Научная статья на тему 'Современное состояние и тенденции развития гостиничной инфраструктуры на КМВ'

Современное состояние и тенденции развития гостиничной инфраструктуры на КМВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2621
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Рыкун Галина Николаевна

В статье раскрывается современное состояние гостиничной инфраструктуры на КМВ. Показаны перспективы развития гостиничной индустрии в регионе, возможности повышения уровня удовлетворенности услугами региональных гостиниц путем дифференциации средств размещения в соответствии с целями пребывания в них туристов и отдыхающих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Рыкун Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the current state of the hotel infrastructure on the CMS. The perspectives of the development of the hotel industry in the region are shown, the possibilities of increasing the level of satisfaction with the services of regional hotels by differentiating the accommodation facilities in accordance with the purposes of tourists and tourists staying there.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и тенденции развития гостиничной инфраструктуры на КМВ»

УДК 338.46.

Рыкун Т.Н.1

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА КМВ

Аннотация. В статье раскрывается современное состояние гостиничной инфраструктуры на КМВ. Показаны перспективы развития гостиничной индустрии в регионе, возможности повышения уровня удовлетворенности услугами региональных гостиниц путем дифференциации средств размещения в соответствии с целями пребывания в них туристов и отдыхающих.

Rykun G.N.

MODERN STATUS AND TRENDS OF DEVELOPMENT OF THE HOTEL INFRASTRUCTURE AT KMV

Abstract. The article reveals the current state of the hotel infrastructure on the CMS. The perspectives of the development of the hotel industry in the region are shown, the possibilities of increasing the level of satisfaction with the services of regional hotels by differentiating the accommodation facilities in accordance with the purposes of tourists and tourists staying there.

В современных условиях господства рыночных отношений и углубления тенденций глобализации во всех сферах жизнедеятельности общества значительно повышается роль отдельных регионов в социально-экономическом развитии многих государств мира, повышается уровень их самостоятельности в решении жизненно важных вопросов. В этом смысле не является исключением и Российская Федерация, более того, для нашей страны вопросы регионального развития имеют большое значение, поскольку Россия состоит из 85 субъектов. В ее составе 22 республики, 9 краев и 46 областей, 4 автономных округа, одна автономная область и три города федерального значения. Все субъекты РФ распределены между 8 федеральными округами. Кроме того, внутри крупных субъектов Российской Федерации выделяется ряд субрегионов, отличающихся специфическим характером социально-экономического развития. Таким субрегионом являются, в частности, Кавказс-

кие Минеральные Воды, потенциал которого предопределил выделение туристской отрасли в качестве перспективного направления социально-экономического развития Ставропольского края и всего Северо-Кавказского федерального округа.

По площади Кавказские Минеральные Воды больше таких туристских субрегионов Западной Европы, как Люксембург (в два раза) и Андорры (более чем в десять раз). Его туристско-рекреационный потенциал превышает аналогичный потенциал курортов со схожими характеристиками - Баден Бадена и Карловых Вар, вместе взятых. Благоприятные климатические условия, соединенные с великолепными природными ландшафтами и с постоянно обновляющимися гидроминеральными и бальнеологическими ресурсами, делают регион уникальным.

С помощью туризма и его инфраструктуры в регионе, крае и округе предполагается сделать конкретные шаги в сторону перехода к

1 Рыкун Галина Николаевна, доктор исторических наук, профессор кафедры туризма и гостиничного дела, ИСТиД (филиал) СКФУ в г. Пятигорске, E-mail: galina.rykun@gmail.com

Galina Rykun, Doctor of historical sciences, professor of the department of tourism and hotel business, ISTID (branch) NCFU in Pyatigorsk, E-mail: galina.rykun@gmail.com

инновационному решению первоочередных задач в области социально-экономического развития. При этом расчет делается, прежде всего, на повышение уровня жизни населения, а также на удовлетворение сервисных и других потребностей граждан, прибывающих в регион на отдых и с целью оздоровления. Как записано в Стратегии развития туризма в Ставропольском крае до 2030 года, основное внимание в этом направлении будет уделяться созданию инфраструктуры отдыха и туризма, способной обеспечить качество, доступность и конкурентоспособность туристских услуг [3]. Это, в первую очередь, относится и к услугам гостиничных предприятий.

