Научная статья на тему 'Современное состояние и возможности дальнейшего развития отраслей социальной инфраструктуры в Лянкаран-Астаринском экономическом районе Азербайджана'

Современное состояние и возможности дальнейшего развития отраслей социальной инфраструктуры в Лянкаран-Астаринском экономическом районе Азербайджана Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
233
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОН / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ / ПЕРЕВОЗ ПАССАЖИРОВ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ТУРИЗМ / SOCIAL INFRASTRUCTURE / REGION / MUNICIPAL / PASSENGER TRANSPORTATION / EDUCATION / HEALTHCARE / TOURISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нифтиев Ф. Г.

Статья посвящена развитию и территориальной организации социальной инфраструктуры в Лянкяран-Астаринском экономико-географическом районе Азербайджана. В ней рассматриваются вопросы удовлетворения духовных потребностей населения на более высоком уровне и поиск путей решения существующих проблем в социальной инфраструктуре. Изучены современное состояние социальной инфраструктуры региона, связанные с ним недостатки, а также факторы, влияющие на его развитие. Указаны соответствующие рекомендации по дальнейшему развитию данной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT CONDITIONS AND THE OPPORTUNITY FOR FURTHER DEVELOPMENT OF BRANCHES OF SOCIAL INFRASTRUCTURE IN LANKARAN-ASTARA ECONOMIC

The article is devoted to the development and organization of territorial branches of social infrastructure in Lankaran-Astara economic region of Azerbaijan, and concerns the issue of meeting the spiritual needs of the population at a higher level and the search of ways of solutions of relevant available problems. The current state of region’s social infrastructure, the existing shortcomings and the factors affecting the development of this area are studied in the article. The appropriate recommendations on the further development are indicated.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и возможности дальнейшего развития отраслей социальной инфраструктуры в Лянкаран-Астаринском экономическом районе Азербайджана»

УДК 338.49

Ф.Г. Нифтиев

докторант,

отдел «Экономическая и политическая география Азербайджана», Институт географии им. акад. Г.А. Алиева Национальной академии наук Азербайджана,

г. Баку

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

В ЛЯНКАРАН-АСТАРИНСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЙОНЕ АЗЕРБАЙДЖАНА

Аннотация. Статья посвящена развитию и территориальной организации социальной инфраструктуры в Лянкяран-Астаринском экономико-географическом районе Азербайджана. В ней рассматриваются вопросы удовлетворения духовных потребностей населения на более высоком уровне и поиск путей решения существующих проблем в социальной инфраструктуре. Изучены современное состояние социальной инфраструктуры региона, связанные с ним недостатки, а также факторы, влияющие на его развитие. Указаны соответствующие рекомендации по дальнейшему развитию данной сферы.

Ключевые слова: социальная инфраструктура, регион, муниципальный, перевоз пассажиров, образование, здравоохранение, туризм.

F.G. Niftiyev, Institute of Geography after academician G.A. Aliyev, Azerbaijan National Academy of

Sciences

CURRENT CONDITIONS AND THE OPPORTUNITY FOR FURTHER DEVELOPMENT OF BRANCHES OF

SOCIAL INFRASTRUCTURE IN LANKARAN-ASTARA ECONOMIC

Abstract. The article is devoted to the development and organization of territorial branches of social infrastructure in Lankaran-Astara economic region of Azerbaijan, and concerns the issue of meeting the spiritual needs of the population at a higher level and the search of ways of solutions of relevant available problems. The current state of region's social infrastructure, the existing shortcomings and the factors affecting the development of this area are studied in the article. The appropriate recommendations on the further development are indicated.

Keywords: social infrastructure, region, municipal, passenger transportation, education, healthcare, tourism.

Развитие социальной инфраструктуры является основой процветания общества. Эта сфера экономики играет важную роль в развитии и распределении производительных сил. Высокоразвитая инфраструктура связана с производственной и непроизводственной активностью населения и благоприятствует жизнедеятельности населения в регионах, удовлетворяет потребность населения на высоком уровне [2].

Долгие годы в Азербайджане и его регионах вложений на развитие инвестиций не осуществлялось на должном уровне. Слабое финансирование этой сферы в советский период негативно влияло на воспроизводство населения и темпы производства. Азербайджан занимал одну из последних мест среди бывших союзных республик по важным показателям сферы услуг. Материальное производство и социальная инфраструктура в регионах республики практически развивались отдельно. Проводимая социально-экономическая политика ограничивала возможности влияния этих процессов друг на друга. Тем самым наблюдалась значительная разница между ростом промышленного производства и уровнем удовлетворения духовных и эстетических потребностей населения [7].

