Научная статья на тему 'Современное состояние и развитие промышленности России в период реализации Федеральной кластерной политики'

Современное состояние и развитие промышленности России в период реализации Федеральной кластерной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
628
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ / INDUSTRY / EFFICIENCY CLUSTER POLICY / INNOVATIVE TERRITORIAL CLUSTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климова Наталья Владимировна, Буцай Екатерина Александровна

В статье представлен анализ современного состояния промышленности, рассмотрен потенциал развития промышленности и определены проблемы, препятствующие его реализации. Выявлены пути решенияэффективного развития промышленности через инновационный подход и трансформацию в управлении производственной инфраструктурой в целом по отраслям, которые реализуются через федеральную кластерную политику. Проанализированы показатели промышленного производства, рассмотрены положения государственной политике в этой сфере и разработаны предложения по решению поставленной цели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CONDITION AND DEVELOPMENT OF RUSSIAN INDUSTRY IN TIME OF THE REALIZATION OF THE FEDERAL CLUSTER POLICY

The article presents an analysis of the current state of the industry; it focuses on the potential development of the industry and identifies challenges to its implementation. We have shown the ways of solving the effective development of the industry through innovation and transformation in the management of industrial infrastructure in the sectors as a whole, which are implemented through federal cluster policy. The article analyzes the indexes of industrial production, considers the provisions of the state policy in this area and has developed proposals to address this goal

Текст научной работы на тему «Современное состояние и развитие промышленности России в период реализации Федеральной кластерной политики»

УДК 338.22

UDC 338.22

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ В ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ

Климова Наталья Владимировна д.э.н., профессор

Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия пу [email protected]

Буцай Екатерина Александровна студентка экономического факультета Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия Висау [email protected]

В статье представлен анализ современного состояния промышленности, рассмотрен потенциал развития промышленности и определены проблемы, препятствующие его реализации. Выявлены пути реше-нияэффективного развития промышленности через инновационный подход и трансформацию в управлении производственной инфраструктурой в целом по отраслям, которые реализуются через федеральную кластерную политику. Проанализированы показатели промышленного производства, рассмотрены положения государственной политике в этой сфере и разработаны предложения по решению поставленной цели

Ключевые слова: ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА, ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ

MODERN CONDITION AND DEVELOPMENT OF RUSSIAN INDUSTRY IN TIME OF THE REALIZATION OF THE FEDERAL CLUSTER POLICY

Klimova Natalia Vladimirovna Dr.Sci.Econ., professor

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia nv [email protected]

Butsai Ekaterina Alexandrovna

student of the Economics department

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

[email protected]

The article presents an analysis of the current state of the industry; it focuses on the potential development of the industry and identifies challenges to its implementation. We have shown the ways of solving the effective development of the industry through innovation and transformation in the management of industrial infrastructure in the sectors as a whole, which are implemented through federal cluster policy. The article analyzes the indexes of industrial production, considers the provisions of the state policy in this area and has developed proposals to address this goal

Keywords: INDUSTRY, EFFICIENCY CLUSTER POLICY, INNOVATIVE TERRITORIAL CLUSTERS

На современном этапе формирования инновационной экономики России решение проблем эффективного развития промышленности приобретает первостепенное значение.

Российская Федерация, которая имеет достаточно большой потенциал для эффективного обеспечения развития промышленных предприятий, находится лишь на первоначальном этапе инновационной модернизации промышленности. Основные проблемы российской промышленности связанны с незначительным спросом на производимую продукцию, моральным и физическим износом основных фондов, особенно инфраструктурных объектов, технологической отсталостью, достаточно высокими издержками на единицу продукции. Так же, во многом данные проблемы

обусловлены существующей на сегодняшний день системой неэффективного менеджмента на предприятиях и системной макроэкономической ошибкой по их индикативному управлению, которая проводилась государством в период с 1992 по 2008 гг.

Усиление глобальной конкуренции и интеграции национальной экономики в мировое хозяйство в рамках полноправного членства во Всемирной торговой организации, требуют от российской экономической науки новых научно-методических рекомендаций, касающихся основных направлений эффективного развития промышленности, которые в свою очередь нацелены на полноценное использование потенциала экономики.