Взаимосвязь развития регионального гостиничного комплекса и создания дополнительных рабочих мест представляется очевидной. Она объясняется не только ролью туризма в экономической структуре, но и миграционной ситуацией в регионе. Только в Кавказско-Ми-нераловодской агломерации в пределах Ставропольского края на начало текущего года проживало около 955 тысяч человек, в том числе в городах - 658 тысяч. При этом численность населения КМВ постоянно увеличивается за счет мигрантов и переселенцев в основном трудоспособного возраста из других регионов Северного Кавказа и Закавказья.

В пределах агломерации расположены четыре города-курорта федерального значения: Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки и Желез-новодск. Их статус определен правительственным Постановлением от 17 января 2006 г. №14 [4]. Между названными городами налажено регулярное транспортное сообщение. Выгодное географическое положение обеспечивает доступность региона любым транспортными средствами со всех четырех сторон света. Аэропорт Минеральные Воды работает в круглогодичном режиме и способен принимать любые типы самолетов. Узловая станция в этом же городе распределяет пассажирские потоки по всем направлениям, федеральная автомобильная трасса М-29 в южном направлении связывает регион со всеми субъектами Северо-Кавказского федерального округа, государствами Закавказья, в северо-западном

направлении - с субъектами Южного и Центрального федеральных округов. Все выше сказанное говорит о транспортной мобильности региона, которая играет важную роль в развитии индустрии гостеприимства.

За последнее десятилетие в результате интенсивного жилищного строительства в пригородах городов КМВ и расширения промышленных зон фактически начали стираться административные границы между курортами Кавказских Минеральных Вод, что актуализирует проблему их рассмотрения в качестве единого туристско-рекреационного комплекса. Даже краткая характеристика региона КМВ свидетельствует о необходимости принятия стратегических решений, направленных на разработку и реализацию совокупности организационно-правовых, хозяйственно-экономических и других задач по совершенствованию структуры региональной индустрии гостеприимства и, прежде всего, расширению внутренней сети средств размещения, повышению качества гостиничных услуг.

Гостиничная сфера, так же как и туризм, имеет межотраслевую специфику. Сегодня она служит не только для размещения туристов, но и обеспечения их питанием, транспортом, различными видами развлечений, участвует в проведении культурно-массовых, научно-познавательных, деловых и многих других мероприятий, производит и реализует большой ассортимент сервисных услуг. Это говорит, в первую очередь, о том, что гостиничная сфера требует к себе комплексного подхода как с точки зрения организации деятельности, так и в плане определения перспектив развития. Участниками этих процессов должны быть не только предприниматели и специалисты в области гостиничного бизнеса, но и представители смежных отраслевых предприятий, органов государственной региональной и муниципальной власти, заинтересованная часть научной общественности.

Если проследить динамику численности туристского потока за последние шесть лет, то наблюдается устойчивая тенденция ее увеличения. Это видно из данных, представленных в таблице № 1.

Таблица 1 - Динамика численности потока туристов на КМВ в период с 2011 по 2016 год, в тыс. чел.