Вопросы развития социальной инфраструктуры были и остаются актуальными для исследуемого Лянкаран-Астаринского экономического района Азербайджанской Республики. Некоторые проблемы и недостатки, характерные для социальной инфраструктуры региона, были связаны с общими проблемами развития этой сферы республики в 70-80-х годах и в первые годы независимости. Они проявлялись в относительно низких показателях жилищного фонда и слабом развитии коммунального хозяйства, недостаточном газоснабжении, низкой обеспеченности питьевой кранной водой, неудовлетворительном состоянии канализационной системы,

неполном и неэффективном использовании природных рекреационных и бальнеологических ресурсов региона [4]. Нерешенность этих и других проблем долгое время не позволяла ослабить массовую миграции населения из Лянкаран-Астаринского района в столицу страны Баку.

Лянкаран-Астаринский экономический район находится на юге страны - близко к столичному региону. Большая часть природных условий экономического района благоприятна для развития отдельных отраслей социальной инфраструктуры. Наличие и широкое распространение здесь равнинного рельефа, плодородной почвы, песчаных пляжей, предгорных и горных лесных участков, национальных парков с редкими видами флоры и фауны, целебных термальных источников и т.д. благоприятствует строительству новых жилых зданий, магистральных автомобильных дорог, созданию медицинских учреждений, сетей объектов туризма и предприятий общественного питания.

Надо отметить, что в годы независимости до 2002 г., то есть до реализации первой «Государственной программы по социально-экономическому развитию регионов» (2004-2008 гг.), жилищно-коммунальное хозяйство Лянкаран-Астаринского региона развивалось низкими темпами. С 2005 года в регионе наблюдается тенденция роста площади жилищного фонда и его показателей на душу населения в связи с осуществлением мероприятий в рамках трёх государственных программ по развитию регионов [6].

В 2002 г. жилищный фонд региона составил 9836,6 тыс. м , а в 2014 г. этот показатель вырос до 16143 тыс. м , то есть увеличился на 64% [5]. В 2010-2014 гг. в экономическом районе сданы в эксплуатацию жилые дома с общей площадью 665 тыс. м2. В 2005-2014 гг. площадь жилищного фонда на душу населения увеличилась на 7%.

Как показали проведенные исследования, во всех административных районах, за исключением Лянкаранского района, преобладают 3-комнатные квартиры (частные дома). Доля трехкомнатных квартир составляет 38,0%. Дальше следуют двухкомнатные (29,7%), четырехкомнатные (19,2%) и пятикомнатные (7,5%) квартиры. Общая доля однокомнатных и двухкомнатных квартир составляет 44-46%, особенно в Астаринском и Лянкаранском административных районах. Существует также потребность в улучшении жилищных условий. В Масаллинском и Лянкаранском районах число комнат на одного человека сравнительно высокое (0,6), тогда как в Ле-рикском и Ярдымлинском районах ниже (0,4).

В условиях увеличения потребностей населения в качестве одной из главных недостатков больших городов-районных центров можно назвать слабое развитие централизованной канализационной системы. Теплоснабжение квартир районных центров, а также обеспечение населения экономического района постоянной водой и газом тоже остаются нерешенными проблемами. Отсутствие газоснабжения в квартирах и офисах в зимний период приводит к возникновению простуды, гриппа и др. болезней, подвергает опасности физическое развитие детей младшего возраста. В некоторых местах часть линий электропередач повреждена из-за задержек реконструкционных работ с середины 90-х годов.

Как показывает проведенный нами анализ данных переписи населения 2009 г., в регионе уровень обеспечения домашних хозяйств коммунальными услугами выглядит следующим образом: передача электроэнергии - 99,9%, газоснабжение - 31,6%, обеспечение линией питьевой воды - 15,8%, канализационная служба - 8,2%, наличие ванной комнаты - 39,6%.

Из вышеотмеченного следует, что проблема обеспечения электроэнергией практически решена, в то время как одна треть домашних хозяйств не газифицирована. Есть необходимость улучшения также остальных видов коммунальных услуг. Как показывают исследования, Аста-ринский и Масаллинский районы подключены к сети газоснабжения лучше, чем остальные, в то время как Лерикский и Ярдымлинский районы данной коммунальной услугой обеспечены на очень низком уровне. Подача воды в домашних хозяйствах Лянкаранского и Астаринского районов высокая, а в Джалилабадском районе ниже, чем в остальных. В Лянкаранском районе ка-

нализационная система развита лучше в сравнении с другими административными районами. Уровень обеспечения домов ванной выше в Лянкаранском и Астаринском районах.