Цели развития промышленности и экономики в целом должны быть направлены на инновационные вызовы мировой экономики, в том числе на формирование и развитие эффективных, гибких и достаточно устойчивых рыночных производственных структур, которые в полной мере способны обеспечить поступательный рост конкурентоспособности продукции в условиях усиления процессов формирования постиндустриального общества и экономики.

Для преодоления негативных долговременных тенденций требуется выработать новые комплексные подходы к развитию промышленных предприятий, которые были основаны на принципах и элементах экономических знаний, а также формирование организационно-экономических инструментов, которые позволили наиболее эффективно создавать и использовать имеющийся ресурсный потенциал. Так же наиболее эффективным процессом, предлагаемым для развития нового промышленного сектора национальной экономики в сложившихся условиях, выступает процесс кластеризации промышленности.

Значимым ориентиром в решении вышеперечисленных задач в современной научной аналитике принято ссылаться на Распоряжение Правительства РФ № 662-р «О Концепции долгосрочного социально-

экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17.11.2008 г. Главный этап реализации данной Концепции лежит в основе построение инновационной экономики. Сутью данного этапа является проведение кластерной политики, направленной на кластеризацию всей экономики в целом [3].

Так на основании данной концепции в 2009 году были сформулированы и утверждены методические рекомендации по проведению кластерной политики в субъектах Российской Федерации. Ответственным за формирование кластерной политики, ее реализацию, координацию органов исполнительной власти, а так же за создание мер государственной поддержки было назначено Министерство экономического развития РФ. На региональном уровне кластерная политика стала формулироваться в рамках стратегии федеральных округов и субъектов российской федерации и реализовываться региональными органами исполнительной власти и центрами кластерного развития.

В 2010 году и в регионах России стали внедрять и реализовывать меры государственной поддержки центров кластерного развития. Необходимо отметить, что в рамках данной программы успешно и эффективно развиваются 14 областных кластерных центров, примером могут послужить Пенза, Воронеж, Самара. Немало важным является успех по направлению программ развития формирования инновационно-образовательных кластеров. Ответственными в отраслях за разработку и реализацию кластерной политики были назначены профильные министерства, такие как Минпром, Минсельхоз.

В 2012 году в рамках кластерной политики Правительство Российской Федерации приступило к наиболее масштабному проекту. Был разработан перечень инновационных территориальных кластеров, по предоставлению крупной инвестиционной государственной поддержки. В апреле 2012г. был проведен отбор 25-ти ИТК, государством, в лице Министер-

ства экономического развития, на основе сформированной кластерной политики, приступило к реализации 1 этапа, через произведение крупных инвестиционных вложений в них. Указанные 25 ИТК представляют шесть отраслевых направлений таких как:

- «Информационные технологии и электроника»;

- «Новые материалы»;

- «Производство летательных и космических аппаратов, судостроение»;

- «Фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность»;

- «Химия и нефтехимия»;

- «Ядерные и радиационные технологии».

Такие направления как «Информационные технологии и электроника» и «Фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность» в сумме составляют 13 проектов. Отобранные ИТК географически расположились в Европейской части и Азиатской части России — 18 к 7 соответственно. Согласно прогнозу социально-экономического развития РФ на плановый период 2014-2015гг., подготовленным Министерством экономического развития РФ, рост объемов частных инвестиций в проекты участников ИТК не заставит себя долго ждать.

В период до 2016 г. прогнозируемый объем возрастет в 2,44 раза и составит 1 трлн. 574,2 млрд. руб. соответственно. Так же ожидается, что лидирующие позиции по объему инвестиций займут кластеры по направлениям — «Ядерные и радиационные технологии» и «Фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность». Ожидается рост объема инвестиций в 3 раза.

В таблице 1 представлены основные показатели развития пилотных

ИКТ.

Таблица 1- Основные показатели развития пилотных ИТК

Показатель Текущее значение, млрд. руб. Прогнозное значение, млрд. руб. Динамика показателя Общероссийское значение (по оценке Минэкономразвития России)

Совокупный объем выручки от продаж несырьевой продукции на внутреннем и внешнем рынках 1862,8 (2011 г.) 3810,6 (2016 г.) Темп прироста — 105 % Темп прироста производства промышленной продукции за период 20112016 гг. — 58 % (в текущих ценах)

Совокупный объем частных инвестиций вразвитие производства, разработку ипро-движение на рынок новых продуктов 644,5 (2009-2011 гг.) 1574,2 (2012-2016 гг.) Отношение среднегодового объема в 2012-2016 гг. к среднегодов ому объему в 20092011 гг. — 146 % Совокупный объем частных инвестиций — 23 800 млрд. руб. (2009-2011 гг.)