Год Количество туристов

2011 960

2012 1063

2013 1145

2014 1218

2015 1290

2016 1400

Составлено автором на основе анализа краевого целевой программы «Развитие курортов и туризма в Ставропольском крае на 2012-2016 годы»

Из таблицы видно, что среднегодовой туристский поток на КМВ превышает численность местного населения в регионе. Это свидетельствует о том, что ежемесячно в городах-курортах находится до ста тысяч туристов. Для размещения туристов используется 320 коллективных средств размещения, в том числе 132 санатория и 188 гостиниц. В гостиницах КМВ одновременно могут поселиться порядка восьми тысяч человек. В 2014 году предприятия туристской индустрии, включая гостиницы, заплатили налогов около 1.313 тысяч рублей, прирост по отношению к предыдущему году составил 1,5%. При этом нужно отметить, что доходная часть гостиничных предприятий не отличается стабильностью. Причина видится в кризисном состоянии отрасли в 2012-2013 годах. В 2014 году ситуация улучшилась, и по размерам доходов гостиницы КМВ вышли на уровень 2011 года, заработав в общей сложности около 1,5 миллиардов рублей. За этот же период времени стоимость всех услуг, оказанных предприятиями санаторно-курортного комплекса и гостиничного сектора, выросла на 2,3 млрд. рублей. Если взять за основу показатель доходности всех средств размещения в 2011 году, то по результатам работы в 2016 году он вырос почти на 6 млрд. рублей [6].

Говоря о гостиницах курортного региона, приоритетными видами которого определены бальнеологический, историко-культурный и медицинский туризм, хотелось бы отметить возрастающую возможность доходности средств размещения. Так, например, сегодня быстрыми темпами развивается культурно-познавательный туризм, любители которого могут познакомиться более чем с двумя тыся-128

чами объектов регионального уровня. На территории КМВ находятся 63 памятника федерального значения, распределенные по шести городам, внесенным в федеральный реестр исторических местностей: Буденновск, Геор-гиевск, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск и Ставрополь. Большую популярность в регионе приобретает также спортивно-экстремальный, рыболовно-охотничий, событийный виды туризма. Все эти и некоторые другие виды туризма связаны с постоянными поездками и передвижениями по территории региона. Для их почитателей гостиничные услуги, хоть и не являются основным критерием оценки качества отдыха, но не менее важны. Другой вопрос, когда речь идет о представителях делового туризма, который сам по себе нуждается в статусном окружении. Проведение конференций, совещаний, деловых встреч, симпозиумов стало визитной карточкой региона. Достаточно сказать, что третья часть действующих гостиниц, т.е. более 60 гостиничных предприятий, имеет возможность организовывать и проводить такие мероприятия. Первенство по праву принадлежит Пятигорску и Кисловодску, которые имеют возможность включиться в новое перспективное направление делового туризма - BLEISURE - поездка, совмещающая деловые цели с досугом и отдыхом и позволяющая продлить пребывание в гостинице на 2-3 дня.

Несмотря на сложности организации гостиничного бизнеса, на КМВ данная сфера предпринимательской деятельности динамично развивается. Увеличивается число гостиниц, расширяется номерной фонд. Если взять краевой уровень, то номерной фонд гос-

тиниц Ставрополья составляет третью часть емкости санаториев, пансионатов и клиник, хотя численность последних меньше примерно в два с половиной раза. По официальным данным сегодня в крае работает 454 средства размещения, в том числе 316 гостиниц, в которых одновременно могут размещаться почти 12 тысяч человек [7].

Анализ, проведенный по материалам сайта «Гостиницы Кавказских Минеральных Вод», показал, что в настоящее время на территории и в пригородах городов-курортов имеется 188 средств размещения. В этом списке представлены следующие: Апарт-отели, SPA-

Эти данные в совокупности с размером номерных фондов пятигорских гостиниц показывают, что в городе-курорте действуют, главным образом, небольшие гостиницы, в которых одновременно могут находиться до 50 человек. Гостиницы с емкостью номерного фонда более 100 и более 200 мест - это, как правило, реставрированные постройки советских времен («Интурист», «Бештау», «Пятигорск»), Большинство новых гостиниц введено в строй в последние 5-6 лет, в большинстве случаев они имеют хорошие интерьеры, новейшее оборудование. Пока они не отличаются разнообразием сервисных услуг, но комфортные условия для проживания в них созданы. Практически во всех гостиницах Пятигорска, кроме хосте-лов, клиенты обеспечиваются завтраком, для них организуются экскурсионные поездки по достопримечательным местам КМВ. Ряд гостиниц специализируется на приеме туристов, приезжающих на КМВ со спортивно-оздоровительными целями, для занятий экстремальными видами спорта («Спорт», «Спортивная», «Сосновый бор», комплекс

