Rees, W. E. (1996). Our Ecological Footprint: Reducing Human Impact on the Earth. Philadelphia: New Society Publishers.
46. Wilkinson, R., & Pickett, K. (2009). The Spirit Level: Why More Equal Societies Almost Always Do Better. London: Allen Lane.
© 2014
CRISIS? WHAT CRISIS?
J. Raven, Ph.D. in psychology, Professor Emeritus
Edinburgh, Scotland (UK)
© Translation into Russian, O.N.Yarygin, 2014
Annotation: Part I brings together material suggesting that the current financial "crisis" may well have been engineered to strengthen the hand of a relatively small group of people who use international financiail institutions to manage the planet more generally. It is concluded that, behind the financial crisis lies a public management crisis. Part II discusses the interlinked crises in our habitat. It seems that we have to radically change the way we live if we are to survive as a species. In Part III it is suggested that these interlinked crises are even more deeply embedded in human societal organization than has been suspected. The trend toward centralized command-and-control management of human societies appears to have been proceeding inexorably since time immemorial. This appears to require the invention of more and more useless work to create the divisions which compel people to participate in the destructive activities which pre-occupy most societies. The financial and management crises then appear as symptoms of dysfunctional social organization, not as crises that can be addressed directly. Most of Part III is devoted to outlining ways in which the socio-cybernetic processes involved may be studied and the results used to design more appropriate sociocybernetic (governance) systems.
Keywords: Financial Crisis; Ecological Crisis; Dysfunctional Social Arrangements; Bookchin; Systems Analysis; Socio-Cybernetics; Autopoiesis; Social Forces; World Bank; IMF; Money Creation; Friedman; Neo-classical economics; Reductionist science.
УДК 338.49
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНФРАСТРУКТУРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ УКРАИНЫ
© 2014
М.И. Стегней, кандидат экономических наук, доцент кафедры учета и финансов
Мукачевский государственный университет, Мукачево (Украина)
Аннотация: Статья посвящена анализу современного состояния инфраструктурной составляющей сельских территорий. Обобщен состав и значение инфраструктуры в системе качества жизни сельского населения. Осуществлена оценка отдельных параметров современного состояния инфраструктуры украинских сел и определены направления усовершенствования. Исследована совокупность факторов влияния на уровень жизни сельского населения. Определены стратегические приоритеты развития сельских территорий Украины.
Ключевые слова: сельские территории, инфраструктура, качество жизни, экологически устойчивое развитие.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Обеспечение развития сельских территорий имеет важное значение, не только учитывая свою особенную роль в социально-экономической жизни государства, но и выполнением Украиной взятых на себя обязательств относительно приведения в соответствие действующего законодательства и стандартов качества жизни населения с требованиями ЕС, сотрудничество с которым остается одним из приоритетов европейской интеграции нашего государства. Гармонизация отечественных принципов, институциональных механизмов и рыночных подходов относительно развития сельских территорий с действующими в странах ЕС, должен осуществляться через разработку экономически-эффективной и социально справедливой политики страны. Одной из предпосылок успешного внедрения международных стандартов и осуществления объективной оценки реализации мероприятий относительно устойчивого развития сельских территорий есть создание соответствующей информационной базы. Исследование социально-экономического положения и инфраструктуры сельских населенных пунктов является важной и необходимой составляющей, для создания такой информационной базы целью которой будет обеспечение мониторинга социальной сферы села.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Исследование вопросов связанных с развитием инфраструктуры сельских территорий проведено рядом ученых, среди которых: М. И. Долишний, С. М. Злупко, В. К. Збарский, I. О.
Иртищева, Т. В. Стройко и другие. Важность исследований обусловлена необходимостью новых научно-методологических подходов формирования инфраструктуры современного села, которые смогут значительно повывести уровень жизни крестьян. Поэтому исследование вопросов развития инфраструктуры села должно осуществляться в направлении поиска механизмов устойчивого развития.
В работах вышеупомянутых ученых заложена весомая научно-методическая почва для исследования проблем инфраструктурной составляющей. Социально-экономическая масштабность этих проблем дает возможность находить предварительно неисследованные аспекты и продолжать научные поиски. В частности, наиболее актуальным направлением, на наш взгляд, является разработка механизмов улучшения развития сельских территорий.