Динамика производства на территории пилотных кластеров должна будет более чем в 1,8 раза превысить аналогичный показатель динамики по промышленной продукции в целом по РФ за отчетный период, который, по тем же прогнозным оценкам, составит 58% в текущих ценах. Рост общей занятости по организациям-участникам ИТК до 2016 г. в соответствии с прогнозами возрастет с 179 тыс. до 331 тыс. человек [2].

Значимым результатом реализации программ развития кластеров является повышение производительности труда. Программные мероприятия, которые направлены на решение данной задачи, включают в себя осуществление модернизации производственной и технологической базы с последующим внедрением инноваций на основе эффективного взаимодействия с партнерами, прежде всего — научными и образовательными организациями. Намечается обеспечить серьезный прирост производительности труда в организациях — участниках ИТК, причем в 10 кластерах объем выработки врасчете на одного работника в течение 2011-2016гг. должен вырасти более чем вдвое. Данный прогноз представлен на рисунке 1.

Рис. 1 - Выработка на одного работника в организациях — участниках пилотных ИТК (тыс. руб./чел. в год) [2].

Показатели развития промышленного производства России в 20122013гг. находятся на достаточно низком уровне. Вступление в ВТО в период незавершившихся ударов от финансового кризиса 2009г. слишком негативно повлияло на развитие экономики России.

На рисунке 2 проиллюстрирован «Индекс промышленного производства», общие темпы прироста промышленного производства по стране, если смотреть относительно нижней точки финансового кризиса по 2009г. выглядят намного более оптимистично. В 2013г. индекс промышленного производства относительно 2010г. показал отрицательные результаты[1].

Рис. 2. Индекс промышленного производствак прошлому году

В 2012 году ВВП России составлял 24 доллара в час, что равнялось 39% от уровня США, 42% от уровня Германии, 60% от уровня Японии. При этом сами темпы прироста остаются так же на достаточно низком уровне. За 2012 год производительность труда в России по официальным данным государственной статистики выросла всего лишь на 3,1%[3].

Данное значение является самым низким за последние 10 лет, за исключением 2009 года, во время наиболее сильного влияния кризиса, когда произошло снижение на 4,1% по отношению к предыдущему году [4].

Так же невысокий уровень производительности труда на предприятиях обусловлен действием ряда причин, наиболее значимыми из которых являются состояние и структура основных фондов. По оценкам экспертов, удельный вес производств, соответствующих современным требованиям, составляет лишь 8,74%. Причина такого удручающего положения кроется в состоянии основных фондов.

На рисунке 3 представлены коэффициенты обновления основных фондов за последние 8 лет.

2° 18 -16 - М ^6 4,1 ——' 5,9 ,4 Производство и распределение

14 - ,3 II — (|)(|1 с ■) электроэнергии, газа и

12 -10 - Д ,8 Ч'^9 -q — 6,5 воды Обрабатывающее

8 у 679—чЛ1 —— f- л производство

6 4 2 -г" ■ * ■ Добыча полезных

ископаемых

2005 i 2006 i 2007 i i 2008 2009 i 2010 2011 1 1 2012

[од [од [од год год год год год

Рис. 3. Коэффициенты обновления основных фондов промышленности

Степень износа основных фондов промышленных предприятий в обрабатывающей промышленности составил 46,8%, а по добывающей и

энергетической- 51,2 и 47,8% соответственно. При этом на крупных отечественных предприятиях этот средний показатель был значительно превышен [4].

На рисунке 4 представлены показатели износа основных фондов по видам экономической деятельности.

Рис. 4. Степень износа основных фондов по видам экономической

деятельности, %.

Процент полностью изношенных основных фондов по обрабатывающей промышленности за 2012г. составил 12,9%, а в добывающей и энергетической— 20,3% и 15,8% соответственно. При таких «запасах» на предприятиях старой и изношенной техники ее выбытие составляет крайне низкий уровень, не превышающий 0,8—1, 1 % за 2012 г. [2].