отели, гостиницы, ресторанно-гостиничные комплексы, гостевые дома, мини-гостиницы, мотели и хостелы. По городам КМВ они распределяются следующим образом:

- Пятигорск - 55 средств размещения гостиничного типа;

- Кисловодск - 60;

- Ессентуки - 44;

- Минеральные Воды - 20;

- Железноводск - 9.

На примере гостиниц Пятигорска можно проследить общую тенденцию распределения номерного фонда, представленную в таблице №2.

«Озерный»), Многие гостиничные предприятия города предлагают услуги по организации и проведению конференций, деловых встреч, переговоров и т.п. («Интурист», «Ма-шук», «Бештау», «Лазарь», «Золотой комплекс» и другие). В некоторых гостиницах гостям предлагают развлекательные программы («Бештау», «Гермес», «Золотой комплекс» и другие), другие специализируются на предоставлении услуг СПА-салонов и салонов красоты, фитнес-центров («Хантама», «Ковчег», «Наутилус», «Золотой глобус»).

В целом, с полным основанием можно сказать, что система средств размещения в центре Кавказских Минеральных Вод прогрессирует в соответствии с общими тенденциями развития гостиничного бизнеса в стране и округе и в русле принятой в конце 2015 года Стратегии развития туризма в Ставропольском крае до 2030 года [10]. Собственно говоря, текущий год является началом первого этапа реализации данной стратегии, на котором в числе других мероприятий планируется осуществить классификацию гостиниц и других средств размеще-

Таблица 2 - Распределение номерного фонда в гостиницах города-курорта Пятигорска

Количество номеров в гостиницах Количество гостиниц

До 10 номеров 22

До 20 номеров 14

До 50 номеров 12

До 100 номеров 2

Более 100 номеров 4

Подсчитано автором по маркетинговым описаниям гостиниц г. Пятигорска

ния по новым стандартам, содержащимся в соответствующем приказе Министерства культуры Российской Федерации [11]. Эта работа уже началась. На сегодняшний день в федеральном реестре значится двадцать средств размещения Ставропольского края,

Процесс присвоения категорий продолжается, гостиницы будут подвергаться экспертным оценкам по мере окончания сроков действия предыдущих классификационных категорий.

получивших классификационную категорию по новым стандартам. Поскольку нас интересуют, в первую очередь, гостиницы и иные средства размещения городов-курортов Кавказских Минеральных Вод, то мы выделили их в отдельную таблицу.

Анализ данных, отраженных в таблице, показывает, что на Кавказских Минеральных Водах улучшается качество гостиничных и других сервисных услуг, об этом свидетельствуют категории, присвоенные ряду гостиниц

Таблица 3 - Гостиницы и иные средства размещения Кавказских Минеральных Вод, классифицированные по требованиям Минкулъпгуры РФ

Гостиница Город Присвоена категория Организация, проводившая экспертизу

Гостиничный комплекс «Гранд отель» Кисловодск 4 звезды ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и

сервиса»

ФГОУ ВПО «Российский

Санаторий «Истокъ» Ессентуки 4 звезды государственный университет туризма и сервиса»

Оздоровительно- ФГОУ ВПО «Российский

гостиничныи комплекс Ессентуки 4 звезды государственный университет туризма и

«Курортный» сервиса»

Гостиничный

комплекс «SPA-отель Железноводск 4 звезды ООО «Эксперт-КМВ»

«Рафаэль»

Гостиница «City & Business Hotel» Железноводск 3 звезды ООО «Премьер-Дил»

