СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МОБИЛЬНОГО ИНТЕРНЕТА
УДК 338.46
Ирина Валентиновна Тультаева,
старший преподаватель кафедры Управления знаниями и прикладной информатики в менеджменте, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Тел.: 8 495 442 73 98, Эл. почта: [email protected]
Статья посвящена актуальной проблеме развития мобильного Интернета. В мировой и отечественной практике наблюдаются тенденции неуклонного роста числа пользователей, осуществляющих доступ в глобальную Сеть и совершающих в ней различные операции посредством телефонов и гаджетов. В работе рассмотрены основные тенденции развития мобильного Интернета и его перспективы.
Ключевые слова: мобильный Интернет, беспроводной доступ в Сеть, мобильные средства связи, Интернет-аудитория.
Irina V. Tultaeva,
Senior Lecturer, the Department of Knowledge Management and Applied Informatics, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, Tel.: 8 495 442 73 98, E-mail: [email protected]
CURRENT STATUS AND TRENDS OF THE MOBILE INTERNET
The article is devoted to topical issues of development of the mobile Internet. Today we can observe the trends in the international and domestic practices the growth of users accessinf to the Internet via mobile telephones and other gadgets. The main trends of development of the mobile Internet and its prospects are considered in the article.
Keywords: mobile Internet, Wi-Fi (Wireless Internet access), mobile communication tools, Internet audience.
1. Введение
За сравнительно небольшой промежуток времени компьютерная сеть Интернет прошла эволюционный путь своего развития: от единой среды распространения информации до глобальной децентрализованной сети, охватывающей почти все сферы деятельности, практически во всех странах мира; от локальной сети, объединяющей несколько ведущих организаций до глобальной среды, где чуть ли не каждый пользователь может найти для себя необходимую информацию.
Появление возможности передачи данных в глобальную сеть и обратно через сотовые телефоны стало дополнительным импульсом для развития сети Интернет. Более того, именно мобильный Интернет стал актуальной темой для большинства информационных лент, касающихся вопросов развития информационно-коммуникационных технологий.
Конечно, неправильно было бы утверждать, что мобильный Интернет на сегодняшний день является необходимой составляющей нашей жизни: многие пользователи и по сей день уверены, что это дорого, медленно и не всегда удобно. Именно по этой причине данная тема сегодня представляется особенно актуальной и своевременной.
2. Зарождение, развитие и современное состояние мобильного Интернета
Мобильный Интернет - явление достаточно новое, а потому недостаточно
изученное. Однако даже самым скептически настроенным специалистам приходится признавать, что скорость проникновения данного технического средства коммуникаций среди населения планеты по оценкам большинства экспертов является самой высокой в мире.
Анализируя двадцатилетнюю историю развития средств мобильной связи и, прежде всего, мобильных телефонов, можно обратить внимание на то, что каждую секунду в мире подключалось примерно 1000 пользователей. Первый миллиард мобильных телефонов был реализован и подключен за 20 лет, второй - за 4 года, а третий миллиард - всего за 2 [2].
Еще 10-15 лет назад даже самый обычный мобильный телефон воспринимался большинством как предмет роскоши, характерный для обеспеченных слоев населения и среды бизнеса. Лишь немногие имели возможность приобрести себе такую дорогую «игрушку».
Кроме того, при всех своих преимуществах, первые мобильные телефоны доставляли и множество хлопот своим пользователям: телефонная трубка была довольно громоздкой и не слишком удобной в эксплуатации. Тарифы же за услуги мобильной связи лишний раз подчеркивали тот факт, что мобильный телефон -удовольствие не из дешевых.
Но именно мобильная связь стала одной из тех отраслей, развитие в которой идет колоссальными темпами. Крупнейшие операторы мобильной связи на протяжении ряда лет предпринимают все усилия для того, чтобы каждый человек на земле имел свой личный мобильный телефон.
И эта задача сегодня уже почти выполнена. Согласно отчету Международного союза телекоммуникаций (ITU) в середине 2011 г. количество абонентов сетей сотовой связи достигло 5,3 млрд. человек. Таким образом, доступ к мобильным сервисам теперь имеют около 80% населения земного шара.
В современных условиях научно-технического прогресса и высокой динамики развития конкурентных взаимоотношений между ведущими компаниями-производителями, эта возможность реализуется не только с помощью «кнопочных» мобильных телефонов. За последние несколько лет мировые производители наладили производство смартфонов и коммуникаторы, имеющих сенсорное управление и предоставляющих значительно более широкий спектр услуг.
В ноябре 2011 компания Vision Mobile опубликовала статистические данные по распространению смартфонов в мире. Результаты изложены в таблице 1.
По данным исследовательских агентств, подавляющее большинство именно владельцев смартфонов используют их для доступа в Интернет ежедневно. Таким образом, увеличение продаж смартфонов, в свою, очередь, способствует росту популярности мобильного Интернета.