Повышение услуг в качестве актуальной проблемы характерно также для другой отрасли социальной инфраструктуры региона - перевозки пассажиров. Железнодорожная линия Ба-ку-Османлы-Астара пересекает территорию экономического района с севера на юг. Общая протяженность железных дорог региона составляет 100,5 км (5% всех линий страны). Наличие железнодорожной линии в экономическом районе выступает в качестве фактора, влияющего на расселение населения. Так, плотность населенных пунктов в регионе возрастает по мере уменьшения расстояния от железнодорожной линии до 10 км. В регионе плотность железнодорожных дорог составляет 1,6 км/100 км . 36 км (35,8%) железных дорог в регионе находится на территории на Лянкаранского района, 30 км (29,8%) - в Масаллинском районе, 17 км (16,9%) - в Джалилабадском районе, 17,5 км (17%) - в Астаринском районе [3]. Железнодорожный транспорт как надежный и пунктуальный транспорт играет важную роль в жизни населения Лянкаран-Астаринского района, которое имеет возможность ездить в столицу и выезжать обратно не только днем, но и в ночное время суток.

Пассажирские перевозки, осуществляемые автомобильным транспортом, представляют собой очень значимую отрасль социальной инфраструктуры региона, где плотность населения высокая. Лянкаран-Астаринский район занимает второе место в стране по плотности населения, за исключением столичного региона. Здесь население распределено по территории относительно равномерно, и поэтому есть необходимость в интенсивной повседневной перевозке пассажиров между населенными пунктами 6 административных районов. На каждые 100 км приходится 42 км автомобильных дорог.

Перевозка пассажиров осуществляется средствами общественного транспорта - автобусами. В сравнении с серединой 90-х годов, в экономическом районе наблюдался рост количества пассажирских автобусов. В 1995-2014 гг. количество пассажирских автобусов выросло на 27%. Вместе с этим стали использоваться автобусы с более высокой вместимостью. За этот период перевозка пассажиров в экономическом районе выросла в 2,47 раза. В 2005-2014 гг. рост составил 79,3%.

Как показывают исследования и анализы, внутри региона наблюдаются существенные различия по перевозке пассажиров и уровню территориальной организации этих услуг. Это связано с природно-географическими факторами, особенностями распределения населения и различием степени освоения отдельных частей территории, а также общим уровнем развития инфраструктуры административных районов.

Еще одной важной отраслью социальной инфраструктуры является система образования. В систему образования Азербайджана входят дошкольные образовательные предприятия, общеобразовательные школы, профессиональные учебные заведения, техникумы и высшие учебные заведения.

В 2005-2014 гг. количество дошкольных предприятий в экономическом районе практически не изменилось, составив 123-121. За этот период количество детей, воспитывающихся в дошкольных предприятиях, снизилось с 6560 до 6461 человек, то есть значительно не изменилось. Вместе с тем, в 2014 г. на каждые 100 мест в дошкольных предприятиях приходилось 75 воспитывающихся детей, против 68 - в 2005 г.

В городах, а также некоторых поселках экономического района, работающие родители с относительно высокими доходами прибегают к услугам детских садов. В горных селах, в отличие от населенных пунктов городского типа, дошкольное образование практикуется на очень низком уровне. Это особенно касается Лерикского и Ярдымлинского районов, где уровень территориальной организации дошкольного воспитания крайне низок.

Количество общеобразовательных школ в регионе составило 563 в 2014 г., в них учи-

лись 115,9 тыс. человек, тогда как в 2005 г. этот показатель составлял 151,9 тыс. человек. Данное снижение связано, в основном, с демографическим возрастанием - уменьшением доли детей в общей структуре населения.

В экономическом районе с 1991 года функционирует одно высшее учебное заведение -Лянкаранский государственный университет. В нем подготовка высших кадров проводится по 14 специальностям. По первой группе специальностей студенты учатся по специальностям учителя математики и информатики, компьютерных наук, компьютерной инженерии, инженерии пищевых продуктов. Во вторую группу входят подготовка учителей истории и географии, экономистов, бизнес-менеджеров, специалистов бухгалтерского учета, аудита и финансов. В третьей группе проводится подготовка преподавателей азербайджанского языка и литературы, английского языка, начальных классов, а также специалистов по переводу английского языка. По четвертой группе специальностей проводится подготовка учителей химии и биологии. В учебном 2015-2016 году в вузе планировался прием 660 студентов. Количество студентов составляло 540 человек, в том числе 405 мужчин (75%) и 135 женщин (25%).