Формирование целей статьи (постановка задания).
Целью статьи является исследование современного состояния инфраструктуры сельских территорий Украины.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Соблюдение прав и свобод всех жителей нашего государства, независимо от местожительства, принадлежит к главным принципам демократического общества. В статье 48 Конституции Украины говорится, что каждый гражданин имеет право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, который включает достаточное питание, одежду, жилье [1]. Однако жизненный уровень жителей села отличается от уровня жителей города. Отличаются даже уровни жизни жителей сел в зависимости от того, в какой области или районе они расположены, насколько они отдаленны от областных центров.
Инфраструктура административно-территориальных единиц состоит из многих элементов и отображает обеспеченность образовательными заведениями, объектами физической культуры и спорта, культурно-развлекательными заведениями, объектами жилищно-коммунальных услуг, заведениями здравоохранения, обеспеченность рабочими местами, транспортом и заведениями торговли и тому подобное. Количественные характеристики этих элементов чаще всего зависят от размеров населенного пункта, числа жителей, которые в нем проживают, возрастных категорий, которыми представлена их популяция и тому подобное. И именно от инфраструктуры зависит воссоздание трудового потенциала, и возрождение украинского села.
Инфраструктура имеет большое значение для комфортных условий жизни «повышение уровня образования, квалификации, культуры, здоровья, улучшения условий труда и быта, организации отдыха, развития торговли и транспорта. Через медицинское, культурно-бытовое обслуживание, жилищно-бытовые условия, школу, торговлю, общественное питание, подготовку кадров инфраструктура влияет на рациональное использование социально-трудового потенциала» [2].
Социальная инфраструктура села - это совокупность объектов, которые обеспечивают удовлетворение потребностей сельского населения путем предоставления благ и опосредствовано влияют на эффективность производства через основную производительную силу - людей на определенной территории [3].
Согласно модели рационального размещения объектов социальной инфраструктуры села, каждый сельский населенный пункт должен иметь широкий комплекс видов обслуживания или находиться в зоне нормативной транспортной (временной) доступности хотя бы к одному из поселений, что имеет такой комплекс услуг [2]. Такая модель охватывает четыре основных блока:
- бытовое обслуживание населения;
- медицинское обслуживание;
- торговое обслуживание;
- учебно-воспитательные заведения.
Необходимым условием качественного уровня жизни сельского населения является наличие и развитость всех структурных блоков представленной модели в каждом селе. Однако во многих территориально удаленных от областных центров селах нет ни одного инфраструктурного элемента.
Соответственно Закону Украины «О приоритетности социального развития села и агропромышленного комплекса в народном хозяйстве» [4], приоритетность социального развития села и агропромышленного комплекса обеспечивается государством путем осуществления таких организационно-экономических и правовых мероприятий:
- предоставление агропромышленным товаропроизводителям права свободного выбора форм собственности и направлений трудовой и хозяйственной деятельности, полной собственности на результаты своего труда;
- создание необходимой ресурсной базы для всесто-
роннего удовлетворения производственных потребностей и развития социальной инфраструктуры;
- изменения государственной инвестиционной политики, в частности устремление инвестиций на первоочередное создание материально-технической базы по производству средств механизации, химизации, перерабатывающей промышленности, строительной индустрии для агропромышленного комплекса с целью улучшения его социально-экономического положения и научного обеспечения, а также социальных условий жизнедеятельности трудовых коллективов;
- эквивалентного товарообмена между промышленностью и сельским хозяйством на основании паритетного ценообразования на их продукцию;
- регулирование отношений агропромышленных товаропроизводителей и государства с помощью системы бюджетного финансирования, кредитования, налогообложения, страхования и с широким применением комплекса льгот;
- формирование надлежащей социальной инфраструктуры села;
- устремление демографической политики изменения миграционных процессов в пользу села, создание социально-экономических условий для естественного прироста сельского населения, всестороннего развития семьи;
- подготовки и повышения квалификации специалистов и кадров массовых профессий для всех хозяйств и направлений производственной деятельности;
- создание равных возможностей для всех граждан, которые проживают и постоянно работают в сельской местности, в удовлетворении социальных, культурно-просветительных и бытовых потребностей;
- создание системы аграрного законодательства.