На фоне развития мобильного пользования глобальной компьютерной сетью,
появляются и повсеместно развиваются его новые возможности и инструменты. Наиболее ярко это проявляется в развитии мобильной коммерции -сравнительно нового вида деятельности в формате мобильного Интернета.
В США появляются компании, специализирующиеся на продажах предметов роскоши по безналичному расчету посредством мобильной связи и мобильного телефона, который подключен специальной программой к банковскому счету его владельца - потенциального покупателя [2]. При этом, именно в США на развитие мобильного Интернета только в 2011 г. должно было быть потрачено свыше 18 млрд. долларов.
По статистике, на сегодняшний день около 30% музыкальных произведений продается через Интернет, загружается на телефоны или другие мобильные устройства. К примеру, владельцы современных смартфонов и коммуникаторов (iPhone, HTC, Nokia и др.) осуществляют поиск информации в мобильном Интернете в 50 раз чаще, чем владельцы обычных мобильных телефонов. А признанными рекордсменами по частоте посещений являются представители Японии, проводящие около двух часов в день в мобильном Интернете [2].
Согласно данным компании ComScore, 89,6 млн. американцев используют мобильные устройства для работы, доступа к электронной почте или для личных целей [4].
Весьма показательным является пример жителей Индии, в которой зарегистрировано около 30 млн. пользователей «мобильных кошельков», подключенных к телефонам. Данная программа позволяет оплачивать не только услуги мобильной связи и совершать мелкие транзакции, но и приобретать билеты на общественный транспорт и культурно-массовые мероприятия, покупать в магазинах товары и совершать другие разнообразные платежи. Банк, выпускающий такую программу, имеет соглашение с оператором мобильной связи, в результате чего, программа по умолчанию устанавливается на SIM-карты каждого мобильного телефона. Таким образом, в Индии каждый месяц открывается около 16 млн. банковских счетов, и вместе с ними растет число пользователей мобильными телефонами. К тому же стоит учитывать, что в Индии каждый месяц подключается к сети до 9 млн. человек [2].
В 2011 г. шведская компания по производству телекоммуникационного оборудования Ericsson опубликовала доклад о состоянии рынка Интернета мобильного доступа. В этом докладе, в частности, содержался и прогноз ближайшего развития мобильного Интернет. По данным компании, в 2012 г. количество пользователей широкополосного мобильного Интернет в мире достигнет 1 млрд. человек.
По мнению экспертов компании Ericsson, лидером по числу пользователей мобильного широкополосного доступа к сети Интернет станет Юго-Восточная Азия, где сконцентрируются порядка 400 млн. потребителей данной услуги. В Европе и Северной Америке в 2012 г. будет насчитываться примерно по 200 млн. пользователей мобильного Интернет.
Следующим этапом развития мобильного доступа в Сеть станет превышение числа мобильных пользователей над числом стационарных подключений в сети. Первым государством, достигшем такого показателя в 2011 г. стала Нигерия.
Прогноз аналитической компании IDC говорит о том, что к 2015 году в США развитие мобильного Интернет по количеству пользователей обойдет традиционный проводной Интернет. Американский рынок мобильный устройств сегодня завален смартфонами. А если добавить к этому активное распространение планшетов и повальное увлечение ими, то можно предположить, что вплоть до 2015 года число пользователей мобильного Интернет ежегодно будет увеличиваться на 16,6% [5].
Согласно прогнозам IDC, подобный
Таблица 1. Распространение смартфонов по регионам мира
Регионы Процент пользователей
Северная Америка 65%
Европа 50%
Юго-Восточная Азия 19%
Латинская Америка 17%
Африка и Ближний Восток 18%
Данные на ноябрь 2011. Источник: Vision Mobile, электронный ресурс -http: vuwv. visionniobile.coni
Процент пользователей — соотношение количества владельцев смартфонов от общего числа пользователей мобильной связи
Данные на декабрь 2011 г. Источник: группа компаний ТЫБ, электронный ресурс - http://www.tns-global.ru/rus/
Рис. 1. Основное мобильное устройство для выхода в Интернет
Экономика, Статистика и Информатика
№4, 2012
195
ход развития событий характерен не только для США. То же самое в скором времени должно произойти в Западной Европе и Японии [5].
Общемировые тенденции ясно прослеживаются и в России. В ноябре 2011 г. международная исследовательская группа TNS проводила исследования Интернет-аудитории, в том числе и пользователей мобильного Интернета. Согласно данным международного агентства, российские пользователи почти в половине случаев используют для выхода в Интернет обычный мобильный телефон. На втором месте по частоте использования находятся смартфоны и коммуникаторы (рис. 1).
Учитывая тот факт, что руководствуясь полученными результатами опросов, аналитические и статистические организации по-разному оценивают аудиторию мобильного Интернета, существуют серьезные расхождения и в результатах подсчета количества Интернет-пользователей, и в используемых ими технических устройствах.
Так, результаты исследования группы компаний TNS разнятся с данными Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), проводившего исследование в октябре 2011 г. Согласно показателям ФОМ, для выхода в сеть через мобильное устройство, подавляющее большинство россиян - 68% используют обычный мобильный телефон с небольшим экраном. Еще 20% приходится на мобильные телефоны с большим экраном и только 11% - на смартфоны и коммуникаторы, причем доля последних только за один год выросла на 3%.