Достаточно высокий удельный вес несоответствующего новым технологиям оборудования повышает уровень постоянных затрат, атакже растут затраты на функционирование производственной инфраструктуры предприятий, а это в свою очередь приводит к низкой конкурентоспособности продукции. Например, можно отметить, что около 60 крупных промышленных предприятий в 2012 г. имели затраты на ремонт оборудования,

которые в 1,6 раза превышали инвестиции в новое оборудование. Такие высокие затраты на ремонт является серьезным препятствием для технической модернизации промышленности и развития инновационных производств, которые способно радикально повлиять на динамику производительности труда в сторону ее возрастания. Кроме того, рыночная конкуренция, поддерживаемая быстрой сменяемостью производственных технологий и усиливающаяся в условиях глобализации экономики, предъявляет повышенные требования к процессам своевременного обновления технологического оборудования в промышленности. Возможность роста производительности труда при одновременном формировании инновационной экономики в условиях такой ситуации по состоянию инфраструктурных объектов предприятий выглядит более чем сомнительным.

В современных условиях повышения эффективности развития производства можно достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых базовых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции. В стратегиях большинства предприятий в последние годы происходит определенная концептуальная переориентация. Сутью переориентации является переход от всемерного использования экономического эффекта крупномасштабного производства к целенаправленной инновационной стратегии. Нововведения в современной экономике представлены важнейшими средствами обеспечения конкурентоспособности, стабильности и эффективности функционирования хозяйственных субъектов. Практически во всех отраслях экономики наблюдается строгая зависимость между конкурентными позициями, эффективностью деятельности предприятия и его инновационным потенциалом. Это не исключает действия традиционных факторов роста эффективности. Повышение эффективности развития предприятия можно достигнуть за счет улучшения качества продукции, в том числе через улучшения качества предоставляемых услуг инфраструктурой, реализации по-

литики ресурсосбережения, освоения и применения инновационной техники и технологий, производство новой конкурентоспособной продукции, определяющим фактором среди них является инновация. Значение инновационной деятельности для промышленных предприятий в современных условиях постоянно возрастает. Между тем тревожной тенденцией российской промышленности периода рыночных реформ выступает кризис в инновационной сфере. Эта тенденция довольно стабильна. Ее не удается преодолеть, несмотря на предпринимаемые руководством страны усилия по созданию национальной инновационной системы России. Ее контуры, задачи, организационно-правовые формы, инфраструктура определены. Но результаты ее деятельности носят пока фрагментарный характер. Преодоление инновационного кризиса требует как со стороны государства, так и со стороны руководства промышленных предприятий кардинального изменения стратегии предприятий, где главным будет выступать инновационный процесс в качестве основной цели управленческих решений, увеличение затрат на НИОКР, внедрение новой техники. Инновационная деятельность воплощается, в качественном и структурном преобразовании производительных сил. Обусловленная научно-техническим прогрессом она определяет объем и характер производственных ресурсов, а также организацию их использования[1].

Проанализировав состояние экономики промышленности, можно сказать, что без трансформации в управлении производственной инфраструктуры в целом, а так же предприятий в частности, ни одна кластерная политика даже федерального значения, не в силах ускорить темпы развития предприятий. Для эффективного проведения данной трансформации необходимо формулирование научно-обоснованной концепции по данному ускорению, детальному описанию приоритетных направлений в трансформационных процессах с последующей программой по её реализации.

Литература

1. Гохберг Л.М., Шадрин А.Е. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации/ Москва: НИУ «ВШЭ». 2013. — 108С.

2. Промышленность России. 2012: Стат. сб./ Росстат — М., 2012. — 445с.

3. Статистическое обозрение// Росстат — М. № 3(86). 2013.

4. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free doc/new site/vvp/pr-tru.xls

The list of reference:

1. Gohberg L.M., Shadrin A.E. Pilotnye innovacionnye territorial'nye klastery v Ros-sijskoj Federacii/ Moskva: NIU «VShJe». 2013. — 108S.

2. Promyshlennost' Rossii. 2012: Stat. sb./ Rosstat — M., 2012. — 445s.

3. Statisticheskoe obozrenie// Rosstat — M. № 3(86). 2013.

4. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/pr-tru.xls

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.