Строительство в сельской местности объектов образования, здравоохранения, объектов службы быта, путей, культуры и спорта, водопроводов, канализационных систем и сооружений, сети газо- и электроснабжения, благоустройство территорий, а в трудонедостатних селах, кроме этого, сооружение жилья осуществляется за счет государственного и местного бюджетов. В случаях, когда сооружение отмеченных объектов осуществляется за счет собственных средства субъектов ведения хозяйства, то понесенные ими расходы возмещаются из Государственного и местных бюджетов.
Настоящим же документом до 2000 года планировалось выполнить государственные программы газификации, водоснабжения, электрификации, строительства путей, благоустройства сел, а также возрождения приходящих в упадок сельских населенных пунктов [4].
Приоритетность развития социальной сферы села и агропромышленного комплекса обеспечивается изменением структуры инвестиций в народном хозяйстве, переориентацией промышленного производства на их потребности, ростом объемов капиталовложений и материально-технических ресурсов. Новые программы социально-экономического развития Украины не могут быть приняты без учета приоритетности развития села
[4].
Кроме того, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Украины в 1994 году Правила бытового обслуживания населения предусматривали равные возможности относительно удовлетворения необходимых потребностей для обитателей всех территориальных единиц Украины [5].
Однако, на современном этапе развития отечественной экономики, старые советские объекты бытового обслуживания населения сельских территорий физически изношены, а строительство новых объектов стало большой редкостью. Во времена разгосударствления, часть объектов бытового обслуживания населения сельских территорий перешла в частную собственность и изменила свое целевое назначение, а еще часть - были разрушены. Обустройство сельского быта, до сих пор остается необеспеченным. На сегодняшний день, быто-
вое обслуживание во многих селах почти отсутствует. А там, где оно есть, ограничивается преимущественно услугами парикмахерских, иногда ремонтом обуви или пошивом и ремонтом одежды. Современные требования относительно бытового обслуживания предусматривают наличие заведений, которые предоставляют услуги по ремонту и обслуживанию бытовой техники, химчистки одежды, фото- и полиграфические услуги, доступ к сети Интернет и тому подобное.
Предоставление коммунально-бытовых услуг сельскому населению - сфера деятельности сельсоветов, сельскохозяйственных предприятий, специально созданных организаций и частных лиц. Обеспечение углем и дровами чаще берут на себя сельсоветы, газом по большей части обеспечивают специально созданные организации, при пахоте огородов основную помощь населению предоставляют сельскохозяйственные предприятия и частные лица. Разнообразные ремонтные работы по большей части выполняют частные лица.
Все граждане Украины независимо от местожительства имеют право на получение во всех лечебно-профилактических заведениях системы здравоохранения гарантированный уровень медицинской помощи. Населению Украины медицинская помощь осуществляется сетью амбулаторно-поликлинических, стационарных и специализированных заведений. В лечебно-профилактических заведениях всех типов внедрены в работу временные отраслевые стандарты качества предоставления медицинской помощи, где определены объемы диагностических, лечебных и профилактических процедур, которые выполняются в амбулаторно-поликлинических и стационарных заведениях для взрослого и детского населения. Отмеченные нормативы утверждены соответствующим приказом МОЗ Украины от 27.07.1998 № 226 «Об утверждении Временных отраслевых унифицированных стандартов медицинских технологий...» [6].
Однако, современное состояние медицинского обслуживания не только на селе, где ситуация критическая, но и в городах, не дает возможности каждому гражданину реализовать свое, право на здравоохранение, медицинскую помощь и медицинское страхование. Государство должно создавать условия для эффективного и доступного всем гражданам медицинского обслуживания. В государственных и коммунальных заведениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется безвозмездно, существующая сеть таких заведений не может быть сокращена. Основные показатели относительно наличия медицинских заведений в сельской местности Украины состоянием на 1 января 2014 года представлены в табл. 1.
Таблица 1 - Основные показатели относительно наличия медицинских заведений в сельской местности на 1 января 2014 года [6]
Показатели Все населенные пункты
Действующие по назначению, единиц в % ко всем учреждениям
Лечебные заведения, всего 17790 99,3
в том числе:
-больницы 221 99,1
-амбулатории 3801 99,8
-фельдшерско-акушерские пункты 13511 99,1
-станции (пункты) скорой помощи 257 100
В то же время, качество работы этих заведений и их кадровое обеспечение не всегда отвечает современным требованиям и потребностям обитателей сельских территорий. По мнению экспертов, 65% смертей в сельской местности можно было избежать благодаря своевремен-
ному и квалифицированному медицинскому обслуживанию [7].