Холдинг ФГОУ ВПО «Российский

Центрального совета по туризму и отдыху Кисловодск 3 звезды государственный университет туризма и

«Виктория» сервиса»

ФГОУ ВПО «Российский

Пансионат «Родина» Ессентуки 4 звезды государственный университет туризма и сервиса»

СПА-Отель «Хаят» Пятигорск 4 звезды ООО «Эксперт-КМВ»

Курортный комплекс Железноводск, пос. 4 звезды ООО «Эксперт

«Машук Аква-Терм» Иноземцево Хоспиталити Групп»

Санаторий «Плаза» Кисловодск 4 звезды ООО «Эксперт Хоспиталити Групп»

Отель «Бристоль» Пятигорск 4 звезды ООО «Эксперт-КМВ»

Составлено автором по: Класснфнцнрованные объекты: гостиницы и иные средства размещения.

городов-курортов. Кроме того, стала более отчетливо проявляться специализация гостиниц по приему и обслуживанию конкретных категорий туристов. Конечно, для улучшения ситуации в рассматриваемой сфере требовалось время, в течение которого гостиничная отрасль Кавказских Минеральных Вод не показывала высоких результатов. Это заметили специалисты и отразили в анализе состояния рынка гостиничных услуг за последние пять лет.

Так, например, сайт «Вштез81а1:» опубликовал обзор рынка гостиничного бизнеса в Российской Федерации за 2011-2014 годы, как раз в тот период, в течение которого этот

вид предпринимательства на КМВ находился в стадии реорганизации или в начале своей деятельности. Например, только пятигорские гостиницы «Классик», «Бристоль», «Александра», «Пять гор», комплекс «Хантама», «Мотель» и многие другие начали работать в период с 2011 по 2013 год, а «Гермес», «Гостиный Дом», «Комплимент» и другие открылись в 2014-2015 годах. Тем не менее результаты анализа представляют интерес с точки зрения выделения проблемных зон гостиничной деятельности в регионе КМВ. Для наглядности они представлены схематично и в виде диаграмм [13].

400 000 350 000 300 000 250 000 200 000 150 000 100 000 50 000

2011

2012

2013

2014

Прибыль (убыток) от продаж Выручка (нетто) от продажи

Се&естоимостъ проданных товаров, продукции, работ, услуг

Рисунок 1 - Динамика финансовых показателей Северо-Кавказского федерального округа в сфере деятельности гостиниц и других средств размещения за период с 2011 по 2014 год, в тыс. рублей

Из данной диаграммы видно, что в выделенный период прибыль сначала возрастала, потом динамично снижалась до минимума, притом, что выручка превышала себестоимость услуг

В другой диаграмме авторы анализа распределяют доли федеральных округов в формировании российского рынка гостиничных услуг в первом полугодии 2015 года.

Рисунок 2 — Участие федеральных округов в формировании российского рынка гостиничных услуг в 1—2 квартале 2015 года, в %

Из этой диаграммы видно, что почти половина рынка гостиничной индустрии сосредоточена в Центральном федеральном округе. Второе место по объему продаж гостиничных услуг занимает Северо-Западный федеральный округ, а третье с большим отставанием (6%) - Южный федеральный округ за счет курортов Краснодарского края. Северо-Кавказскому федеральному округу отведена последняя позиция с показателем менее 1%. В пояснительной записке отмечается, что неблагополучное положение дел с гостиничной сферой в СКФО связано с падением уровня популярности курортов Кавказских Минеральных Вод.

Довольно сложно оспаривать такой вывод, так же, как и оценивать его объективность, поскольку авторы анализа ссылаются на некие независимые отраслевые и новостные источники, а также данные открытых сетей. В то же время приведенные в анализе данные заставляют больше внимания уделять гостиничному сектору с которым напрямую связана эффективность реализации программ развития ту-ристско-рекреационной сферы на Кавказских Минеральных Водах.