Здравоохранение считается одной из наиболее значимых отраслей социальной инфраструктуры. За последние несколько лет в Лянкяран-Астаринском экономическом районе соединены некоторые больничные учреждения, так как их прежнее функционирование было признано не эффективным. Поэтому, если в 2009 г. в экономическом районе было отмечено 75 больниц, то в 2014 г. их количество составило всего 39. В 2005-2014 гг. посещаемость амбулаторных объектов и поликлиник (количество приходов на 10000 человек) снизился от 82 до 72.

В годы независимости страны произошли значительные изменения в показателях медицинских услуг. Так, число врачей сократилось в 1995-2005 гг. с 1207 до 1177, но в последующие годы увеличилось. Однако в последние несколько лет наблюдается снижение этого показателя. В 2014 году он составил 1123. В среднем количество квалифицированного медицинского персонала уменьшилось, так как за 1995-2014 гг. на 21% сократилось и количество медсестёр. За тот же период количество больниц уменьшилось в 2,4 раза, а больничные койки - в 2,6 раза. Количество амбулаторных клиник стало на 10% меньше, чем в 1995 году.

В Лянкаран-Астаринском регионе туризм считается одной из приоритетных направлений экономики. Этот экономический район превосходит многие регионы страны по числу въезжавших туристов. Повышенный интерес населения к оздоровительному туризму в стране позволяет в летний период привлечь туристов в рекреационные центры и курорты экономического района в большом количестве. Непосредственное нахождение на открытой природе и посещение природных комплексов с лесным ландшафтом является основным мотивирующим фактором при выборе региона туристами. Большинство объектов размещения сосредоточены в Лянка-ранском, Масаллинском и Лерикском административных районах, в том числе вдоль автомагистрали Лянкаран-Лерик, а также на равнинных территориях между Масаллы и Лянкараном.

Почти 80% отелей и центров отдыха находятся в Лянкяранском и Масаллинском районах. В 2008-2014 гг. число туристов, размещенных в отелях и предприятиях отельного типа Лянкаран-Астаринского района, составило 143,9 тыс. человек. 93% туристов, приезжающих в исследуемый регион, составляют граждане Азербайджана.

В целом, за последние 10 с лишним лет в социальной инфраструктуре региона наблюдались положительные изменения, которые нашли свое отражение и в количественных показателях, в том числе повысился уровень оказываемых услуг, улучшено качество их организации и доступ населения к этим услугам. Реализованы конкретные меры по развитию социальной инфраструктуры, в том числе и туризма, в рамках выполнения государственной программы по социально-экономическому развитию регионов страны (2004-2008, 2009-2013 и 2014-2018 гг.), построены многочисленные общеобразовательные школы, центры диагностики, больницы и другие медицинские учреждения, объекты туризма, обслуживающие как местных, так и зару-

бежных гостей [1]. Улучшена материальная и экономическая база рекреационно-бальнеологического туризма, хотя в этом направлении есть недостатки и много работ еще предстоит выполнить.

Проведенные нами исследования позволили выявить недостатки и проблемы, еще имеющиеся в социальной инфраструктуре Лянкаран-Астаринского экономического района. Так, в регионе некоторые потребности большей части сельского населения региона все еще осуществляются исключительно в центрах административных районов. Это касается, в основном, медицинских услуг. Даже многие крупные населенные пункты исследуемого экономического района не имеют свои собственные медпункты. Жители Лерикского и Ярдымлинского районов вынуждены обращаться в соседние административные районы для прохождения медицинского обследования или для амбулаторного лечения. Вместе с этим надо отметить, что материально-техническая база медицинских учреждений все еще находится не на требуемом уровне. Нехватка опытных специалистов-врачей в регионе негативно влияет на организацию услуг лечения и диагностики. Так как определенные виды других отраслей социальной инфраструктуры также могут быть недоступными или же не удовлетворяют потребности, жителям в этой связи приходится преодолевать относительно большие расстояния. Это касается тех же сельских поселений. Здесь стоит отметить, что доля сельского населения в общей структуре экономического района составляет 72,8% [8].

Проблема обеспечения населения, в том числе городского населения, более качественными квартирами и жильем остается нерешенной. Например, в г. Ленкорань (с населением 52 тыс. чел.), особенно в его центральной части, многие дома построены в середине прошлого века и в последующие годы. В настоящее время они в полной мере не удовлетворяют потребностям проживающего в них населения. Уровень автоматического водоснабжения, газификации, подключения к канализационной системе остается низким.