На сегодня крестьяне, имея такое же право на получение неотложной медицинской помощи, как и обитатели городов, в действительности не могут претендовать на это. Причинами такой ситуации является, в первую очередь, недостаток должным образом оборудованных помещений, отсутствие достаточного количества медикаментов и транспортных средств, а также дефицит квалифицированных медицинских кадров. Ситуация усложняется и тем, что молодые специалисты, выпускники отечественных медицинских университетов, неохотно соглашаются работать в сельской местности, а государство на протяжении длительного периода времени оказывается не способным разработать действенные механизмы поощрения врачей к работе на селе.
Одной из самых главных составляющих социальной инфраструктуры села есть обеспечение сельских территорий заведениями сферы торговли. К сожалению, в течение последних лет, ситуация с торговым обслуживанием сельского населения как и с сельскими школами в Украине остается сложной. Это касается всех без исключения сельских населенных пунктов нашего государства. А для всестороннего развития человека, кроме учебных заведений необходимы другие социально-культурные заведения.
В 2014 году количество сельских населенных пунктов, на территории которых нет клубов, библиотек или киноустановок, в сравнении с данными на 1 ноября 2005 года, выросла соответственно на 1,2%, 1,6% и на 6% [6]. Практически полностью потерянная традиция просмотра фильмов в селе.
Согласно с действующим законодательством, одним из главных направлений социального развития села и агропромышленного комплекса Украины, а также улучшения демографической ситуации в государстве, есть создание равных возможностей для всех граждан, которые проживают и постоянно работают в сельской местности, в удовлетворении социальных, культурно-образовательных и бытовых потребностей к которым принадлежит строительство жилья для работников сельского хозяйства, предприятий агропромышленного комплекса, образования, культуры, бытового обслуживания, и тому подобное.
Украина является для Европы одним из главных доноров рабочей силы. Объективной реальностью настоящего стала внешняя трудовая миграция. Формирование миграционных потоков происходит в кризисных условиях, связанных с низким уровнем оплаты труда в зарегистрированном секторе экономики, ростом безработицы и вынужденной неполной занятостью, распространением бедности.
Значительный процент сельских жителей, которые работают вне пределов своего населенного пункта, негативно влияет на все области общественной жизни на селе. Следствием чего есть: уменьшение количества сельского населения и количества занятых в сельском хозяйстве; упадок социальной инфраструктуры села; ухудшение инвестиционного климата; разрушение семей (дети растут без родительского воспитания); деградация сельскохозяйственных земель и тому подобное.
Можно согласиться с мнением [8], что средством уменьшения миграционных процессов сельского населения может выступать зеленый туризм и курортно-рекре-ационная деятельность, однако это не даст возможности решить все проблемы села, поскольку это тоже требует достаточно развитой инфраструктуры и надлежащего уровня образовательной подготовки владельцев.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Формируется ряд взаимосвязанных факторов развития сельских территорий: стоимость учебы (воспитание) одного ребенка в сельской школе (детскому садику) обратно пропорциональная количеству детей, а количество детей непосред-
97
ственно зависит от численности сельского населения репродуктивного возраста и их состояния здоровья, что, в свою очередь, определяется социально-экономическими, экологическими и бытовыми условиями в сельских населенных пунктах. Следовательно, актуализируется проблема создания новых рабочих мест на сельских территориях, возобновление социальной инфраструктуры села, поощрения инвесторов, то есть обеспечение экологического устойчивого развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституц1я Украши : Офщшний вюник Украши вiд 01.10.2010. 2010 р. № 72/1 Спещальний випуск.
2. Сощально-трудовий потенщал: теор1я 1 практика / Ввдп. редактори М. 1.Долшнш, С. М. Злупко ; у двох частинах, частина 1. Кив : Наукова Думка,1994. 264 с.
3. Збарський В. К. Сощальна шфраструктура села як фактор ввдтворення робочо! сили / В. К. Збарський / Науковий вюник Нацюнального ушверситету бюресур-сш 1 природокористування Украши. Зб1рник наукових праць. 2010. Вип. 154. Ч. 1. С. 152-160.