Приведенный анализ является не единственной попыткой оценить состояние гостиничной индустрии в регионах Российской Федерации. В 2015 году Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с журна-

лом «Отдых в России» провели свой анализ туристской привлекательности российских регионов, в том числе в сфере предоставления гостиничных услуг. Их исследование было ориентировано на изучение тенденций развития внутреннего туризма в рамках соответствующей целевой программы. Инициаторов анализа, в первую очередь, интересовали инвестиционные возможности регионов, поскольку реализация названной программы опирается, в том числе на частные инвестиции, привлечение которых на местах всегда вызывает определенные трудности.

В рамках настоящего исследования интерес представляет то обстоятельство, что в качестве основных критериев анализа были выбраны наиболее характерные показатели деятельности гостиничных предприятий того или иного региона. К ним, в частности, относятся следующие: общая емкость гостиниц и других средств размещения (количество номеров) на душу местного населения, численность работников, занятых в сфере предоставления гостиничных услуг, прибыль от реализации этих услуг в расчете на каждого жителя региона. Уровень популярности регионального туристского комплекса определялся численностью поселений (ночевок) в гостиницах. Кроме того, в расчет брались и достопримечательности территорий по количеству объектов, включенных в пере-

чень ЮНЕСКО, обустроенность транспортных коммуникаций, состояние окружающей среды, наличие туристского бренда и некоторые другие показатели.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каждый критерий оценивался отдельно по балльной системе. Например, за первое место региону давалось 8,5 баллов, каждое последующее место оценивалось на 0,1 балла ниже. После этого баллы, полученные каждым регионом по оценке различных критериев, суммировались, в результате получился национальный рейтинг туристской привлекательности российских регионов. Регионы, набравшие более 50 баллов в 2015 году и более 60 балов в 2016 году, были включены в группу лидеров. Впол-

не предсказуемо в 2015 году первые три места достались Краснодарскому краю, Санкт-Петербургу и Москве. За ними с небольшим разрывом в количестве баллов следуют регионы Южного (Крым), Центрального (Московская область) и Северо-Западного (Калининградская область, Республика Карелия) федеральных округов. При этом Ленинградская область оказалась на 11 позиции, на 0,2 балла от нее отстал Ставропольский край. Порядок распределения регионов в соответствии с рейтингом туристской привлекательности в 2016 году изменился. На первое место вышла Москва, Ставропольский край получил 13 место в данном рейтинге, что отражено в таблице №4.

Таблица 4 - Рейтинг туристской привлекательности российских регионов в 2015 году

Название региона Сумма баллов Место в рейтинге

Краснодарский край 70,9 1

Санкт-Петербург 63,2 2

Москва 60,7 3

Крым 59,5 4

Московская область 56,8 5

Калининградская область 56,6 6

Карелия 56 7

Ярославская область 53,1 8

Нижегородская область 52,8 9

Алтайский край 52 10

Ленинградская область 51,7 11

Ставропольский край 51,5 12

Татарстан 51,3 13

Приморский край 51 14

Калужская область 50,9 15

Псковская область 50,4 16

Название региона Сумма баллов Место в рейтинге

Москва 80 1

Санкт-Петербург 79,7 2

Краснодарский край 77,3 3

Крым 75,2 4

Московская область 74,8 5

Нижегородская область 73,1 6

Алтайский край 70,6 7

Республика Татарстан 66,7 8

Калининградская область 65,7 9

Приморский край 65 10

Ленинградская область 64,8 11

Республика Башкортостан 64,6 12

Ставропольский край 64,5 13

Самарская область 64,6 14

Иркутская область 62,4 15

Таблица 5 - Рейтинг туристской привлекательности российских регионов в 2016 году

Рейтинг Ставропольского края определялся по оценке состояния туристской индустрии на Кавказских Минеральных Водах. Двенадцатый показатель в общероссийском рейтинге - неплохой результат, но для исследуемого региона он не может быть признан удовлетворительным из-за того, что в 2016 году он опустился на одну строку ниже, несмотря на увеличившуюся сумму балов. Для его повышения необходимо, в первую очередь, развивать гостиничную сеть, расширять ассортимент и улучшать качество гостиничных и туристских услуг. Думается, что эта задача уже поставлена перед заинтересованными министерствами и ведомствами, поскольку ряд моделей ее решения составил основу концепции развития туризма в Ставропольском крае до 2030 года.