Касательно сферы образования стоит отметить, что в некоторых сельских средних школах региона, в частности Ярдымлинского, Масаллинского и Лерикского районов, проявляются случаи недостатка учительских кадров по определенным предметам. Из-за проблемы нехватки учителей, эти предметы преподаются не на должном уровне. Так как в некоторых случаях преподавателями являются жители соседних или отдаленных районов, в холодное время года отмечаются случаи запаздывания или отсутствия учителей во время их уроков, что мешает качественному обучению. Эта проблема исходит из неравномерного территориального распределения кадров. Кроме того, в ряде школ горных территорий имеются проблемы с отоплением. Вместе с этим слабо организовано функционирование детских садов в западной, юго-западной и южной частях экономического района (Ярдымлинский, Лерикский и Астаринский районы).

Со времен советского периода задерживается основательная реконструкция курортов и санаториев, имеющихся на территории Лянкаранского и Астаринского районов. Нахождение этих предприятий в подчинении Профсоюза и на балансе АО «Курорт» не позволяет эффективно использовать природный туристический потенциал региона.

Для улучшения развития социальной инфраструктуры в Лянкаран-Астаринском районе и эффективного использования имеющегося потенциала целесообразным считаем принятие следующих мер.

1. При решении жилищного вопроса в будущем следует отдать преимущество строительству трех- и четырехкомнатных квартир с учетом относительно высокого природного роста населения и распространения традиции многодетности в семьях. Это важно с точки зрения сохранения демографического потенциала и повышения уровня урбанизации в регионе. При этом новые дома и здания должны строиться с сохранением необходимого расстояния от моря с учетом периодических колебаний уровня вод Каспия, так же как и вероятности повышения грунтовых вод.

2. Необходимо улучшить системы городской канализации в центрах административных

районов, в первую очередь в Лянкаране и Джалилабаде.

3. Необходимо улучшить газоснабжение в экономическом районе, особенно в Ярдым-линском и Лерикском районах, где газифицировано всего 15-16% (в том числе 4% и 7% по сельскому населению, соответственно) домашних хозяйств.

4. Важно совершенствовать функционирование транспортных отраслей для эффективной организации перевозок пассажиров и использования людских ресурсов в регионе. В том числе необходимо ускорить завершение строительства четырехполосной магистральной дороги Алят-Астара вплоть до границы с Ираном, так как регион занимает высокое место в стране по числу автокатастроф и связанных с ними случаев человеческой смерти.

5. Считаем важным расширение приема студентов по техническим специальностям в Лян-каранском государственном университете. Прием студентов по некоторым медицинским специальностям тоже считаем целесообразным. Эти новшества могут быть проведены с учетом наличия соответствующих кадровых ресурсов и уровня материально-технического обеспечения.

6. Считаем приемлемым содействие созданию малых частных клиник (объектов стоматологии, медпунктов и др.) для улучшения территориальной организации медицинских услуг в регионе.

7. Видится важным создание двухзвездных и трехзвездных отелей в прибрежных и горных участках региона. Материально-техническая база курортов, санаторий и пансионатов, также как туристическая значимость прибрежных пляжей Лянкаранского и Астаринского районов, должна повышаться.

8. В ближайшие годы должно поощряться вложение инвестиций в социальную инфраструктуру государственным и частным секторами. Необходимо упростить условия кредитования предпринимателей этой сферы с обеспечением прозрачности, применением невысоких налоговых обязательств.

9. Необходимым видится повышение квалификации кадровых ресурсов социальной инфраструктуры для улучшения качества оказываемых услуг в регионе.

Список литературы:

1. Государственная программа по социально-экономическому развитию регионов Азербайджанской Республики (2009-2013 гг.) // Газета Азербайджан. Баку, 15 апреля 2009 г., С. 1-3 (на азерб. языке)

2. Кочерга А.И. Социальная инфраструктура: вопросы теории и практики. Киев: Наука Думка, 1982. 325 с.

3. Мамедов З.С. ХХ1 век: фактор транспорта в экономическом развитии. Баку: Азер-нешр, 2002. 386 с. (на азерб. языке)

4. Мамедов Р.Х. Внутриреспубликанские экономические районы Азербайджанской ССР. Баку: Маариф, 1989. 240 с.

5. Регионы Азербайджана, 2015 // Статистический бюллетень Госкомстата Азербайджанской Республики. Баку: Малое предприятие № 9, 2015. 834 с.

6. Рзаев И.М. Устойчивое социально-экономическое развитие регионов в Азербайджанской Республике: нынешнее положение и перспективы. Баку: Элм, 2010. 464 с.

7. Сардаров Т. Проблемы регулирования развития социальной инфраструктуры в регионах Азербайджанской Республики. Баку: Элм, 2010. 270 с.

8. Население Азербайджана, 2015 // Статистический бюллетень Госкомстата Азербайджанской Республики. Баку: Малое предприятие № 9, 2015. 135 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.