4. Закон Украши "Про прюритетшсть сощального розвитку села та агропромислового комплексу в народному господарствГ' [Електронний ресурс] // Режим доступу :http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/400-12
5. Про затвердження правил побутового обслугову-вання населения: Постанова Кабшету М1н1стр1в Украши ввд 16 травня 1994 р. N 313л [Електронний ресурс] / Режим доступу : http://zakon.rada.gov.ua/cgibin/laws/ main.cgi?nreg=313-94-%EF&p=1314607786864503
6. Статистичний зб1рник «Соц1ально-економ1чне становище сшьських населених пункпв Украши, 2014». Державна служба статистики Украши [Електронний ресурс] / Режим доступу :http://ukrstat.gov.ua/
7. Медичне обслуговування на сел1 переживае про-цес реформування: [Електронний ресурс] / Режим доступу : http://www.mobus.com/154804.htmi.
8. 1ртищева 1.О. Державне регулювання розвитку ш-теграцшних систем в агропродовольчш сфер1 Украши в умовах глобал1зацИ / 1.0. 1ртищева, Т.В. Стройко, М.1. Стегней// Науковий журнал «Актуальн1 проблеми еко-ном1ки», 2013. №4. С.80-88.
CURRENT STATE OF THE INFRASTRUCTURE COMPONENT OF THE RURAL
AREAS OF UKRAINE
© 2014
M. I. Stehnei, candidate of economic sciences, associated professor of accounting and finances
Mukachevo State University, Mukachevo (Ukraine)
Annotation: The present state of the infrastructure component of rural areas has been analyzed in this article. Composition and value of infrastructure in the quality of life of the rural population have been generalized. The estimation of the individual parameters of the current state of infrastructure of Ukrainian villages has been made and ways of its improvement have been defined.
Keywords: rural areas, infrastructure, quality of life and environmental sustainability.
УДК 338.24.01
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
© 2014
К.А. Тимофеева, магистратура, кафедра «Финансы и кредит» Ю.А. Павлова, магистратура, кафедра «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: Рентабельность - относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов. Финансовое состояние - это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Однако цель анализа состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но еще и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. В каждой отрасли и сфере деятельности предприятия выделяют подходящие для них пути решения тех или иных проблем, которые касаются рентабельности. И не существуют одного или нескольких точно выведенных алгоритмов для решения проблемы повышения рентабельности. В экономической литературе говорится о множествах мероприятиях по повышению рентабельности. И все они являются решением проблем по повышению рентабельности на предприятиях.
Ключевые слова: Рентабельность, мероприятия по повышению рентабельности, факторы, влияющие на увеличение показателей рентабельности на предприятии, слияния и поглощения, анализ рентабельности при слиянии и поглощении, синергия.
В текущих условиях большой рыночной конкуренции компаниям необходимо искать наиболее эффективные методы для развития бизнеса, повышения конкурентоспособности, роста рентабельности и стоимости. В настоящее время одним из самых эффективных способов развития компании является стратегия слияния и поглощения.
В процессе слияния и поглощения бизнеса происходит либо объединение двух компаний, при котором одна из них теряет свою марку [1, с. 30], либо приобретение одной компанией подавляющей доли в капитале другой с последующим контролем ее деятельности [2, с. 115]. Указанные образования представляют собой сложные, а в отдельных случаях уникальные по структуре и компонентам субъекты экономических отношений, требующих значительных вложений капитала нескольких собственников и предусматривающих информированность его участников в процессе вложения финансовых ресур-
сов, их обращения и определения финансовых результатов [3, с. 100].
Цель любой экономической деятельности состоит в достижении положительного экономического эффекта в виде абсолютного показателя прибыли или относительного - рентабельности.
Таким образом, для принятия оптимального решения по выработке стратегии в отношении рассматриваемой компании необходимо на базе финансовой отчетности провести аналитические расчеты и анализ качественных и количественных показателей.
При этом наиболее важной составляющей анализа являются прибыль и рентабельность, которые служат основой для формирования денежных потоков, платежеспособности, коммерческой активности, оборачиваемости активов и фондоотдачи.
Общая рентабельность объединений, предприятий определяется отношением балансовой прибыли к сред-