Несмотря на столь разнящиеся данные, специалисты, проводившие исследования, абсолютно согласны с утверждением, что именно за счет увеличения объемов продаж смартфонов растет популярность мобильного Интернета в России. Эти данные подтверждают и специалисты компании J'son & Partners Consulting: 32% владельцев смартфонов используют мобильный Интернет ежедневно, а около половины - от 4 до 6 дней в неделю. Около 52% пользователей используют свои смартфоны для посещения социальных сетей хотя бы раз в неделю [6].
Помимо социальных сетей наиболее востребованными ресурсами у пользователей мобильного Интернета можно назвать тематические сайты, электронную почту, а также выкладываемые в сеть файлы музыкальных произведений, художественных фильмов и видеопрог-
рамм.
Вместе с тем, приходится сознавать, что существует и ряд факторов, тормозящих развитие мобильного Интернета. Во-первых, - это сама услуга связи, предоставляемая операторами совсем не безвозмездно. Согласно данным того же исследования ФОМ, самым употребляемым способом подключения к мобильному Интернету (в половине случаев) является обыгчныш тариф сотового оператора с платой за использование. На практике это означает оплату пользователем каждого мегабайта полученного трафика, что, в свою очередь, не способствует «блужданию» его по сети.
До недавнего времени второй немаловажной проблемой, с которой систематически сталкивались пользователи мобильного Интернета, оставался ограниченный набор сайтов, специально адаптированных под мобильные телефоны. Не секрет, что, желая сделать сайт более привлекательным, его наполняют анимационными роликами, видео, аудио и другим подобным «тяжеловесным» контентом, который долго загружается и съедает немало трафика. Временами у потребителя просто не хватает терпения дождаться, когда же сайт будет загружен.
Учтывая популярность мобильного Интернета, на сегодняшний день многие владельцы сайтов осознают, что их адаптация под мобильные телефоны необходима. Тем не менее, одномоментно адаптировать большинство Интернет-страниц практически не представлялось возможным.
Решением данной проблемы послужила разработанная в 2009-2010 гг. новая технология 4в. Под этим термином подразумеваются беспроводные сети четвертого поколения, характеризующееся высокой скоростью передачи данных и улучшенным качеством голосовой связи.
Данная технология позволяет адаптировать под современные мобильные средства связи такие возможности кабельного Интернета, как голосовое общение и обмен данными с другими пользователями, высококачественные и высокоскоростные потоковые мультимедиа, разнообразные игровые сервисы, и многое другое.
3. Заключение
Подводя итог, можно констатировать, что будущее мобильного Интернета выглядит весьма радужным и перспективным. Количество человек, обладающих мобильным телефоном, стреми-
тельно увеличивается. Одновременно с этим расширяется и зона покрыггия мобильных операторов, что практически означает рост зоны устойчивого доступа в Интернет.
Кроме того, компании, предоставляющие доступ в Сеть, в условиях конкуренции вынуждены снижать цены на трафик, что, разумеется, не может не отразиться на увеличении количества пользователей, чему также будет активно способствовать разработка и внедрение в повседневную жизнь скоростной передачи данных.
Литература
1. Джамалипур А. Беспроводной мобильный Интернет. Архитектура, протоколы и сервисы. М., Техносфера, 2009 г
2. Долгов В. Google смотрит в будущее // Интернет в цифрах, 2009, №1
3. Леонтьев В. Мобильный Интернет. М., Олма Медиа Групп, 2008
4. comScore. URL: http:// www.comscore.com [Дата обращения 15.03.2012 г]
5. Бинтернет URL:http://binternet.ru [Дата обращения 25.02.2012 г.]
6. gToday URL:http://gtoday.ru [Дата обращения 28.03.2012 г.]
7. Смелов П.А., Егорова Е.А. Статистическая характеристика пользователей Интернет в России // Тезисы докладов V Научно-практической конференции «Актуальные проблемы статистического анализа социально-экономических явлений и процессов» - М.: МЭСИ, 2011
References
1. A. Dzhamalipur The Wireless Mobile Internet: Architectures, Protocols and Services. Moscow, The Technosphere, 2009
2. V Dolgov. Google looks to the future. Internet by figures. 2009, #1
3. VLeontiev. Mobile Internet. Moscow, The Olma Media Group, 2008
4. comScore. URL: http:// www.comscore.com [Date of access 15/03/ 2012]
5. Бинтернет URL:http://binternet.ru [Date of access 25/02/2012]
6. gToday URL:http://gtoday.ru [Date of access 28/03/2012]
7. Smelov P.A., Egorova E.A. Statistical characteristics of Internet users in Russia // Tezisy dokladov V Nauchno-prak-ticheskoy konferencii «Aktual'nye prob-lemy statisticheskogo analiza social'no-ekonomicheskih yavleniy i processov» -M.: MESI, 2011