Научная статья на тему 'Современное состояние и тенденции изменеия экосистемы Баренцева моря'

Современное состояние и тенденции изменеия экосистемы Баренцева моря Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
390
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКАЯ ЭКОСИСТЕМА / РАЙОНЫ ЛОВА / ЛЕДОВИТОСТЬ / АНОМАЛИИ / MARINE ECOSYSTEM / FISHING AREAS / SEA ICE EXTENT ANOMALIES

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Александрова Марана Александровна

В статье представлен анализ современного состояния и тенденций изменения экосистемы Баренцева моря. Мы выполняем исследование в рамках проекта «Оценка экосистемных услуг Баренцева моря на базе основных промысловых биоресурсов как основа интегрированного управления морской деятельностью» (Номер государственной регистрации проекта: АААА-А16116042010072-4), финансируемого РГНФ. Конечная цель нашего исследования разработка метода потенциальной стоимости экосистемных услуг Баренцева моря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN STATE AND TRENDS OF CHANGE OF THE ECOSYSTEM OF THE BARENTS SEA

The article presents an analysis of the current state and trends in the ecosystem of the Barents Sea.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и тенденции изменеия экосистемы Баренцева моря»

А СТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№4 (42) 2017. с. 96-100. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕИЯ ЭКОСИСТЕМЫ

БАРЕНЦЕВА МОРЯ Марана Александровна Александрова Каспийский институт морского и речного транспорта, филиал ВГУВТ,

г. Астрахань [email protected]

морская экосистема, районы лова, ледовитость, аномалии.

В статье представлен анализ современного состояния и тенденций изменения экосистемы Баренцева моря. Мы выполняем исследование в рамках проекта «Оценка экосистемных услуг Баренцева моря на базе основных промысловых биоресурсов как основа интегрированного управления морской деятельностью» (Номер государственной регистрации проекта: АААА-А16116042010072-4), финансируемого РГНФ. Конечная цель нашего исследования - разработка метода потенциальной стоимости экосистемных услуг Баренцева моря.

MODERN STATE AND TRENDS OF CHANGE OF THE ECOSYSTEM OF THE

BARENTS SEA Aleksandrova Marina Aleksandrovna Caspian Institute of Maritime and River Transport, Astrakhan

[email protected]

marine ecosystem, fishing areas, sea ice extent anomalies.

The article presents an analysis of the current state and trends in the ecosystem of the Barents Sea.

Большая экосистема Баренцева моря расположена на границе тёплых атлантических и холодных арктических вод - в районе взаимодействия двух океанических систем. Этот факт объясняет ее климатические и биологические особенности. Основные виды рыб - треска и мойва, тяготеют к бореальной и арктической океаническим системам [2].

Самым продуктивным водоемом севера России является Баренцево море, в котором обитает 207 видов рыб, входящих в 69 семейств (Чернова, 1994). И лишь 20 из всего разнообразия видов ихтиофауны имеют промысловое значение, из которых к основным промысловым объектам относятся: треска, сайда, камбаловые, зубатки, морские окуни, мойва, сайка, креветка, и еще путассу и атланто-скандинавская сельдь.

Баренцево море - это восточная и северная окраина обитания многочисленных видов водных биоресурсов. Могут наблюдаться резкие колебания абиотических условий и находящихся в зависимости от них высокая флюктуации численности поколений.

Возникновение очередного урожайного или серии урожайных поколений может привести к существенной перестройке размерно-возрастного состава популяций и к определенному влиянию на тенденции развития запаса и промысла на продолжительное время. Состояние запасов основных промысловых видов рыб и беспозвоночных в настоящее время характеризуется следующими особенностями. В депрессии находятся запасы мойвы, окуня-клювача, их численность и биомасса близки к минимальному ранее зарегистрированному историческому уровню. На промысел данных промысловых биологических ресурсов установлен мораторий и их разрешено добывать только в качестве прилова.

Рисунок №1 Общий и нерестовый запасы мойвы, тыс. т

Состояние популяции баренцевоморской мойвы зависит от:

• степени воздействия на нее хищников;

• обеспеченности кормовыми ресурсами;

• величины собственного пополнения;

• от интенсивности промысла.

Усиление влияния этого негативного комплекса способствует быстрому сокращению запаса. За 30 лет наблюдалось три периода коллапса запаса мойвы - в середине 1980-х и 1990-х годов, а также в 2004-2008 гг.

Для рационального использования запаса баренцевоморской мойвы необходим комплекс мер для всестороннего учета межвидовых взаимоотношений в экосистеме Баренцева моря. Большое внимание необходимо уделять вопросам охране молоди и сохранению нерестового запаса, необходимого для воспроизводства полноценного заполнения.

После восстановления запаса промысел мойвы был возобновлен весной 2009 г. На основании применения предосторожного подхода в регулировании промысла позволило рекомендовать ОДУ на уровне от 390 до 200 тыс. т вплоть до 2013 г. Российская квота в эти годы составляла от 157 до 81 тыс. т. Однако в силу различных причин реализация отечественной квоты в 2009-2013 гг. составляла от 46,5 до 82,4%.

ОДУ мойвы на весенний период 2014 г. рекомендован в объеме 65 тыс. т. Из них российская квота составляет 26 тыс. т. Уменьшение вылова мойвы весной 2014 г. обусловлено снижением численности половозрелой части запаса в результате медленного роста и позднего полового созревания рыбы (вследствие слабого откорма), а также повышенным потреблением мойвы треской.