Что касается самого рейтинга, то его результаты представляются более объективными по сравнению с вышеприведенным анализом и не только потому что расчет делался на основе конкретных показателей. Если внимательно посмотреть на список группы лидеров, то в него вошли регионы практически всех федеральных округов за исключением УФО. Вторую группу составили регионы, занявшие 17-65 места и набравшие от 30 до 50 баллов. Примечательно, что в этот список вошли только два субъекта Северо-Кавказского федерального округа - Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия, занявшие, соответственно, 35 (41,2 балла) и 48 (36,1 балла) места. С одной стороны, это говорит о том, что чем уже территориальные рамки анализа, тем объективнее получаются итоговые результаты. С другой стороны, становится очевидным, что регион Кавказских Минеральных Вод с его потенциалом, даже при условии его неполного использования, не может ухудшать состояние туризма и гостиничного хозяйства более крупных образований, напротив, он удерживает их на уровне среднестатистических показателей.

Именно в таком смысле следует понимать слова губернатора Ставропольского края В.В. Владимирова, который высоко оценил значение национального рейтинга для развития туристской инфраструктуры в регионе и на Кавказских Минеральных Водах, в частности. По его мнению, рейтинг открывает новые 134

возможности для обострения конкурентной борьбы на рынке услуг, дает возможность людям познакомиться с объективной оценкой потенциалов и возможностей российских регионов. Губернатор отметил также, что в 2015 году численность туристов в регионе превысила 906 тысяч человек и продолжает увеличиваться на 4-5% ежегодно за счет новых видов и улучшения качества услуг по местам расселения отдыхающих [15].

Нет сомнений в том, что рассматриваемая сфера на КМВ далека от совершенства и нуждается в дальнейшем развитии, однако это не те проблемы, которые в условиях экономического кризиса решаются в течение нескольких лет. Они требуют более широкого временного диапазона и продуманных решений. Именно такую стратегию избрана федеральным и региональным руководством, она нашла отражение в перспективном планировании на последующие 15 лет. Как известно, основным фактором, сдерживавшим инвестиционные потоки на Кавказские Минеральные Воды, являлись риски политического и экономического характера. Решить эту проблему удалось через включение в реализацию целевой программы механизмов государственно-частного партнерства. Эта мера призвана защитить реальных и потенциальных инвесторов, владельцев частных капиталов от финансовых потерь в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств.

В свою очередь, возможность принятия такого решения на высоком государственном уровне появилась вследствие четкого обоснования миссии развития туризма и туристской инфраструктуры в регионе на период до 2030 года. Эта миссия опирается на потенциал лечебно-оздоровительного туризма, благодаря которому регион получил особый статус и который должен стать отправной точкой для развития остальных туристских направлений и необходимой для этого инфраструктуры. Сама по себе миссия без выделения стратегических целей не имеет значения. В этой связи одна из поставленных целей предполагает трехкратное увеличение туристского потока, а достижение этой цели невозможно без развития отраслевой инфраструктуры и гостиничного сектора, в частности.

Решение этой задачи включает в себя интеграцию информационных технологий в гостиничную индустрию региона, реализацию планов маркетингового продвижения гостиничных услуг, создание системы статистического контроля над их потреблением и оценкой потребителями. В будущем в различных регионах страны планируется создать сеть информационных центров, которые будут способствовать популяризации туризма на Кавказских Минеральных Водах, в том числе за счет распространения сведений о гостиницах и иных средствах размещения. Для этого по предложению Министерства культуры будет создана система туристской навигации, усовершенствован имеющийся информационный портал региона, рассматривается возможность разработки специального мобильного приложения.