В настоящее время запасы окуня-клювача Баренцева моря и сопредельных вод (донный окунь-клювач) и окуня-клювача открытой части Норвежского моря (пелагический окунь-клювач) рассматривают как единый запас прибрежья Норвегии, континентального склона и прилегающих вод Баренцева и Норвежского морей. Окунь-клювач до 2003 г. являлся объектом донного тралового специализированного промысла. В период 1989-2003 гг. ежегодно добывалось от З до 49 тыс. т этого окуня, в том числе Россией - от 1 до 17 тыс. т.

С 2003 г. Специализированный лов окуня был прекращен по рекомендации ИКЕС, и добыча данного объекта до настоящего времени ограничивается разрешенной величиной прилова на промысле донных рыб. С 2003 г. годовой российский вылов окуня-кловача

обычно не превышал 2 тыс. т [3].

Приловы донного окуня-клювача в 2013 г. отмечались в районах промысла трески и пикши. Уловы окуня-клювача в пелагиали Норвежского моря до начала ХХ1 в. обычно не превышали 40 т в год. После 2000 г. они возросли и превысили 50 т в год (Рисунок №2). Нерестовый запас, биомасса окуня-клювача

2000

tÚ 1500 л

I-

2 юоо <0 s

о 500 ш

0

1992 1995 1998 2001 2004 2007 2010 2011 2012

Год

Рисунок №2 Нерестовый запас, биомасса окуня-клювача

В динамике численности запаса черного палтуса наблюдается положительный тренд, но несмотря на это, его запас по-прежнему характеризуется ниже среднемноголетнего уровня и на его промысел также сохраняется мораторий.

Решением 42-й сессии СРНК ОДУ палтуса на 2013 г. был установлен в размере 19 тыс. т, квота России - 8625 т. В 2013 г. отечественный вылов палтуса (исходя из данных судовых суточных донесений) составил около 10,4 тыс. т - на 20% превышает национальную квоту. Основная часть (более 87%) палтуса была добыта на донном траловом промысле, а ярусный вылов составил около 1,1 тыс. т. За последние три года наблюдаем снижение промысловой значимости НЭ3. На район архипелага Шпицберген приходится более половины российского вылова. Вновь, как и в 2012 г., в ИЭЗ РФ было добыто более 1 тыс. т (Рисунок №3).

Российский вылов черного палтуса норвежско-баренцевоморской популяции в 1964-2014 г.г.

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

I 11 I

i

Российский вылов черного палтуса норвежско-баренцевоморской популяции в 1964-2014 г.г.

iDiDr-~r-~r-~r-vooooooaiaiaioooo*n

с^с^с^с^с^с^с^с^с^с^с^с^ооооо

Рисунок №3 Российский вылов черного палтуса норвежско-беломорской популяции в 1964 -2014 г.г., тыс. т.

Общий международный вылов черного палтуса в Баренцевом море и сопредельных водах в 2013 г. может превысить 20 тыс. т, что является наибольшим показателем после 1991 г.

Рисунок №4. Промысловый запас и биомасса нерестовых самок черного палтуса норвежско-беломорской популяции в 1961 -2014 гг., тыс. т

В начале 2013 г. промысловый запас и биомасса половозрелых самок были предварительно оценены в 421 и 165 тыс. т соответственно.

Результаты учетных траловых съемок подтверждают тенденцию к восстановлению запасов черного палтуса, которые проводится Полярным институтом. Данные этих съемок свидетельствуют, что с середины 1990-х годов происходит устойчивый рост запасов, однако в два последних года (2012-2013 гг.) наблюдается их сокращение (Рисунок №4) [3].

В Баренцевом море наблюдаются значительные по амплитуде межгодовые колебания параметров состояния водных и воздушных масс. Климатическую систему этого района представляют три взаимодействующие между собой ее основные компоненты - атмосфера, гидросфера и криосфера. Для выявления оценки закономерностей многолетней изменчивости их состояния применяются более продолжительные наблюдения за температурой воздуха, температурой воды и ледовитостью Баренцева моря (средне годовые значения) [1].

Проведенные исследования свидетельствуют об имеющийся в последнее десятилетие тенденции увеличения аномалий температуры воздуха. Аналогичные процессы происходят и в гидросфере. Общее потепление в системе океан-атмосфера вызвало снижение площади ледового покрова на акватории моря. Аналогичные климатические ситуации в Баренцевом море отмечались и ранее - 1930-1950 годы. Но продолжительность современного теплого периода меньше предыдущего, а значения климатического индекса в начале XXI века значительно ниже, чем его экстремальные величины 1930-1950 годов [4]. Проводимые ПИНРО долгосрочные прогнозы свидетельствуют о понижении теплового индекса Баренцева меря до уровня нормы в ближайшее десятилетие.

Литература

1. Александрова М.А. Климат и состояние морской среды Баренцева моря// Международный научно-исследовательский журнал «Успехи современной науки» №11, с.96

2. Перспективные направления исследований экосистем арктических и южных морей России: Матер. XXXIV конф. молодых ученых ММБИ КНЦ РАН, посвященной 50-летию со дня рождения члена-корреспондента РАН Д. Г. Матишова; [отв. ред. Д. В. Моисеев]; Мурман. мор. биол. ин-т Кол. науч. центра РАН. - Мурманск: ММБИ КНЦ РАН, 2016. - 112 с.

3. Состояние сырьевых биологических ресурсов Баренцева моря и Северной Атлантики: изд-во ПИНРО, Мурманск, 2014

4. Klassifisering av miljokvalitat i fjorder og kystfarvann. Veiledming / J. Molvaer, J. Knutzen, J. Magnusson, B. Rygg, J. Skei, J. Sorensen // SFT Veiledming, 1997. - 97:03. - 36 pp. (In Norwegian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.