Немаловажным направлением совместной деятельности органов власти различных уровней и отраслевых организаций является создание условий для развития в регионе семейного туризма. Для этого необходимо, в первую очередь, позаботиться о средствах размещения данной категории туристов, оборудованных всем необходимым для кратковременного проживания семей с детьми, в том числе с детьми-инвалидами, нуждающимися в оздоровительной реабилитации. В этих же целях в районах расположения гостиничных комплексов предусмотрено создание дополнительных тематических, событийных и развлекательных парковых зон, представляющих интерес для детей различного возраста.

Таким образом, на основании результатов проведенного анализа можно сделать вывод, что гостиничный сектор индустрии гостеприимства на Кавказских Минеральных Водах в течение пяти последних лет имел импульсивный вектор развития. Его направленность во многом зависела от экономической ситуации в стране и регионе, а также от концептуального и нормативно-правового обеспечения программы развития туризма. Сегодня сложно согласиться с утверждением, что на КМВ преобладает старый гостиничный фонд, доставшийся в наследство с советских времен. За последние годы в регионе появилось множество гостиничных новостроек, которые и внешне, и внутренне соответствуют современным представлениям о комфорте и удобстве. За красивыми фасадами клиентам зачастую не хватает соответствующего сервиса, однако эта проблема постепенно решается за счет подготовки новых и повышения квалификации имеющихся кадров. Думается, что повышению уровня удовлетворенности услугами гостиниц будет способствовать дифференциация средств размещения в соответствии с целями пребывания в них туристов и отдыхающих. Иными словами, речь идет о разработке и популяризации гостиничных брендов. Стратегия развития туризма в Ставропольском крае и на Кавказских Минеральных Водах содержит все необходимые меры, чтобы сделать гостиничную индустрию региона не только привлекательной, но и востребованной.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кавказские Минеральные Воды. Федеральные курорты России. 2-е изд., юбил-е. - Минводы: Кавказская здравница, 2003. - С. 11.

2. Стратегия развития туризма в Ставропольском крае: утверждена Приказом Министерства культуры Ставропольского края от 31 декабря 2015 года № 718.

3. Постановление Правительства Российской Федерации «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах» № 14 от 17 января 2006 г. Режим доступа - URL: // http://www.admkmv.ru/index.php'j'option=com_conte nt&task=view&id=7&Itemid=12

4. Расчет составлен по результатам анализа сводных данных Федеральной службы государственной статистики о налоговых отчислениях санаториев и гостиниц КМВ в 2011-2015 гг.

5. Стратегия развития туризма в Ставропольском крае: утверждена Приказом Министерства культуры Ставропольского края от 31 декабря 2015 года № 718.

6. Меняйлов A.A. Основные проблемы рынка гостиничных услуг и пути их решения / A.A. Меняйлов, ДА. Кушхабиева // Современные условия взаимодействия науки и техники: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2017. -С.143-148.

7. Казначеева A.A., Карташева O.A. Состояние гостиничной индустрии и ее влияние на развитие внутреннего туризма в России (на примере Краснодарского Края) / Казначеева A.A. // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2015. № 4 (19). С. 60-63.

8. Стратегия развития туризма в Ставропольском крае: утверждена Приказом Министерства культуры Ставропольского края № 718 от 31 декабря 2015 года.

9. Приказ Министерства культуры России от 11 июля 2014 г. №1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями». Режим доступа - URL: // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70743354/ #ixzz40sUoFvsM

10. Мирошниченко Д. Обзор рынка: гостиничный бизнес. Режим доступа - URL: // http://www. Openbusiness.ru/biz/business/obzor-rynka-gostinichnyy-biznes/

11. Первый национальный туристский рейтинг. Режим доступа - URL: // http://russia-rating. ru/info/98 5 7. html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.